Выполнить тесты по теме 1. Высылаются преподателем по теме 1 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выполнить тесты по теме 1. Высылаются преподателем по теме 1



Группа 172-8 21

 

 

20 октября. Практическое занятие № 1.   Общество как система ценностей и норм.

 

1. Основные социологические теории общества. Понятия и концепции развития общества. Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер и А.  Тойнби и др.

2. Понятие и проблемы глобализации общества.

3. Модернизация общества в России.

4. Культурное единство и культурное многообразие мира. Культура как способ деятельности общества. Культура как система ценностей и норм. Культура как фактор социальных изменений.

5. Роль и место субкультуры и контркультуры в обществе. Культурные конфликты.

 

Самостоятельная работа

 

Контрольные вопросы: (для всей группы)

1. Что представляет собой общество как целостная социальная система и каковы ее структурообразующие элементы?

2. Охарактеризуйте основные социологические теории общества.

3. Какие критерии могут быть положены в основу классификации обществ?

4. В чем смысл и значение теории социальной эволюции?

5. Есть ли объективный критерий общественного прогресса?

6. В чем сущность теории Н.Я. Данилевского?

7. Что нового внесли в теорию «циклизма» 0. Шпенглер и А. Тойнби?

8. Чем социальные отношения отличаются от социальных взаимодействий?

9. Какую роль в жизни общества играют социальные ценное и нормы?

 

Контрольные вопросы: (для всей группы)

1.   Что такое культура?

2.  Перечислите основные компоненты культуры.

3.   Как Вы понимаете положение о том, что общество – это социокультурная система?

4.   Какие функции культура выполняет в обществе?

5.   Что такое культурные универсалии?

6.   Что такое культурные суперсистемы?

7.  Какое место в мировом культурном пространстве занимает Россия?

8.   Что такое этноцентризм и культурный релятивизм?

9.   Какую роль субкультуры и контркультуры играют в обществе?

10. Какие разновидности культуры принято выделять в социологии?

11. Как можно охарактеризовать нынешнее состояние культуры в нашей стране?

12. Назовите и охарактеризуйте функции религии.

Выполнить тесты по теме 1. Высылаются преподателем по теме 1

Октября Практическое занятие № 2 Социальная структура общества

 

1. Социальные группы - основная форма социальных общностей. Определение понятия «социальная группа».

2. Типология социальных групп по степени внутригруппового контроля. Большие и малые группы. Первичные и вторичные группы, референтные группы.

3. Определение и функции лидерства в группах. Примеры.

4. Понятие социальной общности, ее характерные черты и виды.

5. Территориальная общность и поведение личности.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте основные виды социальных групп.

2. Дайте характеристику разновидностям квазигрупп.

3. Какую социальную группу называют малой? Как происходит взаимодействие в

малой группе?

4. Что представляет собой социальная группа как социальная общность?

5. Каковы характерные черты социальной группы, отличающие ее от массовых общностей?

6. Какими могут быть связи взаимодействия между членами группы?

7. Что является духовным регулятором межличностных связей в группе? Что выступает условием и регулятором устойчивости внутренних связей между членами группы?

8. Каковы характерные черты малой социальной группы?

9. Каковы отличительные признаки «первичной» малой социальной группы?

10. Каковы отличительные признаки «вторичной» малой социальной группы?

11. Что означает понятие «социальная общность» и какие виды общностей вы знаете?

12. Какая совокупность людей называется этносом?

13. Что такое социальные нормы и по каким основаниям их принято различать?

14. Что такое образцы деятельности?

15. Что представляет собой социальная общность? Каковы критерии выделения и классификации социальных общностей? Нназовите 5-7 критериев.

16. Почему в социологии существует наряду с понятием «социальная общность» понятие «социальная группа»? Каковы признаки социальной группы?

17. Какие типы социальных групп существуют в обществе?

18. Чем отличается множество людей от социальной общности?

