Цели и задачи изучения темы: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи изучения темы:



Цель: изучение современных тенденций развития методологии истории

Задачи:

– рассмотрение методологических принципов школы «Анналов»

– изучение постмодернистских концепций методологии истории

 

Образовательные результаты освоения темы:

Коды компетенций Планируемые результаты освоения образовательной программы Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)

ПК-4

способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории

Знать: современные научные представления о теории исторического процесса и методологии исторической науки; концепции развития исторического процесса.
Уметь: оперировать терминами и понятиями, использующимися в дискурсивной практике теории и методологии исторической науки; концепции развития исторического процесса.
Владеть (навыки и/или опыт деятельности): навыками определения методологических подходов и выделения этапов их развития; осуществлять сравнение методологических позиций различных концепций развития исторического процесса.

 

Школа «Анналов»

 

Самым крупным направлением исторической мысли XX века стала французская (один из ее позднейших лидеров Жак Ле Гофф выступал против слова «школа», отстаивая термин «направление»). Философско-мировоззренческие подходы «анналистов» создавали не столько философы (этнолог Клод Леви-Строс, социолог Э. Дюркгейм, более близкие предшественники основателей школы Франсуа Симиан и Анри Берр), сколько сами лидеры школы. В 1903 году Франсуа Симиан опубликовал работу «Методы истории и социальные науки». «Симиан придерживался точки зрения, что все гуманитарные дисциплины должны объединиться в единую социальную науку и подчиниться правилам социологического подхода. Историкам предлагалось отвернуться от единственного, случайного (индивид, событие, происшествие), дабы углубиться в то, что только и могло быть объектом научного исследования: повторяющиеся, регулярные процессы, которые можно вскрыть, чтобы из них выводить законы. Этими исходными задачами определялись и методы социальной истории: с помощью вычленяемых серийных явлений и соответствующих источников изучить их эволюцию во времени и установить законы этой эволюции. В 1920-х годах во Франции же Анри Берр выдвинул идею исторического синтеза. Анализом деятельности человека основательно занимались уже позитивисты, теперь была поставлена задача синтезировать разноаспектную деятельность человека. Первый номер журнала «Анналы», давшего название школе, вышел в 1929 году. Различают 3 периода в деятельности «Анналов»: 1) 1920 -1940-е годы, лидеры – Марк Блок и Люсьен Февр; 2) 1950 -1960-е годы – время расцвета школы, руководитель – Фернан Бродель; 3) с 1970-х годов, когда молодыми директорами журнала стали Эммануэль Ле Руа Ладюри, Жорж Дюби, Жак Ле Гофф. Хотя облик школы «Анналов» за эти десятилетия менялся, существует несколько присущих ее методологии черт: 1. Изучается не «событийная история», а серийные процессы большой длительности (макроистория). Из единичных событий невозможно извлекать выводы и делать обобщения, но многие явления, происходившие на протяжении десятилетий и столетий, можно подсчитать, проследить их эволюцию, выявить повторяющиеся серии и попытаться установить закономерности. 2. Центр тяжести в исторических исследованиях переносится с отдельных личностей-индивидов на социальные структуры, то есть социальные группы, сообщества людей: территориальные (деревня, пригород, городской квартал), профессиональные (скажем, ремесленный цех на протяжении столетий), сословно-классовые. 3. Выдвигается идеал глобальной (от лат. globus – шар) или тотальной (от лат. totalis – весь, целый) истории. Глобальная (тотальная) история означает всестороннее и многоплановое изучение человеческого общества как единой системы. 4. Вводится множественность методов исследования. Естественно, что всестороннее и многоплановое изучение объекта с помощью не только анализа, но и синтеза предусматривает полидисциплинарностъ. Историк должен знать и использовать в своей исследовательской практике методы смежных и несмежных наук – субдисциплин, от исторической географии и климатологии до психологии и математики.

Зародившись в начале XX века, новая социально-структурная история с ее авангардом - школой «Анналов» доминировала в мировой исторической науке в течение большей части столетия. Она радикально расширила исследовательскую проблематику, обусловила появление ряда субдисциплин и, соответственно, новых методов вплоть до математических и несколько приблизила историческую науку к заветному идеалу – выяснению закономерностей исторического развития. Но, подобно позитивизму в копне XIX века, новая социальноструктурная история («Анналы») приблизительно к 1980-м годам в известной мере исчерпала свои прогрессивные возможности. Гениальные историкиэнциклопедисты, которые вслед за Броделем могли бы выяснять картину развития мира на протяжении столетий, в массовом порядке не нарождались. Служители ставшей полидисциплинарной Клио – от климатологов и этнографов до психологов и математиков – переставали понимать друг друга, и еще меньше их понимали читатели-непрофессионалы. Забвение «событийной истории» обернулось на исторической ниве дремучим невежеством школьников. Стала очевидной необходимость новых философскомировоззренческих подходов к историописанию. Появление – наряду с макроисторией – микроистории не могло решить проблему. В этой обстановке возник постмодернизм.

Постмодернизм в истории

Приблизительно с 1970-х годов в гуманитарных науках, в частности истории, складывается система взглядов, которая получила разные названия, каждое из которых, однако, помогает понять ее содержание. Термины-названия. Постмодернизм: царившая ранее «новая история» «Анналов» и других школ считалась современной – «модерновой», поэтому позже, после модерна – постмодерн (лат. post – после). «Метаистория»: так именуется главный труд лидера постмодернистов Хейдена Уайта и дословно означает «после истории» (греч. meta – после). Реже встречается название «семиотический вызов». Все эти названия – самоназвания: они выдвинуты самими представителями постмодернизма, призваны подчеркнуть разрыв с традиционными взглядами и стремление осуществить в исторической науке постмодернистскую революцию. Зарождение постмодернизма относят к 1960-м годам более определённой датой его рождения можно считать 1973 год, когда в США появилась новаторская книга родоначальника и признанного лидера постмодернизма Хейдена Уайта «Метаистория». Постмодернисты пришли в историческую профессию преимущественно из лингвистики и литературоведенияИсходные постулаты постмодернистов направлены против привычных нам традиционных основ исторической науки, согласно которым историк изучает прошлое по проанализированным источникам и на их основе создает свое повествование. Основное внимание постмодернисты обращают на завершающую стадию работы традиционных историков – на их рассказ, письменное повествование. Главным объектом интереса постмодернистов является не прошлое, а результат деятельности традиционных историков – их авторские тексты: язык этих текстов, жанр, стиль, построение сюжета (фабула, интрига) и т. п., то есть форма изложения. Постмодернисты обращают главное внимание на форму и утрируют се значение, у них даже возникло словосочетание «содержание формы» (у Уайта есть специальный труд «Содержание формы»).

Постмодернизм получил признание ученого сообщества историков лишь после того, как на базе его теоретических постулатов появились конкретно-исторические труды. Это произошло в 1980 – 1990-х годах, когда состоятельность тезиса постмодернизма о радикальном влиянии формы текста на его содержание была подтверждена анализом произведений ряда видных историков. Постмодернисты исследовали тексты, прежде всего европейских, преимущественно французских, историков-романтиков 1830–1850-х годов: Луи Блана, Франсуа Гизо, Франсуа Кенэ, Альфонса Ламартина, Жюля Мишле, Адольфа Тьера, Огюстена Тьерри, Алексиса Токвиля.

Вопросы для повторения и закрепления материала

1. Какое влияние на историческую антпропологию оказла школа «Анналов»?

2. Каковы методолгические приниципы постомдернистких концепций методологии истории?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.222.92 (0.009 с.)