Тема 3.2 Правовые основы стандартизации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3.2 Правовые основы стандартизации



Правовые основы стандартизации обеспечиваются законом «О стандартизации». Этот закон действует во взаимосвязи с другими законодательными актами, такими как: «Обеспечение единства измерений», «О сертификации продукции и услуг» и «О защите прав потребителей».

В законе РФ «О стандартизации» (10.06.1993 № 5154-1) стандартизация определяется как деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:

— безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

— технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

- качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

- единства измерений и т. д.

Правовые основы, устанавливаемые законом «о стандартизации» являются обязательными для всех государственных органов управления, для предприятий, предпринимателей, общественных объединений и т.д.

Закон «О стандартизации» регламентирует:

1 Организацию работ по стандартизации в РФ

2 Международное сотрудничество в области стандартизации

3 Виды и применение нормативных документов о стандартизации

4 Информационное обеспечение работ по стандартизации (издание и реализация нормативных документов)

5 Порядок проведения государственного контроля и надзора по стандартизации за соблюдением требований стандартов

6 Финансирование работ по стандартизации

7 Ответственность за нарушение положений закона по стандартизации

8 Экономическое стимулирование применения государственных стандартов.

Стандартизация как практическая деятельность направлена на достижение следующих целей (цели стандартизации):

– безопасность продукции и услуг для жизни и здоровья людей их имущества и для окружающей среды

– техническую и информационную совместимость

– обеспечение обороноспособности и мобилизационной готовности страны

– безопасность хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях (природ-ные или техногенные катастрофы)

– экономия всех видов ресурсов

– обеспечение единства измерений.

Следует подчеркнуть, что деятельность по стандартизации весьма динамична, она должна отвечать изменениям происходящих во всех сферах жизни общества в первую очередь в технике и экономике. Стандартизация стремиться успевать и предвосхищать эти изменения с тем, чтобы новые нормы, требования, правила, способствовали успешному развитию сферам производства и услуг.

Нормативный документ о стандартизации – документ, устанавливающий правила (нормы, принципы, характеристики) касающихся объектов стандартизации различных видов деятельности, который доступен широкому кругу пользователей.

Стандарт – нормативный документ, по стандартизации разработанный на основе согласия по основным вопросам большинства заинтересованных стран и принятых официальным органом (государственный стандарт или его подразделения).

Стандарты делятся на: международный, региональный международный стандарт.

Международный стандарт – стандарт, принятый какой-либо международной организацией по стандартизации. Статус таких стандартов добровольный (носят рекомендательный характер).

Региональный международный стандарт – стандарт, принятый международной, межправительственной, региональной организацией по стандартизации. Статус такого стандарта для стран входящих в это региональное объединение обязательно.

ГОСТ – бывший стандарт СССР, который действует. Межгосударственный стандарт для стран бывших республик.

ГОСТ-Р – стандарт, принимаемый государственным стандартом России или государственным строем. К объектам этого стандарта относятся организационно методические и общетехнические объекты, а также работа, продукция и услуги, имеющие межотраслевое общенародное хозяйственное назначение.

ОСТ – отраслевой стандарт, его объектами являются аналогичные с ГОСТ-Р и ГОСТ объекты, имеющие, однако исключительно отраслевое значение. Отраслевые стандарты могут устанавливать ограничения на ГОСТ-Р и ГОСТ, части номенклатуры (перечня), типа размеров и требований, не снижая при этом качество продукции. Такие стандарты называются ограничителями. Отраслевые стандарты применяют предприятия или организации употребляющие продукцию данной отрасли.

СТО – стандарты научно-технических и инженерных обществ. Объектами этих стандартов являются оригинальные или новые виды продукции и услуг, а также методы испытаний, новые принципы организации и управления.

СТП – стандарты предприятий (организаций). Стандарты, которые применяются на предприятии. Объектами этих стандартов являются детали, узлы изготавливаемых изделий, нормы и правила в области организации и управления производством. Эти стандарты могут ограничивать ГОСТ, ГОСТ-Р, ОСТ без ухудшения качества продукции.

