Базовые и рабочие нормативно-технические документы ГСИ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Базовые и рабочие нормативно-технические документы ГСИ



Нормативные документы ГСИ связаны с другими системами стандартов (например, системами стандартов ЕСКД, ЕСТД и др.).

В нормативных документах ГСИ принято выделять базовые документы, на основе которых разрабатываются все остальные нормативные документы для конкретных областей измерений, измерительных процессов и средств измерений. В качестве базовых документов ГСИ могут быть только государственные стандарты.

Основополагающим базовым стандартом ГСИ является ГОСТ 8.417-81 «ГСИ. Единицы физических величин». Воспроизведение единиц осуществляется эталонами, общие положения, классификация и назначение которых устанавливает базовый ГОСТ 8.057-80 «ГСИ. Эталоны единиц физических величин, основные положения». К базовым также относятся ГОСТ 8.372 - 80 «ГСИ. Эталоны физических величин. Порядок разработки, утверждение, регистрация, хранения и применение", ГОСТ 8.381 -- 80 «ГСИ. Эталоны, способы выражения погрешностей», а также ГОСТ 16263 - 70 «ГСИ. Метрология. Термины и определения».

Передача информации о размере единицы от эталонов средством измерений регламентирована группой базовых стандартов. ГОСТ 8.061. - 80 «ГСИ. Поверочные схемы. Содержание и построение» устанавливает разделение поверочных схем на государственные, ведомственные и локальные. К самой процедуре передачи информации относятся ГОСТ 8.395 -80 «ГСИ. Нормальные условия измерений при поверке. Общие требования» и ГОСТ 8.513 - 84 «ГСИ. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения».

Порядок нормирования метрологических характеристик средств измерений устанавливается базовыми стандартами: ГОСТ 8.009 - 84 «ГСИ. Нормируемые метрологические характеристики средств измерений» ГОСТ 8.401 -80 «ГСИ. Нормирование и определение динамических характеристик аналоговых средств измерений. Основные положения».

Правила выполнения и оформление результатов измерений регламентированы базовыми стандартами ГОСТ 8.010 - 72 «ГСИ. Общие требования к стандартизации и аттестации методик выполнения измерений» и ГОСТ 8.207 76 «ГСИ. Прямые измерения с многократными наблюдениями. Методы обработки результатов наблюдений. Основные положения».

Единообразие средств измерений обеспечивается базовыми ГОСТ 8.383 80 «ГСИ.

Государственные испытания средств измерений. Основные положения»; ГОСТ 8.001 - 80 «ГСИ. Организация и порядок проведения государственных испытаний средств измерений»; ГОСТ 8.326 89 «ГСИ. Метрологическое обеспечение разработки, изготовления и эксплуатации нестандартизованных средств измерений. Основные положения».

Метрологический надзор за разработкой, состоянием и применением средств измерений осуществляется в соответствии с базовыми стандартами: ГОСТ 8.002 - 86 «ГСИ. Государственный надзор и ведомственный контроль за средствами измерений. Основные положения»; ГОСТ 8.513 -84 «ГСИ. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения».

В области достоверных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов действуют базовые стандарты: ГОСТ 8.310-78 «ГСИ. Государственная служба стандартных справочных данных. Основные положения»; ГОСТ 8.344-79 «ГСИ. Государственная служба стандартных справочных данных. Порядок аттестаций данных о физических константах и свойствах веществ и материалов» и др.

Остальные государственные стандарты относятся к рабочим документам ГСИ, которые делятся на четыре группы: 1) стандарты государственных эталонов и государственных поверочных схем, которые должны соответствовать требованиям базовых стандартов ГОСТ 8.057-80 и ГОСТ 8.061-80; 2) стандарты методов и средств поверки мер измерительных приборов; 3) стандарты точности измерений; 4) стандарты типовых методик выполнения измерений.

Положения ГОСТов конкретизируются с учетом выпускаемой продукции, особенностей технологий и общей специфики производства в ОСТах, РСТ, методиках, методических указаниях, инструкциях и руководящих документах и других рабочих документах ГСИ, входящих в систему НТД по метрологическому обеспечению.

Необходимость правового регулирования метрологической деятельности

Метрология относится к такой сфере деятельности, основные положения которой должны быть закреплены именно законом, принимаемым в соответствии с законодательством страны. Это связано с тем, что все юридические нормы, направленные на охрану прав и законных интересов потребителей, должны регулироваться законодательными актами, принимаемыми высшим законодательным органом страны. Законодательство в области метрологии должно содействовать экономическому и социальному развитию страны путем защиты от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

Деятельность по обеспечению единства измерений (ОЕИ) осуществляется в соответствии с:

· Конституцией РФ (ст. 71р);

· Законом РФ «Об обеспечении единства измерений»;

· Постановлением Правительства РФ от 12.02.94 №100

· «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг»;

· ГОСТ Р 8.000-2000 «Государственная система обеспечения единства измерений. Основные положения».

