Показания и противопоказания к назначению лфк. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показания и противопоказания к назначению лфк.



Показания к назначению ЛФК: подострый период, период вы­здоровления после острой пневмонии, плеврита, бронхита, меж­приступный период бронхиальной астмы.

ЛФК противопоказана в острый период заболевания бронхолегочной системы, со­провождающегося высокой температурой те­ла, при кровотечении, легочно-сердечной не­достаточности 2-3 степени, при «легочном сердце» с симптомами декомпенсации, онко­логических заболевания, частые приступы удушья.

 

 ОБЩИЕ ЗАДАЧИ:

· регресс обратимых процессов;

· стабилизация необратимых изменений;

· восстановление или повышение функ­ции внешнего дыхания;

· улучшение деятельности сердечно-со­судистой системы и защитных свойств организма;

· повышение психологического статуса;

· повышение толерантности к физичес­ким нагрузкам.

 ЧАСТНЫЕ ЗАДАЧИ: для большинства заболеваний

· ликвидация воспалительного очага;

· улучшение бронхиальной проходимости;

· увеличение вентиляции легких;

· устранение несоответствия между альвеолярной вентиляции и легочным кровотоком;

· улучшение дренажной функции легких;

· экономизация работы дыхательных мышц путем усиления их мощности и содружественности;

·  улучшение работы нейрогуморальных механизмов регуляции внешнего дыхания;

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ЛФК ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Лечебная физкультура органично входит в комплекс лечебно-реабилитационных меро­приятий при заболеваниях органов дыхания, основная цель которых - устранение или уменьшение патологических нарушений функ­ции внешнего дыхания (ФВД), повышение то­лерантности к физическим нагрузкам и возвра­щение пациента к трудовой деятельности.

Общие задачи:

· регресс обратимых процессов;

· стабилизация необратимых изменений;

· восстановление или повышение функ­ции внешнего дыхания;

· улучшение деятельности сердечно-со­судистой системы и защитных свойств организма;

· повышение психологического статуса;

· повышение толерантности к физичес­ким нагрузкам.

ЛФК противопоказана в острый период заболевания бронхолегочной системы, со­провождающегося высокой температурой те­ла, при кровотечении, легочно-сердечной не­достаточности 2-3 степени, при «легочном сердце» с симптомами декомпенсации, онко­логических заболеваниях.

Комплексная программа реабилитации больных с заболеваниями органов дыхания и ее реализация зависят от участия пульмоно­лога, физиотерапевта, врача ЛФК и инструк­тора ЛФК, массажиста, психолога.

Основными принципами реабилитации при заболеваниях органов дыхания являются раннее ее начало и непрерывность, комплек­сность и рациональность сочетания восста­новительных мероприятий, учет клинических особенностей заболевания, индивидуальных особенностей пациента, его психологических и моральных качеств, физической подготов­ленности, условий труда и быта, а также про­гнозирование исходов реабилитации. Большое значение для эффективности восстано­вительного лечения имеет этапность проведе­ния реабилитационных мероприятий, кото­рые проводятся в стационаре, реабилитаци­онном центре, санатории и поликлинике.

Лечебные факторы, применяемые в реа­билитации пульмонологических больных, включают в себя, прежде всего, медикамен­тозную терапию, физиотерапевтические ме­тоды и средства ЛФК, основными принципа­ми которой являются безопасность, адекват­ность, регулярность, достаточность по объему и интенсивности.

В основе индивидуальных программ вос­становительного лечения при заболеваниях органов дыхания лежат толерантность паци­ента к физическим нагрузкам, изменения ФВД. Применяемые в начале курса ЛФК физи­ческие нагрузки состоят из упражнений, вы­полняемых в аэробном режиме низкой ин­тенсивности (40-50% аэробной способнос­ти). В последующие периоды лечения интен­сивность нагрузок возрастает до 60-75% аэ­робной мощности. При этом работа осущест­вляется в аэробном и в аэробно-анаэробном режимах.

Исходя из данных оценки толерантности к физическим нагрузкам, различают четыре степени двигательных возможностей пациен­та и в соответствии с ними - четыре двига­тельных режима.

