В исторической науке. Типы исторических источников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В исторической науке. Типы исторических источников.



 

В современном мире насчитывается 2,5 тыс. наук. Их обычно делят на две большие группы: изучающие природу (естественные) и общество (гуманитарные, социальные). История относится ко 2-й группе. Это наука, исследующая прошлое человеческого общества. Предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе. Предметом ее познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. Проблемы современности не могут быть решены без исторического подхода и исторического анализа, проделанной историками работы по сбору, систематизации и обобщению огромной совокупности фактов прошлого. Благодаря постепенному накоплению фактов сложились целые отрасли исторических знаний: гражданская история, политическая история, история государства и права, история хозяйства, военная история, археология, история культуры, музыки, языка, литературы.

История – одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V век до н.э.), первым написавший книгу, которая так и называлась «История». Древние очень ценили историю. Показателем их уважения было то, что в древнегреческой мифологии одна из девяти муз (Клио) была покровительницей истории.

История – фундамент гуманитарного образования. Однако у нее есть заметный изъян. Она тесно переплетена с политикой и судьбами правителей, которые не всегда поощряли желание историков знать правду. В истолковании исторических событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных мнений. Заинтересованность людей в результатах изучения прошлого порождает скептическое отношение к истории, как объективной науке. Справедливо звучат слова, что каждое поколение переписывает историю заново, поскольку это «политика, опрокинутая в прошлое». И все же большинство историков считают, что история может быть познана как процесс, развивающийся в соответствии с определенными закономерностями. Несмотря на различные интерпретации фактов прошлого, существует объективная истина, поисками которой и занимается история.

Поиск и истолкование фактов, выяснение причин развития общества и открытие законов этого развития находятся в зависимости от теоретических взглядов историка. Отличительной чертой научного познания выступает теоретическое (объясняющее) мышление. Философские концепции, теоретические представления, методология определяют характер анализа фактического материала.

Изучая прошлое, историк имеет дело с предметом, которого он не видит. Между реально существовавшей действительностью, то есть прошлым, и результатами исследования ученого – научно воссозданной картиной мира – стоит исторический источник. Типы исторических источников: 1) письменные; 2) вещественные; 3) этнографические; 4) устные; 5) лингвистические; 6) фотокинодокументы; 7) фонодокументы. Наиболее важные и существенные для каждой эпохи события фиксируются источниками с той или иной полнотой. Задача историка-исследователя «допросить» источник и выявить необходимую информацию. В истории невозможен эксперимент, но были отдельные попытки воссоздать прошлое. Знаменитый норвежец Тур Хейердал совершил путешествие по следам народов Африки и Океании. Реально существовавшие в прошлом события или явления называют историческим фактом. На основании выявленных фактов строятся исторические концепции. Главная особенность исторических фактов – их уникальность и неповторимость. Доказательность выводов – обязательная черта научного познания. История позволяет понять, как явление возникло, какие этапы в развитии прошло и во что вылилось. При этом, поскольку человек является активно действующим лицом истории, и в то время, когда она творилась, и в момент ее изучения – исторический источник остается крайне субъективным и не может быть научно понят без учета уровня сознания и представлений их авторов и действующих лиц.

Функции: воспитательная (знание истории формирует гражданские качества, национальное достоинство). Просветительская (приобретение исторических знаний показывает место отечественной истории в мировом историческом процессе, вклад нашего народа в мировую цивилизацию).

Русская историческая наука развивалась как часть мировой истории. Элементы исторических знаний появились у восточных славян. Первоначально исторические знания возникли в виде легенд, преданий, былин, мифов. Фольклор восточных славян был начальной стадией возникновения исторических знаний и передавался через устную речь. После появления письменности основным жанром становится летописание (летопись). Оно берет начало с конца X века. Первыми историками становятся летописцы – в основном монахи. В летописях были сильны религиозные мотивы: первопричиной всех событий считался Бог. Летописи проявляли сильный интерес к политической борьбе, подробно описывая политические события. Летописание просуществовало до XVII века, а в отдельных случаях до начала XVIII века. Однако уже в XVI веке появляются произведения, основанные на сочетании не годовых, а иных единиц (глав, разделов). В 1560 году выходит «История казанского царства», а в 1576-1578 годах «История о великом князе Московском» князя Андрея Курбского.

Постепенно исторические знания превращались в науку. Был поставлен вопрос о естественно-научном, а не религиозном объяснении истории.  Этот период исторической науки назвали рационализмом (от лат. рацио -  разум). Это третий период исторической науки.

