Департамент смоленской области по здравоохранению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Департамент смоленской области по здравоохранению



ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «СМОЛЕНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИ Й КОЛЛЕДЖ ИМ.К.С.КОНСТАНТИНОВОЙ»

РАССМОТРЕНО на заседании ЦМК Общепрофес- сиональных дисциплин №2 Протокол заседания № 9   от «11»  апреля  2017 г. Председатель ЦМК Степанова Е.В. /________________   УТВЕРЖДЕНО методическим советом Протокол № 5 от «11» апреля _ 2017_ г. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе   ________________ / Буцык А.Л. / 

 

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов на лабораторно-практических занятиях по дисциплине

ОП 06 Физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ

шифр                                                  название

 

для специальности 31.02.03 «Лабораторная диагностика»

                                                                                   шифр                              название

 

(базовый уровень подготовки СПО)

                                                       базовый / углубленный

 

                                                                                Составил(а) преподаватель

                                                                           первой квалификационной категории

                                                                                                                                                           уровень      

                                                                                                        Иванова Н.Л.

                                                                                                           Ф.И.О.

 

 

Смоленск

2016-2017

Пояснительная записка.

 

   Данная методическая разработка выполнена преподавателем ОГБПОУ «Смоленский базовый медицинский колледж» имени К.С. Константиновой и предназначена для самостоятельной работы студентов на лабораторно-практических занятия по дисциплине ОП 06 «Физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ» на 2-ом курсе специальностей 33.02.01 «Лабораторная диагностика» (базовый уровень образования).

Необходимость создания данной методической разработки обоснована потребностью в определении последовательности действий при подготовке студентов к практическому занятию и планировании их работы при проведении практического занятия в соответствии с дидактическими и методическими требованиями, предусмотренными программой по дисциплине в соответствии с новым ФГОС СПО.

Предлагаемый в разработке материал поможет студенту организовать учебный процесс, восполнить недостаток современной литературы, обеспечить соблюдение единства требований к отбору информации при подготовке к практическому занятию. Объем предложенной в разработке информации доступен, актуален, имеет научную основу.

 

Методическая разработка включает учебные и развивающие цели, а также подробные рекомендации для студентов по ходу и содержанию проводимого 4-х часового занятия с описанием элементов и дидактических целей всех его этапов.

В разработку включены:

1. Вопросы для подготовки к практическому занятию;

2. Раздаточный материал для самостоятельной работы на практическом занятии;

3. Вопросы, задания, задачи и тесты для самоконтроля.

Вопросы для подготовки к практическому занятию и материал для самоконтроля по теме практического занятия призван выработать алгоритм усвоения изучаемого материала. Это способствует активизации поисковой и мыслительной функции, вынуждает обратиться к материалам учебников и лекций, реализует репродуктивный уровень деятельности учащихся, где познавательная деятельность проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании, воспроизведении и применении на практике учебного материала.

Использование на практических занятиях по дисциплине раздаточного материала для самостоятельной работы на практическом занятии, наглядных пособий, их анализ, сопоставление, обобщение и решение ситуационных задач по теме стимулирует у обучающихся формирование универсальных учебных действий (УУД).

Учебные цели и объем учебной информации в данной методической разработке полностью соответствует рабочей программам и требования ФГОС к минимуму содержания и уровня подготовки студентов данной специальности.

 

Цели и задачи, требования к результатам освоения знаний и умений практической части дисциплины ОП 06 «Физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ»:

Обучающийся должен уметь:

- готовить рабочее место, посуду, оборудование для проведения анализов с соблюдением техники безопасности и противопожарной безопасности;

- выполнять основные операции, предшествующие или сопутствующие проведению лабораторных исследований;

- владеть практическими навыками проведения качественного и
количественного анализа методами, не требующими сложного
современного оборудования;

- готовить приборы к лабораторным исследованиям;

- работать на фотометрах, спектрофотометрах, иономерах, анализаторах;

- проводить калибровку мерной посуды, статистическую обработку результатов количественного анализа, оценивать воспроизводимость и правильность анализа.

