Методическая разработка теоретического занятия для преподавателей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателей



Методическая разработка теоретического занятия для преподавателей

ОП. 08 «Психология» 31.02.02 Акушерское дело

ОП. 09 «Психология»   34.02.01 Сестринское дело

ОП. 02 «Психология» 31.02.01 Лечебное дело

Тема: «Свойства личности»

Для специальностей

Сестринское дело

Лечебное дело

Акушерское дело

Г. Самара, 2016

 

Рассмотрена и одобрена на заседании                         Утверждено

ЦМК «Лабораторная диагностика»

Зам.директора по МР

Протокол № от /2016                                           Ф.И.О.

Председатель ЦМК /                                                    /2016 Подпись         

 

Разработчики:

Увыкина Л.А. – Педагог – психолог, преподаватель дисциплины «Психология»

Фролова Д.В. – Педагог – психолог, преподаватель дисциплины «Психология»

 

Аннотация

 

Методическая разработка занятия по теме «Свойства личности»  по дисциплине «Психология» предназначена для проведения лекционного занятия у обучающихся по специальностям 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.01 Лечебное дело, 31.02.02 Акушерское дело.

В данной разработке раскрываются основные способы и средства проведения теоретического занятия на деятельностной основе.

Методическая разработка выполнена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям: 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.01 Лечебное дело, 31.02.02 Акушерское дело.

Пояснительная записка

Тема занятия «Свойства личности» соответствует требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, дисциплине «Психология» и рабочей программе.

Данная тема важна и актуальна, так как профессионализм медработника определяется не только тем, насколько хорошо он знает этиологию и патогенез болезней, методы их диагностики и лечения, но и особенности человеческого поведения, сложности их проявления. Актуальность проблемы обусловлена формированием и развитием прочных знаний о сложности формирования личности, ее свойств; самостоятельному определению типа личности человека; построению собственной личностной характеристики, ее сравнению со своими эмпирическими представлениями о себе и других людях.

Изучение темы базируется на системе знаний полученных студентами при изучении такой темы, как «Понятие личности (теории, структура)», и последующими темами дисциплины «Психология». Базовые знания и умения, сформированные при изучении вышеназванной темы, проходят через весь курс данной дисциплины и применяются при изучении последующих разделов дисциплины «Психология». В последующих темах обучающиеся будут углублять свои знания полученные в ходе изучения данной темы.

Тема изу­чается на основе современных нормативных документов, с применением дискуссионных методов обучения. Владение знаниями темы для обучающихся является средством формирования учебно-исследовательских умений, расширения своих знаний в других предметных областях. Педагогической целью является не только развитие навыков обучающихся по самостоятельной работе с литературой для дальнейшего самообразования, но и понимание и осмысление студентами использования понятийного аппарата в процессе интерпретации терминов.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

  по теме «Свойства личности».

Цели занятия:

Дидактическая: способствовать формированию у студентов понятийного аппарата и формированию следующих профессиональных компетенций:

ОП. 09 Дисциплина «Психология» специальность «Сестринское дело»

ПК – 3.3 – Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

ОП. 08 Дисциплина «Психология» специальность «Акушерское дело»

ПК – 3.6 – Проводить санитарно-просветительскую работу по вопросам планирования семьи, сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.

ОП. 02 Дисциплина  «Психология» специальность «Лечебное дело»

ПК – 6.1 – Рационально организовывать деятельность персонала с соблюдением психологических и этических аспектов работы в команде.

Задачи для последующего осмысленного выполнения заданий по диагностике свойств личности: темперамента, характера и способностей:

ОП. 09 Дисциплина «Психология» специальность «Сестринское дело»

- способствовать усвоению знания основных направлений психологии и психологии личности.

ОП. 08 Дисциплина «Психология» специальность «Акушерское дело»

- способствовать усвоению знания психологии личности.

ОП. 02 Дисциплина  «Психология» специальность «Лечебное дело»

- способствовать усвоению знания психических процессов, состояний и структуры личности.

