Методика диагностики одаренности младших школьников (3-4 класс) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика диагностики одаренности младших школьников (3-4 класс)



Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета

Цель: выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 3-4-х классов).

Метод проведения: анкетирование.

Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:

§ интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);

§ творческая (2-й столбец);

§ академическая (3-й столбец);

§ художественно-изобразительная (4-й столбец);

§ музыкальная (5-й столбец);

§ литературная (6-й столбец);

§ артистическая (7-й столбец);

§ техническая (8-й столбец);

§ лидерская (9-й столбец);

§ спортивная (10-й столбец).

 

Рекомендации учителям по работе с детьми.

 

В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что:

1.  Хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.

2. Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам

3. Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.

4. Погружены е философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.

5. Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.

5. Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.

6. Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все делать хорошо(перфекционизм). Отсюда - постановка завышенных целей и тяжелые переживания в случае невозможности их достижения.

7. Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».

8. Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации.

9. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.

10. Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.

11. Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.

12. Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.

Но, как и у всякого объекта изучения, у одаренных детей также имеются свои минусы.

 

Негативными сторонами одаренных детей являются следующие качества личности:

1. Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее.

2. Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна.

3. Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие а коллективных спортивных играх.

4. Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы.

5. Стремление прерывать и поправлять собеседника so время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.

6. Стремление всегда быть правым а споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс.

7. Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится скучно с ними

 

Все эти не очень симпатичные черты характера одаренного ребенка, которые являются продолжением его достоинств, могут вызывать неприязнь у сверстников и отталкивать их от себя: не секрет, что, находясь в обычной школе, одаренный ученик часто раздражает учителей тем, что он или все уже знает, или задает столько вопросов, что перетягивает внимание учи1 только на себя. В результате этого происходит изоляция одаренного ученика от остального класса. Перевод в более старший класс на основании знания программы ведет к разрыву дружеских связей и трудностям установления таких связей в новом классе. В результате многие одаренные дети в школе чувствуют себя изгоями. Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом и бичом для одаренных. Поэтому с одаренным ребенком надо работать либо по индивидуальной программе, либо направлять его в специальную школу, где учатся такие же, как и он сам, одаренные дети.

 

 

Из рекомендаций по развитию одаренного ребенка можно предложить следующее:

Ø Работа по индивидуальному плану с большими объемами учебных заданий.

Ø Предоставление большей самостоятельности.

Ø Требование выполнения обычного учебного задания в нескольких альтернативных вариантах

Ø Уделение большего внимания физическому и нравственному развитию

 

Умственная одаренность, основанная на хорошей памяти, далеко не всегда приводит к высшему ее проявлению - творчеству. Имеются данные психологических исследований, согласно которым высокий уровень развития интеллекта не всегда связан с таким же высоким уровнем творческого потенциала, но именно эта способность к творчеству привлекает исследователей больше всего. Можно, оказывается, много знать, но не уметь ничего изобрести нового и оригинального.

Дело в том, что для учебной деятельности важнее оказывается преимущественно конвергентное мышление, направленное на поиск логически единственного правильного ответа, а для творчества важно дивергентное мышление, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть дано несколько правильных ответов.

Если говорить образно, то шаблонное мышление - это поиск в одном и том же направлении, углубление одной и той же ямы, нешаблонное - попытка копать яму в другом месте. Нежелание оставлять вырытую наполовину яму объясняется отчасти тем, что жаль усилий, затраченных на ее рытье. С другой стороны, держат обязательства перед социумом идти по выбранному пути.

 

По мысли Э, Боне, существуют четыре основных принципа нешаблонного мышления. Это:

Ø осознание господствующих идей и способность отказаться от них;

Ø поиски различных альтернативных подходов к явлениям;

Ø высвобождение из-под жесткого контроля шаблонного мышления;

Ø использование случая.

 

   Учителю не следует уделять слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности, к которой стремится учитель.

Учителю следует избегать укрепления перфекционистских тенденций в одаренном ребенке, перехваливая лучшую или самую аккуратную работу. Ему не стоит выделять одаренного ребенка за прекрасные индивидуальные успехи, а лучше поощрять совместные занятия с другими детьми.

Учитель не должен возводить одаренного ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы.

Учителю следует помнить, что в большинстве своем одаренные дети плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся занятия. Учителям нередко необходима помощь методистов, чтобы разнообразить программу с учетом потребностей высокоодаренных учеников.

Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.

Стереотип одаренности может быть негативен, часто одаренность связывают с «трудностью». Родители и учителя склонны судить о детской одаренности как об аспекте социального поведения: ожидают и часто находят эмоциональные отклонения у детей, нарушения в поведении. Работать с одаренными детьми сложно; многие учителя, работающие с талантливыми подростками, испытывают по отношению к ним чувства, близкие к враждебности.

В большинстве случаев, когда способные дети учатся ниже своих возможностей, это происходит в результате плохого преподавания, негативного отношения учителя к учащемуся и неадекватных учебных-программ.