Обучающийся должен знать:

- устройство лабораторий различного типа, лабораторное оборудование и
аппаратуру;

-      правила техники безопасности при проведении лабораторных исследований в клинико-диагностических лабораториях различного профиля и санитарно-гигиенических лабораториях;

-      теоретические основы лабораторных исследований, основные принципы и методы качественного и количественного анализа;

-      классификацию методов физико-химического анализа;

-      законы геометрической оптики;

-      принципы работы микроскопов;

-      понятия дисперсии света, спектра;

-      основной закон светопоглощения;

-      сущность фотометрических, электрометрических, хроматографических

методов;

-      принципы работы иономеров, фотометров, спектрофотометров;

-      современные методы анализа;

-      понятия люминесценции, флуоресценции;

-      методики статистической обработки результатов количественных определений, проведения контроля качества выполненных исследований, анализа ошибок и корригирующие действия.

 

Самостоятельная работа студентов способствует формированию:

ПК 1.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных общеклинических исследований

ПК 1.2. Проводить лабораторные общеклинические исследования биологических материалов; участвовать в контроле качества

ПК 1.3. Регистрировать результаты лабораторных общеклинических исследований. И обобщению приобретенных знаний, воспитывает навыки самостоятельности при работе с наглядными пособиями.

Контроль и оценка результатов освоения знаний и умений практической части дисциплины ОП 06 «Физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ»:

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.

 

Освоенные умения, усвоенные знания Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:  
готовить рабочее место, посуду, оборудование для проведения анализов с соблюдением техники безопасности и  противопожарной безопасности выполнение алгоритмов действий по организации рабочего места, выполнение ситуационных задач,
выполнять основные операции, пред- шествующие или сопутствующие проведению лабораторных исследований выполнение алгоритмов действий предстерилизационной обработки и стерилизации лабораторной посуды, приготовления растворов различной концентрации, центрифугирования, фильтрования, нагревания веществ, микроскопии; выполнение ситуационных задач,
владеть практическими навыками проведения качественного и количественного анализа методами, не требующими сложного современного оборудования выполнение алгоритмов действий качественного, титриметрического анализов; выполнение ситуационных задач,
готовить приборы к лабораторным исследованиям выполнение алгоритмов действий по подготовке приборов к проведению исследований,
работать на фотометрах, спектрофотометрах, иономерах, анализаторах Выполнение алгоритмов действий проведения исследований на КФК-2, КФК-3; спектрофотометре, рН-метре, иономере, анализаторе; выполнение ситуационных задач,
проводить калибровку мерной посуды, статистическую обработку результатов количественного анализа, оценивать воспроизводимость и правильность анализа выполнение алгоритмов действии калибровки мерной посуды, проведение статистической обработки результатов количественного анализа с оценкой воспроизводимости и правильности анализа;  
Знания:  
устройство лабораторий различного типа, лабораторное оборудование и аппаратуру тестирование, выполнение ситуационных задач
правила техники безопасности при проведении лабораторных исследований в клинико-диагностических лабораториях различного профиля и санитарно-гигиенических лабораториях выполнение правил техники безопасности при работе с различными химическими реактивами, оборудованием ла- боратории; тестирование, выполнение ситуационных задач,
теоретические основы лабораторных химических исследований, основные принципы и методы качественного и количественного анализа тестирование, выполнение ситуационных задач
классификацию методов физико-химического анализа тестирование
законы геометрической оптики экспертная оценка
принципы работы микроскопов выполнение алгоритмов микроскопии, тестирование, выполнение ситуационных задач
понятия дисперсии света, спектра выполнение ситуационных задач
основной закон светопоглощения выполнение ситуационных задач
сущность фотометрических, электрометрических, хроматографических методов; выполнение фотометрии, электрометрии, хроматографии
принципы работы иономеров, фотометров, спектрофотометров выполнение алгоритмов проведения исследований на фотометрических, электрометрических приборах; тестирование, выполнение ситуационных задач
современные методы анализа экспертная оценка
понятия люминесценции, флуоресценции Тестирование  
методики статистической обработки результатов количественных определений, проведения контроля качества выполненных исследований, анализа ошибок и корригирующие действия выполнение статистической обработки результатов количественных определений, проведение контроля качества выполненных исследовании, анализ ошибок; выполнение ситуационных задач, экспертная оценка

