Методическая разработка лекции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методическая разработка лекции



Методическая разработка лекции

Тема: «ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА»

ОП. 09 «Психология» 34.02.01 Сестринское дело

ОП. 02 «Психология» 31.02.01 Лечебное дело

ОП. 08 «Психология» 31.02.02 Акушерское дело

ОП. 04 «Психология» 32.02.01 Медико-профилактическое дело

Для специальностей

Сестринское дело

                                      31.02.01 Лечебное дело

Акушерское дело

                     32.02.01 Медико-профилактическое дело

Г. Самара, 2017

Рассмотрено на заседании                                              Утверждено

ЦМК «Лабораторная диагностика»                               Зам.директора по МР

Протокол № /2017                                                   Ф.И.О.________________

Председатель ЦМК / ___________                                      ___________/2017

 

 

 

 

Разработчики:

Увыкина Л.А. - Педагог – психолог, преподаватель дисциплины «Психология»

Фролова Д.В. - Педагог – психолог, преподаватель дисциплины «Психология»

 

Аннотация

 

Методическая разработка занятия по теме «Эмоционально-волевая сфера » по дисциплине «Психология» предназначена для проведения теоретического занятия у обучающихся по специальностям Сестринское дело, Лечебное дело, Акушерское дело, Медико-профилактическое дело.

 В данной разработке раскрываются основные способы и средства проведения теоретического занятия на деятельностной основе, а также организация самостоятельной работы студентов на занятии.

Методическая разработка выполнена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям: 34.02.01. Сестринское дело, 31.02.01 Лечебное дело, 31.02.02 Акушерское дело,32.02.01 Медико-профилактическое дело.

Пояснительная записка

Тема занятия «Эмоционально-волевая сфера» соответствует требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, дисциплине «Психология» и рабочей программе.

Проблематика стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекла внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми.

Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение и высокий процент факторов, вызывающих стресс.

Медицина является той сферой деятельности человека, где преобладают негативные эмоциональные состояния. Больные ждут от медицинского персонала сочувствия, заботливости, что требует проявления эмпатийности.

Нельзя не учитывать и того, что медицинские работники, постоянно сталкивающиеся со страданием людей, вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от больного, становиться менее эмпатичными, иначе им грозят эмоциональное перегорание и даже невротические срывы.

Отсюда требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников, довольно противоречивые. Наряду с эмпатичностью медработники должны быть и эмоционально устойчивыми. Как чрезмерная эмоциональность, так и эмоциональная заторможенность могут быть препятствием для осуществления четких и быстрых действий.

Изучение темы базируется на системе знаний, полученных студентами при изучении познавательных процессов, и последующими темами дисциплины «Психология». Базовые знания и умения, сформированные при изучении вышеназванной темы, проходят через весь курс данной дисциплины и применяются при изучении последующих разделов дисциплины «Психология». В последующих темах обучающиеся будут углублять свои знания полученные в ходе изучения данной темы.

Тема изу­чается на основе современных нормативных документов, с применением дискуссионных методов обучения. Владение знаниями темы для обучающихся является средством формирования учебно-исследовательских умений, расширения своих знаний в других предметных областях. Педагогической целью является не только развитие навыков обучающихся по самостоятельной работе с литературой для дальнейшего самообразования, но и понимание и осмысление студентами использования понятийного аппарата в процессе интерпретации терминов.

   

 

Требования к уровню усвоения учебного материала

ОП. 09 Дисциплина «Психология» специальность «Сестринское дело»

В результате изучения темы:

студент должен знать:

- особенности психических процессов у здорового и больного человека;

- психологические факторы в предупреждении возникновения и развития болезни.

ОП. 02 Дисциплина «Психология» специальность «Лечебное дело»

В результате изучения темы:

студент должен знать:

- психические процессы и состояния;

- приемы психологической саморегуляции.

ОП. 08 «Психология» специальность «Акушерское дело»

В результате изучения темы:

студент должен знать:

- пути разрешения стрессовых ситуаций и конфликтов.

ОП. 04 «Психология» специальность «Медико-профилактическое дело»

В результате изучения темы:

студент должен знать:

- приемы психологической саморегуляции.

Место проведения: аудитория.

Время проведения: 90 мин.