Первая степень (щадящий двигательный режим): резкое снижение двигательных воз­можностей, одышка при привычной физиче­ской нагрузке, снижение функции внешнего дыхания 3 степени, легочная гипертензия 2-3 стадии, пороговая нагрузка (при вело­эргометрической пробе) = 50 Вт и ниже.

Вторая степень (щадящий тренирующий двигательный режим): значительное снижение двигательных возможностей, одышка при ходьбе в ускоренном темпе или при сред­нем темпе при подъеме по лестнице, сниже­ние ФВД 11 степени, легочная гипертензия I-П стадии, пороговая нагрузка у мужчин 51-100 Вт, у женщин 51-85 Вт.

 Третья степень (щадяще-тренирующий, переход к тренирующему режиму): умеренное снижение двигательных возможностей, одышка при быстром подъеме по лестнице или беге трусцой, снижение ФВД 1 степени, легочная гипертензия 1 стадии, пороговая на­грузка 101-150 Вт у мужчин и 86-125 Вт у женщин и более.

Четвертая степень (тренирующий ре­жим): небольшое снижение двигательных возможностей, одышка при быстром подъеме по лестнице, MeД1IeHHoM беге, снижение ФВД 0-1 СТ., пороговая нагрузка у мужчин 150 Вт и более, у женщин 125 Вт и более.

Выбор физических упражнений при заня­тиях ЛФК определяется особенностями нару­шения функции внешнего дыхания у данного пациента, Т.е. наличием нарушений проходи­мости воздухопроводящих путей (ВПП) или ограничений дыхательной поверхности лег­ких, или тех и других одновременно. Для уст­ранения обструктивных изменений использу­ются упражнения в расслаблении мышц и уд­линении, углублении выдоха, а для борьбы с рестриктивными нарушениями необходи­мы упражнения с углублением вдоха, т.е. уп­ражнения противоположного действия. По­этому исследование ФВД необходимо прово­дить каждому пациенту с заболеваниями ор­ганов дыхания для исключения ошибок в вы­боре упражнений и контроля эффективности лечения.

Под внешним дыханием понимается со­вокупность физиологических механизмов, обеспечивающих обмен газов между наруж­ным (атмосферным) воздухом и кровью ле­гочных капилляров. Внешнее дыхание обес­печивается сокращением дыхательной муску­латуры, дыхательными движениями грудной клетки, дыхательной функцией плевральной полости (щели), проведением воздуха (вдыха­емого и выдыхаемого) по воздухопроводя­щим путям, диффузией газов (кислорода, уг­лекислоты) через легочную мембрану, нерв­ной регуляцией дыхательных движений, кор­реляцией между вентиляцией и кровообра­щением в отдельных участках легких.

Одной из важнейших задач системы внешнего дыхания является поддержание нормального газового состава крови. Этот процесс слагается из двух компонентов: насыщения крови кислородом и освобождения ее от избытка углекислого газа.

Вентиляция легких в обычных условиях осуществляется благодаря ритмическим со­кращениям дыхательных мышц, которые де­лятся на инспираторные, способствующие вдоху, и экспираторные, способствующие вы­доху. При спокойном дыхании активной фа­зой дыхания является вдох, выдох же выпол­няется пассивно. Участие мышц при осу­ществлении выдоха наблюдается при увели­чении вентиляции, примерно на 50% превы­шающей максимальную волевую вентиляцию (Путов Н.В., 1989).

Инспираторные мышцы принято делить на основные и вспомогательные (дополнитель­ные). К основным дыхательным мышцам относятся диафрагма, наружные межребер­ные мышцы, межхрящевая парастернальная часть внутренних межреберных мышц. Все эти мышцы, сокращаясь, способствуют уве­личению объема грудной клетки в вертикаль­ном, горизонтальном (фронтальном) и пере­днезаднем (сагиттальном) направлениях.

Важнейшей дыхательной мышцей являет­ся диафрагма, которая, прикрепляясь к ниж­ним ребрам, образующим реберную дугу, во время вдоха напрягается и уплощается, а во время выдоха расслабляется и поднимается в виде купола. При спокойном дыхании эта мышца может обеспечивать от 2/3 до 3/4 объ­ема вдоха. В норме диафрагма развивает мак­симальную силу при ее удлинении приблизи­тельно на 30% в состоянии покоя. Снижение напряжения мышцы происходит при умень­шении ее длины в период расслабления, что наблюдается при обструкции бронхов.