 

Практическая часть лабораторного эксперимента должна быть оформлена следующим образом:

 

Лабораторная работа №_____

Цель работы: ______________________________________________________

(Формулируется студентами в соответствии с темой занятия и лабораторного исследования)

Оборудование: _____________________________________________________

Реактивы____________________________________________________________

Ход работы

Алгоритм проведения эксперимента:

(Выписывается из учебно-методического пособия)

1. ________

2. _________

3. _________

4. _________

Результат эксперимента:

(Математические расчеты показателей исследования, заполнение таблицы)

Вывод:

(Формулируется студентами по цели эксперимента и в соответствии с полученными результатами исследования)

 

 

Лабораторно-практическое занятие№1

 «Изучение видов лабораторной посуды и вспомогательных принадлежностей».

Задание:

1. Изучите материал учебника: Камышников В.С. «Техника лабораторных работ в медицинской практике». 3-е издание переработанное и дополненное М.: «МеЕДпресс-информ», 2013. Стр. 17-18; стр. 45-89

2. Ответе на вопросы:

· Назовите особенности техники безопасности при работе в лаборатории?

· В каких случаях лабораторные работы следует проводить под тягой в вытяжных шкафах?

· Перечислите особенности работы с концентрированными кислотами и щелочами, летучими и газообразными ядовитыми веществами?

· Перечислите средства противопожарной безопасности и правила пользования ими.

· Какие меры первой помощи следует оказать при ожогах концентрированными растворами кислот и щелочей?

· Какие меры предосторожности следует соблюдать при работе с инфицированным материалом?

· Назовите виды мерной посуды.

· Каково назначение каждого вида посуды?

· Какая посуда (мерный цилиндр или пипетка) позволяет отмерить объм жидкости более точно?

· Перечислите виды стеклянной посуды специального назначения

· Для какой цели служит каждый из названных видов посуды?

· Назовите виды фарфоровой посуды; каково их назначение?

3. Для оформления самостоятельной работы на практических и лабораторно-практических занятиях подготовьте тетрадь в клетку, набор канцелярских принадлежностей, клей-карандаш и ножницы.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Осмотрите микроскоп, покажите и назовите все детали его механической части.

2. Ослабьте винт головки микроскопа и поверните тубус вправо и влево.

3. Покажите на микроскопе и назовите части осветительной си­стемы.

4. Опустите конденсор, немного ослабьте винт, удерживающий конденсор в гильзе, выньте конденсор из гильзы.

5. Осмотрите конденсор, откройте и закройте диафрагму с по­мощью рычажка.

6. Развинтите конденсор и рассмотрите его линзы.

7. Соберите конденсор и поставьте его на место.

8. Вставьте синий светофильтр.

9. Покажите на микроскопе и назовите все части увеличиваю-системы.

10. Поставьте микроскоп на малое увеличение, замените его большим.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Из каких частей состоит микроскоп?

2. Что входит в механическую и оптическую части микроскопа, осветительную и увеличивающую системы?

3. Что означают цифры, выгравированные на объективах и оку­лярах?

4. Каково наибольшее и наименьшее увеличение микроскопов типа МБИ?

5. Каково увеличение микроскопа при объективе 40 и окуля­ре 10? При объективе 8 и окуляре 15?

6. Каково назначение конденсора?

7. Какое изображение  дает микроскоп?

 

 

Лабораторно-практическое занятие№7

 «Приготовление и микроскопия нативного препарата».

Задание:

1. Изучите материал учебника: Камышников В.С. «Техника лабораторных работ в медицинской практике». 3-е издание переработанное и дополненное М.: «МеЕДпресс-информ», 2013. Стр. 232-333

2. Чернявская Е.Г. Микроскопия: Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов. /Е.Г.Чернявская - Омск: 2009 - 37с.