Развивающая: развитие у студентов специальностей «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело» логического мышления, познавательных процессов, формирования общих компетенций:

ОП. 09 Дисциплина «Психология» специальность «Сестринское дело»

ОК – 1 – Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК-4 - Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК – 6 – Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК – 11 – Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОП. 08 Дисциплина «Психология» специальность «Акушерское дело»

ОК – 1 – Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК – 2 – Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК – 6 – Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК – 7 – Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК – 8 – Самостоятельно определять задачи личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК – 11 – Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК – 13 – Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОП. 02 Дисциплина «Психология» специальность «Лечебное дело»

ОК – 1 – Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК – 2 – Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК – 4 – Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК – 6 – Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК – 7 – Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК – 8 – Самостоятельно определять задачи личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК – 11 – Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК – 13 – Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

   
   
   

Задачи:

- способствовать развитию профессионального мышления;

- развивать самостоятельность суждений студентов, сравнивать и сопоставлять различные точки зрения, способствовать их самореализации и креативности.

3. Воспитательная: продолжение формирования позитивных качеств личности и общей компетенции:

ОК – 1 – Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК – 10 – Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ОК – 11 – Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Задачи:

- продолжать стимулировать интерес к избранной профессии;

- стимулировать потребность в социальной коммуникации, адекватной самооценке и взаимооценке;

- воспитание аккуратности, внимательности, точности.

Требования к уровню усвоения учебного материала

ОП. 09 Дисциплина «Психология» специальность «Сестринское дело»

В результате изучения темы:

студент должен знать:

- основные направления психологии;

- психологию личности.

ОП. 08 Дисциплина «Психология» специальность «Акушерское дело»

В результате изучения темы:

студент должен знать:

- психологию личности.

ОП. 02 Дисциплина  «Психология» специальность «Лечебное дело»

В результате изучения темы:

студент должен знать:

- психические процессы и состояния;

- структуру личности.

Место проведения: аудитория.

Время проведения: 90 мин. (2 часа).

Межпредметные связи:

Анатомия и физиология человека, Основы патологии, дисциплины МДК 01.01, МДК 0103, МДК 02.01

Внутрипредметные связи:

ОП. 09 Дисциплина «Психология» специальность «Сестринское дело»

- предыдущие темы: «Понятие личности (теории, структура)»

-последующие темы: «Закономерности возрастного развития личности»

ОП. 08 Дисциплина «Психология» специальность «Акушерское дело»

- предыдущие темы:  «Понятие личности (теории, структура)»

-последующие темы: «Потребностно - мотивационная сфера личности»

ОП. 02 Дисциплина  «Психология» специальность «Лечебное дело»

- предыдущие темы: «Понятие личности (теории, структура).

-последующие темы: «Потребностно - мотивационная сфера личности»

Оснащения занятия: мультимедийная презентация.

Используемые технические средства обучения: проектор, ноутбук.

Литература:

1. Батаршев А.В. Темперамент (Взаимосвязь с типами высшей нервной деятельности. Характерологические особенности. Как определить тип темперамента?): Учеб. метод. пособие. — Таллинн, 2006.

Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, мед ленный тип. Это флегматик (инертный тип ВНД).

У флегматика положительные условные рефлексы образуются с нормальной скоростью, они сильны и прочны, как и тормозные условные реакции. Адекватное взаимодействие между корой и подкорковой областью обеспечивает контроль коры над прирожденными рефлексами. Флегматик сравнительно легко приспосабливается к социальной среде. Быстро выучивается говорить, читать и писать. Его речь несколько медленнее, чем у сангвиника, она спокойна, равномерна, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики.

3. Сильный, повышенно возбудимый, безудержный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения в подкорковых от делах. Это холерик (возбудимый тип ВНД).

Холерик характеризуется сильными условными реакциями, подверженными большому влиянию подкорковых областей. Повышенная подкорковая деятельность не всегда достаточно регулируется корой. Условные связи образуются медленней, чем у предыдущих типов, что связано с повышенной возбудимостью подкорковых центров, которые тормозят центры коры. Условные тормозные реакции холерика неустойчивы. Дети такого типа учатся обычно удовлетворительно, однако испытывают затруднения в приспособлении своих реакций и эмоций к требованиям школы. Их речь становится в меру быстрой, но неровной и формируется труднее, чем у сангвиника и флегматика.