Межпредметные связи:

Физиология

Внутрипредметные связи:

- предыдущие темы: «Познавательные процессы – мышление, воображение и речь»

-последующие темы: «Понятие личности (теории, структура)»

Литература:

1. Белик Я.Я. Психическая саморегуляция в экстремальных условиях. — М., 2008.

2. Додонов Б. И. «В мире эмоций»; Киев, 2007 год.

Изард К. Е. «Эмоции человека»; Москва, 2010 год.

4. Ладанов И. Д. «Управление стрессом»; Москва, 2009 год.

Леви В. Искусство быть собой. — М., 2011.

3. Морозов А. В. «Деловая психология»; С-П, 2012 год.

5. Немов Р. С. «Психология»; Москва, 2005 год.

Рабочая книга практического психолога. — М., 2006.

Шпаченко Д.И., Мартынцева Л. Способы саморегулирования психических процессов. — М., 2014.

 

План проведения лекции

Название Описание Цель Время,мин
1.Введение Обосновать актуальность изучения темы. Совместное со студентами целеполагание, выявление конечных результатов обучения, связь с формируемыми профессиональными компетенциями. Активизировать познавательную деятельность, создать мотив для изучения данной темы.   10
2. Определение понятий «эмоции», «чувства», «аффект», «воля», «стресс». Дать определение понятиям «эмоции», «чувства», «аффект», «воля», «стресс». Дать представление о том, что как чрезмерная эмоциональность, так и эмоциональная заторможенность могут быть препятствием для осуществления четких и быстрых действий медработника в профессиональной деятельности.   20
2.1 Определение понятия «психологическая травма» Дать определение понятия «психологическая травма». Кратко осветить причины, признаки, а также способы лечения психологической травмы. Дать представление об основных следствиях психотравмы: исчезновение гармонии во внутреннем мире субъекта, нарушение равновесия между личностью и средой обитания человека. 15
2.2 Определение понятия «постстрессовый синдром» (ПТСР) Дать определение понятия «постстрессовый синдром» (ПТСР). Кратко осветить причины, симптомы, а также диагностику и лечение ПТСР. Дать представление о диагностических критериях ПТСР. 20
2.3 Профилактика стресса. В этом разделе осветить основные направления профилактики стресса. Дать представление о важности и значимости профилактики стресса, что является важным условием для сохранения эмоционального здоровья. 15
3. Заключение Подвести итог, обратив внимание на необходимость медработника стремиться к самосовершенствованию, что является непременным атрибутом медицинского имиджа, соответствующего профессионализма. Закрепить мотив к познанию данных вопросов для успешной практической деятельности. 10

Эмоциональные состояния.

1. Эмоциональная или психическая напряженность - является сложным психическим состоянием, возникающим при предъявлении субъекту тех или иных задач, необходимости разрешить сложную ситуацию.

Различают: а) аффективную напряженность, полностью соответствующую эмоциональному переживанию и б) интеллектуальную напряженность, возникающую при необходимости решать сложные интеллектуальные задачи - экзамены, караульная служба и т.д.

Во врачебной деятельности состояние психической напряженности возникает у врача при решении сложной диагностической задачи, перед проведением ответственной хирургической операции; у больного - ожидание операции, ожидание результата решающего лабораторного анализа и т.д.

2. Эмоциональная устойчивость - сложное психическое состояние, отражающее эмоциональные, интеллектуальные и волевые особенности личности, возникающие при действии на человека тех факторов, которые вызывают эмоциональную напряженность.

Проявляется эмоциональная устойчивость сначала в тех же сдвигах, характерных для эмоции вообще, однако при повторности ситуаций развивается своего рода эмоциональная адаптация, которая позволяет субъекту успешно решить задание.

Врач должен уметь управлять своим поведением. Он может быть раздражен, утомлен, но с больным должен быть приветлив и владеть своими эмоциями.

 

Психологическая травма.

На сегодняшний день отсутствует единое определение данного термина и не существует четких критериев, по которым можно дифференцировать психотравму от иных вредоносных факторов. Однако большинство людей, включая профессиональных психологов, под термином «психологическая травма» подразумевает, что в жизни индивида имело место какое-либо психотравмирующее событие, или на персону оказывают воздействие какие-либо внешние или внутренние факторы, наносящие ущерб психическому здоровью или лишающие душевного равновесия.

