Глава I . Состояние окружающей среды на территории Тверской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I . Состояние окружающей среды на территории Тверской области



Оглавление

Введение 3

Глава I. Состояние окружающей среды на территории Тверской области 5

1.1 Эколого-географическое положение региона 5

1.2 Состояние окружающей природной среды 7

1.2.1 Воздействие на атмосферный воздух 8

1.2.2 Воздействие на водные ресурсы 11

1.2.3 Воздействие на земельные ресурсы 13

1.2.4 Особые виды воздействия на окружающую среду 16

1.3 Особо охраняемые территории – экологический (ассимиляционный) потенциал края 17

Глава II. Антропогенное воздействие на территории Тверской област 21

2.1 Воздействие отраслей хозяйства на экологическую обстановку 21

2.2 Расчет (или оценка) экологического ущерба от загрязнения окружающей среды 28

Глава III. Экологическая политика в Тверской области 36

3.1. Нормативно-правовые основы экологической политики 36

3.2. Органы управления природоохранной деятельностью 38

3.3. Проблемы экологического законодательства 41

Заключение 45

Список литературы 48

 

 


Введение

Важнейшая составляющая благополучия жизни страны и любого региона – благоприятная окружающая природная среда. Она затрагивает интересы каждого жителя.

Организация объединенных наций в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) определила общие принципы правового подхода к охране природы; указала, что все государства должны иметь жесткое и одновременно разумное природоохранное законодательство. В настоящее время в России создана система правовой охраны природы, которая представляет собой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоотношений, направленных на выполнение мероприятий по сохранению естественной среды, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей человека жизненной среды в интересах настоящего и будущего поколений.

Оценка экологического состояния природных и природно-антропогенных комплексов является одним из важнейших элементов системы комплексного экологического мониторинга окружающей человека среды. Под экологическим состоянием понимается совокупность показателей, характеризующих последствия антропогенного воздействия на природные комплексы и компоненты и их естественные изменения за определенный промежуток времени. Поскольку антропогенное воздействие часто ведет к негативным изменениям среды, оценка позволяет выявить степень благоприятности или неблагоприятности последствий трансформации гео- и экосистем с точки зрения жизни и деятельности населения.

Целью работы является рассмотрение состояния окружающей природной среды, и оценка воздействия антропогенной деятельности (на примере Тверской области).

В соответствии с поставленной целью были поставлены и решены следующие задачи:

· Изучить состояние окружающей природной среды на территории Тверской области;

· Проанализировать антропогенное воздействие на природную среду;

· Провести расчет экологического ущерба от загрязнения окружающей среды;

· Изучить деятельность правоохранительных органов в области охраны окружающей природной среды.

 

 

Глава I. Состояние окружающей среды на территории Тверской области

Состояние водных ресурсов

Основными источниками загрязнения крупных водотоков Тверской области остаются недостаточно очищенные хозяйственно-бытовые и промышленные сточные воды, а также сельскохозяйственные стоки, поступающие непосредственно в реки или через их притоки.

На состояние водных объектов продолжает оказывать негативное воздействие неудовлетворительное состояние очистных сооружений, отсутствие эффективного комплекса систем обеззараживание на большинстве очистных сооружений, в том числе системах очитки ливневых сточных вод. В Тверской области водоснабжение основной части населения осуществляется из подземных источников водоснабжения. В 2016 году в Тверской области эксплуатировалось 2360 подземных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, из них не отвечают санитарным нормам 11,4% (в 2015 году – 12%, в 2014 году – 15%, в 2013 году – 12%), в том числе по причине нарушения правил эксплуатации зон санитарной охраны – 3,3% (в 2015 году – 3,6%). В 2016 году доля проб воды из подземных источников водоснабжения, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, стабильно остается на высоких показателях и составляет 44,2% (в 2015 году – 43,7%). Удельный вес неудовлетворительных проб по микробиологическим показателям составил 3,8% (в 2015 году – 3,9%). В течение последних лет основными загрязнителями подземных вод являются такие показатели, как общая жёсткость, повышенное содержание железа (преимущественно в двухвалентной форме) и фтора, повышенная альфа-активность. Превышение данных показателей характерно для Тверской области и обусловлено причинами природного характера (Государственный доклад о состоянии…, 2016).