 

Предлагаем учителям рекомендации по работе с одаренными детьми:

1. Обеспечить благоприятную атмосферу, т.к. доброжелательность со

стороны учителя, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка

способствует свободному проявлению и развитию его мышления.

2. Не следует увлекаться элементами соревновательности, т.к. одаренные

дети чаще всего оказываются победителями, что может вызвать неприязнь одноклассников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности.

3. Стараться не перехваливать одаренного ребенка за какие-то

индивидуальные успехи, а лучше поощрять совместные занятия с другими детьми, что будет способствовать принятию одаренного ребенка в группе сверстников.

4. Неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает

чаще всего раздражение, ревность. Другая крайность - публичное принижение уникальных способностей и даже сарказм со стороны учителя - конечно, недопустима.

5. Всегда помнить, что одаренные дети плохо воспринимают

регламентированные, повторяющиеся занятия. Необходимо разнообразить программу с учетом потребностей высокоодаренных детей.

6. Использовать личный пример творческого подхода к решению проблем.

7. Извлекать максимальную пользу из хобби, конкретных увлечений и

индивидуальных наклонностей одаренных детей.

8. Поощрять работу над проектами, предложенными самими учениками.

9. Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения

одаренного ребенка.

10. Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о

завышенной самооценке; не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.

11. Совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний.

12. Должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации

обучения на уроках и во внеурочное время, уменьшив нагрузку

в расписании и выделив большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий.

13. На уроках и вне активно использовать проблемно-исследовательский

метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся.

Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер.

 

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком - индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.

 

Учителю в работе необходимо:

· Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественнонаучные; музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка.

· Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.

· Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.

 

Ребенку предоставить:

· название темы,

· план изучения темы,

· основные вопросы,

· понятия и термины, которые он должен усвоить,

· практические работы,

· список необходимой литературы,

· формы контроля,

· задания для самопроверки.

 

 Для анализа результатов работы оформить таблицу:

-предмет

-дата и время консультаций

-главные рассматриваемые вопросы

-время работы с темой по программе

-фактически затраченное время

-дополнительные вопросы, не предусмотренные программой

- невыясненные вопросы

-причины отклонений от сроков.

14. Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать

психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.

15. Необходимо создавать приложения к своим программам в виде

набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся.

16. Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время

поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.

17. Для развития способностей нужна высокая познавательная активность

подростка, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.

18. Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому

ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.

19. Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о

необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков.

20. Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют

принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию.

21. Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком

является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.

22. Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что

одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.

23. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте

доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.

24. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на

балл выше, но не наоборот.

25. Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и

в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.

26. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок

чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.

Творческий потенциал личности формируется во всех контактах ребенка со средой. Знание только тогда становится достоянием ученика, когда оно является результатом его собственного мышления, понимания и рефлексии.

Наиболее ярким и важным проявлением творческого потенциала в детском возрасте многие психологи считают исследовательскую активность ребенка, кото­рая может иметь разные формы и в процессе творческого развития преобразуется, поднимаясь на все более высокие ступени. Реализация исследовательской актив­ности обеспечивает ребенку непроизвольное открытие мира, «преобразование не­известного в известное, творческое порождение образов, становление сенсорных и перцептивных эталонов», составляющих первичные знания о мире.

Исследовательская позиция выражает определенный тип отношения ребенка к познанию окружающего мира - отношение к миру как к тайне, загадке, которую он непременно хочет разгадать. Исследовательская позиция ребенка наиболее ярко проявляется в проблемных ситуациях, ситуациях неопределенности, новизны, по­знания в широком смысле слова.

 

Исследовательская позиция в обучении про­является в следующих основных показателях:

ü в высоком уровне и широте поисково-исследовательской активности ре­бенка в ситуации неопределенности, обусловленной бескорыстной познавательной потребностью;

ü в склонности к продолжительным самостоятельным умственным усилиям в процессе поиска неизвестного, в настойчивости достижения познавательной це­ли, разгадки «тайн мироздания»;

ü в предпочтении самостоятельных, продуктивных способов познания.

Очевидно, что для развития исследовательской позиции и исследователь­ской активности ребенка необходим его самостоятельный поиск, в процессе которо­го как раз и приобретается опыт общения, целеполагания, достижения поставлен­ных целей, опыт рефлексивной самоорганизации и самооценки, то есть формиру­ются способности к самодеятельности.

Достижению указанных целей способствует применение:

ü проектной и исследовательской деятельности;

ü интегративной технологии деятельностного подхода к обучению;

ü педагогической технологии развития критического мышления;

ü технологии решения изобретательских задач;

ü алгоритмизации обучения;

ü организации работы учащихся в малых группах.

Реализация вышеуказанных технологий и форм организации деятельности учащихся осуществляется на диагностической основе, с учетом интеллектуального потенциала детей, их интересов и склонностей, а также психофизического здоровья учащихся.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.32 (0.104 с.)