Основные положения Закона РФ «Об обеспечении единства измерений»

Цели Закона:

· защита от недостоверных результатов измерений;

· содействие научно-техническому и экономическому прогрессу на основе использования эталонов и результатов измерений гарантированной точности;

· создание благоприятных условий для международных и межфирменных связей;

· адаптации российской системы измерений к мировой практике.

В отличие от зарубежных стран, где федеральные органы устанавливают только основы законодательства об ОЕИ, в РФ эти отношения регулируются лишь федеральными законодательными актами.

  Основные понятия, применяемые для целей Закона

В ст. 1 приведены основные понятия, которые законодательно закреплены и принимаются для целей Закона. К ним относятся понятия единства и средства измерений, эталон, метрологическая служба, поверка и калибровка средств измерений, аккредитация на право поверки и др. Необходимо отметить, что эти определения соответствуют официальной терминологии Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ).
Государственное управление ОЕИ

Статья 4 Закона определяет орган, который осуществляет государственное управление деятельностью по ОЕИ – ранее это был Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), который после выхода Закона РФ «О техническом регулировании» и реорганизации Правительства РФ с 2004 г называется Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование). В этой же статье определена компетенция данного органа

  Единицы величин, средства измерений и выполнение измерений
Статьи 6-8 Закона посвящены единицам величин и средствам и методикам выполнения измерений. В них указывается, что в РФ допускаются к применению единицы величин СИ. Но указано, что правительством РФ могут быть допущены к применению также и внесистемные единицы величин.

 В статье 9 указано, что измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками выполнения измерений (МВИ)

 Метрологические службы

  Закон определяет состав и компетенцию Государственной метрологической службы и иные государственные службы ОЕИ (ст.10). Государственная метрологическая служба выполняет работы по ОЕИ в масштабах страны и включает:

· государственные научные метрологические центры (ВНИИМ, ВНИИФТРИ, СНИИМ, УНИИМ и др.);

· территориальные органы ГМС.

К иным государственным службам ОЕИ относятся:

· Государственная служба времени и частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ);

· Государственная служба стандартных образцов состава и свойств вещества и материалов (ГССО);

· Государственная служба стандартных справочных данных и физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД).

Государственная метрологическая служба подчиняется по вертикали только Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии, в рамках которого она существует обособленно и независимо.
Метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц (ст.11) создаются в необходимых случаях для выполнения работ по ОЕИ.
При выполнении работ в некоторых сферах деятельности в соответствии со ст.13 Закона (здравоохранение, охрана окружающей среды, обеспечение безопасности труда, торговые операции, оборона и др.) создания метрологических служб является обязательным.

Государственный метрологический контроль и надзор

В ст. 12 определены виды государственного метрологического контроля и надзора (ГМКиН): государственный метрологический контроль (ГМК) и государственный метрологический надзор (ГМН).

 Сферы распространения ГМКиН, которые осуществляются с целью проверки соблюдения метрологических правил и норм, указаны в ст.13 Закона. Все разрабатываемые, производимые и находящиеся в эксплуатации СИ делятся на две группы:

· применяемые в сферах распространения ГМКиН;

· не применяемые в сферах распространения ГМКиН.

Средства измерений первой группы могут применяться только после утверждения типа, проведения их первичной поверки и последующих периодических поверок в процессе эксплуатации. Для СИ второй группы надзор со стороны государства не проводится.

 Государственный метрологический контроль (ГМК) включает:

· утверждение типа СИ;

· поверка СИ;

· лицензирование деятельности на право изготовления, ремонта, продажи и проката СИ.

Утверждение типа СИ – решение (уполномоченного на это государственного органа управления) о признании типа СИ узаконенным для применения на основании их испытаний государственным научным метрологическим центром или другой организацией, аккредитованной на этот вид деятельности Решение утверждается и удостоверяется сертификатом. Утвержденный тип СИ вносится в Государственный реестр СИ.