 

Материал для самостоятельной работы на практическом занятии

Задание: Внимательно прочитайте предложенный материал. Составте и запишите в лабораторной тетради алгоритм приготовления нативного препарата.

 

ТЕХНИКА МИКРОСКОПИРОВАНИЯ

Для микроскопирования прежде всего необходимо до­биться хорошей освещенности поля зрения.

При работе с естественным освещением рабочий стол лаборанта должен стоять у окна, чтобы света было доста­точно. В то же время рекомендуется микроскопировать у окон, обращенных на север, так как прямые солнечныелучи создают излишне сильное освещение, слепящее глаза. Естественный свет направляют в конденсор плоским зеркалом. Конденсор должен быть поднят и диафрагма открыта. Устанавливают объектив № 8, окуляр 7 или 10. Под контролем глаза поворачивают зеркало до тех пор, пока поле зрения не станет равномерно и интенсивно освещенным.

При искусственном освещении осветитель (типа ОИ-19)

устанавливают на расстоянии 125 мм от зеркала микроскопа. Зеркало должно быть обращено к осветителю плоской поверхностью и повернуто под углом примерно 45° к конденденсору. Перемещая осветитель, направляют свет зеркала, отражающего лучи в линзу конденсора.

Применяют также осветители (типа ОИ-32, ОЙ-35), которые вставляют вместо зеркала в основание микроско­па под конденсор. Передвигая патрон с лампой вдоль оси осветителя и поворачивая осветитель вокруг своей оси, получают наиболее интенсивное освещение поля зрения микроскопа. Для получения более равномерного освеще­ния вставляют в гнездо оправы осветителя или в подвиж­ную оправу конденсора матовое или синее стекло.

Вогнутой поверхностью зеркала пользуются в редких случаях при работе без конденсора с объективами малых увеличений.

Препарат помещают на предметный столик (см. рис. 53), прижимают клеммами и рассматривают сначала под малым увеличением (ориентировочный обзор). Для этого препарат устанавливают под объективом № 8, кон­денсор опускают, при сильном свете закрывают диафраг­му. Поворачивая макровинт, находят рабочее расстояние между объектом и линзой объектива, при котором будет получено изображение. Для объектива № 8 оно составляет 10—12 мм. Вращая макровинт от себя, опускают тубус, вращая на себя — поднимают. Макровинтом осторожно перемещают тубус до появления четкого изображения объекта в поле зрения. Вращая верхнюю часть предмет­ного столика, винтами (11) устанавливают в центре поля зрения ту часть объекта, которую нужно рассматривать при большом увеличении. Затем, не поднимая тубуса, по­ворачивают револьвер так, чтобы поместить над объектом объектив №40. Свет необходимо усилить: открыть диа­фрагму и приподнять конденсор до среднего положения. Снова находят рабочее расстояние между объективом № 40 и объектом. Для этого объектива оно равно пример­но 2—3 мм.

Фокусировку производят очень осторожно, чтобы не допустить соприкосновения объектива с препаратом и по­вреждения того или другого, так как объектив почти ка­сается препарата. Под контролем глаза медленно подни­мают тубус до получения изображения объекта. Враще­нием микровинта добиваются четкости изображения.

Иммерсионное микроскопирование применяется при необходимости наибольшего увеличения. На препарат, а в некоторых случаях и на верхнюю линзу конденсора на­носят каплю иммерсионного масла. Обычно для иммерсии применяют кедровое масло. Освещение должно быть силь­ным, т. е. конденсор поднят до отказа и диафрагма откры­та. Иммерсионное масло применяют для создания между препаратом и объективом однородной среды, преломляющей световые лучи так же, как и линзы объектива. Это способствует получению четкого изображения при боль­шом увеличении.

