Проблемы экологического законодательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы экологического законодательства



В Российской Федерации ежегодно совершаются сотни тысяч экологических правонарушений, причиняющих в своей совокупности невосполнимый и трудно поддающийся измерению и оценке вред окружающей среде. Это само по себе достаточное основание для того, чтобы обратиться к анализу проблем их профилактики и рассмотреть некоторые рекомендации по ее оптимизации.

Проблема осознания потребности в экологической профилактике. Она является в первую очередь практической, хотя ее решение основывается и должно основываться на разносторонних теоретических исследованиях. Как в практическом, так и в теоретическом плане необходимо выявить природу и возможности профилактики экологических правонарушений, ее место в структуре социального управления, проанализировать процесс формирования ее целей в существующем социальном контексте, исследовать методологию и методику выбора средств предупреждения правонарушений и определения интенсивности их применения (Сосновский В.В., 2010).

Защита прав человека на здоровую природную среду, а также обеспечение прав самой природы предполагает решение такой важной задачи, как преодоление и предупреждение коррупции в сфере пользования природными ресурсами и охраны природной среды. Однако современная система российского экологического законодательства, состояние экологического и правового сознания общества не позволяет успешно решать эту задачу.

Сейчас в отношении природы возможны любые действия. Российская система природоохраны даже при точном выполнении ее предписаний – очень неэффективная модель. Она создает условия, при которых людям выгоднее губить природу, чем ее беречь. Ее огромный моральный изъян заключается в том, что человек рассматривает природу как ресурс, а не субъект равноправных отношений.

В рейтинге экологических стран мира – «Environmental Performance Index» – «Индексе экологических достижений» – Россия заняла 69-ое место среди 163 стран, которые охватило исследование экспертов Йельского и Колумбийского университетов.

Опыт показывает, что система профилактики, как и любая регулятивная система, должна соответствовать социально-экономической реальности. Без этого она работать не может. Именно поэтому необходим поиск принципиально новых подходов, но продолжающих, в меру возможного, существующие традиции, к экологической профилактике как социальному феномену, который должен функционировать в новых условиях, включающих, что крайне важно, и процессы глобализации, расширения международного сотрудничества и взаимозависимости различных стран в данной области. Особое значение при этом приобретает обеспечение эффективности отдельных мер предупреждения экологических правонарушений. Они должны представлять собой побуждение и принуждение к правомерному поведению, но в то же время быть правомерными, основываться на поиске баланса.

Таким образом, проблема состоит в том, чтобы общество убедилось в необходимости и возможности существования реальной, новой и эффективной экологической профилактики, в целесообразности определенных затрат на ее функционирование и развитие (Майорова Е.И., 2013).

В настоящее время экологическая обстановка на территории Российской Федерации характеризуется существенными нарушениями природной среды, что приводит к полной или частичной утрате естественных ресурсов, снижению продуктивности природных ландшафтов. Ежегодно надзорными органами выявляются многочисленные нарушения природоохранного законодательства. Одной из причин распространения нарушений в данной сфере является низкий уровень экологических знаний населения, несмотря на ту профилактическую работу, которая проводится как органами государственной власти различных уровней, так и многочисленными общественными организациями.

Принятым в первом чтении законом Тверской области «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры» устанавливаются правовые и организационные основы для экологического образования и просвещения. Разработка документа велась с учетом мнения как специалистов в сфере охраны окружающей среды, так и общественных организаций.

Законопроект вводит такие понятия, как «экологическая информация», «экологическая культура», «экологическое воспитание», «экологическое образование», «экологическое просвещение», определяет полномочия Законодательного собрания и Правительства Тверской области.

Согласно документу, экологическое образование в Тверской области представляет собой единую систему всеобщего и комплексного экологического образования, включающую общее, среднее профессиональное, высшее и дополнительное образование, а также распространение экологических знаний – в том числе через СМИ, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.

Экологическое просвещение, в свою очередь, должно осуществляться посредством распространения и пропаганды экологических знаний, включая информирование населения о принятых и разрабатываемых нормативных правовых актах в области охраны окружающей среды; организацию и проведение научно-практических конференций, круглых столов, семинаров, лекториев, посвященных охране окружающей среды, рациональному природопользованию и обеспечению экологической безопасности; организацию эколого-просветительских центров; проведение субботников и других природоохранных акций; развитие экологического туризма.