4. Слабый, понижено - возбудимый, неуравновешенный тип, характеризующийся общей пониженной возбудимостью коры и нижележащих отделов. Это меланхолик (тормозной тип ВНД).

Пониженная деятельность коры у меланхоликов сочетается со слабой деятельностью подкорковых центров, что особенно выражается в пониженных эмоциях. Быстро утомляется и перестает реагировать на слишком сильные или продолжительные раздражители. Безусловные рефлексы также слабы. Условные реакции образуются медленно, после многих сочетаний безусловного и условного раздражителей. Интенсивность условных реакций часто не соответствует закону силы. Для меланхолика характерно преобладание внешнего торможения. Речь тихая, замедленная. Слабый тип нервной системы является благоприятной почвой для возникновения нарушений деятельности коры (особенно в детском возрасте).

Следует иметь в виду, что рассмотренные выше типы ВНД по И.П. Павлову, адекватные типам темперамента по Гиппократу— Галену, для каждого отдельного индивида в большинстве случаев в чистом виде неприменимы. У одного и того же человека могут проявляться различные сочетания типов темперамента, о чем будет сказано ниже.

Психологические различия в типах темперамента ярко проявляются в поведении индивидов в необычных, нестандартных ситуациях. Это видно из следующего примера.

Четыре друга — холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик опоздали в театр. Как они поведут себя в этой ситуации? Холерик вступит в спор с билетером, пытаясь проникнуть на свое место. Он будет уверять, что часы в театре спешат, что свет еще не потушен, что он никому не «отдавит» ноги, и, может быть, даже попытается оттеснить билетера и прорваться в зрительный зал.

Сангвиник сразу оценит ситуацию, поймет, что в партер его не пустят и побежит вверх по лестнице на ближайший ярус.

Флегматик подумает примерно так: «Ну, во первых, большой трагедии не произошло... И потом, первый акт, как правило, вообще неинтересен — актеры еще не разыгрались. Пойду - ка я спокойно в буфет, съем мороженое, а потом досмотрю спектакль в своем удобном бархатном кресле... Бежать за сангвиником на какие то пыльные, жесткие скамейки? Нет, это уж совсем не по мне!»

Меланхолик скажет про себя следующее: «Ну, что же, мне, конечно, опять не повезло». И, заплакав, вернется домой.

Ниже представлены характерологические особенности четырех типов высшей нервной деятельности (типов темперамента).

Сильный уравновешенный, подвижный (сангвинический темперамент). У представителей данного типа темперамента психические процессы характеризуются большой скоростью протекания (быстрой реакцией на раздражители). Сангвиники отличаются высокой адаптивностью (приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни) и подвижностью. Их внимание не стабильно, быстро и легко переключается. Инициативны, общительны, жизнерадостны, склонны к остроумию. Речь живая и быстрая, открытый взгляд.

Разнообразная мимика. Сангвиники с охотой берутся за каждое дело, способны к увлечению. Любят новизну, разнообразие ситуаций, перемену мест. Избегают однообразия, шаблонов работы.

Легко переживают неудачи. В работу включаются быстро. Однако, если дело требует терпения, могут отступить, так же как и быстро увлечься. У сангвиников хорошая работоспособность.

Больше всего им подходит работа, требующая быстроты реакции и уравновешенности.

— высокая подвижность;

— деятелен, при условии интересного дела; — высокая адаптивность (легкая приспособляемость);

— тяготится однообразием;

— общительность;

— малая склонность к самоуглублению;

 — доброжелательность;

— жизнерадостность;

— в действиях бывает резок;

—выразительность мимики и пантомимики;

 — отсутствие усидчивости;

— недостаточная настойчивость.