В масштабах страны в Тверской области сбрасывается в водоемы около 1,5% всех отработанных вод. На каждого жителя области приходится около 0,7 тыс. м 3 сточных вод в год. Это значительно меньше, чем в среднем по России. В состав сбрасываемых вод входят нормативно-чистые (не прошедшие очистку), нормативно-очищенные и загрязненные воды.

Максимальную долю загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами, составляют хлориды (около 10 –13 тыс. тонн ежегодно) и сульфаты (около 5-9 тыс. тонн ежегодно). Повышенное содержание сульфатов в поверхностных водах ухудшает органолептические свойства воды. Весьма жесткие требования по содержанию сульфатов предъявляется к водам, поступающим на паросиловые установки, поскольку в присутствии кальция сульфаты образуют прочную накипь. Повышенное содержание хлоридов ухудшает вкусовые качества воды, делает ее малопригодной для питьевого водоснабжения и ограничивает применение для многих технических и хозяйственных целей, а также для орошения сельскохозяйственных угодий. Основная масса хлоридов и сульфатов поступает со сточными водами предприятий жилищно-коммунального хозяйства Тверской области. Основными источниками этих загрязнителей в Тверской области являются МУП «Водоканал» городов Тверь, Ржев, Конаково, Кимры.

На третьем месте по объему сброса - взвешенные вещества (около 1,5-2 тыс. тонн ежегодно). Они поступают с предприятий жилищно- коммунального хозяйства (64%), предприятий химической, строительной, стекольной промышленности (13%), а также – 2% – от предприятий сельского хозяйства. Кроме того, взвешенные вещества попадают в водные объекты во время снеготаяния и дождей, в результате разложения водной растительности. Повышенное содержание взвешенных веществ затрудняет использование воды в хозяйственно-питьевых и рекреационных целях.

Загрязнению поверхностных вод фосфором способствует широкое применение фосфорных удобрений. Органические и минеральные соединения фосфора образуются при биологической переработке бытовых сточных вод и пищевых остатков, а также в процессе биологической очистки промышленных стоков. Ежегодно в водные экосистемы области сбрасывается около 200 тонн фосфора.

Объем железа, сбрасываемого в поверхностные водные объекты области, колеблется от 40 до 60 тонн. Его максимальное количество поступает со сточными водами предприятий ЖКХ.

Нефтепродукты относятся к наиболее опасным загрязняющим веществам. Со сточными водами в водные экосистемы Тверской области ежегодно поступает около 20 тонн нефтепродуктов (Экологическое состояние Тверской области, 2010).

 

Заключение

В Тверской области сложилась развитая сеть контроля за состоянием природной среды. Регулярные наблюдения за воздушным бассейном области и качеством природных вод региона осуществляются соответствующими подразделениями областного комитета по гидрометеорологии и контролю окружающей среды. Большое значение для выявления опасных загрязнений воды, почвы, растений, продуктов питания имеет деятельность санитарно-эпидемиологической службы. Агрохимические лаборатории и станции химизации сельского хозяйства ведут контроль за химическим составом почвенного покрова. Лесники, работники заповедников и заказников, специалисты общества охотников и рыболовов наблюдают за состоянием лесов и их обитателей. Проводят работу по увеличению поголовья животных. На некоторых крупных предприятиях имеются лаборатории охраны природы и труда.

В работе было рассмотрено общее состояние окружающей природной среды в Тверской области. Наиболее неблагоприятными является экологические условия в областном центре. Город Тверь не относится к городам с очень большими уровнями загрязнений, но и в нем имеются территории со значительными уров­нями загрязнений, оказывающими негативное влияние на качество жизни и здоровья человека.

Средние годовые значения загрязнения атмосферного воздуха в 2016 году не превышали предельно допустимые концентрации (ПДК). Максимально-разовые концентрации превысили ПДК у 2 ингредиентов: взвешенных веществ (в 1,2 раза) и бензапирена (в 1,9 раза). Случаев высокого (ВЗ) и экстремально высокого загрязнения (ЭВЗ) воздуха в 2016 году в Твери не наблюдалось.

Основными источниками загрязнения крупных водотоков Тверской области остаются недостаточно очищенные хозяйственно-бытовые и промышленные сточные воды, а также сельскохозяйственные стоки, поступающие непосредственно в реки или через их притоки.

Максимальную долю загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами, составляют хлориды (около 10 –13 тыс. тонн ежегодно) и сульфаты (около 5-9 тыс. тонн ежегодно).