Поверка СИ – установление органом ГМС (или другим официально уполномоченным на то органом, организацией) пригодности СИ к применению на основании экспериментально определяемых метрологических характеристик и подтверждения их соответствия установленным обязательным требованиям.
Перечни групп СИ, подлежащих поверке, утверждаются в установленном порядке. Право поверки СИ может быть предоставлено аккредитованным метрологическим службам юридических лиц. Порядок аккредитации определяется Правительством РФ. Поверка осуществляется физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя органом Государственной метрологической службы. Положительные результаты поверки СИ удостоверяются поверительным клеймом или свидетельством о поверке. Поверительное клеймо может наноситься как на приборы, так и на сопроводительные документы на приборы (паспорта, технические описания и т.п.).

Различают несколько видов поверки:

· первичная поверка, которой подвергаются СИ, изготовленные и отремонтированные в РФ или ввезенные по импорту;

· периодическая поверка, которой подлежат приборы, находящиеся в эксплуатации;

· внеочередная поверка проводится в некоторых случаях (повреждение поверительного клейма, ввод в эксплуатацию СИ после хранения и т.п.);

· инспекционная поверка – это поверка при осуществлении ГМН.

Лицензирование – выполняемая в обязательном порядке процедура выдачи лицензии на осуществление деятельности на какой-либо вид деятельности. Деятельность по изготовлению, ремонту, продаже и прокату СИ, применяемых в сферах распространения ГМКиН, может осуществляться юридическими и физическими лицами лишь при наличии лицензии. Основанием для выдачи лицензии служит заявление юридического или физического лица и положительные результаты проверки условий осуществления лицензируемого вида деятельности.

Государственный метрологический надзор (ГМН) осуществляется за:

· выпуском, состоянием и применением СИ;

· соблюдением метрологических правил и норм;

· количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций (переход материальных ценностей от одного лица к другому);

· за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их фасовке и продаже.

Основная цель ГМН – защита интересов граждан и государства от отрицательных последствий, вызванных недостоверными результатами измерений. Функции ГМН возложены на органы Государственной метрологической службы. ГМКиН осуществляют должностные лица Госстандарта – госу-дарственные инспекторы по ОЕИ, права и обязанности которых изложены в ст. 20 Закона.

Калибровка СИ

Средства измерений, не подлежащие поверке, могут подвергаться калибровке.

Калибровка СИ – совокупность операций, устанавливающих соотношение между значением величины, полученным с помощью данного средства измерений и соответствующим значением величины, определенным с помощью эталона с целью определения действительных метрологических характеристик этого СИ.

Особенности калибровки:

· подвергаются СИ, не подлежащие ГМКиН;

· добровольная процедура;

· выполняется любой метрологической службой;

· необязательность (добровольность) аккредитации на право калибровки;

· следствие разгосударствления процессов контроля за исправностью СИ – отказ от всеобщей обязательности поверки СИ.

Калибровка может проводиться любой метрологической службой. Это добровольная процедура, однако для ее проведения необходимы определенные условия. Основное условие – прослеживание измерений, т.е. обязательная передача размера единицы от эталона к рабочему средству измерений.

Появление калибровки является следствием процесса разгосударствления процесса контроля за состоянием СИ, своего рода либерализация метрологического контроля.

В РФ создана Российская система калибровки (РСК), в которую входят государственные научные метрологические центры, органы ГМС, метрологические службы юридических лиц, объединенные целью ОЕИ в сферах, не подлежащих ГМКиН.

РСК базируется на принципах:

· обязательность передачи размеров единиц от государственных эталонов к рабочим СИ;

· профессионализм и техническая компетентность;

· самоокупаемость.

Ответственность за нарушение законодательства по метрологии

В Законе предусмотрена юридическая ответственность за нарушение метрологических правил и норм (ст.25). Устанавливаются меры пресечения или предупреждения нарушений:

· запреты на применение и выпуск СИ;

· погашение поверительных клейм и аннулирование свидетельств о поверке;

· изъятие СИ из эксплуатации;

· выдача обязательных предписаний об устранении нарушений.

Это разновидность административных взысканий, которые применяют государственные инспекторы Госстандарта.

Наряду с этим устанавливаются административная ответственность в отношении должностных лиц, в частности, денежные штрафы от 5 до 100 минимальных размеров оплаты труда.

Гражданско-правовая ответственность наступает в ситуациях, когда причиняется имущественный или личный ущерб (возмещение ущерба).

Уголовная ответственность наступает, когда имеются признаки состава преступления, предусмотренные УК. К ним относятся: халатность, нарушение правил метрологии, выпуск или продажа товаров (услуг), не отвечающих требованиям безопасности.

Дисциплинарная ответственность определяется админи-страцией предприятия на основании Кодекса законов о труде.