Из-за такой нечеткости и расплывчатости в определении, многие академические умы относят термин «психологическая травма» к псевдонаучным, бытовым понятиям, предпочитая использовать более точный конструкт: «состояние, возникшее в результате психотравмирующего события и воздействия стрессовых или фрустирующих факторов».

Стоит отметить, психологическая травма по своей сути коренным образом отличается от явления «травма психическая». Понятием «травма психическая» обозначают реальный, объективно подтвержденный вред, доставленный психике кем-либо или чем-либо, ставший причиной сбоя в функционировании психики, приведший к дисфункции высшей нервной деятельности человека. Следствие психической травмы – заметные, явно выраженные нарушения нормальной работы психики. Например: у человека наблюдаются «провалы» в памяти, он перестает узнавать родственников, не может четко и логично выразить свои мысли, утрачивает способность оценивать, анализировать, сопоставлять явления реальности.

Психологическая травма не приносит таких катастрофических последствий для психики. Человек остается дееспособным и адекватным. Он сохраняет критический взгляд на свое состояние. После психологической травмы индивид способен адаптироваться в социуме. Изменения, определяемые в эмоциональной, волевой, когнитивной, мнестической сфере психики, – не глобальные, динамичные и обратимые. Фактически, возникшие дефекты в психике, например: невозможность сконцентрировать внимание или апатия, – отражение нестабильного или угнетенного психоэмоционального состояния, а не следствие деструктивных поражений психики.

К понятию «психологическая травма» отнесены и длительно действующие слабо выраженные неблагоприятные обстоятельства, и внезапно возникшие интенсивные негативные факторы абсолютно любого содержания. Однако гипотетически эти явления могут вызвать душевное нездоровье, проявляемое как в изменении эмоционального фона, так и в появлении аномального поведения у человека, который объективно признан психически здоровым. Из-за отсутствия четких критериев любое событие, вызвавшее сильную эмоциональную реакцию негативного окраса, может быть интерпретировано, как психологическая травма.

Предполагают, что психологическая травма может инициировать развитие пограничных состояний психики, формированию расстройств невротического уровня, в числе которых:

· тревожно-фобические (навязчивые страхи);

· обессивно-компульсивные (навязчивые мысли и ритуальные действия);

· конверсионные (истерия);

· астенические (неврастения);

· аффективные (депрессия).

Однако в таком контексте понятие «психологическая травма» идентично результату труднопереносимой (стрессогенной) ситуации, то есть является состоянием перегрузки системы психической регуляции. Именно в связи с этим и наблюдаются основные следствия психотравмы: исчезает гармония во внутреннем мире субъекта, нарушается равновесие между личностью и средой обитания человека.

Феномен «психотравма» достиг наибольшего изучения и распространения в рамках исследования причин и проявлений посттравматического стрессового расстройства. Адепты кризисной психологии, выдвинувшие и изучающие патогенетические механизмы данной патологии, трактуют термин «психотравма», как пережитое душевное потрясение в результате особых условий взаимодействия индивида и окружающего мира. Предприняты попытки описать признаки, причины и критерии психологической травмы, о которых пойдет речь далее.

Группа 1

Любое однократное критическое событие, наступившее внезапно, которое индивид интерпретирует, как сильный удар. Примерами таких кризисов являются ситуации, в результате которых особа получила физическую травму:

· собственная спортивная, бытовая, профессиональная травма, ставшая причиной потери нормальной функциональности организма;

· автокатастрофа, вызвавшая тяжелые последствия для здоровья;

· неожиданно возникшая необходимость в хирургической операции;

· серьезная вирусная или бактериальная инфекция, приковавшая человека к койке в палате интенсивной терапии;

· нападение злоумышленников, сопряженное с физическими травмами;

· ранение или увечье, связанное с выполнением профессиональных обязанностей (например: ожоги, полученные пожарником при ликвидации очага возгорания);

· резкое ухудшение здоровья в результате стихийного бедствия или военных действий.

Группа 2

Причины психологической травмы кроются в непредвиденных изменениях привычного образа и условий жизни человека, статуса и положения в обществе. Примерами таких ситуаций являются:

· смерть близкого родственника;

· разрыв отношений с близким человеком;

· развод с супругом;

· потеря работы;

· необходимость поменять сферу деятельности;

· ограбления, кража, мошеннические действия, в результате которых особа потеряла средства для существования;

· изнасилование;

· непредсказуемо возникшие долги;

· вынужденное изменение жилищных условий или смена места жительства;

· нежданно, случайно возникшие проблемы с законом (например: наезд на пьяного пешехода).