Также в законе прописаны права граждан, общественных объединений и иных организаций в сфере экологического образования и просвещения, формирования экологической культуры[9]

 

 

Заключение

В Тверской области сложилась развитая сеть контроля за состоянием природной среды. Регулярные наблюдения за воздушным бассейном области и качеством природных вод региона осуществляются соответствующими подразделениями областного комитета по гидрометеорологии и контролю окружающей среды. Большое значение для выявления опасных загрязнений воды, почвы, растений, продуктов питания имеет деятельность санитарно-эпидемиологической службы. Агрохимические лаборатории и станции химизации сельского хозяйства ведут контроль за химическим составом почвенного покрова. Лесники, работники заповедников и заказников, специалисты общества охотников и рыболовов наблюдают за состоянием лесов и их обитателей. Проводят работу по увеличению поголовья животных. На некоторых крупных предприятиях имеются лаборатории охраны природы и труда.

В работе было рассмотрено общее состояние окружающей природной среды в Тверской области. Наиболее неблагоприятными является экологические условия в областном центре. Город Тверь не относится к городам с очень большими уровнями загрязнений, но и в нем имеются территории со значительными уров­нями загрязнений, оказывающими негативное влияние на качество жизни и здоровья человека.

Средние годовые значения загрязнения атмосферного воздуха в 2016 году не превышали предельно допустимые концентрации (ПДК). Максимально-разовые концентрации превысили ПДК у 2 ингредиентов: взвешенных веществ (в 1,2 раза) и бензапирена (в 1,9 раза). Случаев высокого (ВЗ) и экстремально высокого загрязнения (ЭВЗ) воздуха в 2016 году в Твери не наблюдалось.

Основными источниками загрязнения крупных водотоков Тверской области остаются недостаточно очищенные хозяйственно-бытовые и промышленные сточные воды, а также сельскохозяйственные стоки, поступающие непосредственно в реки или через их притоки.

Максимальную долю загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами, составляют хлориды (около 10 –13 тыс. тонн ежегодно) и сульфаты (около 5-9 тыс. тонн ежегодно).

В Тверской области существуют особые виды воздействия на окружающую среду – это 2 крупнейших в Центральном Федеральном округе энергетических комплекса – Конаковская ГРЭС и Калининская атомная электростанция.

Также имеются: 992 особо охраняемых природных территорий (далее ­– ООПТ) регионального значения (574 государственных природных заказника, 417 памятников природы, 1 ботанический сад) и 3 ООПТ местного значения. Также на территории Тверской области расположены 2 ООПТ федерального значения, из которых 1 государственный природный биосферный заповедник (Центрально-Лесной ГПБЗ), 1 государственный комплекс со статусом национального парка «Завидово».

Во время исследования, был произведен расчет ущерба от загрязнения окружающей среды. Ущерб от загрязнения жидкими и газообразнами веществами составил – 14220,67 тыс. тонн; от загрязнения твердыми веществами – 14170,62 тыс.тонн.

За состоянием окружающей природной среды в Тверской области, ведет надзор Министерство природных ресурсов и экологии.

Министерство осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации государственный экологический надзор:

- государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

- государственный надзор в области обращения с отходами;

- государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;

- государственный надзор в области охраны водных объектов;

- государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;

- государственный охотничий надзор.

Также, в целях воспитания у подрастающего поколения чувства ответственности за состояние окружающей среды в Тверской области принят закон «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры», которым устанавливаются правовые и организационные основы для экологического образования и просвещения.

Тверская область считается одной из наименее загрязненных в Центральном Федеральном Округе, но все равно людям следует уделять больше внимания проблемам окружающей среды.

Неконтролируемая и непредсказуемая деятельность человека оказывает отрицательное воздействие на ход природных процессов, вызывает резко негативные необратимые изменения окружающей среды и биологической природы человека. Разрушаются биогеоценозы, растёт заболеваемость людей, при этом неуклонно растёт численность населения Земли. Главным фактором выживания животных и растений стала способность адаптироваться к измененной человеком среде, всё больше число исчезающих видов.

