Сборник методических материалов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сборник методических материалов



Сборник методических материалов

 

Ханты-Мансийск

2018

 

УДК 372.8 ББК 74.266.3+63.3 М 54 Рекомендовано к изданию решением Научно-методической комиссии Ученого совета АУ «Институт развития образования» Протокол № 7 от 07.11.2018 г.

 

Редакционная коллегия:

 

автор-составитель

  Алина Николаевна Вычужанина

 

научный редактор

 Елена Георгиевна Мазурова, кандидат философских наук

 

под общей редакцией

Ирины Юрьевны Акентьевой

 

 

Методическое обеспечение электронного ресурса подготовки обучающихся к этапам всероссийской олимпиады школьников «Олимп Югры» по истории (10 класс): сборник методических материалов / сост. А. Н. Вычужанина; научн. ред. Е. Г. Мазурова; под общ. ред. И. Ю. Акентьевой; автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования». – Ханты-Мансийск: Институт развития образования, 2018. – 59 с.

 

       Применение электронных олимпиадных тренажеров в качестве развивающего средства является одним из важнейших аспектов совершенствования процесса подготовки к этапам всероссийской олимпиады школьников, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих педагогу-наставнику разнообразить формы подготовки к олимпиадам, сделать данный процесс интересным и запоминающимся для обучающихся. В сборнике представлены методические материалы, включающие задания по истории, являющиеся основой электронного образовательного ресурса – тренажера по подготовке обучающихся к этапам всероссийской олимпиады школьников «Олимп Югры». В подготовке сборника приняли участие педагоги муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии «Лаборатория Салахова» города Сургута,   

Создаваемый ресурс предназначен, в первую очередь, для учителей и обучающихся школ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Достоинством предлагаемого электронного образовательного ресурса является то, что он позволит самостоятельно и (или) с помощью педагога-наставника подготовиться обучающимся 10 класса к школьному, муниципальному и региональному этапам всероссийской олимпиады по истории, понять степень сложности олимпиадных заданий, определить уровень подготовки и оценить собственные возможности.

 

 

© АУ «Институт развития образования», 2018

© Вычужанина А. Н., составление, 2018


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 4

 

1. Характеристика методического обеспечения электронного ресурса подготовки обучающихся к этапам всероссийской олимпиады школьников «Олимп Югры» по истории (10 класс) 7

 

1.1. Краткая характеристика материалов, разработанных для электронного ресурса подготовки обучающихся 10 классов к этапам всероссийской олимпиады школьников «Олимп Югры» по истории 7

 

1.2. Структура материалов электронного ресурса подготовки обучающихся 10 классов к этапам всероссийской олимпиады школьников «Олимп Югры» по истории 8

 

1.3. Распределение заданий электронного ресурса подготовки обучающихся 10 классов к этапам всероссийской олимпиады школьников «Олимп Югры» по истории по содержанию, видам умений и способам действий 13

 

1.4. Рекомендации для педагогов-наставников по использованию электронного ресурса подготовки обучающихся 10 классов к этапам всероссийской олимпиады школьников «Олимп Югры» по истории 17

 

2. Олимпиадные задания электронного ресурса «Олимп Югры» для подготовки обучающихся 10 классов к этапам всероссийской олимпиады школьников по истории 20

 

3. Результаты экспертизы методических материалов электронного ресурса «Олимп Югры» для подготовки обучающихся 10 класса к этапам всероссийской олимпиады школьников по истории 53

 

4. Список литературы 57

 


Введение

Всероссийская олимпиада школьников по масштабности на втором месте после ежегодной государственной итоговой аттестации обучающихся, ведь в олимпиаде принимают участие миллионы школьников, которые демонстрируют знания, полученные по 24 учебным дисциплинам. В 2017-2018 учебном году на всех этапах всероссийской олимпиады школьников приняли участие 15 930 013 обучающихся 5-11 классов, в том числе в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре – 185 170 человек по 21 общеобразовательному предмету.

Итоги этапов всероссийской олимпиады школьников в Югре показывают невысокую результативность участия муниципальных команд автономного округа в региональном этапе олимпиады, снижение высоких показателей и призовых мест на заключительном этапе олимпиады по сравнению с успешными субъектами Российской Федерации – лидерами всероссийского олимпиадного движения. Ежегодный анализ результатов этапов всероссийской олимпиады школьников в автономном округе констатирует отсутствие какой-либо положительной динамики качества выполнения олимпиадных заданий участниками на региональном и заключительном этапах олимпиады, недобор проходного балла на заключительный этап по большинству предметов олимпиады (в 2018 году – 14 предметов из 21, что составляет 66,7%).