Сильный, уравновешенный, инертный (флегматический темперамент). Психические процессы характеризуются определенной инертностью и замедленным реагированием на раздражители.

Уравновешенность и некоторая инертность нервных процессов позволяют флегматику оставаться спокойным в любых условиях. Это спокойный, уравновешенный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни. При наличии сильного торможения и уравновешенного процесса возбуждения ему нетрудно сдерживать свои порывы, строго следовать выработанному распорядку жизни. Флегматик солиден, работает неторопливо, ритмично. Внимание его в меру устойчивое, переключение внимания замедленное. Чувства внешне проявляются слабо. Скуп на слова. Взгляд маловыразителен, мимика бедна и однообразна. В меру общителен, предпочитает проверенные методы работы, контролирует свою деятельность, излишние самопроверки ему не мешают и не раздражают.

Редко проявляет инициативу.

— ровен в отношениях;

— инертность;

— отличается высокой работоспособностью и сосредоточением внимания;

— способен к большому напряжению в работе.

Рис. 1 Реакция четырех субъектов на одно и то же происшествие

(художник Х. Бидструп).

М.К. Тутушкина отмечает, что тип темперамента — «это не только источник сложности для человека, но и потенциал сильных сторон его личности». Как могут проявляться эти сильные стороны в различных жизненных ситуациях? Ниже дан ответ на этот вопрос в ее изложении: «...если вы чувствительный меланхолик, значит вы прекрасный друг и, как показывает статистика, чаще других способны на жертвенный, героический поступок; если вы флегматик, то за вами “как за каменной стеной” могут спрятаться ваши близкие, друзья и подчиненные, ведь вы очень надежны; если вы холерик, то можно надеяться на успешность вашего жизненного пути, вы хорошо умеете ставить цели и добиваться их достижения. Ну, а если вы сангвиник, то тогда от вас исходит теплый солнечный свет, что тоже необходимо людям в нашей нелегкой жизни. И этих потенциалов личности, заложенных в любом типе темперамента, намного больше, чем подозревает сам человек.

Основные психические свойства темперамента.

1. «Ни минуты покоя». Таков принцип холерика, который опирается на использование его плюсов: энергичности, увлеченности, страстности, подвижности, целеустремленности — и нейтрализацию минусов: вспыльчивости, агрессивности, невыдержанности, нетерпимости, конфликтности. Холерик все время должен быть занят делом, иначе он свою активность направит на коллектив и может разложить его изнутри.

2. «Доверяй, но проверяй». Это уже подходит к сангвинику, имеющему такие плюсы: жизнерадостность, увлеченность, отзывчивость, общительность — и минусы: склонность к зазнайству, разбросанность, легкомыслие, поверхностность, сверхобщительность и ненадежность. Милый человек сангвиник всегда обещает, чтобы не обидеть другого, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он свое обещание.

3. «Не торопи». Таким должен быть подход к флегматику, имеющему плюсы: устойчивость, активность, терпеливость, самообладание, надежность — и, конечно, минусы: медлительность, безразличие, «толстокожесть», сухость. Главное, что флегматик не может работать в дефиците времени, ему нужен индивидуальный темп, поэтому не надо его подгонять, он сам рассчитает свое время и сделает дело.

4. «Не навреди». Это девиз для меланхолика, который также имеет свои плюсы: высокая чувствительность, мягкость, чело вечность, доброжелательность, способность к сочувствию — и, конечно, минусы: низкая работоспособность, мнительность, ранимость, замкнутость, застенчивость. На меланхолика нельзя кричать, слишком давить, так как он очень чувствителен к интонациям и очень раним.

Со свойствами темперамента связана такая черта личности, как тревожность. На это указывал еще И.П. Павлов... «в основе... нормальной боязливости, трусости, а особенно болезненных фобий, лежит простое преобладание физиологического процесса торможения как выражение слабости корковых клеток».