19. Что является критерием способности социальной общности выступать в качестве социального субъекта?

20. Каковы этапы формирования общности?

21. Каковы правила успешного создания новых общностей?

22. Какие Вы знаете виды социальных общностей?

23. Чем отличаются различные виды социальных общностей?

24. Какие Вы знаете типы массовых социальных общностей?

25. Чем отличается толпа от массы людей?

26. Что представляет собой этническая общность – этнос? Каковы ее характерные признаки?

27. Что включает в себя понятие «социальная структура общества»? Какие концепции социальной структуры общества вы знаете?

28.  Какова роль социальных интересов в интерпретации социальной структуры общества?

29. Как влияют на социальную структуру общества многообразие форм собственности и рыночные отношения?

1. Социальная группа – объединение людей, которые связаны общими отношениями, регулируемыми специальными социальными институтами, и имеют общие цели, нормы, ценности и традиции, а также объединены общей деятельностью. Под социальной группой понимается также в ряде случаев объединение людей по какому-либо значимому социальному признаку. По характеру взаимодействия группы бывают первичные и вторичные.

Социальная группа - устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации). Социальная общность - это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия. Признаки социальной общности: сходство условий жизнедеятельности.

 

2. М алая группа - немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Малая группа - это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.

К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом.

Малые - семья, класс, группа, друзья, бригада (до 15 чел).

Большие - ученики школы, студенты, рабочие завода.

3. Формальная группа или Официальная группа - социальная группа, структура и деятельность которой рационально организованы и стандартизованы в соответствии с точно предписанными групповыми правилами, целями и ролевыми функциями.

Формальные группы - это группы, созданные по воле руководства. Выделяют группы руководителей, рабочие (целевые) группы и комитеты. Группа руководителей состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, находящихся в зоне его контроля (президент и вице-президенты).

 

4. Вторичная группа - э то более многочисленная группа, в который взаимодействие подчиненодостижению определенной цели и носит формальный, безличный характер. В этих группах основное внимание уделяется не личностным, неповторимым качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т.д.).

5. Аутсайдер - - посторонний, имеет два основных значения: нечто, находящееся вне определенного объекта или категории. нечто последнее. Данное слово может быть использовано в следующих профессиональных сферах: в спорте - участник, занявший последнее место либо находящийся в числе последних. в социологии - человек, отставший в своей социализации, группа, общность и т.д.

6. Диада –г руппа, состоящая из двух взаимодействующих членов. По Т. Парсонсу -простейшая система соц. действия. Структура малой социальной группы и отношения лидерства. Диады, создают условия для существования наиболее тесных и влиятельных взаимоотношений. Чувства и эмоции, как правило, играют большую роль в диадах, чем в группах больших размеров. Отношениям в этих группах свойственны большая напряженность и меньшая открытая враждебность в отношении прочих взаимосвязей. Очень неустойчива. Добавление к группе третьего члена - образование триады - коренным образом меняет социальную ситуацию. Становятся возможны коалиции, когда два члена группы объединяются против ее третьего члена.

7. Референтная группа - эталонная группа, представленная в сознании индивида группа людей, нормы и ценности которой выступают для него эталоном. Группа, к которой индивид хотел бы принадлежать.

8. Квазигруппа - э то неформальная, спонтанная, неустойчивая социальная общность, не имеющая определенной структуры и системы ценностей, взаимодействие людей в которой носит, как правило, сторонний и кратковременный характер. Основными видами квазигрупп являются: Аудитория - это социальная общность, объединенная взаимодействием с коммуникатором и получающая от него информацию.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие модели стратификации, типы стратификационных систем вам известны?  

2. Каковы тенденции в изменении современной структуры российского общества? Какие основные слои вы выделили бы в нашем обществе? Каковы место и роль интеллигенции в обществе?

 

Этническая стратификация.