Особое значение в повышении эффективности сопровождения мотивированных обучающихся к участию в высших этапах олимпиады придается анализу качества выполненных олимпиадных заданий. Практика работы образовательных организаций по созданию условий для одаренных детей и молодежи свидетельствует о том, что эффективная подготовка к этапам всероссийской олимпиады школьников является одной из самых трудных задач, стоящих перед педагогами-наставниками. Для решения данной задачи важно оптимизировать современные образовательные ресурсы, чтобы они реально помогли обучающимся пройти все этапы олимпиады по предмету от школьного до заключительного. Необходимым условием качественной подготовки обучающихся к олимпиадам является гармоничное сочетание традиционных форм работы (специальные занятия, тренинги, конкурсы) с использованием передовых технологий, в том числе возможностей электронных образовательных ресурсов. Электронные олимпиадные тренажеры зарекомендовали себя в качестве развивающего средства, оптимизирующего процесс подготовки к этапам олимпиады, позволяющего педагогу-наставнику разнообразить формы подготовки, сделать данный процесс интересным и запоминающимся.

Идея разработки регионального электронного образовательного ресурса возникла в 2016-2017 учебном году, а в 2017-2018 году автономным учреждением дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» началась работа по созданию методического обеспечения электронного ресурса «Олимп Югры» для подготовки обучающихся 9-11 классов к этапам всероссийской олимпиады школьников по 21 общеобразовательному предмету. В 2018 году была создана команда, в состав которой вошли лучшие педагоги-наставники, работающие с одаренными детьми, и профессорско-преподавательский состав учреждений высшего и среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, имеющий опыт работы в предметно-методических комиссиях и жюри муниципального и регионального этапов всероссийской олимпиады школьников.

Электронный тренажер «Олимп Югры» создается в системе дистанционного обучения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры АУ «Института развития образования» на базе обучающей платформы Moodle, доступен по электронному адресу в сети интернет http://do.hmao.pro/course/index.php?categoryid=54.

Разработка методического обеспечения электронного тренажера рассчитана на три учебных года: предполагается создание большой серии комплектов: 21 предмет по 9,10,11 классу в отдельности, в том числе отдельно для юношей и девушек по технологии и физической культуре. Одновременно с электронным ресурсом проект предусматривает выпуск методических сборников. В 2018 году подготовлен 21 сборник:

 

№ сборника Предмет, класс
1. География, 9 кл.
2. География, 11 кл.
3. История, 10 кл.
4. Литература, 11 кл.
5. Математика, 9 кл.
6. Основы безопасности жизнедеятельности, 11 кл.
7. Право, 10 кл.
8. Право, 11 кл.
9. Русский язык, 10 кл.
10. Русский язык, 11 кл.
11. Технология (девушки), 9 кл.
12. Технология (девушки), 10-11 кл.
13. Технология (юноши), 9 кл.
14. Технология (юноши), 10-11 кл.
15. Физика, 9 кл.
16. Физическая культура, 9-11 кл.
17. Французский язык, 10 кл.
18. Экология, 10 кл.
19. Экология, 11 кл.
20. Экономика, 10 кл.
21. Экономика, 11 кл.

Задания олимпиадного тренажера предусматривают в основном два уровня сложности: легкие задания составляют примерно 30 – 50% (базовый уровень) и задания средней трудности – 70-50% (углубленный, продвинутый уровень), которые могут включать 2-3 трудных задания. По некоторым отдельным предметам (право, физика) разработчиками предусмотрено три уровня сложности заданий: легкие задания примерно 25%, задания средней трудности – 60%, и трудные задания – 15%.

В тренажере не установлен временной регламент, можно выбирать задания по уровню сложности или по темам. В электронном ресурсе не предусмотрен разбор заданий, только их автоматическая проверка с указанием допущенных ошибок, поэтому важна роль педагога-наставника в объяснении выполнения того или иного задания, решения задач.

