Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8. Концепции исторического объяснения и понимания
Цели и задачи изучения темы: Цель: изучение концепций исторического объяснения и понимания Задачи: – рассмотрение принципов историзма, объективности, причинности
Образовательные результаты освоения темы:
Принцип историзма Историзм – принцип мышления и исследования, предусматривающий рассмотрение всех предметов и явлений в их развитии, или в их истории, то есть выяснение того, как они возникли, менялись и стали нынешними; основные требования принципа историзма – рассматривать явления конкретно-исторически, представлять себе эти события теперь так, как они выглядели тогда, и благодаря этому исключать модернизацию, то есть осовременивание прошлого. Первым увидел закономерность изменений в истории общества итальянский мыслитель Джамбаттиста Вико (1668–1774). В течение XVIII века историзм вызревал в теориях прогресса Монтескье, Вольтера, Тюрго. Венцом этой теории явились сформировавшиеся в конце XVIII века взгляды французского энциклопедиста Кондорсе и немецкого историософа Гердера. Решающий вклад в рождение историзма внесла в первой трети XIX века романтическая историография: прусская «историческая школа права», французская «школа историков эпохи Реставрации», обособленно стоящий шотландец В. Скотт. Среди романтиков, которые не только практиковали историзм в своих исследованиях, но и обосновывали его теоретически, видное место занимал представитель школы Реставрации Огюстен Тьерри (1795–1856). Тьерри требовал конкретности при описании прошлого, выступая против его модернизации, применения к нему современных категорий: надо «различать, а не смешивать», ибо «буква остается, а дух меняется». По Тьерри, абстракции, схемы, оболочки, внешние контуры недостаточны для понимания прошлого, ибо они могут иметь разное содержание; надо изучать сущность людей и явлений пролого, воспроизводить их неповторимое конкретное своеобразие, кажущиеся мелочи и подробности, язык, стиль, имена, местный колорит, нравственный смысл. Значительную роль в становлении и распространении историзма сыграл Вальтер Скотт (1771–1832). Он был членом Шотландского исторического общества и способствовал публикации исторических источников; особенно важны его начавшие выходить с 1814 года исторические романы, в которых прошлое воспроизводилось с деталями быта и нравов описываемой эпохи. Плодотворный вклад в развитие историзма внёс Гегель (1770–1831), сочетавший историзм с диалектикой. Гегель вскрыл сущность, внутренний механизм исторического развития борьбу противоположных начал. Он показал, что развитие – это не просто движение от несовершенного к более совершенному; в несовершенном уже содержится его противоположность. В ходе развития, в каждый данный момент имеются элементы господствующие, то есть старые, и элементы нового, которые отрицают сущее и за которыми будущее. Гегелевский историзм трактовался лишь как эволюционное развитие идеи и – в нарушение логики – оправдывал существующие режимы их историческим происхождением. Дальнейшее развитие историзма как важнейшей стороны диалектического метода связано с именем К. Маркса.
Хотя историзм родился в первой трети XIX века, самого этого термина еще долго не существовало. Он был впервые употреблен, видимо, в 1879 году австрийским историософом Карлом Вернером (по другим данным – Нейге), а широкое применение получил накануне и особенно после Первой мировой войны. В 1920-х годах исследованию историзма уделял внимание Э. Трельч, в 1930-х – Ф. Майнеке. В немецком языке, откуда пошел термин «историзм», он звучит как «хисторизмус», итальянская форма его – «сторицизмо». Вслед за итальянцами в новейшее время сначала англичане, а затем историки других западных стран стали употреблять, наряду со словом «историзм», также термин «историцизм», но в отечественной литературе это слово не применяется.
