Тема: «Взаимосвязь единиц и уровни языка». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Взаимосвязь единиц и уровни языка».



Цель: Помочь учащимся создать целостные представления о языке как системе,  взаимосвязи его уровней и единиц; обобщить и проверить знания по пунктуации,   совершенствовать учебно-языковые умения и навыки работы с текстом(с упором на стили речи, проблемы);совершенствовать учебно-коммуникативные навыки,  развивать умение анализировать языковые явления, воспитывать умение добиваться цели в совместной деятельности, оценивать результаты своей деятельности

Прогнозируемые результаты: учащиеся имеют целостное представление о системе и структуре языка; знают строение языка; опознают основные единицы языка, определяют

их роль в устном и письменном общении; разграничивают основные уровни языка; осознают

взаимосвязь единиц и уровней языка, знают алгоритмы работы с заданиями ЕГЭ по синтаксису, умеют определять стили речи, проблему текста.

 

ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

II. 2. Актуализация опорных знаний. Перед вами набор слов. Как вы думаете, вот в таком виде это может быть заданием 8 ЕГЭ. Почему?

Решите орфографическую задачу. 1 в Выпишите слова с непроверяемыми гласными в корне.2 в Выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

С…стема

Ур…вни

…зык

Разв…вать

Ед…ница

Выписали                         Система. Язык. Уровни

-Что такое система? Подберите ассоциации с этим словом. ( от греч .— целое, составленное из частей; соединение ), совокупность элементов, находящихся вотношениях и связях друг с другом, которая образует определ. целостность, единство.

Приведите примеры систем.

-Как вы думаете, эти слова могут быть связаны между собой?

-Язык - это система? Докажите это. Сформулируйте и запишите тему урока

3. Выявление затруднений. Система языка на чем-то базируется?

-Какие единицы языка вы знаете? Как вы думаете, какие уровни представляют эти единицы?

4. Постановка цели и задач урока.

- Как вы считаете, а что мы должны сегодня сделать на уроке, исходя из наших затруднений? А зачем все это нам надо?

Мотивация учебной деятельности.

Да, язык – это основа нашей речи, Зная систему языка, взаимосвязь уровней его, мы сможем на практике строить нашу речь.

Изучение нового материала

- Как вы думаете, с чего началась наша речь? Верно, со звуков.

Какая наука изучает звуки? А как мы назовем уровень, соответствующий этой единице языка? Это и есть первый уровень языка

Но можем ли мы общаться звуками? Имеют ли они значение?

Да,  можем, но на низком уровне. Какой практический раздел итоговой аттестации связан с фонетическим уровнем? С фонетикой тесно связана орфоэпия – произношение. Этот уровень в свою очередь тоже система.  Предположите, из каких уровней она может состоять?

-На фонетическом уровне базируется следующий уровень – какой? Морфемный. Докажите, что единицы этого уровня имеют значение? Какой практический раздел связан с этим уровнем? Какая наука изучает морфемы? Имеют ли  морфемы значение? Чем отличаются слова каменный и каменистый? На смыслоразличительной функции морфем основано явление паронимов.

-Переходим к следующему уровню. Как мы его назовем? Лексический. Проверяется ли знание этого раздела на итоговой аттестации? Верно, в каких разделах? Какие уровни вы бы отметили в этой системе?

-Следующий уровень связан со словосочетанием и предложением

 

Следующий уровень -  синтаксический. Какая наука изучает это уровень языка? Чтобы успешно использовать этот уровень языка, нам необходимы знания по пунктуации. На прошлом уроке мы с вами анализировали уровень наших затруднений в различных разделах. Можете открыть еще раз свои таблицы. Где мы совершаем больше всего ошибок? Как вы думаете, почему мы делаем эти ошибки, правил не знаем?

-Поэтому я бы хотела уделить сегодня время на некоторую итоговую работу, посвященную не правилам, а алгоритмам выполнения заданий по пунктуации. Результатом нашей работы в группах должны быть оформленные понятным образом алгоритмы выполнения заданий по пунктуации.

Сопутствующее повторение.

Работа в группах. Выберите конверт с заданием. В каждом конверте несколько заданий, которые нельзя сделать за отведенной время в одиночку. Ваше задача - распределить работу так, чтобы она была выполнена. Наставником, который будет вам помогать в случае затруднения, сегодня будет Токарева Г. Группы организуем постоянного состава. Лидером команды сегодня будет тот, кто вышел получить задание

1задание.  Выработать алгоритм выполнения заданий 15-19. Время – 5 минут. Знаки препинания в некоторых предложениях отсутствуют.

 1.Прочитайте текст. Найдите предложение, соответствующее заданию, расставьте знаки препинания в соответствии с алгоритмом выполнения этого задания. Изобразите на бумаге алгоритм этого задания. Представьте свою работу.

Тексты

1. Язык — удивительное орудие  посредством которого люди передают друг другу свои мысли сохраняют свою культуру   чтобы не исчезла цивилизация.   

Многое зависит от отношения к языку. Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества.(Какую роль играет язык?)

2. В последние годы наши писатели наблюдая за развитием языка и отслеживая его изменения неустанно с тревогой говорят о признаках духовной деградации напрямую связанных с языковыми потерями. Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. (Как связан язык с мировоззрением)

3.Любовь к языку, как и любовь к природе, – составная часть патриотизма, любви к Родине. Экология языка имеет поэтому и нравственную сторону. Небрежное отношение к языку, отход от национальной культуры, которая в нём выражена, не проходят бесследно для человека как личности. Ведь язык – это и основа национальной памяти  и ключ к пониманию своего и чужого духовного мира. Об этом пишут наши публицисты на страницах газет и говорят общественные деятели с экранов телевизоров. (почему надо беречь наш язык)

4 Вернейший способ узнать человека – это конечно  прислушаться к тому как он говорит. Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, то язык человека - гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. (Можно ли по языку судить о человеке)

5Какое же зер­ка­ло жизни -  наш язык! Нет, он по­и­сти­не велик, оста­ва­ясь и по­ны­не сво­бод­ным, прав­ди­вым. Русский язык силен и могуч  и хотя мы подвергаем его натиску иностранных слов жаргонных словечек, слов- паразитов, он все выдержит



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.011 с.)