Стандартная операционная процедура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стандартная операционная процедура



«УБОРКА ПОМЕЩЕНИЙ С МЕДИЦИНСКИМ ОБОРУДОВАНИЕМ» (ОБРАЗЕЦ)

Содержание:

1. Область применения и цель создания.

2. Нормативные документы.

3. Основные термины и определения.

4. Персонал и ответственность.

5. Общие сведения.

6. Места хранения медицинских и фармацевтических товаров.

7. Требования к помещениям и оборудованию для уборки.

8. Список оборудования для уборки помещений (зон) хранения лекар- ственных препаратов, медицинских изделий и медицинского оборудования.

9. Примерный перечень работ при уборке помещений.

10. Хранение документов.

11. Корректирующие действия.

12. Распределение данной стандартной операционной процедуры.

13. Приложение 4А. Журнал учета проведения генеральных уборок.

14. Приложение 4Б. Журнал контроля концентраций рабочих растворов дезинфицирующих и стерилизующих средств.

15. Приложение 4В. Технологическая карта на процессы профессио- нальной уборки.

16. Приложение 4Г. Схема точек риска при проведении уборки.

 

Область применения и цель создания

Целью стандартной операционной процедуры (СОП) является повыше- ние качества медицинской помощи. Реализуется поэтапный подход к внедре- нию системы менеджмента качества в медицинской организации.

Задачей СОП является выполнение требований нормативной документа- ции, а именно уборка помещений (зон) с медицинским оборудованием в соот- ветствии со стандартными операционными процедурами.

Область применения СОП – структурные подразделения медицинской организации, где происходит использования медицинского оборудования.


Нормативные документы

1. Приказ Минздрава России от 31.08.2016 № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для меди- цинского применения».

2. Приказ Минздрава России от 31.08.2016 № 646н «Об утверждении Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препара- тов для медицинского применения».

3. Приказ Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 № 706н

«Об утверждении Правил хранения лекарственных средств».

4. Федеральный закон РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производ- ства и потребления».

5. Постановление главного санитарного врача от 18.05.2010 № 58

«Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 “Санитарно-эпидемиологические требо- вания к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность”».

6. Постановление главного санитарного врача от 09.06.2003 № 131

«О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.1378-03».

 

3. Основные термины и определения

Уборка – профессиональный комплекс мероприятий по организации технологических процессов, результатом которых является создание безопас- ного уровня чистоты и санитарного состояния.

Уход за поверхностями – поддержание поверхностей на необходимом уровне санитарного состояния и чистоты.

Дезинфекция поверхности – удаление микроорганизмов патогенного характера.

Технологическая инструкция по уборке – документ, который регламен- тирует последовательность операций технологического процесса профессио- нальной уборки, включает режим и условия ее проведения.

Технологическая карта – документ, который регламентирует последо- вательность технологических операций по шагам и условия ее проведения на конкретном рабочем месте.

Загрязнения, свободно лежащие на поверхности: загрязнения, которые легко удалить или поднять (пыль, сор, песок, волосы, очес и т. п.).

Загрязнения, сцепленные с поверхностью: загрязнения, удаляемые с применением растворов специальных средств и/или сильных механических воздействий (разлитые и высохшие жидкости и растворы, масла, жиры, полимеры, соли и т. п.).


Загрязнения, проникшие в структуру материала: наиболее тяжело уда- ляемые загрязнения, за счет процессов диффузии, капиллярного подсоса вне- дрившиеся в поры и капилляры материала (растворы солей, кислоты, щелочи, масла, жиры, полимеры, красители, пигменты и т. п.).

 

Персонал и ответственность

Данная инструкция распространяется на весь персонал медицинской организации. Сотрудники организации несут ответственность в пределах своей компетенции.

Главный врач Ф. И. О. (дублер Ф. И. О.):

– за назначение ответственного лица и утверждение данной стандарт- ной операционной процедуры;

– за контроль за ее исполнением.

Уполномоченный по качеству (Ф. И. О.):

– за наличие в структурных подразделениях данного Порядка (СОП), своевременную его актуализацию;

– за обучение медицинского и фармацевтического персонала и за про- ведение инструктажа по процедуре по уборке помещений с медицинским обо- рудованием;

– за проверку соблюдения сотрудниками отделений требований дан- ной процедуры.