Препарат помещают на предметный столик и прижи­мают к нему клеммами. Объектив № 90 погружают в кап­лю иммерсионного масла до соприкосновения с препара­том. Затем, глядя в окуляр, поднимают тубус очень осто­рожными движениями макровинта, так как рабочее рас­стояние между объективом и объектом в этом случае рав­но 1—1,5 мм. При помощи микровинта получают четкое изображение и просматривают объект послойно. При ра­боте с микровинтом следует поворачивать его медленно на неполный оборот. Ни в коем случае не следует свобод­но и много вращать микровинт: это расстраивает микро­механизм, что приводит к нарушению регулировки и умень­шению четкости изображения.

Микроскопическое изучение объекта следует проводить поочередно то левым, то правым глазом. При этом оба глаза должны быть открыты, что предотвращает утомле­ние. При работе необходимо удобно сидеть, не нагибаясь низко к окуляру. После каждого часа микроскопирования следует 10 мин отдохнуть.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

  1. Включите осветитель и, поставив соответствующие объектив и окуляр, осветите поле зрения микроскопа с помощью зеркала.

2 Приготовьте нативный препарат сделав аккуратный соскоб эпидермиса внутренней стороны щеки.

  1. Рассмотрите нативный препарат под малым увеличением.
  2. Рассмотрите препарат под большим увеличением.
  3. Зарисуйте или сфотографируйте изображение в окуляре с помощью камеры мобильного телефона. Рисунок или фотографию вклейте в лабораторный журнал
  4. После работы приведите микроскоп в порядок и спрячьте его в ящик.

 

Вопросы для самоконтроля

1 Какой объектив предназначен для работы с малым увеличе­нием, большим увеличением, иммерсионной системой?

  1. В каком положении должен быть конденсор при работе с ма­лым и большим увеличением, с иммерсионной системой?
  2. Как перевести микроскоп с малого увеличения на большое?
  3. В чем преимущество микроскопии с иммерсией, когда оно применяется?

Лабораторно-практическое занятие№8

«Приготовление и микроскопия окрашенного препарата»

1. Изучите материал учебника: Камышников В.С. «Техника лабораторных работ в медицинской практике». 3-е издание переработанное и дополненное М.: «МеЕДпресс-информ», 2013. Стр. 232-3333

2. Чернявская Е.Г. Микроскопия: Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов. /Е.Г.Чернявская - Омск: 2009 - 37с.

 

Материал для самостоятельной работы на практическом занятии

Задание: Внимательно прочитайте предложенный материал.

В лабораторной тетради сделайте краткий конспект изложенного в пособии материала.

Вспомните алгоритм работы с микроскопом и технику микроскопирования.

Широко распространен метод окраски препаратов для микроскопирования. Способ окраски зависит от особенно­стей исследуемого материала и цели исследования.

Различные части препарата воспринимают краску по-разному, что делает их более четкими, позволяет отличить друг от друга отдельные структуры. Например, мазки крови окрашиваются азур-эозином для подсчета лейко­цитарной формулы, фуксином — для подсчета тромбоци­тов, азуром II—для подсчета ретикулоцитов.

Для бактериоскопии — излучения под микроскопом микроорганизмов — существует большое количество мето­дов окраски, в том числе и сложных — двумя и более кра­сителями.

Существует негативный метод окраски, т. е. окрашива­ется фон препарата, на котором отчетливо видны неокра­шенные микроорганизмы, например бледная трепонема.

Препарат для микроскопии не может быть толстым или плотным, так как свет должен хорошо проходить сквозь него, поэтому приготовление гистологических препаратов из тканей требует довольно сложной техники. Ткань обра­батывают спиртами, формалином или фиксирующими сме­сями, пропитывают целлоидином, парафином или желати­ном. Затем получают тончайшие срезы ткани при помощи специального прибора — микротома. После этого срезы окрашивают гематоксилин-эозином, Суданом, сложными смесями красителей, серебром и т. д. Срезы закрепляют на предметных стеклах смесью белка с глицерином. Для сохранения препаратов срезы заливают канадским баль­замом и покрывают покровным стеклом. Бальзам засы­хает и гистологический препарат может храниться в те­чение многих лет.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