Правила по стандартизации – нормативный документ по стандартизации применяемый ГОСТ-Р. Эти стандарты разрабатываются на конкретные производственные процессы, связанные с решением задач по организации работ по стандартизации, метрологии, сертификации.

Норма – нормативный документ, содержащий положения, устанавливающая количественные меры или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены в процессе производства.

Рекомендации – нормативный документ, содержащий добровольное для применения правило и методы выполнения работ.

Технические условия – документ, разрабатываемый предприятием или организацией в том случае, когда разрабатывать стандарт не целесообразно. Объектом технических условий может быть пробная продукция или продукция разовой доставки.

Понятие «вид стандарта» определяет содержание в зависимости от его назначения. Государственная система стандартизации устанавливает следующие виды стандартов:

1 Основополагающие.

2 Стандарты на продукцию и услуги.

3 Стандарты на работы (процессы).

4 Стандарт на методы контроля (на методы испытаний, методы измерений). Разрабатываются в целях обеспечения взаимопонимания, единства подходов и взаимосвязи деятельности науки и производства. Эти стандарты устанавливают нормы, требования, правила которые рассматриваются в качестве общих и должны содействовать решению общих для науки и производства задач. Основополагающие стандарты могут устанавливать научно-техническую терминологию, широко используемую в науке и производстве.

 Стандарты на продукцию устанавливают требования либо к конкретному виду продукции, либо к группе однородной продукции в зависимости от этого делятся на 2 вида:

· Стандарт технических условий. Содержащие требования к конкретной продукции. Эти стандарты касаются производства, поставки, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции. Эти стандарты не должны противоречить стандартам общих технических условий и содержать дополнительные (по сравнению со стандартами общих технических условий) требования к продукции.

· Стандарты общетехнических условий.

Стандарты, которые содержат общие требования к группам однородной продукции. Они содержат такие границы как:

 

1 Классификация.

2 Основные параметры (размеры).

3 Общие требования к качеству.

4 Требования к маркировке.

5 Требования к безопасности для жизни и имущества человека, и для окружающей среды.

Также эти стандарты содержат требования к приемке продукции, методы контроля, транспортирования и хранения.

Они устанавливают требования к конкретным видам работ, которые осуществляются на разных стадиях существования (проектировка, производство, поставка, эксплуатация, ремонт, утилизация).

Стандарты на работу должны содержать требования по ТБ и ПБ, и работах на всех стадиях жизненного цикла продукции.

Предназначены для обеспечения всестороннего контроля всех обязательных требований к качеству продукции.

Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов

Государственный контроль и надзор, как говорится в Законе, предусматривает только соблюдение обязательных требований государственных стандартов. К нему относятся нормы, обеспечивающие безопасность продукции и услуг для жизни, здоровья имущества человека и окружающей среды, техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость продукции. Сюда же входит единство методов их контроля и единство маркировки, иные требования, введенные специальными законодательными актами Российской Федерации.

Термины "контроль" и "надзор" приняты для обозначения идентичный понятий. Различается их применение: надзор в отличие от контроля осуществляется над объектами, которые не подчинены органам его осуществляющим. Другими словами функции надзора могут выполняться только органами государства и направлены на соблюдение законодательства в той или иной области деятельности (административный надзор).

Так, например, Госстандарт России прибегает к контролю при проверке соответствия обязательным требованиям государственных стандартов подготавливаемой и используемой технической документации, стандартов отраслей, предприятий и организаций. При этом госнадзор реализуется в отношении продукции и услуг.

Госстандарт России осуществляет в соответствии с законом государственный контроль и надзор, которые проводятся во всех областях деятельности, где используются госстандарты, включающие обязательные требования. Одновременно с ним полномочия по госконтролю и госнадзору за выполнением обязательных требований госстандартов распространяются также на органы государственного управления с функциями специализированного контроля - это комитеты, федеральные службы, экологические и санитарно-эпидемиологические инспекции, а также инспекции горного дела, атомной энергетики, безопасности судов, архитектуры и строительства, автомобильного транспорта, охраны труда, противопожарной безопасности и т.д.