К вспомогательным инспираторным мыш­цам относятся: грудино-ключично-сосцевид­ные, лестничные, подниматели ребер, задние верхняя и нижняя зубчатые, квадратная пояс­ницы, подвздошно-реберная, малая и большая грудные, подключичная, нижние пучки пере­дней зубчатой, выпрямляющая позвоночник в грудном отделе, верхняя часть трапециевид­ной, передние мышцы шеи.

Экспираторными мышцами являются внут­ренние межреберные, за исключением их ин­спираторной части, прямые, внутренние и наружные косые, а также поперечные мыш­цы живота и грудной клетки, подреберные, задняя нижняя зубчатая, квадратная поясни­цы, подвздошно-реберная. При сокращении экспираторных мышц объем грудной клетки уменьшается.

Патологические процессы в легких сопро­вождаются различными нарушениями меха­ники дыхания: при одних преобладают нару­шения бронхиальной проходимости (об­структивные процессы), при других - сниже­ние эластической растяжимости легких (рест­риктивные или ограничительные процессы).

Методика ЛФК при заболеваниях органов дыхания предусмат­ривает применение как общеразвивающих, так и специальных упражнений, среди которых особое значение имеют дыхательные упражнения. Реабилитация больных с бронхолегочной патологией с по­мощью средств ЛФК проводится поэтапно:

На стационарном этапе (подострый период заболева­ния) на занятиях ЛФК в основном используются гимнастические и дыхательные упражнения. Выбор физических упражнений при заня­тиях ЛФК определяется особенностями нару­шения функции внешнего дыхания у данного пациента, т.е. наличием нарушений проходи­мости воздухопроводящих путей (ВПП) или ограничений дыхательной поверхности лег­ких, или тех и других одновременно. Например, для уст­ранения обструктивных изменений использу­ются упражнения в расслаблении мышц и уд­линении, углублении выдоха, а для борьбы с рестриктивными нарушениями необходи­мы упражнения с углублением вдоха, т.е. уп­ражнения противоположного действия.

Дальнейший процесс реабилитации осуществляется на сана­торном или поликлиническом этапах. Применение средств и форм ЛФК заметно расширяется; наиболее эффективны циклические упражнения.

 

Общеразвивающие упражнения улучшают функцию всех орга­нов и систем и оказывают благоприятное воздействие на дыхательный аппарат. Для активизации функции дыхательного аппарата применяются упражнения умеренной и большой интенсивности. В тех случаях, когда активизация дыхания не показана, используются упражнения малой интенсивности.

Следует помнить, что выполнение непривычных физических упражнений может приве­сти к нарушению ритма дыхания. Выполнение упражнений в бы­стром темпе может вызвать увеличение частоты дыхания и гипер­вентиляцию, что неблагоприятно сказывается на самочувствии больных.

К специальным физическим упражнени­ям, используемым при заболеваниях органов дыхания, относятся:

- Упражнения для пояса верхних конечностей, которые активизируют кровообра­щение в легких, что способствует ликвидации воспалительного процесса, уменьше­нию застойных явлений в легких, предотвращению развития пневмосклероза. Особое значение в занятиях лечебной физической культурой придается упражнениям в расслаблении. Они помогают нормализовать течение нервных процессов, уменьшить возбуждение дыхательного центра, выровнять тонус дыхательной мускулатуры и снять патологи­ческие спазмы.

- специальные дыхательные упражнения, которые со­вершенствуют механизм дыхания и координацию дыхания и движения. К ним относят:

- статические дыхатель­ные упражнения, в том числе сознательно управляемое локализованное дыхание,

- ди­намические дыхатель­ные упражнения,

- дренирующие упражнения,

- упражнения для растягивания плевральных спаек,

- упражнения с произнесением звуков - звуковая гимнастика

 При выполнении любого из названных упражнений возможны удлинение и углубле­ние вдоха или выдоха, задержки дыхания пос­ле вдоха или выдоха.

Статические дыхательные упражнения. При их исполнении основное внимание уде­ляется работе определенных групп дыхатель­ных мышц, самому акту дыхания (соотноше­нию дыхательных фаз) и вентиляции опреде­ленных отделов легких в статическом поло­жении туловища и конечностей. Дыхание вы­полняется обычно через нос, но при обструк­тивных нарушениях выдох может выполнять­ся и через рот с сопротивлением или без него, а также с произнесением звуков.

