Тема 2. Проблема детерминант психического развития ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Проблема детерминант психического развития ребенка



Темы семинарских занятий

Психология (1 семестр)

Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии

1. Теоретические и прикладные задачи возрастной психологии и психологии развития.

2. Организация исследований психического развития.

3. Методы сбора данных, их надежность, валидность.

4. Этические нормы проведения психологических исследований.

Тема 2. Проблема детерминант психического развития ребенка

1. Основные проблемы и тенденции современной возрастной психологии и психологии развития.

2. Теории научения.

3. Когнитивные теории.

4. Когнитивное развитие в культурно-историческом контексте (Л.С. Выготский): зоны актуального и ближайшего развития.

4. Теории «Я» и гуманистическая психология.

Тема 3. Кризисы в развитии

1. Понятие «кризис возрастного развития». Границы кризиса. Виды кризисов. Кризисы личностного развития и саморегуляции.

2. Исследования критических возрастов в отечественной психологии. П.П. Блонский: введение понятия «критический возраст». Л.С. Выготский: критические и стабильные возраста. Развитие концепции о критических возрастах в работах А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, К.Н. Поливановой.

3. Исследование психологического перехода в онтогенезе в западных исследованиях. Концепции Э. Эриксона, Д. Левинсона, П. Хеманса.

4. Психологический смысл критических возрастов. Психологические особенности возрастных новообразований, содержание возрастных кризисов, структура возрастного кризиса.

Тема 4. Психическое развитие в младенчестве

1. Новорожденность как период приспособления ребенка к новым условиям жизни.

2. Развитие компетентности младенца: возможности и способности.

3. Основные компоненты языкового развития: подражание, подкрепление, врожденные языковые структуры, когнитивное развитие.

4.  Социальный контекст раннего речевого развития.

5. Психосоциальное развитие младенца.

Тема 5. Психическое развитие в раннем возрасте

1. Физическое и моторное развитие ребенка раннего возраста.

2. Предметно-манипулятивная деятельность как ведущий вид деятельности в раннем детстве (Д.Б. Эльконин). Развитие соотносящих и орудийных действий.

3. Когнитивное развитие.

4. Особенности восприятия пространства и времени. Языковое развитие. Увеличение словарного запаса. Расширяющаяся грамматика. Овладение синтаксисом.

5. Социальное развитие ребенка раннего детства.

Тема 6. Психологическая характеристика дошкольного возраста

1. Игра как ведущий вид деятельности (Д.Б. Эльконин). Этапы развития игры: ознакомительный, отобразительный, сюжетно-ролевой, рубежный. Виды игр: сенсорные, моторные, игра-возня, языковые игры, ролевые игры и имитация, игры с правилами и игры-состязания. Виды игрушек: автодидактические, игрушки-заместители (предмета, друга). Виды взаимодействия детей в игре: межличностное, сюжетно-ролевое, организационно-деловое. Значение игры для психического развития: развитие знаковой функции сознания, развитие произвольности, личностный рост.

2. Когнитивное развитие дошкольника. Детский эгоцентризм; анимизм; трансдукция; синкретизм. Символическая репрезентация в игре и в изобразительной деятельности.

3. Аффективное развитие дошкольника. Причины страха и тревоги. Механизмы защиты. Эмоциональная регуляция. Любовь и радость. Чувственность и сексуальное любопытство.

4. Психосоциальное развитие дошкольника. Конфликты развития (Э. Эриксон). Расширение репертуара социальных навыков.

Тема 9. Психология ранней юности.

1. Кризис юношеского возраста как кризис саморегуляции.

2. Когнитивное развитие.

3. Потребность ориентации в смыслах жизни как базовая потребность возраста.

4. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности (Д.Б. Эльконин).

5. Личностное развитие.

Самостоятельная работа

Вопросы для собеседования по «Возрастной психологии»

1. Проблема детерминант психического развития.

2. Проблема периодизации психического развития.

3. Кризисы возрастного развития.

4. Методы исследования в психологии развития.

5. Проблема соотношения обучения и развития.

6. Психическое развитие младенца.

7. Важнейшие достижения раннего детства.

8. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника.

9. Когнитивное развитие дошкольника.

10. Психосоциальное развитие дошкольника.

11. Психологическая готовность к обучению в школе.