Принцип объективности Трактовка слова «объективный» в словарях – соответствующий объекту, существующий вне нас и независимо от нас, беспристрастный, непредвзятый. Объективное (то есть соответствующее объекту и беспристрастное) исследование прошлого усложняется неизбежным наличием аксиологического (оценочного) фактора, привносимого исследователем, и субъективностью не только исследователя, но и объекта изучения. Постановка вопроса такова: возможна ли объективность в истории, а если нет, то следует ли ей предпочитать открытую партийность? Позиция сторонников объективности. Позитивисты, с их гносеологическим оптимизмом, не видевшие отличий в познании разных наук, были уверены в познаваемости прошлого при наличии источников и реализации исторической критики. Одним из первых феномен объективности начал теоретически осмысливать Л. Ранке. Ранке учил, что в задачу историка входит реставрация, но не оценка прошлого. Впоследствии Ранке часто, особенно во введениях к крупным трудам, повторял этот постулат. Условием его реализации он считал беспристрастность исследователя, обязанного при описании прошлого как бы забыть о своем «я», элиминировать свои симпатии и антипатии, погасить их уподобившись точно фиксирующему события прибору. Категорическими противниками объективного историописания, пропаганда пропагандировавшими его партийность, были современники Ранке – историки малогерманской школы Г. Трейчке (1834–1896) и Г. Зибель (1817–1895). Своими трудами они активно участвовали в политической борьбе вокруг объединения Германии, отстаивая его свершение без Австрии и под эгидой прусских Гогенцоллернов. Они обосновывали свою позицию так: «историк беспартиен лишь в гробу» и «я на 4/7 политик и лишь на 3/7 историк». Советские авторы во множестве книг и статей отстаивали принцип партийности и пытались доказать, будто объективность и марксистская партийность совпадают, так как историк-марксист отражает интересы рабочего класса, за которым будущее и который поэтому заинтересован в правдивом изображении событий. Принцип причинности Причинность – важная форма взаимосвязи явлений, в которой участвуют причина и следствие. Причина – явление, действие которого влечет за собой другое явление (влечет = вызывает, определяет, изменяет, производит и др.); вызванное причиной явление – следствие. В частности, сложно и трудно установить причинно-следственные связи в прошлом: 1. Зачастую к данному следствию (результату) приводит не одна, а несколько причин. 2. Эти причины – разных уровней (и важности). 3. Причина во времени предшествует следствию, но и следствие влияет на причину, особенно при длительном взаимодействии, например, если мирные переговоры как следствие войны ведутся долго при непрекращающихся военных действиях. 4. В педагогических целях мы вычленили одну из причин и производимое ею одно следствие; но в конкретной жизни, где все взаимосвязано, следствие становится причиной, в свою очередь. 5. Для понимания причины надо учесть условия (обстановку), в которой действовала данная причина, ибо одна причина в разных условиях может вызывать разные следствия. 6. Следует различать причину и повод. Повод – явление, процесс, разовое действие, способствующее проявлению причины.
Без выявления причинно-следственные связей историки имели бы хаотический набор фактов. Лишь с помощью причинно-следственных рядов и понятийных цепей история может превратиться в науку. Поиск причинности – важная задача исследователя. В Средние века в историописании господствовала идея провиденциализма («провидения»): поступки людей предопределены внеземными силами. Даже во время Возрождения в объяснении хода земных событий царила случайность. Просветители XVIII века выступили против трактовки истории как нагромождения случайностей и сформулировали принцип причинности и обусловленности. В XIX веке широко распространились представления об эволюции как цепи причин и следствий; эти представления были приняты ведущими философскими учениями – позитивизмом и марксизмом и стали также достоянием исторической науки. Каузальность и детерминизм – понятия очень близкие: оба трактуют вопросы взаимосвязи явлений прошлого. Причинность является ядром, стержнем детерминизма. Отличие их в том, что детерминизм резче подчеркивает причинную определяющую исторических событий, их обусловленность, неизбежность, закономерность. Противники детерминизма смешивают его с фатализмом: мол, признание неизбежного влияния, например, экономики как определяющего фактора исторических событий равносильно провиденциализму, обусловливающему ход событий божественной волей. Но марксистский детерминизм признает также роль и личного фактора, и свободы воли, и выбора в действиях. Забвение историзма чревато модернизацией прошлого, отказ от идеала объективности ведет к исследовательскому произволу, а игнорирование причинно-следственных связей делает изложение хаотическим. Вопросы для повторения и закрепления материала 1. Расскройте сущность принципа историзма? 2. Расскройте сущность принципа объективности? 3. Расскройте сущность принципа причинности?
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.007 с.) |