Группа 3

Причиной психологической травмы могут быть и хронически действующие стрессы, которые в индивидуальном, субъективном восприятии индивида являются значимыми. Примерами таких «затяжных» стрессов могут быть:

· тюремное заключение;

· тяжелая соматическая болезнь;

· конфликты в семье;

· проживание с супругом-наркоманом;

· неблагоприятная психологическая атмосфера на работе;

· разногласия с начальством, коллегами и подчиненными;

· проблемы сексуального характера;

· чрезмерная перегрузка и дефицит отдыха.

Однако следует уточнить: какиебы глобальные трудности и душевные страдания не испытывал человек, необязательно стрессы спровоцируют психотравму. Для того чтобы стрессоры перешли в разряд психотравмирующих факторов, должны быть соблюдены следующие условия.

Фактор 1

Для психологической травмы свойственен навязчивый характер воспоминаний: человек постоянно мысленно возвращается к произошедшему событию, анализирует обстоятельства, видит настоящее через призму негативного явления. Однако точно разделить: когда негативное восприятие мира является итогом психотравмы, а когда выступает свойством личности – в большинстве случаев невозможно.

Фактор 2

Вовлеченность личности: индивид не может разделить себя и психотравмирующее событие. Человек не способен дистанцироваться от проблемы, взглянуть на произошедшую ситуацию другим взглядом, сохраняя спокойствие и хладнокровие. То есть индивид отождествляет свою личность с негативным явлением. Однако такая вовлеченность не может быть однозначно трактована, как показатель психотравмы: многие люди просто не имеют достаточных психологических знаний и любую мелочь интерпретируют, как личную драму.

Фактор 3

Произошедшее событие вызывает серьезные изменения психоэмоционального статуса и препятствует естественному процессу саморазвития и самосовершенствования. Фактически проблема останавливает человека на прежней ступени развития или возвращает на более низкий уровень. Однако остановка в развитии и пассивное отношение к жизни – характеристики довольно многих людей. Поэтому этот фактор также нельзя однозначно трактовать как критерий психологической травмы.

Среди иных факторов, которые потенциально могут стать причиной психотравмы:

· персона не была морально готова к конкретному сценарию;

· человек ощущал собственное бессилие и не мог предотвратить такой ход событий;

· кризис был намеренно спровоцирован окружающими людьми;

· индивид соприкоснулся с бесчувственностью, жестокостью, насилием, предательством со стороны тех людей, от которых он не ожидал таких действий;

· явление потребовало колоссальных затрат психической энергии.

Все вышеизложенное позволяет утверждать, психологическое травма – это не описание конкретного эпизода, это указание на наличие острой эмоциональной реакции индивида на событие. То есть чем больше страданий, страха, беспомощности человек ощущает в какой-то ситуации, тем катастрофичней для него становится это психотравмирующее событие, соответственно – больше риск развития психологической травмы.

Причины ПТСР.

Причиной развития ПТСР обычно становятся массовые бедствия, представляющие непосредственную угрозу для жизни людей: военные действия, техногенные и природные катастрофы (землетрясения, ураганы, наводнения, взрывы, обрушения зданий, завалы в шахтах и пещерах), террористические акты (пребывание в заложниках, угрозы, пытки, присутствие при пытках и убийствах других заложников). ПТСР также может развиваться после трагических событий индивидуального масштаба: тяжелых травм, длительных болезней (своих или родственников), смерти близких, попытки убийства, грабежа, избиения или изнасилования.

В ряде случаев симптомы ПТСР появляются после психотравмирующих событий, имеющих высокую индивидуальную значимость для пациента. Травматические события, предшествующие ПТСР, могут быть одиночными (стихийное бедствие) или повторяющимися (участие в боях), кратковременными (криминальный инцидент) или длительными (долгая болезнь, продолжительное пребывание в заложниках). Большое значение имеет тяжесть переживаний во время психотравмирующей ситуации. ПТСР является следствием крайнего ужаса и острого ощущения беспомощности перед лицом обстоятельств.