Главная медицинская сестра (Ф. И. О.):

– за организацию обеспечения достаточным количеством средств уборки помещений (зон) с медицинским оборудованием;

– за организацию работы по исполнению данной операционной проце- дуры в отделениях.

Сотрудники организации, осуществляющие деятельность, связанную с обращением лекарственных средств. Медицинские сестры (Ф. И. О.):

– за соблюдение требований данной процедуры в рамках исполнения должностных обязанностей;

– за знание алгоритма уборки разлитых и рассыпанных лекарственных средств;

– за контроль ведения технологической карты уборки помещений;

– ответственность за качество санитарной обработки оборудования, уборки помещений несет санитарка (согласно графику уборки), непосред- ственно выполняющая данные процедуры в соответствии с должностными обязанностями.

Лица, перечисленные выше, являются персонально ответственными ли- цами за выполнение требований данной стандартной операционной процеду-


ры в помещениях в пределах своей компетенции. В случае несоблюдения дан- ной операционной процедуры и возникновения ущерба он будет восстановлен за счет виновных лиц.

 

Общие сведения

Уборка помещений (зон) хранения лекарственных препаратов, медицин- ских изделий, медицинской техники может быть разделена на четыре типа в зависимости от вида:

1. Первичная.

2. Ежедневная.

3. Генеральная уборка.

4. Разовая.

 

Первичная уборка осуществляется перед началом деятельности для до- стижения уровня чистоты, необходимого для начала работы.

Ежедневная уборка проводится один или несколько раз в течение суток и включает два этапа: основную уборку и поддерживающую уборку.

Основная уборка заключается в подготовке объектов к рабочему дню (смене) и состоит в наведении чистоты во всех помещениях. Основную уборку проводят при отсутствии персонала или при его минимальном количестве до начала работы или по окончании рабочего дня смены.

Поддерживающую уборку осуществляют для поддержания определен- ного уровня чистоты в течение рабочего дня.

Генеральная уборка – проводится глубокая чистка всех поверхностей, удаляются накопившиеся загрязнения, въевшаяся грязь с поверхности объекта. Разовая уборка проводится однократно, например, при необходимости уборки разлитых лекарств или при бое ампул. В зависимости от вида загрязне-

ния применяют сухую, влажную и мокрую уборку.

Сухая уборка включает сбор загрязнений и их удаление. При сухой убор- ке загрязнения с поверхности удаляются ручным инвентарем, щетками, метелка- ми, салфетками и механизированными методами (пылесосами).

После проведения сухой уборки на открытых поверхностях, под шкафа- ми хранения ЛП, на плинтусах, других труднодоступных местах должны отсут- ствовать видимые невооруженным глазом загрязнения, мусор, песок, пыль, пух и другие.

При влажной уборке удаляются загрязнения с поверхностей с примене- нием увлажненного инвентаря. Уборка может проходить с помощью текстиль- ных материалов, тряпок, салфеток и других средств.

После проведения влажной уборки на твердом покрытии и открытых по- верхностях должны отсутствовать видимые невооруженным глазом свободно


лежащие загрязнения, мусор, песок, пыль, волокна от ветоши, должны отсутство- вать разводы, липкий налет, мутные пленки, капли и брызги.

Мокрая уборка заключается в уборке загрязнений методом мойки по- верхностей с использованием большого количества воды, дезинфицирующих растворов, с использованием ручного инвентаря, машин для уборки пола, ап- паратов.

После проведения мокрой уборки на твердых покрытиях и открытых по- верхностях, а также в труднодоступных местах не должно наблюдаться лежащих загрязнений, мусора, песка, пыли, также на поверхности не должно быть избы- точной влажности, капель, брызг, разводов, мутных пленок и скольжения.

Уборочный инвентарь (ветошь, щетки, швабры) подлежит дезинфекции после уборки.

Для хранения уборочного инвентаря отводится отдельное помещение: дезинфицирующие, моющие и моюще-дезинфицирующие средства хранятся в оригинальной упаковке в специально отведенных местах вместе с инструкция- ми по применению. Отходы, образующиеся при проведении операции по убор- ке помещений хранения лекарственных препаратов, подлежат размещению в соответствии с требованиями об отходах производства и потребления.