Создаваемый ресурс предназначен, в первую очередь, для учителей и обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Он предполагает обеспечение самостоятельной и (или) при помощи педагога-наставника подготовки обучающихся 9, 10, 11 классов к школьному, муниципальному и региональному этапам всероссийской олимпиады школьников по 21 предмету. Электронный тренажер позволит обучающимся познакомиться с типами заданий, включаемых в олимпиадные материалы, понять степень их сложности, определить уровень подготовки и оценить собственные результаты.

Организация работы по разработке методического обеспечения (электронного ресурса) для подготовки обучающихся к этапам всероссийской олимпиады школьников по истории для 10 класса осуществлялась на основании следующих документов:

- приказа Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.12.2017 № 1974 «Об утверждении государственного задания на оказание услуг (выполнение работ) автономному учреждению дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» (в редакции приказа ДОиМП от  03.10.2018 № 1354);

- приказа автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» от 26.04.2018 № 144-о «Об организации работ по разработке и апробации методического обеспечения (электронных ресурсов) подготовки обучающихся к этапам всероссийской олимпиады школьников по 21-му общеобразовательному предмету с отдельными модулями для педагогов-наставников»;

- методических рекомендаций по разработке заданий и требований к проведению школьного и муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по истории в 2017-2018 уч. г., разработанные Центральной предметно-методической комиссией всероссийской олимпиады школьников по истории.

Целью подготовки обучающихся к олимпиаде по предмету с помощью электронного олимпиадного тренажёра является контроль и систематизация знаний обучающихся в области истории в период подготовки к этапам всероссийской олимпиады школьников, повышение интереса к предмету.

Электронный олимпиадный тренажер по предмету «История» позволяет объективно оценить качество подготовки обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры к школьному, муниципальному и региональному этапам всероссийской олимпиады школьников по истории.

Данный ресурс будет полезным как для проверки и контроля знаний обучающихся, так и для углубленного изучения материала по истории. Применение технологии дистанционной подготовки к олимпиаде позволит улучшить качество знаний обучающихся за счет эффективного сочетания новых информационных, коммуникационных технологий, а также создаст условия для непрерывного образования участников всероссийской олимпиады школьников во внеурочное время.

 

        

 

1. Характеристика методического обеспечения электронного ресурса подготовки обучающихся к этапам всероссийской олимпиады школьников

«Олимп Югры» по истории (10 класс)

1.1. Краткая характеристика материалов, разработанных для электронного ресурса подготовки обучающихся к этапам всероссийской олимпиады школьников «Олимп Югры» по истории (10 класс)

 

Методическое обеспечение электронного ресурса – олимпиадного тренажера для подготовки обучающихся 10 класса к этапам всероссийской олимпиады школьников по истории включает в себя пакет олимпиадных заданий, разработанный на основе Требований центральной предметно-методической комиссии к проведению и составлению олимпиадных заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по истории 2017-2018 учебного года, которые составлены на основе Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 18 ноября 2013 г. №1252 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 17.03.2015 № 249, от 17.12.2015 № 1488 и от 17.11.2016 № 1435) с учетом особенностей перевода их в тестовый формат с автоматической проверкой. Он создан на основе открытого банка заданий школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников, проводимого на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и других субъектов РФ.   

Задания олимпиадного тренажера позволяют установить уровень освоения обучающимися материала повышенного уровня по предмету и их готовность к участию на школьном, муниципальном и региональном уровнях всероссийской олимпиады школьников. Результаты олимпиады по истории на региональном и заключительном этапах признаются образовательными организациями высшего профессионального образования и учитываются при поступлении, что является основным мотивационным фактором для обучающихся при подготовке к олимпиаде, в том числе с использованием электронного тренажера.

Содержание олимпиадного тренажера определяется на основе федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования, программой по истории и методическими рекомендациями центральной предметно-методической комиссии по разработке заданий и требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по истории в 2017/2018 учебном году. 

Олимпиадный тренажер по истории охватывает содержание курса истории России с древности по настоящее время и нацелен на определение уровня готовности обучающихся к этапам всероссийской олимпиады школьников.

Задания олимпиадного тренажера включают значительный пласт фактического материала. В то же время особое внимание уделяется проверке аналитических и информационно-коммуникативных умений обучающихся 10 классов. Акцентируется внимание на заданиях, направленных на проверку следующих умений:

§ систематизация исторических фактов;

§ установление причинно-следственных, структурных и иных связей;

§ использование источников информации разных типов (текстовый источник, таблица, историческая карта, иллюстрация) для решения познавательных задач;

§ осуществление внешней и внутренней критики источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания);

§ систематизация разнообразной исторической информации на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса.