Интенсивность переживаний зависит от индивидуальных особенностей больного ПТСР, его впечатлительности и эмоциональной восприимчивости, уровня психологической подготовки к ситуации, возраста, пола, физического и психологического состояния и других факторов. Определенное значение имеет повторяемость психотравмирующих обстоятельств – регулярное травматичное воздействие на психику влечет за собой истощение внутренних резервов. ПТСР нередко выявляется у женщин и детей, подвергавшихся домашнему насилию, а также у проституток, полицейских и других категорий граждан, часто становящихся жертвами или свидетелями насильственных действий.

В числе факторов риска развития ПТСР специалисты указывают так называемый «невротизм» - склонность к невротическим реакциям и избегающему поведению в стрессовых ситуациях, тенденцию к «застреванию», навязчивой потребности мысленно воспроизводить травмирующие обстоятельства, акцентируясь на возможных угрозах, предполагаемых негативных последствиях и других отрицательных аспектах события. Кроме того, психиатры отмечают, что лица с нарциссическими, зависимыми и избегающими чертами личности страдают ПТСР чаще людей с асоциальным поведением. Риск возникновения посттравматического расстройства также повышается при наличии в анамнезе депрессии, алкоголизма, наркомании или лекарственной зависимости.

Симптомы ПТСР.

Посттравматическое стрессовое расстройство – это затяжная отсроченная реакция на очень тяжелый стресс. Главными признаками ПТСР являются постоянное мысленное воспроизведение и повторное переживание травмирующего события; отстраненность, эмоциональное оцепенение, склонность к избеганию событий, людей и тем разговоров, способных напомнить о травмирующем событии; повышенная возбудимость, тревожность, раздражительность и физический дискомфорт.

Обычно ПТСР развивается не сразу, а спустя некоторое время (от нескольких недель до полугода) после психотравмирующей ситуации. Симптомы могут сохраняться в течение нескольких месяцев или лет. С учетом времени появления первых проявлений и продолжительности ПТСР различают три типа расстройства: острое, хроническое и отсроченное. Острое посттравматическое стрессовое расстройство длится не более 3 месяцев, при сохранении симптомов в течение более длительного времени говорят о хроническом ПТСР. При отсроченном типе расстройства симптомы появляются спустя 6 и более месяцев после психотравмирующего события.

Для ПТСР характерно постоянное чувство отчужденности от окружающих, отсутствие реакции или слабо выраженная реакция на актуальные события. Несмотря на то, что травмирующая ситуация осталась в прошлом, пациенты с ПТСР продолжают страдать от переживаний, связанных с этой ситуацией, и у психики не остается ресурсов для нормального восприятия и переработки новой информации. Больные ПТСР теряют способность получать удовольствие и радоваться жизни, становятся менее общительными, отдаляются от других людей. Эмоции притупляются, эмоциональный репертуар становится более скудным.

При ПТСР наблюдаются два вида навязчивостей: навязчивости прошлого и навязчивости будущего. Навязчивости прошлого при ПТСР проявляются в форме повторяющихся травмирующих переживаний, которые днем возникают в виде воспоминаний, а ночью в виде кошмаров. Навязчивости будущего при ПТСР характеризуются не полностью осознаваемыми, но частыми безосновательными предвидениями повторения травмирующей ситуации. При появлении таких навязчивостей возможны внешне немотивированная агрессия, тревога и страх. ПТСР может осложняться депрессией, паническим расстройством, генерализованным тревожным расстройством, алкоголизмом и наркоманией.

С учетом преобладающих психологических реакций различают четыре типа ПТСР: тревожный, астенический, дисфорический и соматоформный. При астеническом типе расстройства преобладают апатия, слабость и вялость. Больные ПТСР проявляют безразличие, как к окружающим, так и к самим себе. Ощущение собственной несостоятельности и невозможности вернуться к нормальной жизни оказывает гнетущее действие на психику и эмоциональное состояние пациентов. Снижается физическая активность, больные ПТСР иногда с трудом поднимаются с постели. В дневное время возможна тяжелая дремота. Пациенты легко соглашаются на терапию, охотно принимают помощью близких.

Тревожный тип ПТСР характеризуется приступами беспричинной тревоги, сопровождающимися ощутимыми соматическими реакциями. Наблюдаются эмоциональная неустойчивость, бессонница и ночные кошмары. Возможны панические атаки. Тревога снижается во время общения, поэтому больные охотно контактируют с окружающими. Дисфорический тип ПТСР проявляется агрессивностью, мстительностью, обидчивостью, раздражительностью и недоверчивостью по отношению к окружающим. Пациенты часто инициируют конфликты, крайне неохотно принимают поддержку близких и обычно категорически отказываются от обращения к специалисту.