В.В. Белоус и Я. Стреляу в своих опытно экспериментальных исследованиях подтвердили это положение. Я. Стреляу отметил, что с ростом реактивности тревожность повышается и, на оборот, малая реактивность, как правило, соответствует понижен ной тревожности. Было показано, что излишне высокая тревожность, например, отрицательно влияет на решение трудных задач. Такие задачи сами по себе являются сильными стимулами, поэтому их решение лицами с повышенным уровнем тревожности вызывает у них чрезмерное возбуждение, превышающее его оптимальный уровень. В результате этого наблюдается ухудшение результатов деятельности у тревожных индивидов.

Рассмотренные выше свойства и особенности темперамента показывают тесную связь темперамента с другими свойствами личности и прежде чего с характером. Под характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для человека способы поведения.

Темперамент и характер имеют достаточно тесную связь между собой, зависят от психофизиологических особенностей организма и типов высшей нервной деятельности. Однако если темперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности индивида в основном постоянен, то этого нельзя сказать о характере. Он формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека. Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого усилия человека должны быть направлены прежде всего не на изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента. Это позволит выявить способы деятельности, которые в наибольшей степени соответствуют его природным качествам, природному дарованию.

Наряду с характером определенная связь темперамента существует и с другими свойствами личности, такими как способности, направленность личности и мотивация. В совокупности эти свойства определяют (наряду с темпераментом) индивидуальные различия, которые, по выражению              А. Анастази, порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой.

Темперамент и способности. Как для темперамента, так и для способностей характерна высокая стабильность. Конечно, в формировании способностей большую роль играют задатки, система воспитания, сенситивный возраст (если этот возраст правильно, целесообразно использовать для развития обнаруженных в детском возрасте специальных способностей). Способности проявляются в динамике формирования знаний, умений и навыков в условиях конкретной деятельности.

Б.М. Теплов, признанный авторитет в области исследования проблем способностей, так определил основные их признаки:

Рис. 2. Типы телосложения по Э. Кречмеру

Следует отметить, что в чистом виде описанные выше три типа конституции человека встречаются довольно редко. Чаще всего бывают смешанные типы: пикнически - астенический, пикнико - атлетический, астенически - атлетический.

Э. Кречмер в своих исследованиях выявил, что тип строения тела коррелирует со склонностями к вполне определенным психическим заболеваниям.

По Э. Кречмеру, родственным типом конституции для циклотимиков является пикнический тип. Родственными типами конституции для шизотимиков — астенический и атлетический типы конституции и их комбинации. В исследованиях Э. Кречмера выявлено, что люди с крайне выраженными чертами пикника чаще всего болеют маниакально депрессивным психозом. К шизофреническим заболеваниям более склонны астеники и атлетики. Шизотимикам свойственны также такие проявления темперамента, как тонкая чувствительность, склонность к отвлеченным рассуждениям, отчужденность, холодность, властность, сухость, маловыразительность эмоций. Циклотимики же — это веселые люди. Они болтливы и беспечны, отличаются задушевностью, энергичностью, легким восприятием жизни.

 «Душевное настроение у каждого из обоих типов темперамента, — отмечает Э. Кречмер, — постоянно колеблется между двумя другими аффективными контрастами: у циклотимиков, главным образом, между веселостью и печалью, у шизотимиков — между повышенной чувствительностью и холодностью».

Исходя из сказанного, Э. Кречмером были выделены шесть групп темпераментов в зависимости от того, имеет ли циклотимический темперамент тяготение к полюсу веселого или грустного настроения, а шизотимический темперамент — к полюсу чувствительности или холодности или же наблюдаются у тех или иных средние данные по этим показателям:

Тяжелокровные.

Темперамент, по определению Э. Кречмера, является эвристически познавательным признаком, «основное содержание которого ни с телесной, ни с психологической стороны в настоящее время мы еще не можем вполне осознать».

Список литературы:

1. Батаршев А.В. Темперамент (Взаимосвязь с типами высшей нервной деятельности. Характерологические особенности. Как определить тип темперамента?): Учеб. метод. пособие. — Таллинн, 2006.

Белоус В.В. Пути гармонизации темперамента и деятельности // Вопросы психологии. — 2009. — С. 65—71.