Вопросы для самопроверки

1. Имеются ли объективные причины неравенства, которыми оно порождается?

2. В чем, по мнению экономистов, причины неравенства?

3. Что такое социальная стратификация?

4. Каковы основные признаки отнесения к той или иной страте?

5. Что такое социальный статус и социальный престиж? Как они соотносятся между собой?

6. Каковы пути, способы занятия общественного положения, определяющего социальный престиж?

7. Охарактеризуйте основные составляющие стратификации — престиж, власть, богатство, доход.

8. Опишите характерные черты сословного строя с акцентом на Россию.

9. Дайте определение этнической стратификации.

10. Что такое смешанный тип стратификации и в чем особенности стратификации России?

11. Что такое совокупность всех социальных перемещений в обществе?

12. Чем различаются меж- и внутрипоколенная мобильности?

13. Какой вид мобильности - восходящая или нисходящая - соответствует мотивации к достижению?

Понятие этнической стратификации выражает социально- этническое неравенство различных социальных групп в общей иерархии этнических сообществ. Этническая стратификация связана с престижем, статусом и местом этнической группы в иерархическом порядке этнических сообществ.

Этническая стратификация – неравномерное распределение национальных групп в многонациональном государстве по различным ярусам общественной иерархии и... Значение этнической стратификации очень высокое, так как она связана с такими аспектами человеческой жизни как материальное положение индивида, престижем профессии, образованием, наличием у человека властных полномочий. Национальность имела значение в период доиндустриального общества

Этническая же стратификация - это система, в которой границы между этническими группами выражены довольно четко. Для многих людей этническая принадлежность - это приписываемый статус: принадлежность к определенной этнической группе приписывается при рождении и обычно не подвергается существенным изменениям. В результате у членов этнической группы развивается этническое сознание, а между этническими группами обостряется конкуренция.

Задания для самостоятельной работы

Дайте определения основным понятиям темы:

Богатство, власть, доход, наследство, образование, престиж, социальная страта, стратификация, шкала престижа, закрытое общество, касты, классы, открытое общество, рабство, смешанный тип стратификации, сословия, вертикальная мобильность, внутрипоколенная мобильность, горизонтальная мобильность, групповая мобильность, индивидуальная мобильность, межпоколенная мобильность, миграция, структурная мобильность.

Выполните нижеприведённые задания:

1. Правомерно ли называть такие разнородные объекты как нация, городское население, студенческая группа, семья – «социальной общностью»?

Подумайте. Поставьте все на свои места. Внесите ясность!

2. Почему каждая социальная организация является социальной общностью, но не всякая социальная общность может быть социальной организацией?

3. Даны два определения группы: а) группа – это реальность или множество людей, значимых для индивида в определенные моменты времени; б) группа – это определенное количество людей, вступающих в непосредственное (лицом к лицу) взаимодействие. Какое из них лучше подходит малой группе? Что это значит? Расшифруйте и приведите примеры.

4. Попробуйте самостоятельно построить шкалу престижа профессий в нашем обществе, воспользовавшись своими наблюдениями и жизненным опытом. Разместите в возрастающем порядке следующие профессии: «плотник», «сталевар», «преподаватель вуза», «шахтер», «банкир», «сантехник», «мясник», «доярка», «менеджер», «кассир», «водитель», «врач», «парламентарий», «юрист», «токарь», «продавец», «сторож».

5. Как влияют на социальную структуру общества многообразие форм собственности и рынок?

 

Задачи и упражнения

1. Аргументируйте свое отношение к тому, что современные российские социологи определяют социальную структуру общества как совокупность взаимосвязанных между собой и упорядо­ченных относительно других социальных групп, которые: а) за­нимают разные места в системе по критериям: власти, собствен­ности, доходу, престижу? б) связаны между собой экономиче­скими, политическими и культурными отношениями?

2. К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов» (Соч. Т. 4.С. 424).