Для соматоформного типа ПТСР характерно преобладание неприятных соматических ощущений. Возможны головные боли, боли в животе и в области сердца. У многих больных появляются ипохондрические переживания. Как правило, такая симптоматика возникает при отсроченном ПТСР, что затрудняет диагностику. Пациенты, не потерявшие веру в медицину, обычно обращаются к врачам общего профиля. При сочетании соматических и психических нарушений поведение может варьироваться. При повышенной тревожности больные ПТСР проходят многочисленные исследования, многократно обращаются к различным специалистам в поисках «своего врача». При наличии дисфорического компонента пациенты с ПТСР могут предпринимать попытки самолечения, начать употреблять алкоголь, наркотики или обезболивающие препараты.

Диагностика и лечение ПТСР.

Диагноз «посттравматическое стрессовое расстройство» выставляют на основании жалоб больного, наличия тяжелой психологической травмы в недавнем прошлом и результатов специальных опросников. Диагностическими критериями ПТСР согласно МКБ-10 являются угрожающая ситуация, способная вызывать ужас и отчаяние у большинства людей; стойкие и яркие флеш-беки, которые возникают как в состоянии бодрствования, так и во сне, и усиливаются, если больной сознательно или невольно ассоциирует теперешние события с обстоятельствами психологической травмы; попытки избежать ситуаций, напоминающих о травматическом событии; повышенная возбудимость и частичная утрата воспоминаний о психотравмирующей ситуации.

Тактика лечения определяется индивидуально с учетом особенностей личности больного, типа ПТСР, уровня соматизации и наличия сопутствующих расстройств (депрессии, генерализованного тревожного расстройства, панического расстройства, алкоголизма, наркомании, зависимости от лекарственных препаратов). Наиболее эффективным методом психотерапевтического воздействия считается когнитивно-поведенческая терапия. При острой форме ПТСР также применяют гипнотерапию, при хронической используют работу с метафорами и ДПДГ (десенсибилизацию и переработку движениями глаз).

При необходимости психотерапию ПТСР проводят на фоне медикаментозной терапии. Назначают адреноблокаторы, антидепрессанты, транквилизаторы и седативные нейролептики. Прогноз определяется индивидуально в зависимости от особенностей личностной организации больного, тяжести и типа ПТСР. Острые расстройства лучше поддаются лечению, хронические чаще переходят в патологическое развитие личности. Наличие выраженных зависимых, нарциссических и избегающих черт личности, наркомании и алкоголизма является прогностически неблагоприятным признаком.

 

3. Профилактика стресса.

Профилактика стресса – это важное условие для сохранения эмоционального здоровья. И важно следовать общим принципам по повышению уровня сопротивляемости стрессовым ситуациям. Это продлит вашу жизнь и повысит ее уровень в несколько раз. Вот способы контроля над неприятными переживаниями:

Относитесь ко всему проще.

Не стоит принимать все близко к сердцу и переживать из-за каждого пустяка. Учитесь спокойно воспринимать любые события в своей жизни. Представьте, что вы сито, или облако и все стрессы проходят через вас, не оставляя следа.

Больше смейтесь

Смех – это лучшая профилактика стресса. Не пренебрегайте ей. Смотрите комедии, используйте смехотерапию, улыбайтесь прохожим.

Расслабляйтесь

Этот способ очень полезен. Все врачи и психологи рекомендуют ежедневно в течение 10-30 минут заниматься аутогенной тренировкой для профилактики стресса.

Отправьтесь в путешествие

Одна моя знакомая испытывала хронический стресс, связи с беспокойством за свое здоровье и увольнением с работы. Ее любимый подарил ей путевку в Мексику. После возвращения ее не узнать. Все стрессы она оставила в другой стране. Попробуйте и вы, если конечно любите путешествовать.

Кстати, необязательно ехать в другую страну, можно заняться туризмом даже в родном городе.

Принимайте ванны

Отличное средство для расслабления. Особенно с применением эфирных масел.

Бывайте на свежем воздухе

Пребывание на свежем воздухе рекомендуется всем без исключения. Поэтому сделайте себе привычкой ежедневно в течении часа ходить по улицам родного города. А еще лучше совершать прогулки в лесу или парке.