Ориентация на активную деятельность обучающихся в процессе работы с олимпиадным тренажером, а также привлечение широкого круга исторических источников, проблемных материалов создают возможности для выявления обучающихся,  в наибольшей степени заинтересованных результативностью участия в олимпиаде на региональном и заключительном этапах, продолжением образования по данному профилю. Всё указанное выше позволяет качественно дифференцировать обучающихся, работающих с олимпиадным тренажером, по уровню их подготовки по истории.

Особенностью олимпиадного тренажера является то, что здесь нет разборов задач и вопросов, только их автоматическая проверка, поэтому очень важна роль педагога-наставника в объяснении решения того или иного вопроса.

На основе данного методического обеспечения разработан тренажер подготовки обучающихся к этапам всероссийской олимпиады школьников по истории в системе дистанционного обучения,  который доступен по электронному адресу в сети интернет http://do.hmao.pro/course/index.php?categoryid=54 в разделе «Олимп Югры». Для удобства пользователя на «Стартовой» странице системы дистанционного обучения АУ «Института развития образования», расположенном по электронному адресу http://do.hmao.pro/ отображена вся необходимая информация, позволяющая осуществлять быстрый переход и навигацию по разделам электронного ресурса (размещена ссылка перехода на тренажер «Олимп Югры» и в верхнем левом углу указан перечень предметов, заложенных в олимпиадный тренажер). Переход на электронный ресурс осуществляется с помощью удобной ссылки-перехода в виде баннера посредством нажатия на него. Взаимодействие пользователей с системой осуществляется посредством визуального графического интерфейса.

 

1.2. Структура материалов для электронного ресурса подготовки обучающихся 10 классов к этапам всероссийской олимпиады школьников «Олимп Югры» по истории

 

Олимпиадный тренажер включает 75 заданий, которые разделены по темам, представленным в таблице 1.

Таблица 1

Итого

75 32 43

 

В каждой теме предлагаются задания различной сложности – от первой до второй.

В таблице 2 представлено тематическое распределение по номерам заданий с разным уровнем сложности.

Таблица 2

Требования

По истории по темам

№ п/п Темы Количество заданий
1. История России с древнейших времен до середины XVI в. 14
2. История России с середины XVI до конца XVII в. 13
3. История России XVIII в. 9
4. История России XIX в. 12
5. История России с начала XX в. до настоящего времени 27

Итого

75

 

В каждом разделе предлагаются задания двух уровней сложности.

Как правило, олимпиадный материал по истории состоит из следующих типов заданий:

1.Тестовые вопросы «закрытого» вида с выбором одного правильного ответа из представленных вариантов.

2. Тестовые вопросы «закрытого» вида с выбором нескольких правильных ответов из предложенного списка (рассмотрение определенного явления или эпохи с различных сторон).

3. «Открытые» тестовые вопросы, на которые предлагается ответить самостоятельно.

4. Ряды на определение принципа их построения (определение принципа представленного логического ряда).

5. Ряды на «включение» – «исключение» (выбрать лишнее понятие, явление, событие и т.д. из списка).

6. Хронологические последовательности (расставить в хронологическом порядке несколько событий, понятий и т.д.).

7. Задания на соотнесение двух рядов данных (сопоставление процессов, явлений, понятий, высказываний исторических деятелей и т.д.).

8. Текст с пропусками (вставить необходимые по смыслу даты, имена исторических деятелей, понятия, географические названия и т.д.).

9. Задания по работе с иллюстративными источниками (узнать зрительные образы, назвать дату события, назвать автора источника, художественный стиль и т.д.).

10. Задания на анализ карты (проверить общий уровень знания истории).

11. Задания на анализ документов (название документа, дата создания, авторство и т.д.).

В тренажер не вошли задания, требующие развернутых ответов, где возможны различные варианты их формулировок.

Вышеперечисленный перечень типов заданий тренажера определен образцами заданий предыдущих лет муниципального и регионального уровней всероссийской олимпиады школьников.

