Тема 3: Крещение Руси. Историческое значение принятия христианства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3: Крещение Руси. Историческое значение принятия христианства.



Развитие экономики, укрепление государственности требовали изменений в идеологии, господствующей формой выражения которой в средние века была религия. Владимир первоначально реформировал языческие представления Древней Руси и с этой целью попытался создать единый пантеон богов. В Киеве он установил деревянные статуи (кумиров), изображавшие богов Перуна, Даждьбога, Стрибога, Мокши, на самое видное место – на холм. У статуй происходила церемония жертвоприношений, в том числе человеческих. Это была попытка объединить божества, которым поклонялись в различных частях страны. Культ Перуна насаждался самыми жестокими мерами. Дядя Владимира Добрыня силой принуждал новгородцев подчиниться Перуну как главному богу страны.

Однако попытка Владимира превратить язычество в государственную религию потерпела крах. Развитые державы по-прежнему воспринимали языческую Русь как варварскую страну. В 988 году Владимир провел вторую религиозную реформу. В качестве новой государственной религии было принято христианство. В летописи («Повесть временных лет») содержится подробный рассказ о выборе веры, носящий легендарный характер. Русские посольства посетили мусульман из Волжской Булгарии, иудеев Хазарии, католиков из «немцев», православных из Византии. Владимир выбрал православие. Как повествует летописная легенда, православие проповедовалось на Руси уже давно. «Повесть временных лет» свидетельствует о посещении Апостолом Андреем Первозванным – одним из учеников Христа еще в начале н. эры среднего Днепра, и об установлении на Киевских холмах креста. Андрей тогда предсказал, что Киев будет «матерью городов русских».

В 988 году в Корсуни (Херсонесе) – центре византийских владений в Крыму – Владимир, крестившись сам, крестил бояр, а затем и весь народ. Тот же Добрыня теперь такими мерами вводил христианство. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего языческих богов. Христианство утверждалось медленнее, и на окраинных землях установилось намного позднее, чем в Киеве и Новгороде.

С принятием христианства на Руси установилась новая феодально-религиозная организация – церковь. Во главе Русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом, отдельные области Руси возглавили епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви – десятину. Термин происходил от размеров налога, вначале составившего десятую часть доходов населения. Впоследствии размер изменился, а название осталось прежним. Митрополичья кафедра, епископы, монастыри (первый из них – Киево-Печерский, основанный в первой половине XI века, получил название от пещер – печер, в которых первоначально селились монахи) вскоре превратились в крупнейших феодальных собственников, оказавших огромное влияние на ход развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 70 монастырей.

Принятие христианства укрепило государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело также и большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув язычество, становилось теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Принятие христианства сыграло и большую роль в развитии культуры. Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется «равноапостольным».

Принятие христианства произвело революцию во всех сферах жизни. На смену жизнелюбивому язычеству шла религия, основанная на ограничении. Христианство меняло весь строй жизни, от семейных до общественных установлений. Язычество не исключало многоженства, у Владимира в языческие времена было до 5 жен. Теперь стало нельзя иметь больше одной жены.

При этом смена веры на Руси происходила без иностранного вмешательства. Это было ее внутреннее дело, и она сама сделала свой выбор. Тогда как большинство западных соседей Руси приняли христианство из рук миссионеров и крестоносцев. Христианство утвердилось на Руси, в основном, за 100-150 лет. Это короткий срок для такого кардинального перелома. Швеции понадобилось 250 лет, Норвегии 150 лет для принятия христианства. Христианство создавало широкую основу для объединения древнерусского общества, исчезла граница между разными племенами славян – всех объединяла теперь одна общая основа.

 

Тема 4: Вступление Руси в период феодальной раздробленности:

Причины и последствия.

После смерти Владимира Мономаха, правившего с 1113 по 1125 год, Русь начала распадаться. Уже к середине XII века образовалось 15 княжеств, а к началу XIII века их уже было около 50.

Причины распада государства. В первые полтора века Киевского государства дружина находилась на содержании у князя. По мере того, как дружинники получали землю, они пришли к выводу, что доход от военной добычи (сбора дани) менее надежен, чем сборы с крестьян и горожан. В XI веке усилился процесс «оседания» дружины на землю. А в первой половине XII века появляется институт вотчины, владелец которой мог распоряжаться ею по своему усмотрению. Владение вотчиной накладывало на феодала обязанность несения военной службы, его экономическая зависимость от великого князя значительно ослаблялась. Становились более самостоятельными не только боярские вотчины, но и местные княжества. В них образовывались собственные дружины и госаппарат. Удельные князья распоряжались общинными землями, передавали их от своего имени во власть боярам и монастырям. Стали формироваться местные княжеские династии, и местные феодалы составляли двор и дружину династии. Огромное значение сыграло введение института наследственности на землю и населяющих ее людей. Это меняло характер отношений местных княжеств с Киевом.

Следует подчеркнуть общую прогрессивность этого процесса. Процесс феодальной раздробленности усилил позиции боярства. С их помощью местные князья установили свою власть в каждой земле. Боярство выступило главной силой разъединительного процесса – внутри страны росла независимость общества от власти. Это главная черта западного типа цивилизации.