· упражнения, изменяющие тип дыхания:

*полный тип дыхания, прово­димый в исходном положении (и.п.) стоя, сидя без опоры на спинку стула или сидя верхом на стуле, руки вдоль ту­ловища, осуществляется с участием всей основной и вспомогательной дыха­тельной мускулатуры.

*грудной тип дыхания выполняется с участи­ем мышц грудной клетки в И.п. стоя, си­дя, руки вдоль туловища, на поясе. Этот тип дыхания позволяет увеличить вен­тиляцию в верхних и средних отделах легких;

*диафрагмальное дыхание осуществляется в и.п. лежа на спине с согнутыми в ко­ленных и тазобедренных суставах нога­ми (упор на стопы), сидя с опорой о спинку стула, стоя, руки за голову. При этом дыхании увеличивается вен­тиляция в нижних и средних отделах легких. Увеличить вентиляцию в верх­них отделах легких можно при спокой­ном или углубленном дыхании в поло­жении сидя с опорой рук перед собой о спинку стула, руки на поясе, на бедрах или стоя с руками на поясе. Вентиляция в нижних отделах легких увеличивается, если руки поднять выше горизонталь­ного уровня. В положении лежа на боку с согнутыми в коленных и тазобедрен­ных суставах ногами увеличивается вен­тиляция нижнего отдела легкого, так как нижний купол диафрагмы двигается в этом положении с максимальной ам­плитудой;

· упражнения с дозированным сопротивлением:

o диафрагмальное дыхание с сопротивлением — руки инструктора расположены в области края реберной дуги (ближе к середине грудной клетки);

o диафрагмальное дыхание с укладкой на область верхнего квадрата живота мешочка с песком (от 0,5 до 1 кг);

o сознательно управляемое локализован­ное дыхание способствует увеличению вентиляции в одном легком или его час­ти. При выполнении этих упражнений во время выдоха слегка сдавливается грудная клетка пациента в области, где должна быть увеличена вентиляция, а во время вдоха давление на грудную клетку постепенно уменьшается. Пациент вы­нужден, преодолевая сопротивление, больше напрягать мышцы именно там, где оказывается давление. В результате в этой области увеличивается движение ребер и возрастает вентиляция.

- верхнегрудное двустороннее дыхание с преодолением сопротивления, которое осуществляет инструктор, надавливал руками в подключичной области; выполняется в и.п. стоя, сидя, лежа на спине. 

- среднегрудное дыхание выполняется в и.п. стоя, сидя, лежа на левом боку. При односто­роннем дыхании руки инструктора помеща­ются на средние отделы правой половины грудной клетки спереди и сзади. При двусто­роннем дыхании одна рука располагается на грудине, другая - сзади на середине грудной клетки. Грудная клетка сдавливается в сагит­тальном направлении.

- нижнегрудное дыхание - руки методиста помещаются на нижнебоко­вые отделы грудной клетки в и.п. пациента си­дя, стоя. Давление оказывается с обеих сторон (двустороннее) или с одной (одностороннее). Одностороннее нижнегрудное дыхание может выполняться сидя, стоя или лежа на валике на противоположном боку. Давление оказывается на нижнебоковую поверхность грудной клетки во фронтальной плоскости с одной стороны.

 

Динамические дыхательные упражнения выполняются с движением туловища и ко­нечностей. При этом отведение и разгибание конечностей, а также разгибание туловища обычно сопровождается вдохом, сгибание и приведение - выдохом. Для усиления вен­тиляции в задних сегментах легких вдох вы­полняется при сгибании грудного отдела по­звоночника, а выдох - при его разгибании.

Дренирующие упражнения представляют со­бой сочетание произвольного динамического дыхания с определенным положением тела. При этом основополагающим является топо­графическая анатомия бронхов, долей и сег­ментов. Основная цель упражне­ний - облегчение откашливания содержимого полостей, сооб­щающихся с бронхами. Это дости­гается с помощью дренажа бронхов в различных положениях тела, способствующих выделению секрета за счет собственной массы (постуральный дренаж). Сочетание постурального дренажа с фи­зическими упражнениями (дренажная гимнастика) весьма эффек­тивно для удаления мокроты из просвета бронхов. Например,

Дренирование верхней доли правого легкого проводится в и.п. сидя, отклонившись назад, левое предплечье на правом бедре, правая рука поднята вверх. Затем пациент, покашливая, должен выполнить несколько наклонов вниз и влево, касаясь правой рукой пола. Движения повторяют 6-12 раз. Дренирование левой верхней доли проводится с поднятой левой рукой.