Международные организации по метрологии

Обеспечение единства измерений является также и задачей различных международных организаций по метрологии. В качестве примера ниже кратко рассмотрены две наиболее крупные международные организации по метрологии.
Международная организация мер и весов (МОМВ) – межправительственная организация, в состав которой входит Международное бюро мер и весов (МБМВ), основной задачей которого является хранение, совершенствование и сличение национальных и международных эталонов, совершенствование метрической системы измерений и т.п. Например, принятие международной системы единиц (СИ), нового определения секунды и метра.

Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ) учреждена в 1956 г., объединяет более 80 государств. Цель ее – разработка общих вопросов законодательной метрологии: установление классов точности СИ, порядок поверки и калибровки СИ, гармонизация методов сличения, поверок и аттестации эталонов, выработка оптимальных форм организации метрологических служб и т.п.

Решения МОЗМ носят рекомендательный характер. Россия отвечает в ней за определенные области метрологии - ведет два технических комитета (ТК): «Средства измерений ионизирующих излучений» и «Приборы для физико-химических измерений».

Метрологическое обеспечение радиационного контроля

Основные вопросы метрологического обеспечения радиационного контроля изложены в ГОСТ Р 8. -2001 Метрологическое обеспечение радиационного контроля. Основные положения.

Область применения – метрологическое обеспечение радиационных измерений с целью соблюдения принципов радиационной безопасности и требований нормативов, а также с целью наблюдения за состоянием и изменением радиационной обстановки.

Основные определения:

Радиационные измерения – измерения величин и параметров, характеризующих источники и поля ионизирующих излучений, а также радиационное облучение объектов (включая людей).

Радиационный контроль – радиационные измерения, выполняемые с целью определения степени соблюдения принципов радиационной безопасности, требований нормативов или с целью наблюдения за состоянием контролируемого объекта.

Метрологическое обеспечение радиационного контроля(МО РК) – установление и применение научных и организационных основ, технических средств, норм и правил, необходимых для получения достоверной измерительной информации о значениях радиационных характеристик контролируемых объектов.

Основные задачи МО РК:

· обеспечение единообразия применяемых при РК величин и их единиц и основных понятий;

· получение достоверных результатов РК с корректной оценкой неопределенности измерений;

· надлежащий контроль качества измерений при РК.

Основные величины в РК (приложение Б)

Средства измерений в РК:

· деление по функциональному назначению (для представления официальных результатов – группа А и поисковые – группа Б);

· использование нестандартизованных СИ и их МО;

· калибровка СИ группы Б;

· особенности поверки (в ограниченном диапазоне измерений и с корректировкой МХ);

· содержание свидетельства о поверке.

Методическое обеспечение РК включает:

· методики радиационного контроля (МРК);

· методики выполнения измерений радиационных параметров (МВИ).

Возможно объединение этих методик в методике выполнения измерений при РК (МВК).
Правила и процедуры контроля и поддержания качества измерений излагаются в «Руководстве по качеству».

Государственная система обеспечения единство измерении (ГСИ)

Состав и деятельность ГСИ регламентируется ГОСТ Р 8.000 2000 «государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ)». Ниже рассмотрены основные положения и структура указанного стандарта.

Основные определения

В разделе 2 ГОСТ приведены основные термины и сокращения, которые применяются в данном стандарте.

Общие положения

В разделе 3 указывается, что эта деятельность осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Законом «Об обеспечении единства измерений» и нормативными документами ГСИ. Установлены следующие уровни ГСИ: государственный, федеральных органов исполнительной власти, юридического лица. ГСИ состоит из следующих подсистем: правовая, техническая, организационная.

Цель ГСИ – создание общегосударственных правовых, нормативных, организационных и экономических условий для решения задач по ОЕИ.

Основные задачи ГСИ:

· научные исследования по воспроизведению и передачи размеров единиц;

· установление систем единиц, основных понятий и терминов метрологии;

· создание и совершенствование эталонов и систем передачи размеров единиц;

· осуществление ГМНиК;

· аккредитация метрологических служб.

Состав ГСИ:

ГСИ включает в себя следующие подсистемы:

Правовая подсистема – комплекс взаимосвязанных законодательных и подзаконных актов по ОЕИ

Техническая подсистема:

· совокупность эталонов единиц величин;

· совокупность стандартных образцов свойств вещества;

· совокупность исследовательских, эталонных, измерительных, поверочных лабораторий.

Организационная подсистема:

· государственная метрологическая служба;

· иные госслужбы ОЕИ;

· метрологические службы федеральных органов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.216.18 (0.061 с.)