Такой огромной страной, как Киевская Русь, было трудно управлять. Каждая земля (княжество) стала вполне управляемой, так как расстояние от столицы до рубежа сократилось в 5-10 раз, и его можно было преодолеть на лошади за несколько дней. Местное боярство было кровно заинтересовано в благосостоянии своей земли. Большую роль в новых княжествах играли города. Поэтому процесс феодальной раздробленности содействовал развитию культуры. Таким образом, феодальная раздробленность была прогрессивным явлением, так как страна продолжала развиваться в общем русле западной цивилизации.

   В период феодальной раздробленности из 50 русских княжеств выделились три центра, претендовавшие на дальнейшее объединение страны. Галицко-Волынское княжество с центром в Галиче на юге, Новгород на севере, и Владимиро-Суздальское княжество в центре. Каждый из этих центров олицетворял определенный вариант развития страны.

Галицко-Волынское княжество было близко к варианту, олицетворяемому Киевом. Вариант западного развития страны с особенностями национальной специфики. Княжеская власть, ограниченная Боярской думой. Плодородная почва, безопасность от кочевников сделали землю Волыни одной из богатейших на Руси. Здесь сложился сильный боярский слой. Для этого княжества характерна непрерывная борьба князей с боярством. Князья пытались усилить власть, боярство им противодействовало. Соотношение их сил было равноценным. Период усиления княжеской власти сменялся усилением боярства. В результате у князей не получалась передача власти по наследству, и княжеская власть переходила из одних рук в другие. Нестабильность и не позволила Галицко-Волынскому княжеству стать объединителем страны. Более того, оно не отстояло и собственной независимости, войдя в XIV веке в состав Великого княжества Литовского, а затем и Польше, став пресловутой Галицией.

Еще один западный вариант развития представлял Новгород. Причем Новгород развивался в одном темпе с современной Европой. Новгородская республика была близка к городам-республикам Ганзейского союза (Германия), городам-республикам Италии: Венеции, Генуи, Флоренции. В новгородской республике имелись высшее должностное лицо (посадник), народное собрание (вече), которое обладало правом высшего органа власти, местные самоуправления, организованные по принципу общины. Князья не имели государственной власти, приглашаясь в Новгород лишь для исполнения функций наемного военачальника. Им запрещалось владеть землей на территории новгородских волостей. Но и права были большие. Князь имел представительские функции, представляя Новгород в отношениях с другими землями. Он обладал высшей судебной властью. На имя князя шла дань. Князья недолго задерживались на новгородском престоле. За 200 лет (с 1095 по 1304 годы) здесь побывало около 40 человек, а некоторые даже не по разу, так как смена власти происходила 58 раз.

В Новгородской республике формировался класс собственников. Новгород обзаводился колониями, превращаясь в метрополию западного типа. Новгородская демократия давала возможность участвовать в жизни республики не только знати, но и простым горожанам. Вече, как народное собрание, обладало широкими правами. Оно рассматривало важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, приглашало князя и заключало с ним договор, избирало посадника, ведающего управлением, и тысяцкого, который возглавлял ополчение. Оно избирало также имевший особое значение в Новгороде суд по торговым делам. Однако и здесь политическая нестабильность (противоречия между верхами и низами, частая смена власти) помешала Новгороду стать объединителем остальной Руси.

Владимиро-Суздальское княжество отличала сильная княжеская власть, которая подавила боярское сопротивление. Выделению Владимиро-Суздальской земли содействовало географическое преимущество: здесь не было угрозы половецких набегов, так как степь была далеко. Здесь уже существовали города Ростов, Суздаль, Муром, Рязань, Ярославль. Позднее возник Владимир на Клязьме, Переславль, названный в отличие от южного Переяславля, Залесским. В середине XII века Андрей Боголюбский перенес столицу княжества из Суздаля во Владимир, решительно поставив себя над боярством. И хотя впоследствии боярам несколько раз удавалось восстанавливать свою власть (в частности, в 1174 году ими был убит тот же А. Боголюбский), тем не менее, тенденция сильной княжеской власти здесь была неизменной.

Именно здесь, во Владимиро-Суздальском княжестве, появилась новая сила, дворянство, сыгравшая позднее крупную роль в объединении страны, то есть новый служилый, военный слой, противопоставлявшийся теперь боярству. В судьбах этих людей многое зависело от князя, и они верно ему служили. Этот слой способствовал усилению центральной власти, сделав Владимиро-Суздальское княжество политически стабильным. В результате именно с этих мест (Москва) начнется процесс объединения Руси. И хотя вариант Владимиро-Суздальского княжества не выводил страну за пределы западной цивилизации, но он находился в русле процесса становления самодержавия. Укладывающийся в традиции западного типа цивилизации, но допускающий вероятность схода. Владимир в предмонгольский период окончательно стал главным городом Руси, поскольку великокняжеский центр был перенесен из Киева во Владимир. Титул «Великий князь Киевский» был сменен на «Великий князь Владимирский». Решающая роль в переходе центра страны с юга вглубь страны принадлежала князю Всеволоду Большое гнездо, правившему во Владимире с 1176 по 1212 год.

     



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.007 с.)