Дренирование средней доли выполняется лежа на наклонной плоскости (ножной конец приподнят на 10-15 см) на левом боку, откло­нившись кзади, чтобы предплечье правой ру­ки легло сзади на кушетку. При появлении кашля - поворот на живот. (Так же дрениру­ют 4-5 сегменты левой доли, но в положении лежа на правом боку).

Дренирование нижних долей происходит при максимальном наклоне туловища вперед и пребывании в таком положении до появле­ния кашля, а затем возвращение в вертикаль­ное положение. Для дренирования одной нижней доли используется И.П. лежа на про­тивоположном боку с приподнятым ножным концом на 30-40 см и затем при появлении кашля - поворот на одноименный бок.

Под влиянием физических упражнений выведение мокроты происходит благодаря перемещению мокроты за счет силы тяжести во время пребывания больного в постураль­ном положении, передвижению мокроты в момент выдоха за счет кинетической энер­гии воздушной струи, локальному повыше­нию внутриальвеолярного и внутрибронхи­альноro давления при сжатии руками грудной клетки во время выдоха, отделению вязкой мокроты от слизистой оболочки бронхов при локальной вибрации грудной клетки.

Применение функционального углового стола, методика ЛГ на котором предусматри­вает сочетание дренирующих упражнений с массажем, способствует получению макси­мального дренирующего эффекта.

Упражнения для растягивания спаек созда­ют условия, при которых благодаря эластиче­ским свойствам грудной клетки и легочной ткани разобщаются листки плевры, что и способствует растягиванию спаек. Упраж­нения эффективны только в период образо­вания спаек.

 Выделяют три стадии формирования плевральных спаек.

В первой (ранней) стадии,  которая длится 15 дней, спайка представляет собой рыхлую соединительную ткань, ин­фильтрированную фибробластами. Вновь об­разующиеся кровеносные сосуды состоят из одного слоя эндотелия. В этот период при вы­полнении специальных упражнений возмо­жен разрыв спаек.

Вторая стадия (продолжительность от 15 дней до 2 мес.) - стадия фибриллогенеза: фибробласты превращаются в зрелые фибро­циты, которые продуцируют коллаген; сосу­ды формируют эластический каркас, но име­ют извитое строение. Параллельно в самой спайке идет формирование эластических во­локон из ретикулярных клеток. На этой ста­дии при использовании специальных упраж­нений возможно растягивание спаек.

В третьей стадии (свыше 2 мес.) наступает полный фиброз: сплошное развитие коллаге­новых волокон, ткань становится грубово­локнистой и практически нерастяжимой («жесткий фиксатор»). Такие спайки, ограни­чивая подвижность легких, отрицательно влияют на ФВД, кровообращения, что отрицательно сказывается на функциональном состоянии всего организма,  и с помощью физических уп­ражнений растянуть их уже невозможно. Распространенный спаечный процесс часто становится причиной развития сколиоза, перетягивания средостения в больную сторону, западение соответствующей половины грудной клетки.

·Для растягивания спаек диафрагмаль­ного отдела плевральной полости ис­пользуется глубокое диафрагмальное дыхание с паузой после вдоха в положе­нии лежа на спине или лежа на боку, од­ноименном больному легкому, с согну­тыми в коленных и тазобедренных сус­тавах ногами.

·Для растягивания спаек в костальном отделе плевры используются и.п. лежа на боку, одноименном здоровому легко­му, стоя, сидя. Во время выдоха и его за­держки поднимают вверх руку на сторо­не поражения плевры. Одновременно может быть выполнен наклон туловища в здоровую сторону при локализации спаек в боковом отделе, разгибание ту­ловища - при спайках в переднем отде­ле и сгибание туловища - в заднем отде­ле.

·При локализации спаек в синусах в и.п. сидя или стоя, с руками заложенными за голову, выполняют резкий глубокий вдох и задерживают дыхание на 3-5 с.