Госстандарт РФ и специализированные органы госконтроля имеют соответствующие территориальные органы в республиках, краях, областях и городах. Территориальные органы государственного контроля и надзора - Российский центр испытаний и сертификации (Ростест - Москва) и Центр испытаний и сертификации - (Тест - Санкт-Петербург).

Государственный контроль и надзор проводится должностными лицами Госстандарта РФ, а также других органов государственного управления и их территориальными подразделениями. Непосредственное осуществление государственного контроля и надзора реализуется:

•     главным государственным инспектором Российской Федерации по надзору за государственными стандартами;

•     главными государственными инспекторами республик в составе Федерации, краев, областей, округов и городов по надзору за государственными стандартами;

•     государственными инспекторами по надзору за государственными стандартами.

Имеются и иные органы данного вида контроля, например, хорошо известная Госторгинспекция (Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Комитета Российской Федерации по торговле). Она имеет право осуществлять контроль за качеством и безопасностью товаров народного потребления. Следовательно, компетенция Госторгинспекции распространяется только на требования по безопасности, а не на все обязательные требования государственных стандартов.

Госстандарт Российской Федерации является основным органом, который осуществляет надзор от имени государства за соблюдением обязательных требований государственных стандартов. Государственный надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов регулируется положениями "Порядка проведения Госстандартом России государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией (работами и услугами)". Данный нормативный документ регламентирует специфику проведения государственного надзора, в том числе и проверку состояния измерительного хозяйства, методику отбора проб и образцов для проведения испытаний и т.д.

При выявлении нарушений инспектирующим составляется акт, который является основанием для принятия мер воздействия. Порядок рассмотрения дел о наложении штрафов, формы и порядок выдачи различных предписаний регулируются Постановлением Госстандарта России от 02.09.97 293 и обязательны для всех субъектов хозяйственной деятельности, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

В круг объектов государственного надзора, проводимого государственными инспекторами, входят:

•     продукция отечественных предприятий;

•     импортная продукция;

•     услуги;

•     техническая документация на продукцию.

Согласно Постановлению Правительства РФ, главным государственным инспектором РФ по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений утвержден Председатель Госстандарта России. В свою очередь главными государственными инспекторами республик, краев, областей, автономных образований и городов являются руководителя территориальных органов Госстандарта Федерации (центров стандартизации, метрологии и сертификации). Следует подчеркнуть, что запрещать реализацию импортной продукции и налагать штрафы на субъектов хозяйственной деятельности за нарушения обязательных требований государственных стандартов могут только главные государственные инспекторы. Все государственные инспекторы вне зависимости от ранга являются представителями органов государственного управления и находятся под защитой государства.

Государственные инспекторы за упущения или невыполнение своих обязанностей, разглашение государственной или коммерческой тайны в соответствии с действующим законодательством несут административную или иную ответственность. В Уголовном Кодексе РФ, Кодексе РФ об административных правонарушениях и Гражданском Кодексе РФ предусмотрены соответствующие нормы ответственности в связи с вступлением в силу Закона "О стандартизации". Уголовную, административную или гражданско-правовую ответственность несут и причастные юридические и физические лица, а также органы государственного управления.

Нормативные документы

•     ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения

•     ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены

•     ГОСТ 7.58-90 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информационное обеспечение программ комплексной стандартизации продукции. Общие требования

•     ГОСТ Р 7.0.49-2007 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Государственный рубрикатор научно-технической информации. Структура, правила использования и ведения

•     ГОСТ Р 1.13-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Уведомления о проектах документов в области стандартизации. Общие требования

•     ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

•     ГОСТ Р 51171-98 Качество служебной информации. Правила предъявления информационных технологий на сертификацию

•     ГОСТ 4.18-88 Система показателей качества продукции. Покрытия и изделия ковровые машинного способа производства. Номенклатура показателей

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.021 с.)