Используйте самовнушение

Выберите для себя подходящую аффирмацию и проговаривайте ее вслух или про себя как можно чаще, настраиваясь на нужную волну. Например, если вы волнуетесь на работе, можно говорить следующую формулу: «Внутри и вокруг меня мир и гармония».

Найдите себе увлечение

Любимое хобби – замечательная профилактика стресса. Поэтому спросите себя: Что мне нравится делать?» Возможно, писать стихи, готовить кулинарные шедевры или изучать психологию. Узнали ответ. Хорошо. А теперь не откладывая приступайте к интересному занятию.

Мечтайте и фантазируйте

В позитивной психологии есть такая техника, которая называется «Визуализация». Ее суть в том, что вы мечтаете о том, чего хотите, делайте это с удовольствием и в настоящем времени. И затем получаете то, что рисовали в своем воображении.

Ведите дневник

Дневник помогает разобраться в себе, проанализировать свою жизнь и найти выход из сложных ситуаций. А так же ведение записей оказывает функцию пчихотерапевта, вы пишите о том, что вас тревожит, и вам становится легче.

Обратитесь к психологу

Если у вас нервные силы на исходе и вас ничего не радует, обратитесь к психологу. Слава богу, сейчас достаточно профессионалов в этой сфере, которые вам могут помочь справиться со стрессом.

Способы защиты от стресса.

· Спокойно воспринимайте события. Конечно, есть такие, о которых стоит думать и переживать, но делать это из-за каждой мелочи не нужно.

· Мыслите позитивно. Чем больше внимания вы будете обращать на положительные моменты и события, тем меньше вас будут беспокоить негативные.

· Переключайтесь. Если вы зацикливаетесь на неприятных мыслях, учитесь останавливать себя, смещайте акценты на внешний мир. Вспомните о том, что вас радует и займитесь этим. Или сконцентрируйтесь на текущем моменте, на событиях в конкретный момент.

· Освобождайтесь от негативных эмоций. Они должны выходить, потому что накопленные эмоции наносят вред, разрушают организм, приводят к депрессии. Однако важно помнить, что освобождение от эмоций не должно наносить вред другим людям. Вряд ли стоит срываться на своих близких, лучше поколотить подушки, поплакать или покричать в укромном уголке. Хорошо, если есть возможность высказать кому-то то, что «накипело».

· Используйте смехотерапию. Это просто: смотрите кинокомедии, шутите с друзьями, попробуйте на некоторые ситуации взглянуть с юмором.

· Давайте себе физическую нагрузку. Не стоит все время ездить, если есть возможность пройтись пешком. Запишитесь на фитнес, в спортивную секцию или займитесь танцами. Не нужно изнурять себя занятиями, они должны приносить удовольствие, тогда не придется заставлять себя.

· Проявляйте благодарность. Это чувство, которое наполняет душу позитивом и радостью.

· Научитесь расслабляться. Это может быть медитация, аутотренинг или просто перерыв на удовольствие. Перерыв может быть маленьким: 15 минут сна для восстановления сил, чашечка чая в приятной компании. Выходные или отпуск тоже можно считать перерывом и возможностью расслабиться.

· Путешествуйте. Этот способ издревле рекомендовали для преодоления депрессии и стресса.

· Уделяйте время своим увлечениям. Это может быть какое-то хобби или общение в клубе по интересам.

· Правильно питайтесь. Принципы здорового питания работают и в этом случае. Если работа или жизненная ситуация связана с большим количеством стрессовых ситуаций, проходите регулярно курсы витаминотерапии. Витаминами от стресса считаются витамины группы B, они нейтрализуют чрезмерную нагрузку на психику.

· Ведите записи. Это может быть дневник, в который вы регулярно записываете все, что происходит. Возможно, вы будете записывать только проблемные моменты. Хорошо, если записи ведутся регулярно и их можно перечитать. Ведь тогда можно проанализировать, меняется ли что-то в жизни, меняются ли ваши реакции. Дневник — это своеобразный психотерапевт, с которым можно поделиться.

· Не бойтесь обращаться к психологам. Не ждите, когда вас «накроет» депрессия, обратитесь к профессиональному психологу. Сегодня работает немало телефонов доверия и различных психологических служб, которые успешно применяют методики профилактики стресса.

 

Методическая разработка лекции



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.096 с.)