  1. Снимите кожуру с луковицы. Отделите тонкую пленку, находящуюся под ней, и растяните ее на предметном стекле.
  2. Рассмотрите растительные клетки на малом увеличении.
  3. Зарисуйте или сфотографируйте камерой мобильного телефона изображение увиденное в окуляр.
  4. Снимите кожицу с луковицы, поместите ее в каплю очищенной воды, с раствором йода спиртового (1 капля), накройте препарат предметным стеклом.
  5. Рассмотрите растительные клетки на малом и большом увеличении.
  6. Зарисуйте или сфотографируйте камерой мобильного телефона изображение увиденное в окуляр.
  7. Срежьте бритвой тонкий слой клеток с клубня картофеля.
  8. Рассмотрите растительные клетки на малом увеличении.
  9. Зарисуйте или сфотографируйте камерой мобильного телефона изображение увиденное в окуляр.
  10. Срежте тонкий слой клеток с клубня картофеля, поместите их в каплю очищенной воды с раствором йода спиртового на предметное стекло. Препарат накройте покровным стеклом.
  11. Рассмотрите растительные клетки на малом увеличении.
  12. Зарисуйте или сфотографируйте камерой мобильного телефона изображение увиденное в окуляр.
  13. После работы приведите микроскоп в порядок и уберите его на место.

 

Вопросы для самоконтроля.

  1. Расскажите что такое окрашенный препарат.
  2. Какие гистологические красители применяются для биологических объектов.
  3. Что такое негативный метод окраски?
  4. Чем обрабатывается ткань для приготовления тотального окрашенного препарата?
  5. Чем закрепляется окрашенный срез препарата на предметном стекле?
  6. Какое вещество используют для сохранение на длительное время окрашенных тотальных препаратов?

Лабораторно-практическое занятие№11

«Изучение правил хранения, применения различных химических реактивов и методов их очистки»

Задание:

1. Изучите материал учебника: Камышников В.С. «Техника лабораторных работ в медицинской практике». 3-е издание переработанное и дополненное М.: «МеЕДпресс-информ», 2013. Стр. 99-103

2. Пустовалова Л.М. /Л.М. Пустовалова, И.Е.Никанорова/ - Техника лабораторных работ. Ростов н/Д.: «Феникс», 2004 - 288с.

3. ГОСТ Р 52905-2007 «Лаборатории медицинские. Требования безопасности».

Материал для самостоятельной работы на практическом занятии

Задание: Внимательно прочитайте предложенный материал. В лабораторной тетради сделайте краткий конспект-схему про плану:

1. Хранение химических реактивов.

2. Использование реактивов.

3. Методы очистки реактивов

4. В лабораторной тетради заполните таблицу. Вклейте картинки в нужную колонку.

Рисунок оборудования Название Описание и использование оборудования.
     

 

Дата изготовления.

В тех случаях, когда молекулярная формула слишком сложна или не дает наглядного и полного представления о характере вещества (например, органические вещества), вместо формулы пишут наиболее распространенное название вещества. Кроме бумажных этикеток, используют надписи на стекле. Их наносят разными способами. В целях безопасности запрещается хранить реактивы без этикеток.

Ядовитые вещества хранят в несгораемом шкафу, ключ от которого находится у ответственного лица, и выдают по мере надобности по массе под расписку, в которой указано, для каких целей и сколько требуется вещества. Вещества, обладающие резким неприятным запахом, а также образующие ядовитые пары, хранят в вытяжном шкафу или помещении, которое можно хорошо проветрить.

Огнеопасные вещества необходимо размещать в местах, удаленных от открытого пламени, в железных ящиках с асбестовой прокладкой. Необходимо следить за тем, чтобы эти реактивы были хорошо закупорены. В случае надобности пробки следует парафинировать. Если приходится хранить газы в баллонах в сжатом или жидком виде, то их размещают как можно дальше от нагревательных приборов, радиаторов отопления и предохраняют от попадания прямых солнечных лучей. С баллонами следует обращаться очень осторожно, не допускать повреждений, ударов, перевозить и переносить с большой аккуратностью. При неосторожном обращении баллон может взорваться. Баллоны не подлежат длительному хранению и находятся в специальном помещении.