12. Когнитивное развитие в младшем школьном возрасте.

13. Психосоциальное развитие в младшем школьном возрасте.

14. Когнитивное развитие в подростковом и раннем юношеском возрасте.

15. Психосоциальное развитие в подростковом и раннем юношеском возрасте.

16. Когнитивное развитие в зрелом возрасте.

17. Психосоциальное развитие в зрелом возрасте.

18. Теории старения.

19. Изменения когнитивной сферы в старости.

20. Изменения психосоциальной сферы в старости.

 

 

Темы докладов

1. Самооценка и уровень притязаний личности как факторы её мотивации.

  1. Межполовые различия в способностях, их научное объяснение.
  2. Мотивация агрессивного и просоциального поведения.

4. Специфика пренатального развития ребенка.

5. Кризисы развития в периоды зрелости и старости.

  1. Основные компоненты языкового развития: подражание, подкрепление, врожденные языковые структуры, когнитивное развитие.
  2. Сенсорные способности новорожденных: роль раннего опыта в развитии зрения; слух, обоняние, осязание и вкус. Шкала Апгар для оценки состояния новорожденных.
  3. Когнитивное развитие младенца. Сенсомоторная стадия развития интеллекта в теории Ж. Пиаже: шесть сенсомоторных субстадий развития активности младенца.
  4. Социальное развитие ребенка раннего детства
  5. Психосоциальное развитие младенца.
  6. Этапы развития игры: ознакомительный, отобразительный, сюжетно-ролевой, рубежный.
  7. Психосоциальное развитие дошкольника.
  8. Индивидуальные варианты принятия школьной ситуации.
  9. Кризис юношеского возраста как кризис саморегуляции
  10. Теории старения. Типы старения: конструктивный, защитный, агрессивно-активный, пассивный.
  11. Меняющаяся семья. Одинокие люди. Создание пары. Семейный цикл. Родительство. Развод и повторный брак.
  12. Задачи развития в эпоху взрослости.
  13. Критерии личностной зрелости. Преимущества зрелой личности.

 

Темы семинарских занятий

Психология (1 семестр)

Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии

1. Теоретические и прикладные задачи возрастной психологии и психологии развития.

2. Организация исследований психического развития.

3. Методы сбора данных, их надежность, валидность.

4. Этические нормы проведения психологических исследований.

Тема 2. Проблема детерминант психического развития ребенка

1. Основные проблемы и тенденции современной возрастной психологии и психологии развития.

2. Теории научения.

3. Когнитивные теории.

4. Когнитивное развитие в культурно-историческом контексте (Л.С. Выготский): зоны актуального и ближайшего развития.

4. Теории «Я» и гуманистическая психология.

Тема 3. Кризисы в развитии

1. Понятие «кризис возрастного развития». Границы кризиса. Виды кризисов. Кризисы личностного развития и саморегуляции.

2. Исследования критических возрастов в отечественной психологии. П.П. Блонский: введение понятия «критический возраст». Л.С. Выготский: критические и стабильные возраста. Развитие концепции о критических возрастах в работах А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, К.Н. Поливановой.

3. Исследование психологического перехода в онтогенезе в западных исследованиях. Концепции Э. Эриксона, Д. Левинсона, П. Хеманса.

4. Психологический смысл критических возрастов. Психологические особенности возрастных новообразований, содержание возрастных кризисов, структура возрастного кризиса.

Тема 4. Психическое развитие в младенчестве

1. Новорожденность как период приспособления ребенка к новым условиям жизни.

2. Развитие компетентности младенца: возможности и способности.

3. Основные компоненты языкового развития: подражание, подкрепление, врожденные языковые структуры, когнитивное развитие.

4.  Социальный контекст раннего речевого развития.

5. Психосоциальное развитие младенца.

Тема 5. Психическое развитие в раннем возрасте

1. Физическое и моторное развитие ребенка раннего возраста.

2. Предметно-манипулятивная деятельность как ведущий вид деятельности в раннем детстве (Д.Б. Эльконин). Развитие соотносящих и орудийных действий.

3. Когнитивное развитие.

4. Особенности восприятия пространства и времени. Языковое развитие. Увеличение словарного запаса. Расширяющаяся грамматика. Овладение синтаксисом.

5. Социальное развитие ребенка раннего детства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.012 с.)