Общая информация для педагогов и специалистов, работающих по профилактике употребления психоактивных веществ, родителей и подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая информация для педагогов и специалистов, работающих по профилактике употребления психоактивных веществ, родителей и подростков



ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ, РАБОТАЮЩИХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ, РОДИТЕЛЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Основные понятия и термины

Психоактивные вещества – вещества, при однократном приеме вызывающие измененное состояние сознания, характеризующееся специфическими эмоциональными переживаниями, при многократном употреблении – состояние химической зависимости. Среди психоактивных веществ различают: разрешенные психоактивные вещества (алкоголь, табак), в последнее время употребление которых все же ограничивается нормативно – правовыми документами, наркотики, токсиканты.

 

Наркотические средства – группа веществ синтетического или естественного происхождения, при потреблении оказывают одурманивающее действие или вызывают эйфорию. Включены в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю на территории Российской Федерации.

 

Психотропные вещества – группа веществ синтетического или естественного происхождения, оказывающих воздействие на психические функции и мотивацию поведения человека. Включены в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю на территории Российской Федерации

 

Прекурсоры НС и ПВ – вещества, используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ. Включены в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю на территории Российской Федерации.

 

Аналоги НС и ПВ – запрещенные для оборота в РФ вещества. Не включенные в Перечень НС, ПВ и их прекурсоров. Химическая структура и свойства которых сходна с химической структурой и со свойствами НС и ПВ.

 

Одурманивающие вещества – вещества, при передозировке которых у человека наступает затормаживание или расслабление психики.

 

Наркомания – социально опасное психическое заболевание, вызванное злоупотреблением наркотических средств и психотропных веществ и, проявляющееся выраженной психической и физической зависимостью от употребляемого наркотика и ведущее к стойкой социальной дезадаптиции.

 

Психическая наркозависимость – патологическое влечение к одурманивающему средству, болезненное стремление непрерывно или периодически принимать его, чтобы вновь испытать ощущение удовольствия и снимать явление психического дискомфорта.

 

Физическая наркозависимость – крайне болезненное состояние (сами наркоманы называют его «ломкой»), возникающее в результате лишения приема наркотика, в результате наркотического голодания. Причиняет длительные тяжкие страдания и сопровождается интенсивными физическими и психическими расстройствами.

 

    Полинаркомания – заболевание, являющееся следствием злоупотребления несколькими наркотическими веществами и характеризующееся формированием зависимости к каждому из употребляемых наркотиков.

 

Психический дискомфорт – чувство внутренней пустоты, скуки, подавленности, безразличия, раздражительности, внутренней напряженности и озлобления.

 

Созависимость – любое поведение или отклонение, которое помогает уменьшить или минимизировать последствия употребления наркотиков для химически зависимого или болезненного вовлеченного человека.

 

Признаки немедицинского употребления наркотиков

 

Определить, употребляет ваш ребенок наркотики или нет, сложно, особенно если ребенок сделал это в первый раз или употребляет наркотики периодически. Важно сделать правильные выводы и учитывать, что некоторые признаки могут появляться совершенно по другой причине. И все же стоит насторожиться, если проявляются:

Резкие перепады настроения

Энтузиазм, веселость сменяются безразличием, доходящим до апатии. Отмечаются: утомляемость, слабость, сонливость, приступы раздражительности, нетерпимости, агрессивности, плачь без повода.

 

Меняется ритм сна

Днем подросток может быть сонливым, а вечером бодрым. Ложится спать очень поздно.

 

Меняются ритм и манера еды

Подросток может длительное время отказываться от еды, ссылаясь на отсутствие аппетита, а порой готов съесть большое количество пищи. При этом он набрасывается на еду, не прожевывает, а глотает большими кусками («волчий аппетит»).

 

4. Зрачки

Они или очень узкие («игольное ушко») или очень широкие («тарелки»).

Самое главное, что они почти не реагируют на свет. Это можно заметить, если подвести ребенка из темноты к свету.                                                          

 

Меняется внешний вид

Сначала имитируются наколки, появляются странные прически. Одежда, тело могут быть грязными, подростка трудно заставить помыться. Наступает полное безразличие к внешнему виду.

 

Сухость во рту

В связи с этим также появляется привычка сплевывать.

 

Лживость

Странное поведение

Оно может проявляться в различных формах. Например, Вы разговариваете со своим сыном (дочерью) и вдруг понимаете, что он (она) Вас не слышит. Глаза открыты, вроде бы направлены в Вашу сторону, и никакой реакции, и подросток замолкает на полуслове и затихает, как будто спит с открытыми глазами. Может заснуть с куском во рту.

 

 

Антинаркотическое законодательство Российской Федерации, применимое к вопросу распространения наркомании в детско – подростковой и молодежной среде

 

В основе российского антинаркотического законодательства заложены требования важнейших международно – правовых документов. Все эти требования учтены в Федеральном Законе от 08.01.1998г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Согласно ст. 40 этого Закона («В РФ запрещается потребление НС и ПВ без назначения врача»), любые действия с наркотиками, выходящие за рамки, дозволенные законом, наказываются в соответствии с уголовным, административным или трудовым законодательством.