Возможности использования электронного олимпиадного тренажера в подготовке обучающихся к олимпиаде по истории

Тренажер предназначен для закрепления теоретических вопросов истории России с древнейших времен до настоящего времени.

После изучения основных вопросов, решения заданий вместе с преподавателем, рекомендуется самостоятельно, без использования дополнительных материалов, попытаться ответить на предложенные вопросы. Можно выбрать вопросы одной группы – с одним вариантом ответа, с множественным выбором, на соотнесение и т.д., либо – по уровню сложности.

Тестирующая система состоит из одного окна, в котором отображаются вопрос, альтернативы ответа на него, элементы пользовательского интерфейса и информационные панели. Часть вопросов снабжены рисунками, которые позволяют более наглядно передать смысл вопроса. При завершении тестирования, обучающемуся и педагогу-наставнику видно, где допущена ошибка. Также выдается подсказка, в случае, если ответ не верный, с указанием верного ответа, где допущена ошибка, если ответ частично верный. Задания, которые вызвали трудности, показывают на какие вопросы нужно обратить еще внимание, прочитать дополнительно нормативно-правовые акты, учебную литературу, при необходимости.

Предмет экспертизы:

Предметом экспертизы является пакет олимпиадных заданий для электронного ресурса по подготовке обучающихся 10 классов к этапам всероссийской олимпиады школьников по истории, включающий в себя:

- текст олимпиадных заданий (75 заданий, в том числе не менее 10 по каждой теме) с вариантами ответов для создания электронного тренажера (с указанием темы/раздела, по которой данное задание представлено, и уровня сложности) по темам:

- История России с древнейших времен до середины XVI в.

- История России с середины XVI до конца XVII в.

- История России XVIII в.

- История России XIX в.

- История России с начала XX в. до настоящего времени;

- рекомендации для педагогов-наставников по подготовке обучающихся к олимпиаде с помощью электронного ресурса (цель электронного олимпиадного тренажера по предмету, краткая характеристика ресурса, структура олимпиадного материала по темам и по типу заданий, возможности использования при подготовке обучающихся к олимпиаде по истории, правила использования).

Разработчик /составитель олимпиадных заданий: Вычужанина Алина Николаевна, учитель истории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6», г. Сургут.

Цель экспертизы: проведение комплексного анализа олимпиадных заданий по предмету «История» для электронного ресурса на соответствие требованиям к заданиям, прописанным в методических рекомендациях по разработке заданий, и требованиях к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников 2017/2018 учебного года по предмету, подготовленных Центральной предметно-методической комиссией.

Задачи экспертизы:  

- соответствие форме предоставления тестовых заданий для тренажера ВсОШ;

- проверка заданий на наличие ошибок и внесение необходимых корректировок;

- анализ уровня сложности и доступности для указанной возрастной группы;

-  проверка на правильность (научную грамотность) изложения формулировок и пр.;

- выявление оригинальности, новизны заданий, соответствия продвинутому уровню освоения заданий;

- проверка и корректировка заданий на употребление терминов и понятий, не выходящих за пределы изучаемых в рамках учебного плана предметов, или с определением и конкретизацией их непосредственно в задании;

- анализ Характеристики методического обеспечения электронного ресурса подготовки обучающихся к этапам всероссийской олимпиады школьников по предмету;

- определение ценности методического обеспечения (электронного ресурса) подготовки обучающихся к этапам всероссийской олимпиады школьников, как экспертируемого объекта, размер/границы их применения, формирование выводов о значимости  и  привлекательности заданий для распространения широкой аудитории заинтересованных лиц;

- определение эффективности заданий, действенности (не только результативности, но и «жизненности»), т.е. возможности получения ожидаемых желательных результатов, а именно развития с помощью данных заданий у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, пропаганда научных знаний и как результат отбор наиболее талантливых обучающихся в состав участников следующих этапов олимпиады.

Общие сведения. Общее количество тестовых вопросов, с вариантами ответов для создания электронного тренажера составляет 75 заданий (Таблица 7):

Таблица 7

Тема

Всего заданий

Уровень сложности

1

2

Количество заданий ед. Доля заданий и в общем % Количество заданий ед. Доля заданий в общем объеме % История России с древнейших времен до середины XVI в.           14 7 9 7 9 История России с середины XVI до конца XVII в. 13 8 11 5 7 История России XVIII в. 9 2 3 7 9 История России XIX в. 12 6 8 6 8 История России с начала XX в. до настоящего времени 27 9 12 18 24 Всего 75 32 43 43 57

       В комплекте заданий в ходе предварительной экспертизы были отмечены  некоторые недочеты в части  сложности, оригинальности и новизны (задания №№ 4,11, 13,16,18,21,25,26,27,39,57), описания характеристики электронного ресурса, которые были устранены разработчиком.