В Тверской области существуют особые виды воздействия на окружающую среду – это 2 крупнейших в Центральном Федеральном округе энергетических комплекса – Конаковская ГРЭС и Калининская атомная электростанция.

Также имеются: 992 особо охраняемых природных территорий (далее ­– ООПТ) регионального значения (574 государственных природных заказника, 417 памятников природы, 1 ботанический сад) и 3 ООПТ местного значения. Также на территории Тверской области расположены 2 ООПТ федерального значения, из которых 1 государственный природный биосферный заповедник (Центрально-Лесной ГПБЗ), 1 государственный комплекс со статусом национального парка «Завидово».

Во время исследования, был произведен расчет ущерба от загрязнения окружающей среды. Ущерб от загрязнения жидкими и газообразнами веществами составил – 14220,67 тыс. тонн; от загрязнения твердыми веществами – 14170,62 тыс.тонн.

За состоянием окружающей природной среды в Тверской области, ведет надзор Министерство природных ресурсов и экологии.

Министерство осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации государственный экологический надзор:

- государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

- государственный надзор в области обращения с отходами;

- государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;

- государственный надзор в области охраны водных объектов;

- государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;

- государственный охотничий надзор.

Также, в целях воспитания у подрастающего поколения чувства ответственности за состояние окружающей среды в Тверской области принят закон «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры», которым устанавливаются правовые и организационные основы для экологического образования и просвещения.

Тверская область считается одной из наименее загрязненных в Центральном Федеральном Округе, но все равно людям следует уделять больше внимания проблемам окружающей среды.

Неконтролируемая и непредсказуемая деятельность человека оказывает отрицательное воздействие на ход природных процессов, вызывает резко негативные необратимые изменения окружающей среды и биологической природы человека. Разрушаются биогеоценозы, растёт заболеваемость людей, при этом неуклонно растёт численность населения Земли. Главным фактором выживания животных и растений стала способность адаптироваться к измененной человеком среде, всё больше число исчезающих видов.

Таким образом, перед человечеством остро встала проблема сознательного и целенаправленного регулирования обмена веществом и энергией между обществом и биосферой, выработки стратегии охраны природы, а значит, и самого человека.

 

Список литературы

1) Бобылев С.Н., Кудрявцева О.В., Соловьева С.В. Индикаторы устойчивого развития городов // Экономика региона. Москва, 2014. №3. С. 101-108

2)  Виноградова М.Г., Артемьева Е.А. Некоторые экологические проблемы Тверской области и здоровья населения // Успехи современное естествознания. Тверь, 2008. №10. С. 10

3) Временная методика определения предотвращенного ущерба. Москва, 2010 – 53 с.

4) География Тверской области: Книга для учителя / Дорофеев А.А., Ткаченко А.А., Щукина А.С. Тверь, 1992 с.289

5) Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Тверской области в 2015 году. Тверь, 2016. 160 с.

6) Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Тверской области в 2016 году. Тверь, 2017. 152 с.

7) Емельянов А.Г. Оценка экологического состояния природных и природно-антропогенных комплексов по данным мониторинговых наблюдений // Вестник Тверского государственного университета. Тверь, 2012. № 30. С. 4-11

8) Кудряшова А.А. Ущерб от загрязнения окружающей среды (УОЗС), как показатель расчета эколого-экономического индекса. Кемерово, 2014. – 15 с.

9) Майорова Е.И. Главная проблема экологического законодательства // Лесной вестник. Москва, 2013. №5. С. 119-135

10) Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации [Электронный ресурс] / Экологическое состояние Тверской области. URL: http://www.mnr.gov.ru/. Дата обращения: 26.04.2018

11) Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области [Электронный ресурс] / Экологическое состояние Тверской области. URL: http://mpr-tver.ru/. Дата обращения: 20.04.2018

12) Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза: Учебное пособие / Матвеев А.В., Котов В.П. – Санкт-Петербург, 2004

13) Правительство Тверской области [Электронный ресурс] / Природоохранные мероприятия. URL: http://тверскаяобласть.рф/. Дата обращения: 25.04.2018

14) Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник М.1990 г. с.562

15) Сосновский В.В. Современные проблемы профилактики экологических правонарушений // Актуальные проблемы экологического права. Москва, 2010. №3. С. 133-145