Уголовный Кодекс Российской Федерации

Основные статьи, определяющие наказание за действия, связанные с наркотическими средствами и психотропными веществами содержатся в главе 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

Общайтесь друг с другом

Общение — основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Отсутствие общения с вами заставляет его обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить. Но кто они и что посоветуют вашему ребенку?

Помните об этом, старайтесь быть инициатором откровенного, открытого общения со своим ребенком.

2.Выслушивайте друг друга

Умение слушать — основа эффективного общения, но делать это не так легко, как может показаться со стороны. Умение слушать означает:

- быть внимательным к ребенку;

- выслушивать его точку зрения;

- уделять внимание взглядам и чувствам ребенка, не споря с ним;

Не надо настаивать, чтобы ребенок выслушивал и принимал ваши представления о чем-либо. Важно знать, чем именно занят ваш ребенок. Иногда внешнее отсутствие каких-либо нежелательных действий скрывает за собой вредное занятие. Например, подросток ведет себя тихо, не грубит, не пропускает уроков. Ну а чем он занимается? Ведь употребляющие наркотические вещества и являются «тихими» в отличие от тех, кто употребляет алкоголь. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым или снисходительным.

Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом...» или «Что ты об этом думаешь?»

Ставьте себя на его место

Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит. Если вам удастся стать своему ребенку другом, вы будете самым счастливым родителем!

Проводите время вместе

Очень важно, когда родители умеют вместе заниматься спортом, музыкой, рисованием или иным способом устраивать с ребенком совместный досуг или вашу совместную деятельность. Это необязательно должно быть нечто особенное. Пусть это будет поход в кино, на стадион, на рыбалку, за грибами или просто совместный просмотр телевизионных передач. Для ребенка важно иметь интересы, которые будут самым действенным средством защиты от табака, алкоголя и наркотиков. Поддерживая его увлечения, вы делаете очень важный шаг в предупреждении от их употребления.

Дружите с его друзьями

Очень часто ребенок впервые пробует ПАВ в кругу друзей. Порой друзья оказывают огромное влияние на поступки вашего ребенка. Он может испытывать очень сильное давление со стороны друзей и поддаваться чувству единения с толпой. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям, к школе и так далее. Кроме того: в этом возрасте весьма велика тяга к разного рода экспериментам. Дети пробуют курить, пить. У многих в будущем это может стать привычкой.

Поэтому важно в этот период постараться принять участие в организации досуга друзей своего ребенка, то есть их тоже привлечь к занятиям спортом либо творчеством, даже путем внесения денежной платы за таких ребят, если они из неблагополучных семей. Таким образом, вы окажете помощь не только другим детям, но в первую очередь — своему ребенку.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

Не верь глупым мифам о наркотиках!!!

Миф: наркотик делает человека свободным

На самом деле: принимая наркотики, ты разрушаешь свое желание быть независимым, т. к. зависимость от наркотиков – самая жестокая зависимость из всех возможных.

 

Миф: все современные музыканты сидят на наркотиках, и ничего…

На самом деле: современные музыканты предпочитают воздерживаться от употребления наркотиков. Элвис Престли, Фредди Меркури и др. ушли из жизни раньше времени употребляя наркотики.

 

Миф: если не колоть в вену, зависимости не будет

На самом деле: любой способ употребления наркотиков однозначно приводит к зависимости.

 

Миф: наркотики помогают решать жизненные проблемы

На самом деле: в действительности они порождают еще больше проблем:

В школе – тебе больше не добиться успеха – изменяются жизненные ценности;

В семье – ты теряешь контакт с близкими людьми;

В твоем окружении – многие друзья перестают понимать тебя, они растут духовно и физически, а ты нет;

 

Миф: наркотики бывают «всерьез» и «не всерьез» - от них всегда можно отказаться

На самом деле: серьезно отказаться можно только один раз – первый. Но для 99% ребят он не становится последним.

 

Миф: чтобы «Завязать», нужно постепенно снижать дозу

На самом деле: чем раньше человек перестает употреблять наркотики, тем больше шансов избавиться от зависимости и остаться в живых.

 

Миф: наркотики как приключенческий роман – избавляют от прозы жизни

На самом деле: избавляют, но только вместе с самой жизнью.


Заключительное слово

Возможно, от некоторых сверстников или от ребят постарше вам приходилось слышать красочные, заманчивые рассказы о действии наркотиков. Может быть, вас убеждали, что это свидетельствует о мужестве и равенстве со взрослыми.

И все же не спешите принимать на веру веселые рассказы. Подумайте о том, почему радио, телевидение, газеты и журналы стали все чаще обращаться к теме опасности наркомании? Ведь просто так в жизни ничего не происходит.