Результаты экспертизы. Методическое обеспечение электронного ресурса – олимпиадного тренажера для подготовки обучающихся 10 класса к этапам всероссийской олимпиады школьников по истории включает в себя пакет олимпиадных заданий, который разработан на основе «Методических рекомендации центральной предметно-методической комиссии по предмету за 2017-2018 учебный год».

Составленные разработчиком рекомендации для педагогов-наставников по подготовке обучающихся к олимпиаде с помощью электронного ресурса (объем, структура, учет требований к разработке олимпиадного тренажера, полнота раскрытия содержания) могут использоваться при подготовке обучающихся к олимпиаде по предмету «История».

Задания позволяют выявить специальные знания, компетенции, подталкивают участников к самостоятельному размышлению над материалом, развивают уже известные знания по истории. В ходе выполнения задании можно выявить начитанность и общий культурный уровень участников, умение работать с различными источниками (иллюстрации, карты, схемы, диаграммы, таблицы, тексты и т.д.).

Разработчик выдержал стандартную периодизацию истории, закрепленную в школьной программе для 10 классов. Большинство заданий посвящено отечественной истории, но присутствовали также вопросы, связанные со всеобщей историей. Доля баллов, получаемых за вопросы, связанные с всеобщей историей, для обучающихся 10 классов не превышает принятую норму (30 %).

Вопросы в заданиях отражают проблемы политической истории, социально-экономической истории, культуры, внешней политики России и др. Включены в комплект заданий и вопросы, связанные с региональным компонентом (задание 74-75).

Задания олимпиадного тренажера позволят установить уровень освоения обучающимися материала повышенной сложности по истории и их готовность к участию на школьном, муниципальном и региональном этапах всероссийской олимпиады школьников. Содержание олимпиадного тренажера соответствует требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего образования, федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования (углубленный уровень), примерной программы среднего общего образования по истории.

Таблица 9

Список литературы и Интернет ресурсов

1. Александров, В. Н. История русского искусства / В. Н. Александров. – Минск: ХАРВЕСТ, 2007. – 736 с.

2. Демоверсии, спецификации, кодификаторы [Электронный ресурс] // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений [Электронный ресурс]: сайт. – URL: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory (дата обращения: 19.10.2018).

3. Историческая библиотека [Электронный ресурс]: сайт. – URL: historylib.org http://historylib.org/ (дата обращения: 19.10.2018).

4. Исторические источники на русском языке в Интернете [Электронный ресурс] //  Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: сайт. – URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ (дата обращения: 19.10.2018).

5. История Военного Дела: исследования и источники [Электронный ресурс] // История военного дела: исследования и источники: сайт журнала. – URL: http://www.milhist.info/ (дата обращения: 19.10.2018).

6. История России XIX века – письменные, статистические и графические источники [Электронные ресурс] // История России XIX века – письменные, статистические и графические источники: сайт. – URL: http://xix-vek.ru/ (дата обращения: 19.10.2018).

7. Кацва, Л. А. История Отечества: справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012. – 848 с.

8. Козленко, С. И. История. Всероссийские олимпиады / С. И. Козленко, И. В. Козленко. – Вып. 1. – М.: Просвещение, 2008.

9. Материалы русской истории [Электронный ресурс]: сайт. – URL: http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm (дата обращения: 19.10.2018).

10. Мероприятия [Электронный ресурс] // Олимпиады для школьников [Сайт]. – URL: https://info.olimpiada.ru/activities (дата обращения: 19.10.2018).

11. Открытый банк заданий ЕГЭ [Электронный ресурс] // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений»: сайт. – URL: http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege (дата обращения: 19.10.2018).

12. Павленко, Н. И., История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень / Н. И. Павленко, И.Л. Андреев, Л. М. Ляшенко. – 5-е изд., стереотип. – М.: 2012. – 336 с.