Упражнения с произнесением звуков (звуковая гимнастика). Цель звуковой гимнасти­ки - нормализовать продолжительность и со­отношение вдоха и выдоха в сторону увеличения выдоха (1:1,5; 1:1,75), уве­личить или снизить сопротивление воздуш­ной струи на выдохе, облегчить выделение мокроты. При заболеваниях бронхолегочной системы используются упражнения с произ­несением согласных и гласных звуков. Со­гласные звуки создают вибрацию голосовых связок, которая передается на трахею, бронхи и бронхиолы. По силе воздушной струи со­гласные делятся на три группы: наименьшая сила развивается при звуках м-м-м, р-р-р; средней интенсивностью обладает струя при звуках б, г, д, в, з; наибольшая интенсив­ность - при звуках п, ф. Гласные звуки позво­ляют удлинить выдох.  Их произносят в определенной последовательности: а, о, и, бух, бот, бак, бех, бих. Вибрирующие звуки ж-ж-ж-ж, р-р-р-р повышают эффективность дренирующих уп­ражнений.

Реабилитация больных с бронхолегочной патологией с по­мощью средств ЛФК проводится поэтапно:

На стационарном этапе (подострый период заболева­ния) на занятиях ЛФК в основном используются гимнастические и дыхательные упражнения.

Дальнейший процесс реабилитации осуществляется на сана­торном или поликлиническом этапах. Применение средств и форм ЛФК заметно расширяется; наиболее эффективны циклические упражнения.

 

Статические и динамические дыхатель­ные упражнения могут выполняться с углублением и замедлением фаз дыхания в зависи­мости от особенностей нарушения ФВД. Так, при рестриктивных изменениях рекоменду­ются упражнения с углублением вдоха, а при обструктивных - удлиняется выдох, а вдох не углубляется и даже может быть специально уменьшен. При этом максимально исключа­ется напряжение скелетных мышц, чтобы не вызвать рефлекторного напряжения гладкой мускулатуры бронхов.

 

 

КОНТРОЛЬ ЗА ПЕРЕНОСИМОСТЬЮ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ЛФК ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ.  

Эффективность занятий ЛФК определяется на основании реак­ции организма на физическую нагрузку: по основным показате­лям, характеризующим переносимость нагрузки - ЧСС, ЧД (час­тота дыхания), АД, а также по изменению показателей нарушен­ной функции, на восстановление которой и направлены занятия ЛФК. При заболеваниях органов дыхания таковыми являются спи­рометрические и спирографические исследования и тесты.

В первую очередь производится оценка легочной вентиляции, с этой целью определяются частота дыхания, дыхательный объем и минутный объем дыхания. Затем выявляются адаптационные воз­можности аппарата внешнего дыхания: ЖЕЛ, проба Штанге (задерж­ка дыхания на вдохе), проба Генчи (задержка дыхания на выдохе).

Для оценки бронхиальной проходимости применяется пнев­мотахометрия (определение скорости воздушной струи на вдохе и на выдохе).

При контроле за реакцией организма больного следует при­держиваться следующих ориентиров:

- Если ЧД увеличивается на 2 - 3 дыхания в минуту либо умень­шается на 1-2 дыхания, это свидетельствует о нормальной реак­ции организма, т. е. физическая нагрузка соответствует функцио­нальным возможностям больного.

- Пульс не должен учащаться более чем на 10-15 уд/мин. Максимальное АД должно повыситься не более чем на 15-20 мм рт. ст., а минимальное остается без изме­нений.

- К 5-7-й минуте после нагрузки исследуемые показатели должны вернуться к исходным величинам.

Естественно, если показатели реакции организма превышают указанные величины, нагрузку следует снизить.

В отношении больных бронхиальной астмой наиболее инфор­мативной является проба Тифно, которая определяет качество выдоха у больного, - это отношение форсированного выдоха за 1 с к ЖЕЛ (в %).

Необходимо отметить, что даже применение простейших и до­ступных методов (таких, как ЧСС, ЧД, ЖЕЛ), проводимое пери­одически, на протяжении всего курса занятий ЛФК, дает достаточно объективную информацию о рациональности и эффективнос­ти разработанной и применяемой методики ЛФК.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.009 с.)