Причины необходимости систематизации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины необходимости систематизации



СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

                          ИСПЫТАНИЕ

Корабль на рифах. Нет движения.

Корма пробита. Парус спал.

Нет перспектив предназначенья

Исполнить. Ведь корабль стал.

 

И волны пеною клокочат.

И лижут палубы каптал.

А ветер яростно хохочет:

«Тебя ж я испытал?!

Осмелься, верою исполнись!

Широк простор морской:

Мильон путей тебе достались.

Где ж мудрый выбор твой?»

(Н.Маслова)

 

 

Корабль на рифах. Худ. Л.Демьянишина. 2008 г.

 

“ Sapere aude ” (Осмелиться быть мудрым)

(Гораций)

 

Думали ли Вы когда-нибудь о подводных рифах на пути корабля образования? Как правило, их не видно над морской гладью. Корабль движется, не подозревая о невидимой опасности. Но часто именно невидимые рифы являются главной причиной крушения. Мы используем эту метафору, чтобы ярко и ясно показать фундаментальные причины необходимости систематизации специальных законов образования.

Внутренний мир большинства наших современников представляет гряду проблем, из которых они не знают, как выбраться. Потеря (депривация) ценностей личности приводит к тому, что человек теряет нравственные ориентиры в своём внутреннем мире. На физическом плане его жизни идеал здоровья отсутствует или крайне противоречив, т. к. наряду с красивым телом человек хочет вести нездоровый образ жизни − с курением, алкоголем, наркотиками и др. Крайне снижены проявления на творческом уровне. Межличностные отношения сведены к потребительским: ты – мне, я – тебе. Размыты или отсутствуют идеалы дружбы, любви, товарищества. Человек не имеет ясного представления о своей социальной полезности, нужности. В системе его принципов исчезло понятие «справедливость», крайне низко опущена планка честности, порядочности, заботы, доброты и других нравственных принципов. Его мировоззрение сужается до уровня личных корпоративных или групповых интересов. В поисках мировоззренческого фундамента люди бросаются в крайности. В итоге совокупная сила личности, её потенциал крайне низок, и его едва хватает, чтобы обеспечить собственное выживание. Внутренняя вселенная такого человека похожа на спортивное ориентирование по ложным сигналам. В той или иной мере эта ситуация в обобщенном виде представлена на схеме № 1.

 

 

Схема № 1. Внутриличностные рифы.

 

При рассмотрении состояния общества мы обнаруживаем очень схожую картину. Назовём её «Социальные рифы» (см. схему № 2). Депривация социальных ценностей на всех уровнях жизни личности привела к явному отсутствию в обществе идеала здоровья и созидающего творчества, истинных идеалов дружбы, товарищества, любви. В социальном аспекте востребованы исполнители, так называемые «шестёрки». Это, естественно, не требует от человека следовать высоким и гуманным принципам в его жизни.

Крепкая связь между принципами и мировоззрением вынужденно приводит человека к формированию прагматичного, узкого взгляда на жизнь. Объединение вышеназванного в виде социальных норм поименовать иначе, как депривацией, то есть изъятием у общества права иметь достойные социальные ценности, невозможно. Для человека в этом кроется пессимистическая перспектива: в случае осознания им губительных последствий отсутствия его собственных идеалов жизни, он не находит оптимистической замены им среди общественных идеалов. Ему не с чем сравнить свои выборы: нет образца, маяка для корректировки. Ему не с кого брать пример. В результате развивается трагедийная ситуация его жизни.

 

 

Схема № 2. Социальные рифы.

 

К чему приводит депривация внутриличностных и социальных ценностей? На схеме № 3 изображена та же, что и на двух предыдущих схемах, гряда рифов. Правда, они грозные, тёмные и ещё более опасные, чем предыдущие. Это воистину могущественные препятствия, ибо сложившийся взгляд на мир трудно или, часто, невозможно откорректировать. Некоторые люди скорее изменят себе, друзьям, коллективу, Родине нежели изменят своё мировоззрение.

 

 

 

Схема № 3. Мировоззренческие рифы.

 

Мировоззрение человека, не имеющего возможности скорректировать свою опустошённую внутреннюю жизнь с оптимистичными социальными ценностями и идеалами, спрессовывается в его трагедийные мировоззренческие установки.

На схеме № 4 показаны семь «рифов» − граней человеческого мировоззрения. Соответствующие надписи указывают на депривацию (лишение, потерю) оптимистичного мировоззрения личности. При такой ситуации единственным смыслом жизни человека становится поддержание физического существования. Назовём это мировоззрением биовыживания. С точки зрения нейрофизиологии, это существование человека на первом животном (биовыживательном) контуре головного мозга. Этот контур есть у животных. В своей эволюции человек достиг сегодня возможностей владения 3,4,5,6,7,8-м человеческими контурами (ансамблями клеток головного мозга). Это вершинные для человека возможности. Но это возможно только при условии наличия высоких созидательных идеалов человека во внутреннем и внешнем (социальном, природном, космическом) мире.

 

Схема № 4. “Оскал” комплекса рифов.

 

Предательство своих естественных идеалов, нравственных целей и адекватных им выборов привело человека к «слипанию» рассмотренных выше картин. Назовём это«оскаломрифов». Не правда ли, похоже? Как рука в хорошо подобранную перчатку, одна гряда рифов входит в другую. Внутриличностные, социальные и мировоззренческие рифы похожи потому, что они фрактальны (самоподобны), то есть одно порождает подобное себе, система производит подобную себе систему в укрупнённом масштабе в иной сфере. 

Мы схематично представили ситуацию социально-психологического кризиса современности. Может показаться, что он является результатом мирового системного кризиса и сопровождает все сферы деятельности во всех странах мира. Но это не совсем так. Первичным был ценностно-смысловой психологический сбой ориентаций людей. Подмена истинных ценностей и смыслов жизнедеятельности на ложные легко привела к интеграции ложных идеалов. А ведь именно идеалы являются маяками, указывающими путь в жизни человека.

Идеал является своеобразной информационной свёрткой желаний и устремлений человека. Проще говоря, сбой программ жизнедеятельности произошел в головах людей посредством постепенной подачи искажённой информации, спрессовавшейся со временем в непреодолимые рифы, на которые и сел корабль под названием «Образование». Почему же сел? Потому что, образно выражаясь, этот корабль не смог обойти рифы, так как разучился управлять парусами идеалов. Злой ветер ложных идеалов подул в паруса. И он оказался сильнее! Паруса не выдержали и развернули корабль в направлении губительного для него курса. Когда нет цели, любой ветер окажется попутным. Никакими словами и программами, воспитательными мероприятиями не может справиться система образования с системным кризисом без замены порвавшихся парусов. Однако это очень трудное дело! Ведь паруса-то внутриличностные. Как увидишь, чтó движет человеком? И только личное осознание ситуации может привести его к спасению. Трудность работы системы образования определяется глубиной засевших внутри личности (на всех семи гранях!) искажённых программ. Как добраться до каждой из них, как дотянуться к каждому человеку, чтобы помочь ему?

Как видим, системный сбой программ в ценностно-смысловом фундаменте образования является главной причиной необходимости систематизации законов образования. Системный сбой требует системного подхода. Он может быть обеспечен  только при наличии системы специальных законов образования, конгруэнтных Всеобщим Законам Мира.

 

ГЛАВА II.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.008 с.)