В начале XVIII века (при Петре I) появляются первые крупные историко-публицистические произведения, близкие по форме к сегодняшним трудам. «Рассуждения о причинах свейской войны» П.П. Шафирова и «История Петра Великого» Феофана Прокоповича. Первым профессиональным историком стал В.Н. Татищев (1686-1750), автор знаменитой «Истории российской».

Системное профессиональное историческое образование началось с начала XIX века. Но уже XVIII век дал немало крупных имен профессиональных историков. Среди них выделяются князь М.М. Щербатов (1733-1790) и Н.М. Карамзин (1766-1826). Таким образом, в конце XVIII-начале XIX века история окончательно превращается в науку. Первый этап ее развития - вторая половина XVIII века – назвали дворянским, поскольку среди историков преобладали дворяне.

Ник. Мих. Карамзин – сын помещика Симбирской губернии, в 1801 году получил от Александра I официальный заказ – написать историю России и должность историографа. Опираясь на труды предшественников и получив доступ к государственным архивам создал 12-томную «Историю государства российского». Изложение успел довести до 1612 года. Труд был рассчитан на широкий круг читателей. Поступки исторических деятелей Карамзин оценивал с позиции здравого смысла, объясняя их психологией и характером каждого персонажа. Материал распадался по княжениям и царствованиям. Новой была периодизация русской истории – она делилась на Древнейшую (от Рюрика до Ивана III), характерной чертой которого была система уделов, Среднюю (от Ивана III до Петра I) с единовластием, и Новую (от Петра I до Александра I), когда резко менялись гражданские обычаи.

Такая периодизация объяснялась концепцией историка. Главная мысль труда – необходимость для России мудрого самодержавия. Не всякое самодержавие Карамзин считал благом для России. Народ, по его мнению, имел право на восстание против князей и царей, нарушавших принципы мудрой самодержавной власти. Карамзин осуждал тиранию Ивана Грозного, Анны Иоанновны, Павла I. «История государства российского» стала на многие годы настольной книгой по отечественной истории. Труд Карамзина был написан на уровне мирового исторического знания той эпохи.

К началу XIX века профессиональные занятия историей становятся доступны представителям других слоев – разночинцам, среди которых на ведущее место выходит буржуазия. В Западной Европе XVIII века доминировало новое направление – просветительство, выступавшее за развитие буржуазных отношений. С этого времени отечественная историческая наука распадается на несколько направлений. В первой половине XIX века в исторической науке уже сильны буржуазные тенденции, связанные с именами Н.А. Полевого (1796-1846), К.Д. Кавелина (1818-1885) и С.М. Соловьева (1820-1879). Их усилиями создается либеральное направление.

Главной концепцией либералов становится государственная теория. Эта теория объясняла особую роль государства в России, закрепощение всех сословий, включая дворян, необходимостью обороны страны от внешней угрозы. С.М. Соловьев по праву признан самым выдающимся русским историком XIX века. Он сформировался как исследователь в эпоху, когда решался вопрос об отмене крепостного права, и развернулась полемика между западниками и славянофилами о путях развития России. Соловьев принадлежал к числу западников. Он родился в Москве в семье священника, и вся его жизнь была связана с Московским университетом. В его стенах Сергей Михайлович прошел путь от студента до ректора. Кроме того, он был учителем истории будущего императора Александра III.

По своим убеждениям Соловьев был умеренным либералом. Он считал, что историк должен уяснить постепенный ход истории, преемство явлений, естественный выход последующих явлений из предыдущих. Главный труд всей жизни Соловьева «История России с древнейших времен» в 29 томах. Соловьев видел причины движения русской истории во взаимодействии трех факторов: природы страны, природы племени и хода внешних событий. Придерживаясь сравнительно-исторического метода, Соловьев видел своеобразие России и Западной Европы, но не их противоположность. По его мнению, природа для Запада была матерью, а для России мачехой. На востоке Европы отсутствуют естественные рубежи в виде горных хребтов и морских берегов, здесь мало населения, ощущается угроза кочевых вторжений, климат носит резко континентальный характер. Здесь происходила многовековая борьба «леса» и «степи». В истории России огромную роль сыграло государство – «высшее воплощение народа». Объективно действовавшие географический и этнический факторы привели к возникновению крупнейшей державы. «Огромная равнина предопределила образование оного государства». Таким образом, ход внешних событий диктовался объективными задачами.