13. Домонгол. Портал древней культуры и искусства [Электронный ресурс]: сайт. – URL: http://domongol.org/index.php (дата обращения: 19.10.2018).

14. Хронос. Всемирная история в интернете [Электронный ресурс]: сайт. – URL: http://hrono.info/ (дата обращения: 19.10.2018).

15. Талызина, А. А. Всероссийская олимпиада по истории 2009-2010 г. / А. А. Талызина, А. С., Усачев, Д. А. Хитров, Д. А. Черненко // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2010. – № 9.

16. История России с древнейших времен до начала XXI века: в 3-х т. / под ред. акад. РАН Л. В. Милова. – М.: ЭКСМО, 2006.

Т. 1: История России с древнейших времён до конца XVII в. 768 с.

Т. 2: История России XVIII-XIX вв. 784 с.

Т. 3: История России XX начала XXI в. – 960 с.

17. Уроки истории XX век [Электронный ресурс]: сайт. – URL: http://urokiistorii.ru/ (дата обращения: 19.10.2018).

18. Хитров, Д. А. Использование исторических источников в олимпиадных задачах // Преподавание истории в школе. – 2011. – № 7.

19. Хитров, Д. А. Олимпиадные задачи по истории // Преподавание истории в школе. – 2010. – № 9. 

20. Родная история [Электронный ресурс]: сайт. – URL: http://rodnaya-istoriya.ru/ (дата обращения: 19.10.2018).

21. РусАрх. Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры [Электронный ресурс]: сайт. – URL: http://www.rusarch.ru/index.htm (дата обращения: 19.10.2018).

 

 

Редакционная коллегия:

 

автор-составитель

  Алина Николаевна Вычужанина

 

научный редактор

 Елена Георгиевна Мазурова, кандидат философских наук

 

под общей редакцией

Ирины Юрьевны Акентьевой

 

Рецензент: Харина Наталья Сергеевна, кандидат исторических наук

доцент кафедры истории, философии и права Юридического института федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Югорский государственный университет»

 

Методическое обеспечение электронного ресурса подготовки обучающихся

 к этапам всероссийской олимпиады школьников

 «Олимп Югры» по ИСТОРИИ

(10 класс)

 

Сборник методических материалов

 

Ханты-Мансийск

2018

 

УДК 372.8 ББК 74.266.3+63.3 М 54 Рекомендовано к изданию решением Научно-методической комиссии Ученого совета АУ «Институт развития образования» Протокол № 7 от 07.11.2018 г.

 

Редакционная коллегия:

 

автор-составитель

  Алина Николаевна Вычужанина

 

научный редактор

 Елена Георгиевна Мазурова, кандидат философских наук

 

под общей редакцией

Ирины Юрьевны Акентьевой

 

 

Методическое обеспечение электронного ресурса подготовки обучающихся к этапам всероссийской олимпиады школьников «Олимп Югры» по истории (10 класс): сборник методических материалов / сост. А. Н. Вычужанина; научн. ред. Е. Г. Мазурова; под общ. ред. И. Ю. Акентьевой; автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования». – Ханты-Мансийск: Институт развития образования, 2018. – 59 с.

 

       Применение электронных олимпиадных тренажеров в качестве развивающего средства является одним из важнейших аспектов совершенствования процесса подготовки к этапам всероссийской олимпиады школьников, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих педагогу-наставнику разнообразить формы подготовки к олимпиадам, сделать данный процесс интересным и запоминающимся для обучающихся. В сборнике представлены методические материалы, включающие задания по истории, являющиеся основой электронного образовательного ресурса – тренажера по подготовке обучающихся к этапам всероссийской олимпиады школьников «Олимп Югры». В подготовке сборника приняли участие педагоги муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии «Лаборатория Салахова» города Сургута,   

Создаваемый ресурс предназначен, в первую очередь, для учителей и обучающихся школ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Достоинством предлагаемого электронного образовательного ресурса является то, что он позволит самостоятельно и (или) с помощью педагога-наставника подготовиться обучающимся 10 класса к школьному, муниципальному и региональному этапам всероссийской олимпиады по истории, понять степень сложности олимпиадных заданий, определить уровень подготовки и оценить собственные возможности.

 

 

© АУ «Институт развития образования», 2018

© Вычужанина А. Н., составление, 2018


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 4

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.136 (0.161 с.)