Принципы организации и деятельности органов государственной власти: единство системы, суверенность государственной власти, разделение властей, выборность и др. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы организации и деятельности органов государственной власти: единство системы, суверенность государственной власти, разделение властей, выборность и др.



Государственная власть воплощена в механизме государства и распространяется с помощью законов на всю территорию и население государства.

Государственная власть – это публичные политические отношения, складывающееся между государственным аппаратом и субъектами политической системы общества на основе нормы права.

Свойства ГВ:

- верховенство;

- единство;

- универсальность;

- общеобязательное принуждение;

- суверенность.

Чем четче определена структура государства, компетенция отдельных органов государства, тем стабильнее и устойчивее государственная власть.

В соответствии с принципами разделения властей государственная власть разделяется на:

- законодательную – государственная власть обладает исключительным правом принимать законы (ВР Украины);

- исполнительную – власть, обладающая правом непосредственного управления государством (Правительство, КМУ).

- судебную – независимая власть, которая охраняет право, отправляет правосудие.

Основные элементы ПРВ:

1) различие этих ветвей власти;

2) независимость одной от действий другой;

3) уравновешивание одной действиями другой;

4) согласованность положения властей между собой и отсутствия ответственности одной из них за действие других.

Целевое назначение и функции государственной власти предполагают ее организацию и деятельность на основе вполне определенных принципов. Эти принципы, рассматриваемые как идеальное отражение объективно существующих закономерностей общественного развития, доказывали свою реальность и действенность на протяжении всего периода существования государственности. К ним, на наш взгляд, относятся следующие:

1) принцип верховенства государственной власти;

2) публичность государственной власти;

3) единство государственной власти;

4) иерархичность построения системы (организации) государственной власти;

5) легитимность государственной власти.

Принцип верховенства государственной власти означает, что она главенствует в пределах территории государства над всеми иными субъектами политико-правовых отношений, определяет их статус и контролирует их деятельность. е Соответственно, на одном и том же государственном пространстве не может суще- и ствовать другой власти, стоящей выше нее или равной ей. Все другие социальные а силы на данной территории (общественные, конфессиональные, региональные и о т.д.) имеют в правовом смысле производный от государственной власти характер. о Преобладание государственной власти над всякой другой выражается в ее монополии на нормотворческую деятельность и правовое принуждение.

Принцип публичности (публичного характера) вытекает из общественной в

значимости выполняемых ею функций, их всеобщности и необходимости для о существования государствообразующего народа. Этот принцип предполагает:

связанность государственной власти, ее аппарата с общими интересами и общим благом всего народа, что предопределяет отношение к государству как единому к целому. Поэтому государственная власть не может выражать исключительно групповые, классовые, узкоэгоистические интересы отдельных социальных групп, а с необходимостью в большей или меньшей степени выражает общесоциальные цели и интересы. Для того чтобы удовлетворять требованиям принципов верховенства и публич- 1 ности, власть в государстве должна обладать высокой степенью организационно-) политической целостности. Принцип единства государственной власти определя- 6 ется, во-первых, тем, что она всегда имеет единый социальный источник в лице доминирующей общественной группы правящего слоя, элиты, господствующего класса, всего народа, волю или интересы которых она выражает в первую очередь. Во-вторых, правильно организованная государственная власть для выполнения своего функционального назначения всегда имеет единые цели, задачи и направления деятельности, которые определяются целями и задачами, стоящими 39

перед страной, государством и населяющем его народом. В-третьих, достижение этих целей и решение задач требует согласованности и единства действий от всех органов, звеньев и уровней системы государственной власти, их корреляции, для чего необходим единый координационный центр, осуществляющий связь и согласованность между различными государственно-властными структурами, устанавливающий и поддерживающий организационное, правовое и функциональное единство в построении и деятельности государственного аппарата.

Тем самым определенная степень единства государственной власти с необходимостью предполагает иерархичность ее строения и внутренней организации. Принцип иерархичности означает ступенчатую структурированность и наличие внутренней субординации в построении и деятельности государственного аппарата. Поэтому в системе государственной власти любого государства существуют различные органы, их уровни и звенья, которые выполняют множество функций, обладают разными полномочиями по их осуществлению и находятся в определенном соподчинении, образуя иерархическую лестницу. На ее вершине находится конечный высший центр действия, непосредственный носитель верховной власти (орган или их группа), концентрирующий в своих руках все властные функции и полномочия, а затем распространяющий по периферическим уровням какую-то необходимую их часть, оставляя право последних окончательных решений общегосударственного (суверенного) значения за собой. В этом в конечном итоге состоит сущность суверенитета, реальным фактическим выражением которого является наличие национально ориентированной верховной власти, обладающим универсальным полномочием на управление государством, которое проявляется в монополии на окончательные решения, не подлежащие оспариванию, обжалованию и пересмотру2.

Принцип легитимности находит свое выражение в безусловном авторитете верховной власти у населения. Легитимной является власть, признаваемая им законной, правомерной. Но законность и правомерность оцениваются не по формально-юридическим критериям, а психологически, на основе внутреннего, эмоционально-аффективного отношения к власти и основывается на вере и признании права конкретного носителя верховной власти на ее осуществление.

Указанные принципы организации и деятельности государственной власти уже давно превратились в ее неотъемлемые качественные характеристики. Они на протяжении всей истории вне зависимости от их закрепления в конституциях и законодательстве находили и по-прежнему находят свое выражение и проявление фактически на практике в организации и деятельности государственного аппарата любой страны и одновременно всех их вместе взятых. Гибель конкретных государств и разложение государственности как таковой всегда были сопряжены с отходом этих принципов, утратой или своей реальной действенности. Они также тесно связаны между собой и умаление или ограничение одного из них отрицательно сказывается на возможности реализации других. Однако системообразующим среди всех названных принципов является, на наш взгляд, принцип единства государственной власти, о чем свидетельствует исторический опыт.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.005 с.)