Важнейшей вехой в истории России Соловьев считал петровские реформы. Именно с Петра он начинает новую русскую историю. Ученый показал органическую связь петровских преобразований с предшествующим развитием страны. Соловьев с позиций своего времени создал цельную и наиболее полную картину истории страны. До сих пор его «История» сохраняет значение общепризнанной энциклопедии русской жизни.

Сильные позиции в XIX веке занимает консервативное направление, представителем которого являлся М.П. Погодин (1800-1875), ставший ярым сторонником теории официальной народности (самодержавие, православие, народность), выдвинутую министром просвещения графом С.С. Уваровым.

Промежуточное положение занимали славянофилы, критиковавшие оба указанных выше направления. Они доказывали, что для русской истории характерны не самодержавно-бюрократические принципы, насаждаемые сверху, а развитие общинно-вечевого начала еще со времен Новгородской республики и Земских соборов XVI-XVII веков. Тогда же появилось и революционное направление, первыми представителями которого были А.Н. Радищев (1749-1802), и декабристы, критиковавшие самодержавие.

Борьба между этими направлениями продолжалась до 1917 года. Конечно, происходила определенная перегруппировка их сил. Постепенно происходило усиление либерального направления. Оно превращалось в ведущее. Происходило усиление и революционного направления. Во второй половине XIX века место славянофильской концепции заняла народническая теория, отдававшая свои симпатии общине. Последний этап развития дореволюционной историографии (конец XIX-начала XX веков) получил название эпохи кризиса буржуазной науки.

Еще одним приверженцем либеральных идей выступал В.О. Ключевский (1841-1911), происходивший также из семьи священника, Пензенской губернии. Вся его жизнь также была связана с Московским университетом, который он закончил в 1865 году. Ключевский стал преемником Соловьева на кафедре русской истории. Его блестящие, полные остроумия лекции снискали ему огромную популярность. Ключевский был умеренным либералом, не принимавшим революционные взгляды, и на первое место ставившим науку, которая вечно пребывает. Среди исторических трудов – итог его деятельности «Курс русской истории», пользовавшийся огромной популярностью и не утративший значения в наши дни. Изложение в нем доведено до крестьянской и земской реформы.

Ключевский считал, что всемирная история развивается в рамках общих законов строения человеческого общества. В то же время для каждой страны характерны особенности, обусловленные сочетанием географического, этнического, экономического, социального и политического факторов. В каждом периоде истории сочетание факторов порождает определенную сумму идей. Смена идей и мировоззрений и составляет движущую силу истории. Исходным моментом истории каждой страны является природно-географический фактор. Ключевский считал, что в истории России решающую роль играло освоение (колонизация) территории.

В.О. Ключевский создал новую общую концепцию русской истории, разделив ее на периоды, каждый из которых представлял определенный период в жизни страны. VIII-XIII века Ключевский характеризовал как Русь Днепровскую, городовую, торговую. XIII-первую половину XV века – как Русь Верхневолжскую, удельно-княжескую, вольно-земледельческую. XV-начало XVII века – это Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-земледельческая. Время после Смуты и до Великих реформ Ключевский называл «новым периодом русской истории», всероссийским, императорско-дворянским периодом крепостного хозяйства, земледельского и фабрично-заводского.

С 1917 года начинается советский этап в развитии отечественной исторической науки. Историческая наука активно развивалась в эти годы (1917-1991). Выявлялись и собирались новые исторические материалы, создавались новые архивы, музеи, научные центры, велись дискуссии. Успешно изучались социально-экономическая проблематика, движения народных масс. Но господство в теоретической сфере одной концепции сковывало ученых. В основу советской исторической науки было положено материалистическое понимание истории и учение о социально-экономических формациях. Общество проходит в развитии через последовательную смену определенных стадий и фаз, складывающихся на основании определенного уровня развития экономики. К.Маркс и Ф. Энгельс называли эти стадии общественно-экономическими формациями. ОЭФ – исторически определенный тип общества, представляющий особую ступень в его развитии (первобытно-общинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический). Движущей силой истории признавалась классовая борьба.

В 1991 году начался новый этап развития, который продолжается и в настоящее время. Его особенность – отсутствие парадигмы, то есть ярко выраженной, ведущей концепции в исторической науке, сосуществование самых разнообразных теорий, объясняющих ход истории. Хотя в настоящее время самым популярным все-таки является цивилизационный подход к истории, объясняющий развитие человечества через систему локальных, равноценных друг другу цивилизаций или культурно-исторических типов. 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.015 с.)