3. Грановская Р.М. Темперамент // Грановская Р.М. Элементы практической психологии. — 3 е изд., изм. и доп. — СПб., 2007. — С. 375—396.

Цуканов Б.И. Фактор времени и природа темперамента // Вопросы психологии. — 1988. — № 4. — С. 129—136.

Способности.

Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятиям способности и одаренности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим.

Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладевании деятельностью, так и к высоким показателям труда.

При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические способности) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.

Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.

Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек успешно и на высоком уровне осуществляет деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности.

Вот почему способность нельзя свести к одному какому- либо свойству (хорошее цветоразличие, чувство пропорции, музыкальный слух и т. п.) Она всегда синтез человеческой личности.

Таким образом, способность можно определить как синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней.

Понятие о способностях.

Способностями называются свойства личности, обладая которыми человек может успешно выполнять ту или иную деятельность. Следует отметить, что слово «способность» имеет очень широкое применение в самых различных областях практики. Обычно под способностями понимают индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Если суммировать всевозможные варианты существующих в настоящее время подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам.

В первом случае под способностями понимаю совокупность всевозможных психических процессов и состояний. С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Третий подход основан на утверждении о том, что способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. В таком смысле слово "способность" употребляется основоположниками марксизма-ленинизма, когда они говорят: "От каждого по способностям".

Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей.

Понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Нередко бывает, что педагог не удовлетворен работой ученика, хотя этот последний обнаруживает знания не меньшие, чем некоторые из его товарищей, успехи которых радуют того же самого педагога. Свое недовольство педагог мотивирует тем, что этот ученик работает недостаточно; при хорошей работе ученик, "принимая во внимание его способности", мог бы иметь гораздо больше знаний.

Когда выдвигают молодого работника на какую-либо организационную работу и мотивируют это выдвижение "хорошими организационными способностями", то, конечно, не думают при этом, что обладать "организационными способностями" - значит обладать "организационными навыками и умениями". Дело обстоит как раз наоборот: мотивируя выдвижение молодого и пока еще неопытного работника его "организационными способностями", предполагают, что, хотя он, может быть, и не имеет еще необходимых навыков и умений, благодаря своим способностям он сможет быстро и успешно приобрести эти умения и навыки.

Эти примеры показывают, что в жизни под способностями обычно имеют в виду такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.

К сожалению, в повседневной практике понятия «способности» и «навыки» часто отождествляются, что приводит к ошибочным выводам, особенно в педагогической практике. Классическим примером такого рода может служить неудачная попытка В.И.Сурикова, ставшего в последствии знаменитым художником, поступить в академию художеств. Хотя выдающиеся способности Сурикова проявились достаточно рано, необходимых умений и навыков в рисовании у него еще не было. Академические педагоги отказали ему в поступлении в академию. Ошибка преподавателей академии заключалась в том, что они не сумели отличить отсутствие навыков от отсутствия способностей. Не смотря на то, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, это не означает, что они никак не связаны со знаниями и умениями. От способностей зависят легкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков.

Следует отметить, что успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой–либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспеченно различными способами.

Развитие способностей.

Для многих человеческих способностей развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца. И в процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность.

Первичный этап в развитии любой такой способности связан с, созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6—7 лет. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития y ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития: специальных способностей.

Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. Занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей.

Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. Требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.

Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л. С. Выготский называл зоной потенциального развития.

Важным моментом развития человеческих способностей является их компенсируемость, причем это относится даже к тем способностям, для успешного развития которых необходимы врожденные физиологические задатки. А. Н. Леонтьев показал, что определенного уровня развития музыкального слуха можно добиться и у тех людей, ухо которых с рождения не очень хорошо приспособлено для обеспечения звуковысотного слуха

"Общие" и "специальные" способности.

Имеется такая структуризация, способностей, как выделение общих и специальных.

Общие способности — это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним можно отнести, например, уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность.

Специальные — это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические.

В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполне



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.093 с.)