При подборе пробки для тары следует учитывать свойства реактива. Некоторые реактивы могут вступать в реакцию с материалом, из которого изготовлена пробка. Такие реактивы лучше закупоривать стеклянными притертыми пробками. Так же следует поступать и с кислотами.

Щелочи в твердом виде и растворе, наоборот, нельзя закупоривать притертыми пробками.

Чтобы предохранить щелочь от действия углекислого газа воздуха, посуду закрывают резиновой пробкой, в которую вставлена хлоркальциевая трубка с твердой натронной известью для поглощения углекислого газа.

Реактив нельзя держать в посуде, закупоренной пробкой, в следующих случаях:

1) реактив обладает высокой гигроскопичностью (легко поглощает влагу из воздуха);

2) взято очень точное количество реактива, которое может измениться при хранении;

3) реактив легко испаря­ется. Такие реактивы хранят в ампулах, т. е. в неболь­ших стеклянных запаянных баллончиках, в которых реак­тив можно хранить очень долго. Примером служат фиксаналы, выпускаемые промышленностью.

Если реактив чувствителен к действию света, напри­мер бромид серебра, нитрат серебра, пероксид водорода, то его хранят в склянках из оранжевого стекла. Иногда посуду с такими реактивами обертывают темной бумагой и ставят в шкаф, непроницаемый для света.

Реактивы, не требующие специальных условий хране­ния, лучше размещать на стеллажах с узкими полками, ширина которых достаточна для размещения друг за дру­гом двух банок средней величины. Чтобы легче было ориентироваться среди множества реактивов, рекоменду­ется расставлять их следующим образом. Неорганические вещества расставляют по общеизвестной классификации: простые вещества (металлы и неметаллы), оксиды, осно­вания, соли. Кислоты хранят отдельно. Соли лучше рас­ставлять по катионам, т. е. по металлам, входящим в их состав. Органические вещества удобнее расставлять по алфавиту.

Если ассортимент реактивов очень разнообразен, то ре­комендуется пронумеровать шкафы и полки, а на реакти­вы завести картотеку, по которой можно легко найти лю­бой необходимый реактив.

 

ПОЛЬЗОВАНИЕ РЕАКТИВАМИ

 

Главное требование к реактиву — это его чистота.

Реактивы нужно беречь от загрязнений. Если реактив получен в крупной расфасовке, не следует в повседнев­ной работе постоянно брать его из заводской крупной та­ры. Следует отсыпать или отлить часть реактива в не­большую посуду и сделать этикетку такого образца.

 

 

Нельзя ссыпать или сливать реактивы из посуды, в которой проводится реакция, обратно в посуду для хра­нения. Если взято слишком много реактива, то его высы­пают или выливают в новую чистую посуду, делают на ней надпись и используют в дальнейшем. Если количество реактива немногим больше, чем нужно, то его следует от­сыпать или отлить в специальную банку для слива или слить в канализацию, если это допустимо.

Нельзя путать пробки от посуды с разными реактива­ми, а также хранить реактивы без пробок или крышек. Вскрывать запечатанные сосуды с реактивами надо осто­рожно, чтобы внутрь не попали парафин и грязь с пробки.

Нельзя брать реактивы руками. При работе с порошко­образными реактивами необходимо использовать роговые или фарфоровые ложечки, совочки, лопаточки. Если реак­тив надо поместить в пробирку, то его прямо из банки можно зачерпнуть чистой сухой пробиркой. Пересыпать порошкообразный реактив можно через воронку, сделан­ную из чистого листа глянцевой белой бумаги, целлофана или пергамента и вставленную в сосуд с более узким горлом.