 

Требования к помещениям и оборудованию для уборки

1. Помещения должны содержаться в соответствии с правилами сани- тарного режима, то есть в чистоте.

2. Перед входом в кабинет необходимо предусмотреть приспособление для очистки обуви от грязи. Очищать приспособление необходимо не реже одного раза в смену.

3. Поверхности стен, потолков должны быть гладкими и допускать про- ведение влажной уборки с использованием дезинфицирующих средств.

4. Материалы помещений должны иметь антистатические свойства, а также документы качества и гигиенические сертификаты.

5. Пол в помещениях хранения покрывается керамической плиткой.

6. Оборудование должно быть расположено таким образом, чтобы оно было доступно для проведения влажной уборки и исключало накопление пыли.

7. Для хранения уборочного инвентаря выделяется специальное поме- щение (санитарная комната), в котором хранятся материалы, применяемые при уборке, а также моющие, дезинфицирующие и моюще-дезинфицирующие средства.

8. В отделениях уборочный инвентарь, материалы, применяемые при уборке помещений, а также моющие, моюще- дезинфицирующие и дезинфи- цирующие средства хранятся в том же помещении, где хранится аналогичный уборочный инвентарь для уборки в отделениях. Схема цветового кодирования размещается в зоне хранения инвентаря.


9. Все оборудование для уборки помещений и зон хранения должно быть проверено на чистоту и вымыто перед использованием.

10. Разные дезинфицирующие средства не разрешается смешивать вместе во избежание выделения потенциально вредных паров, которые могут затруд- нять дыхание.

11. Оборудование должно быть чистым и в хорошем состоянии.

12. Все дезинфицирующие средства должны иметь хорошо читаемую эти- кетку и инструкцию по применению. Емкости с рабочими растворами дезинфи- цирующих средств должны иметь хорошо закрываемые крышки, быть четко под- писаны этикетками с указанием концентраций, назначения, даты приготовления и предельного срока годности раствора.

13. При приготовлении дезинфицирующих средств необходимо исполь- зовать средства индивидуальной защиты, например, перчатки и защитные очки. Попадание химических веществ, лежащих в основе дезинфицирующих средств, может нанести вред здоровью, коже или глазам при соприкосновении с ними без средств защиты.

14. Все сотрудники должны иметь перчатки и использовать их при приго- товлении дезинфицирующих средств.

15. В месте уборки необходимо соблюдение правил техники безопасно- сти, при необходимости возможно размещение желтых знаков безопасности в видных местах. Например, знак «Внимание, мокрый пол».

16. При уборке помещений хранения с помощью дезинфицирующих средств необходимо соблюдать правила вентиляции, открывать окна и двери, чтобы не наблюдалась концентрация вредных паров.

17. При разведении дезинфицирующих средств (в случае, если они выде- ляют при разведении большое количество тепла и вызывают всплеск) их необхо- димо сначала положить в ведро, а затем следовать инструкциям производителя, не смешивать с другими веществами, кроме воды.

18. После использования дезинфицирующее средство необходимо плот- но закрыть, чтобы предотвратить его испарение и утечку. Использованные растворы дезинфицирующих средств должны выливаться в специальный слив. Запрещается их слив в раковины и туалеты.

19. Швабры должны храниться в условиях хорошей вентиляции во избе- жание размножения микроорганизмов во влажной среде.

20. Ведра, салфетки, ветошь тщательно промываются после уборки поме- щений хранения лекарственных препаратов.

21. Ведра хранятся вверх дном, и ветошь развешивается, чтобы высохнуть на воздухе.

22. Все оборудование должно иметь цветную маркировку и храниться в туалетной комнате в специальном шкафу или в специально отведенном для этого месте.


23. Оборудование с одной цветной маркировкой должно храниться отдельно от оборудования с другой маркировкой, для того чтобы предотвратить перекрестное загрязнение чистых и грязных объектов.

24. При уборке пола в помещениях хранения необходимо его проверить на наличие липких веществ, например жевательной резинки. Если такие веще- ства имеются, то необходимо их соскрести и положить в мешок для мусора.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.021 с.)