Прежде всего ответьте себе на следующие вопросы:

· Хочу ли я стать уважаемым, авторитетным человеком и полноценной личностью?

· Каким путем я могу этого достичь?

· Какое влияние наркотики могут оказать на формирование моей личности и социального статуса?

· Что вообще я люблю и ценю в жизни?

· Что мне даст, в конечном счете, употребление наркотиков?

Ответы на эти вопросы помогут тебе принять правильное решение.

Не заблуждайтесь, считая наркотик средством быстро повзрослеть. Это – то же самое, что стучать головой об стенку с целью поумнеть. Одурманенный наркотиком молодой человек скорее смешон, чем мужественен. Все рассуждения наркоманов о стимулирующих свойствах наркотиков - это всего лишь способ скрыть свою беспомощность и зависимость перед этим злом.

Принимая наркотики, вы разрушаете свое желание быть независимыми, т.к. зависимость от наркотиков – самая жестокая зависимость из всех возможных.

Подумайте дважды, трижды…, подумайте как следует! Ваше будущее зависит только от вас.

 

 

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ, РАБОТАЮЩИХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ, РОДИТЕЛЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Основные понятия и термины

Психоактивные вещества – вещества, при однократном приеме вызывающие измененное состояние сознания, характеризующееся специфическими эмоциональными переживаниями, при многократном употреблении – состояние химической зависимости. Среди психоактивных веществ различают: разрешенные психоактивные вещества (алкоголь, табак), в последнее время употребление которых все же ограничивается нормативно – правовыми документами, наркотики, токсиканты.

 

Наркотические средства – группа веществ синтетического или естественного происхождения, при потреблении оказывают одурманивающее действие или вызывают эйфорию. Включены в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю на территории Российской Федерации.

 

Психотропные вещества – группа веществ синтетического или естественного происхождения, оказывающих воздействие на психические функции и мотивацию поведения человека. Включены в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю на территории Российской Федерации

 

Прекурсоры НС и ПВ – вещества, используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ. Включены в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю на территории Российской Федерации.

 

Аналоги НС и ПВ – запрещенные для оборота в РФ вещества. Не включенные в Перечень НС, ПВ и их прекурсоров. Химическая структура и свойства которых сходна с химической структурой и со свойствами НС и ПВ.

 

Одурманивающие вещества – вещества, при передозировке которых у человека наступает затормаживание или расслабление психики.

 

Наркомания – социально опасное психическое заболевание, вызванное злоупотреблением наркотических средств и психотропных веществ и, проявляющееся выраженной психической и физической зависимостью от употребляемого наркотика и ведущее к стойкой социальной дезадаптиции.

 

Психическая наркозависимость – патологическое влечение к одурманивающему средству, болезненное стремление непрерывно или периодически принимать его, чтобы вновь испытать ощущение удовольствия и снимать явление психического дискомфорта.

 

Физическая наркозависимость – крайне болезненное состояние (сами наркоманы называют его «ломкой»), возникающее в результате лишения приема наркотика, в результате наркотического голодания. Причиняет длительные тяжкие страдания и сопровождается интенсивными физическими и психическими расстройствами.

 

    Полинаркомания – заболевание, являющееся следствием злоупотребления несколькими наркотическими веществами и характеризующееся формированием зависимости к каждому из употребляемых наркотиков.

 

Психический дискомфорт – чувство внутренней пустоты, скуки, подавленности, безразличия, раздражительности, внутренней напряженности и озлобления.

 

Созависимость – любое поведение или отклонение, которое помогает уменьшить или минимизировать последствия употребления наркотиков для химически зависимого или болезненного вовлеченного человека.

 

Признаки немедицинского употребления наркотиков

 

Определить, употребляет ваш ребенок наркотики или нет, сложно, особенно если ребенок сделал это в первый раз или употребляет наркотики периодически. Важно сделать правильные выводы и учитывать, что некоторые признаки могут появляться совершенно по другой причине. И все же стоит насторожиться, если проявляются:

Резкие перепады настроения

Энтузиазм, веселость сменяются безразличием, доходящим до апатии. Отмечаются: утомляемость, слабость, сонливость, приступы раздражительности, нетерпимости, агрессивности, плачь без повода.

 

Меняется ритм сна

Днем подросток может быть сонливым, а вечером бодрым. Ложится спать очень поздно.

 

Меняются ритм и манера еды

Подросток может длительное время отказываться от еды, ссылаясь на отсутствие аппетита, а порой готов съесть большое количество пищи. При этом он набрасывается на еду, не прожевывает, а глотает большими кусками («волчий аппетит»).

 

4. Зрачки

Они или очень узкие («игольное ушко») или очень широкие («тарелки»).

Самое главное, что они почти не реагируют на свет. Это можно заметить, если подвести ребенка из темноты к свету.                                                          

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.054 с.)