В свою очередь Махатма Ганди отмечал: «На Западе возник вечный конфликт между капиталистами и рабочими. Каждая сторона рассматривает другую как естественного врага. Если бы обе стороны поняли, что они зависят друг от друга, у них было бы мало поводов для ссоры (М. Ганди. Моя жизнь. М.,1969, С. 22).

Сопоставьте эти два высказывания, эти две позиции. Возможно ли, с вашей точки зрения, такое взаимопонимание клас­сов, о котором писал М. Ганди?

3. Охарактеризуйте себя, ваших родственников как представителей социальной структуры общества. Подумайте, насколько глубока идентификация вас с тем или иным классом или соци­альным слоем?

4. По вашему выбору в библиотеке или учебно-методическом кабинете, кафедре на основе данных статистических сборников (по СССР и Российской Федерации) проследите: а) социальную мобильность населения страны за послевоенное время; б) как урбанизация повлияла на изменение социальной структуры советского общества? в) по данным переписей населения сопос­тавьте развитие системы образования и изменения социально-классовой структуры общества.

 5. К каким стратам вы отнесете себя и членов вашей семьи?

(Например, вы можете быть отнесены к страте молодежи, к страте учащейся молодежи, к страте городских жителей, к страте любителей рок-музыки, к страте людей со средним уровнем жизни и т.д.

Задание

7. Приведите примеры литературных героев, образы, иллюстрирующие тип предпринимателя - авантюриста, хищника и предпринимателя - организатора производства.

8. Образы рабочих в русской литературе начала XX века - свидетельство «авантюрного» или «созидательного» предпринимательства? Чем объяснить агрессивный, наступательный, револю­ционный характер рабочих на данном этапе?

Л) достигаемый статус.

Процесс усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресоциализацией. Социализация индивида всегда происходит стихийно. Социализация - это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе достигаемые статусы и роли. Достигаемый статус – это социальная позиция которая закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию. Достигаемые статусы закрепляются с учетом способностей данной личности, ее исполнительности и, возможно, в результате везения. В примитивных (традиционных) обществах статусы чаще всего являются предписанными

 

 

2. Какие роли вытекают из главных статусов представителей профессионального сообщества менеджеров?

4. Какие агенты социализации оказывают на личность наибольшее влияние в современном обществе?

5. Какое влияние агентов (каналов) социализации сознается как более значимое – стихийное или целенаправленное? Почему?

6. На какие этапы подразделяется процесс социализации? Что такое ресоциализация и десоциализация?

7. Как ощущается контролирующее влияние ролевых ожиданий? Как вы чувствовали себя, когда выходили за их рамки? Каковы были последствия?

8. Каким образом и в каких ситуациях сильнее всего проявляет себя общественное порицание?

9. Приведите пример ролевого конфликта в студенческой среде?

10. Каким образом социально-групповой статус нередко влияет на личностный? - приведите пример

11. Почему сегодня всё чаще приходится слышать о «переплетении», «взаимопроникновении» видов статусов?

12. Раскройте цели и задачи социализации человека в обществе.

13. На примере покажите прохождение человеком четырёх стадий социализации.

А также дайте краткую характеристику социологических понятий:

- конфронтация;

- соперничество;

- конкуренция.

Можно ли рассматривать конфликт как фактор стабильности общества? Ответ аргументируйте. Есть ли способы ослабления конфликта? Что такое «компромисс» и «консенсус»?

1) Что представляет собой содержание, и сущность социального контроля?

2) Чем социальные нормы современного российского общества отличаются от социальных норм советского общества?

3) Чего больше в настоящее время у рядовых россиян прав или обязанностей? 4

) Как соотносятся между собой законы, традиции и обычаи в современном российском обществе?

5) Что преобладает в рядовых россиянах начала 21 века конформизм или девиантность?

6) Возрастает ли роль самоконтроля в современном демократическом обществе?

