Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проектная и исследовательская деятельность
Для развития исследовательской позиции и исследовательской активности ребенка первостепенное значение педагоги гимназии придают проектной и исследовательской деятельности учащихся. Проектная и исследовательская деятельность обозначает разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков: ü они направлены на достижение конкретных целей; ü они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий; ü они имеют ограниченную протяженность во времени с определенным началом и концом; ü все они в определенной степени неповторимы и уникальны. При этом ведущим видом профессиональной деятельности в проектах может быть любая ее разновидность: ü экспериментально-исследовательская; ü проектно-конструкторская; ü производственная; ü информационно-аналитическая; ü диагностическая; ü научная; ü методическая; ü образовательная и т.д. Проектную деятельность школьников можно рассматривать как модель профессиональной проектной деятельности. В зависимости от целей проектной деятельности школьников (точнее, целей для школьников разных возрастных групп) различные виды действий, входящие в проектную деятельность, могут быть скомбинированы, в них могут вводиться дополнительные условия, ограничения, вспомогательные этапы (для освоения навыков, которыми взрослые уже владеют, а детям еще надо учиться). Иногда в педагогической литературе под словами «проектная деятельность» понимается только одна из разновидностей проектной деятельности - исследовательская. Это связано с использованием проектной деятельности на уроках. Проект организовывается в рамках одного предмета (монопроект), а может объединять несколько предметов (межпредметный проект). При осуществлении таких проектов проводится исследовательская, поисковая, творческая, прикладная (практико-ориентированная) и ознакомительно-ориентированная деятельность. Проект носит кольцевой характер. Это означает, что при подведении итогов работы над проектом дети вновь возвращаются к цели, которая была поставлена вначале, и убеждаются, насколько пополнились их знания и обогатился жизненный опыт. Это влияет на положительную мотивацию в учении. Любой проект носит динамичный характер, имеет разумные временные рамки, учитывает возрастные особенности младших школьников, позволяет проводить самоанализ деятельности и самопроектирование образовательной деятельности уже в начальных классах. Проектная деятельность осуществляется в учебной и во внеурочной деятельности.
Каковы основные этапы внеурочной проектной деятельности? 1. Выбор темы. 2. Сбор сведений. 3. Выбор проектов. 4. Реализация проектов. 5. Презентации.
Предлагаемые учащимся проекты относятся к разным видам по следующей классификации:
Работа над темой и проектная деятельность позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое.
Для проведения работы над темой и проектной деятельности отводится следующее время: ü часть урока по основным учебным предметам; ü время занятий в группах продленного дня; ü любое время, отводимое для внеурочной деятельности школьников. Небольшое количество привлекаемого урочного времени используется для того, чтобы: 1) при первом упоминании о работе над очередной темой познакомить детей с новой темой, обменяться мнениями, обсудить возможные аспекты темы, дать детям возможность выбрать интересующий их аспект темы, зафиксировать выбор детей; 2) в процессе работы над темой и реализации проектов делать обзор текущего состояния дел, предоставляя детям возможность сделать промежуточные презентации своей деятельности; кроме того, в это время решаются различные организационные вопросы.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом детям предоставляется возможность рассказать о свой работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта могут присутствовать не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем выделяются промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.
Педагогам-экспериментаторам предлагается анкета для самоанализа: 1.Владею ли я проектированием? Включается ли у меня проектное мышление при решении жизненных проблем? Получается ли применять проектирование при решении профессиональных проблем? 2.Что нужно мне, педагогу-практику, развить, пересмотреть, добавить в моей профессиональной компетентности педагога для того, чтобы: ü создавать условия для моего взаимодействия с учениками на принципах сотрудничества; ü каждому ученику давать столько самостоятельности, сколько ему необходимо для продуктивного самопроявления и самовыражения; ü возлагать на ученика столько (вместе с его самостоятельностью) ответственности за себя и свои поступки, принятые решения, сколько он может нести; ü так предлагать помощь, чтобы ученик мог бы ею воспользоваться, не поступившись своей самостоятельностью, своей ответственностью. Заключение.
Изученная литература позволяет сделать следующие выводы: одаренные дети требуют особого подхода. Главными направлениями по работе с ними является индивидуальный подход и работа в группах, созданных на основе отбора по уровню знаний и способностей. Творческие начала в человеке проявляются независимо от воспитания и образования, однако можно создать условия для их развития. В результате многолетней работы по созданию методик, концепций, систем развития одаренности накопился оригинальный опыт, который должен быть использован в педагогической практике и дальнейших исследованиях. Работа по предлагаемым нами методам требует серьезной подготовки, в частности, специального обучения педагогического коллектива, создания методико-психологических служб, налаженной связи с родителями – особой организации всей работы школы в целом. Хотелось бы обратить внимание на то, что в психолого-педагогической литературе существует множество определений одаренности. Каждый ребенок одарен по-своему и невозможно в рамках общей теории разработать подход, гарантирующий 100% успех в работе с одаренными детьми. В данной работе были приведены основные определения одаренности, используя психолого-педагогическую литературу была раскрыта сущность понятия одаренности, были приведены классические методы и концепции, используемые в работе с одаренными детьми, а также – наиболее перспективные на наш взгляд современные методики. В заключении хотелось бы дать несколько универсальных советов учителям для работы с одаренными детьми. Несомненно основное требование к учителям одаренного ребенка – безусловное понимание и уважение к его личности. Главная задача педагога привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Учителю всегда следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от учителя больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество учителя и ученика.
В младшем школьном возрасте ребенок отличается особой восприимчивостью по отношению к развитию у него важнейшей мотивационно-личностной особенности - исследовательской или репродуктивной позиции, первая из которых может способствовать дальнейшему развитию его одаренности, а вторая, наоборот, препятствовать. Важнейшими условиями развития исследовательской позиции личности являются обеспечение обогащенной проблемной среды, позволяющей ребенку с высокой степенью самостоятельности открывать знания об окружающем мире, а также поддержка со стороны взрослых (учителя и родителей) всех проявлений исследовательской активности ребенка, создание атмосферы значимости или ценности творчества.
Для того чтобы сохранить и преумножить ростки одаренности в детском возрасте и получить «прекрасные плоды», необходимо не только позаботиться об обеспечении соответствующего обучения одаренных детей в школе, но и просветить их родителей, сделать их сторонниками «теории обучения», адекватной природе развития одаренности.
Список использованной литературы 1.Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одарённости // Проблемы способностей. М., 1962. 2.Гильбух Ю.З. Внимание: одарённые дети.- М.: Знание, 1991. 3. Кеэс П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей. Автореферат.1993. 4. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость // Семья и школа, - № 9.- 1990. 5. Лейтес Н.С. Об умственной одарённости. М.,1960. 6. Лейтес Н.С. Способности и одарённость в детские годы. М., 1984. 7. Научно – практический журнал «Завуч начальной школы», № 4, 2008. 8. Научно – практический журнал «Завуч начальной школы», № 3, 2009. 9. Научно – практический журнал «Завуч начальной школы», № 8, 2009. 10. Научно – практический журнал «Завуч начальной школы», № 4, 2011. Список рекомендуемой литературы 1.Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников.-М.,1994. 2.Матюшкина Л.Л. Развитие творческой активности школьников. М., 1991. 3.Мудрость воспитания: Книга для родителей //Сост. Б.М. Бим – Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. – 2-е изд., доп.-М.: Педагогика, 1989. 4.Савенков А.И. Развитие познавательных способностей//Академия развития, Академия Холдинг, 2004. 5.Савенков А.И. Развитие логического мышления// Академия развития, 2005.
Приложение 1
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.012 с.) |