Переливать реактивы нужно очень аккуратно. При пе­реливании из сосуда с более узким горлом необходимо пользоваться воронкой. Если бутыль, из которой берут жидкость, очень велика, то пользуются пипеткой или си­фоном. Удобнее использовать сифон, работающий по прин­ципу промывалки. Набирать реактив пипеткой можно только с помощью резиновой груши.

Крупные куски реактива следует брать тигельными щипцами. Большие куски весьма часто приходится раз­бивать на мелкие части. Нередко поступают в виде круп­ных кусков щелочь, карбид кальция и другие реактивы. Не очень крупные куски можно разбить в металлической ступке, не особенно твердые можно растереть в фарфоро­вой ступке. Большие и твердые куски завертывают в чи­стую льняную сложенную вдвое салфетку и, защитив руки резиновыми перчатками, глаза защитными очками, одеж­ду резиновым фартуком, разбивают молотком. Затем бо­лее мелкие куски растирают в ступке, соблюдая те же меры предосторожности.

При использовании реактива, хранящегося в ампуле, сначала на ее узком конце делают надрез напильником, а затем, обернув руки полотенцем, отламывают конец ампулы, одновременно как бы растягивая ее, чтобы не поранить руки стеклом.

Особую предосторожность следует соблюдать при рас­творении кислоты в воде.

Всегда надо наливать кисло­ту в воду, а не наоборот,

так как при растворении, например серной кислоты, выделяется много тепла, и во­да, если она попадает на кислоту сверху, может вскипеть и разбрызгать капли серной кислоты. Если же соблюдать правило растворения кислот, то серная кислота опустится на дно посуды. Тепло будет передаваться всей массе рас­твора, который в этом случае разогревается гораздо мед­леннее, и закипание всегда можно предотвратить.

 

МЕТОДЫ ОЧИСТКИ РЕАКТИВОВ

 

Квалификация чистоты реактива. Как уже было ска­зано, реактивы, поступающие в продажу, бывают разной квалификации.

«Технические» реактивы содержат много примесей и для работы в лаборатории непригодны. Технические реак­тивы применяют для подсобных целей, например техни­ческую серную кислоту — для мытья посуды, технический сульфид железа — для получения сероводорода и т. д.

«Чистый» (ч.) реактив имеет доЙ.0 1 % примесей.

В «чистом для анализа» (ч. д. а.) реактиве общее коли­чество примесей не превышает 0,07%.

 «Химически чистый» (х. ч.) реактив имеет общее количество примесей до 0,03%. Эти три вида реактивов применяются при работе в лаборатории. На этикетке указана степень чистоты реак­тива и количество всех примесей.

В лаборатории может не оказаться реактива нужной степени чистоты. Кроме того, многие соли, содержащие кристаллизационную воду, при хранении теряют часть этой воды. Гигроскопичные вещества при стоянии погло­щают пары воды из воздуха. Такие реактивы, как спирт, бензол, эфир, содержат большее или меньшее количество воды. Во всех этих случаях реактивы очищают.

Очистка методом возгонки

 

Некоторые твердые вещества (например, йод) облада­ют способностью при нагревании, не плавясь, переходить в твердое состояние. Это явление называется сублима­цией, или возгонкой. Возгонка применяется для очистки веществ от нелетучих примесей. Этим методом можно очи­стить йод, хлорид аммония, серу и др.

 

Перегонка или дистилляция

Это один из важнейших методов очистки жидкостей. При перегонке жидкость путем нагревания переводят в парообразное состояние, затем снова конденсируют, т. е.

превращают в жидкость. При этом все твердые примеси и более высококипящие жидкие примеси остаются в кол­бе, а более низкокипящие примеси отгоняются раньше основной жидко­сти. Перегонкой очищают воду и дру­гие жидкости. Простейший прибор для перегонки изображен на рис. 38.

Для более тщательной перегонки жидкости применяют перегонку с де­флегматором. В этом случае колбу Вюрца заменяют обычной круглодонной колбой с дифлегматором.

Собрав прибор для перегонки, тща­тельно проверяют, хорошо ли подо­браны пробки и правильно ли стоит термометр. В колбу Вюрца встав­ляют во



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.173 с.)