16) Территориальный орган Федеральной статистики по Тверской области [Электронный ресурс] / Окружающая среда. URL: http://tverstat.gks.ru/. Дата обращения: 26.04.2018

17) Тихомиров О.А. Экологическая география Тверского региона. Тверь, 1997. с. 117

18) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору [Электронный ресурс] / РОСТЕХНАДЗОР. URL: http://cntr.gosnadzor.ru/. Дата обращения: 20.04.2018

19) Центрально-Лесной заповедник [Электронный ресурс] / Центрально-Лесной государственный природный биосферный заповедник. URL: http://clgz.ru/. Дата обращения: 25.04.2018

20) Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология. Москва, 2004 с. 416

21) Экологическое законодательство Тверской области [Электронный ресурс] / Новости Твери и Тверской области. URL: https://tverigrad.ru/. Дата обращения: 8.05.2018

22) Экологическое состояние Тверской области: информационноаналитические материалы ко второму семинару «Экология в Тверском регионе: сегодня и завтра» Тверь, 2010. – 24 с.

23) Эколого-экономический индекс/С.Н. Бобылев [и др.] – М.: WWF России, РИА Новости при поддержке ВОО «Русское географическое общество», 2012 - 147 с.

24) Экология города: Учебное пособие / Под ред. проф. В.В. Денисова. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д, 2008. с. 832

 

 


[1] http://tverstat.gks.ru/

[2] http://tverstat.gks.ru/

[3] http://mpr-tver.ru/

[4] http://mpr-tver.ru/

[5] http://clgz.ru/

[6] http://www.gks.ru/

[7] http://www.mnr.gov.ru/#

[8] http://тверскаяобласть.рф/

[9] https://tverigrad.ru/

Оглавление

Введение 3

Глава I. Состояние окружающей среды на территории Тверской области 5

1.1 Эколого-географическое положение региона 5

1.2 Состояние окружающей природной среды 7

1.2.1 Воздействие на атмосферный воздух 8

1.2.2 Воздействие на водные ресурсы 11

1.2.3 Воздействие на земельные ресурсы 13

1.2.4 Особые виды воздействия на окружающую среду 16

1.3 Особо охраняемые территории – экологический (ассимиляционный) потенциал края 17

Глава II. Антропогенное воздействие на территории Тверской област 21

2.1 Воздействие отраслей хозяйства на экологическую обстановку 21

2.2 Расчет (или оценка) экологического ущерба от загрязнения окружающей среды 28

Глава III. Экологическая политика в Тверской области 36

3.1. Нормативно-правовые основы экологической политики 36

3.2. Органы управления природоохранной деятельностью 38

3.3. Проблемы экологического законодательства 41

Заключение 45

Список литературы 48

 

 


Введение

Важнейшая составляющая благополучия жизни страны и любого региона – благоприятная окружающая природная среда. Она затрагивает интересы каждого жителя.

Организация объединенных наций в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) определила общие принципы правового подхода к охране природы; указала, что все государства должны иметь жесткое и одновременно разумное природоохранное законодательство. В настоящее время в России создана система правовой охраны природы, которая представляет собой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоотношений, направленных на выполнение мероприятий по сохранению естественной среды, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей человека жизненной среды в интересах настоящего и будущего поколений.

Оценка экологического состояния природных и природно-антропогенных комплексов является одним из важнейших элементов системы комплексного экологического мониторинга окружающей человека среды. Под экологическим состоянием понимается совокупность показателей, характеризующих последствия антропогенного воздействия на природные комплексы и компоненты и их естественные изменения за определенный промежуток времени. Поскольку антропогенное воздействие часто ведет к негативным изменениям среды, оценка позволяет выявить степень благоприятности или неблагоприятности последствий трансформации гео- и экосистем с точки зрения жизни и деятельности населения.

Целью работы является рассмотрение состояния окружающей природной среды, и оценка воздействия антропогенной деятельности (на примере Тверской области).

В соответствии с поставленной целью были поставлены и решены следующие задачи:

· Изучить состояние окружающей природной среды на территории Тверской области;

· Проанализировать антропогенное воздействие на природную среду;

· Провести расчет экологического ущерба от загрязнения окружающей среды;

· Изучить деятельность правоохранительных органов в области охраны окружающей природной среды.

 

 

Глава I. Состояние окружающей среды на территории Тверской области



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 777; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.068 с.)