Таким образом, перед человечеством остро встала проблема сознательного и целенаправленного регулирования обмена веществом и энергией между обществом и биосферой, выработки стратегии охраны природы, а значит, и самого человека.

 

Список литературы

1) Бобылев С.Н., Кудрявцева О.В., Соловьева С.В. Индикаторы устойчивого развития городов // Экономика региона. Москва, 2014. №3. С. 101-108

2)  Виноградова М.Г., Артемьева Е.А. Некоторые экологические проблемы Тверской области и здоровья населения // Успехи современное естествознания. Тверь, 2008. №10. С. 10

3) Временная методика определения предотвращенного ущерба. Москва, 2010 – 53 с.

4) География Тверской области: Книга для учителя / Дорофеев А.А., Ткаченко А.А., Щукина А.С. Тверь, 1992 с.289

5) Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Тверской области в 2015 году. Тверь, 2016. 160 с.

6) Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Тверской области в 2016 году. Тверь, 2017. 152 с.

7) Емельянов А.Г. Оценка экологического состояния природных и природно-антропогенных комплексов по данным мониторинговых наблюдений // Вестник Тверского государственного университета. Тверь, 2012. № 30. С. 4-11

8) Кудряшова А.А. Ущерб от загрязнения окружающей среды (УОЗС), как показатель расчета эколого-экономического индекса. Кемерово, 2014. – 15 с.

9) Майорова Е.И. Главная проблема экологического законодательства // Лесной вестник. Москва, 2013. №5. С. 119-135

10) Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации [Электронный ресурс] / Экологическое состояние Тверской области. URL: http://www.mnr.gov.ru/. Дата обращения: 26.04.2018

11) Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области [Электронный ресурс] / Экологическое состояние Тверской области. URL: http://mpr-tver.ru/. Дата обращения: 20.04.2018

12) Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза: Учебное пособие / Матвеев А.В., Котов В.П. – Санкт-Петербург, 2004

13) Правительство Тверской области [Электронный ресурс] / Природоохранные мероприятия. URL: http://тверскаяобласть.рф/. Дата обращения: 25.04.2018

14) Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник М.1990 г. с.562

15) Сосновский В.В. Современные проблемы профилактики экологических правонарушений // Актуальные проблемы экологического права. Москва, 2010. №3. С. 133-145

16) Территориальный орган Федеральной статистики по Тверской области [Электронный ресурс] / Окружающая среда. URL: http://tverstat.gks.ru/. Дата обращения: 26.04.2018

17) Тихомиров О.А. Экологическая география Тверского региона. Тверь, 1997. с. 117

18) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору [Электронный ресурс] / РОСТЕХНАДЗОР. URL: http://cntr.gosnadzor.ru/. Дата обращения: 20.04.2018

19) Центрально-Лесной заповедник [Электронный ресурс] / Центрально-Лесной государственный природный биосферный заповедник. URL: http://clgz.ru/. Дата обращения: 25.04.2018

20) Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология. Москва, 2004 с. 416

21) Экологическое законодательство Тверской области [Электронный ресурс] / Новости Твери и Тверской области. URL: https://tverigrad.ru/. Дата обращения: 8.05.2018

22) Экологическое состояние Тверской области: информационноаналитические материалы ко второму семинару «Экология в Тверском регионе: сегодня и завтра» Тверь, 2010. – 24 с.

23) Эколого-экономический индекс/С.Н. Бобылев [и др.] – М.: WWF России, РИА Новости при поддержке ВОО «Русское географическое общество», 2012 - 147 с.

24) Экология города: Учебное пособие / Под ред. проф. В.В. Денисова. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д, 2008. с. 832

 

 


[1] http://tverstat.gks.ru/

[2] http://tverstat.gks.ru/

[3] http://mpr-tver.ru/

[4] http://mpr-tver.ru/

[5] http://clgz.ru/

[6] http://www.gks.ru/

[7] http://www.mnr.gov.ru/#

[8] http://тверскаяобласть.рф/

[9] https://tverigrad.ru/



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.026 с.)