Тревожный тип (Т) Люди данного типа имеют низкую контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тревожный тип (Т) Люди данного типа имеют низкую контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение.



Редко вступают в конфликты с окружающими, в которых играют лишь пассивную роль. Привлекательные черты: дружелюбие, самокритичность, исполнительность. Часто такие люди бывают «козлом отпущения», мишенью для шуток.

10. Эмотивный тип (Эм). Люди с таким типом акцентуации характера предпочитают общение в узком кругу избранных, которых они понимают с полуслова. Редко вступают в конфликты, а если это происходит, то играют в них пассивную роль. Обиды носят в себе. Привлекательные черты: сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность. Такие люди рады чужим успехам. Негативные черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.

11. Экстравертированный тип. Отличается высокой контактностью. У таких людей масса друзей и знакомых. Они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации. В общении часто уступают роль лидера другим, предпочитают подчиняться, находиться в тени. Привлекательные черты: готовность внимательно выслушать другого, исполнительность. Негативные: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к раз влечениям, к распространению сплетен и слухов.

12. Интровертированный тип. Люди этого типа характеризуются очень низкой контактностью, замкнутостью, оторванностью от реальности, склонностью к философствованию. Любят одиночество, редко вступают в конфликты, и то только при по пытках других бесцеремонно вмешиваться в их личную жизнь.

Привлекательные черты: сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Негативные черты: упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей несмотря ни на что.

В приложении 6 приводится методика определения акцентуации характера по Леонгарду—Шмишеку.

Классификация акцентуации характера, разработанная отечественным ученым А.Е. Личко, близка по своему содержанию к классификации К. Леонгарда. Было выявлено, что чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы норм отклонения в поведении человека, граничащие с патологией, чаще всего наблюдаются в подростковом и юношеском возрасте. Это как раз и исследовано А.Е. Личко.

Список литературы:

Кречмер Э. Медицинская психология. — СПб., 2008.

Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у под ростков. — М., 2009.

Немов Р.С. Психология: Учебник: В 3 кн. — 3 е изд. — М., 2000. — Кн. 1.

Обозов Н.Н. Типы личности, темперамент и характер. — СПб., 2005.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. — М., 2008.

Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по пси хологии и типологии характеров / Ред. сост. Д.Я. Райгородский. — Самара, 2007.

Рогов Е.И. Психология человека. — М., 1999.

Сухарев В.А., Сухарев М.В. Психология народов и наций. — Донецк, 2007.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. (Основные положе ния, исследование и применение). — СПб., 2009.

 

Способности.

Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятиям способности и одаренности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим.

Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладевании деятельностью, так и к высоким показателям труда.

При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические способности) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.

Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.

Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек успешно и на высоком уровне осуществляет деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности.

Вот почему способность нельзя свести к одному какому- либо свойству (хорошее цветоразличие, чувство пропорции, музыкальный слух и т. п.) Она всегда синтез человеческой личности.

Таким образом, способность можно определить как синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней.

Понятие о способностях.

Способностями называются свойства личности, обладая которыми человек может успешно выполнять ту или иную деятельность. Следует отметить, что слово «способность» имеет очень широкое применение в самых различных областях практики. Обычно под способностями понимают индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Если суммировать всевозможные варианты существующих в настоящее время подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам.

В первом случае под способностями понимаю совокупность всевозможных психических процессов и состояний. С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Третий подход основан на утверждении о том, что способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. В таком смысле слово "способность" употребляется основоположниками марксизма-ленинизма, когда они говорят: "От каждого по способностям".

Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей.

Понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Нередко бывает, что педагог не удовлетворен работой ученика, хотя этот последний обнаруживает знания не меньшие, чем некоторые из его товарищей, успехи которых радуют того же самого педагога. Свое недовольство педагог мотивирует тем, что этот ученик работает недостаточно; при хорошей работе ученик, "принимая во внимание его способности", мог бы иметь гораздо больше знаний.

Когда выдвигают молодого работника на какую-либо организационную работу и мотивируют это выдвижение "хорошими организационными способностями", то, конечно, не думают при этом, что обладать "организационными способностями" - значит обладать "организационными навыками и умениями". Дело обстоит как раз наоборот: мотивируя выдвижение молодого и пока еще неопытного работника его "организационными способностями", предполагают, что, хотя он, может быть, и не имеет еще необходимых навыков и умений, благодаря своим способностям он сможет быстро и успешно приобрести эти умения и навыки.

Эти примеры показывают, что в жизни под способностями обычно имеют в виду такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.

К сожалению, в повседневной практике понятия «способности» и «навыки» часто отождествляются, что приводит к ошибочным выводам, особенно в педагогической практике. Классическим примером такого рода может служить неудачная попытка В.И.Сурикова, ставшего в последствии знаменитым художником, поступить в академию художеств. Хотя выдающиеся способности Сурикова проявились достаточно рано, необходимых умений и навыков в рисовании у него еще не было. Академические педагоги отказали ему в поступлении в академию. Ошибка преподавателей академии заключалась в том, что они не сумели отличить отсутствие навыков от отсутствия способностей. Не смотря на то, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, это не означает, что они никак не связаны со знаниями и умениями. От способностей зависят легкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков.

Следует отметить, что успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой–либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспеченно различными способами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.009 с.)