7) Способствует ли частная жизнь современных россиян (круг семьи и личных друзей) развитию у них самоконтроля?

 8) Какие социальные институты в современной России (суды, система образования, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство) эффективнее всего могут осуществлять формальный контроль?

9) Каковы в современной России методы социального контроля?

10) Что представляет собой надзор в современной России?

11. Какое поведение называется девиантным?

12. Кто может быть субъектом девиантного поведения?

13. Какую роль в обществе играет девиация?

14. Какие формы социальной адаптации выделены Р. Мертоном?

15. Когда в обществе возникает аномия?

16.Какими причинами объясняют девиантное поведение культурологические теории?

17. Как описан механизм закрепления девиантного поведения в теориях лейблинга?

18. Как объясняет девиантное поведение радикальная криминология?

19. Какие типы статусов характерны для различных типов обществ? Какие статусы преобладают в современных обществах?

20. Как переживается необходимость играть социальные роли? Какую функцию роли играют в обыденной жизни?

21. Почему переход из одной возрастной категории в другую сопряжен со значительным психологическим напряжением и трудностями? Это характерно только для современных обществ или также для традиционных?

22. В чем принципиальное различие между позитивными и негативными формами девиации? От девиации страдают не только люди, непосредственно с нею сталкивающиеся, но и общество в целом. Каковы негативные последствия девиации для общества?

23. Социологи считают, что девиация (в отрицательном смысле) имеет не только негативные последствия для общества, но и позитивные. В чем могут заключаться позитивные стороны девиации для общества?

24. Итальянский врач Ч. Ломброзо (1836–1909) в свое время предложил биологическое объяснение феномена преступности. С его точки зрения, причины преступности коренятся не в обществе, а в самом преступнике, точнее – в его организме. Большинство преступлений совершаются «прирожденными» преступниками, людьми, деградировавшими к более ранним ступеням человеческой эволюции. По мнению Ломброзо, каждому типу преступников соответствуют вполне определенные черты внешности и психофизиологические особенности. В чем принципиальное различие между таким способом объяснения феномена преступности и социологическими теориями преступного поведения?

 

Выполните нижеприведённые задания:

 

1. Перечислите известные Вам типы социальных норм и виды наказания, которые могут последовать за их нарушения.

2. Подумайте, могут ли выступать средствами социального контроля: домашние задания, медицинская справка, паспорт, проездной билет, библиотека, учёная степень, заседание парламента, телефон, блокнот, часы, компьютер, весы, одежда, ценники на товары, реклама, светофор, окно.

3. Проанализируйте историю России. Установите периоды. Когда был особенно развит внешний контроль и особо слабо внутренний. Опишите как внешняя диктатура с её методами и формами оказывала влияние на девиантное и делинквентное поведение людей.

4. Проанализируйте поведение окружающих Вас людей в быту и отметьте те поступки, которые в современном российском обществе считаются девиантными.

Тренировочные задания

1. В чем различие понятий «индивидуальность», «индивид», «личность»? Каждый ли человек является личностью? Индивидуальностью?

2. Что понимается под институтами и агентами социализации?

3. Какое общество в большей степени способствует развитию индивидуальности человека – современное или традиционное? Обоснуйте свой ответ.

4. Можно ли согласиться с суждением «действия людей в большинстве своем соответствуют нормам и заключены в определенные модели поведения»? Как же обыкновенному человеку – не гению или таланту выделиться, заявить о себе?

5. Опишите полный набор своих статусов, статусов, 2–3 знакомых, статусов родителей. Сравните их и выясните, какой список получился длиннее.

6. Как связано доминирование предписанных или достигнутых статусов с возможностями социальной мобильности в обществе?

7. Перечислите, какие роли вы исполняете в своей жизни. Проанализируйте, какие из них вы исполняете, сознавая дистанцию между ролью и своей личностью. Какие роли стали частью вашей личности?

9. Опишите указанные ниже социальные роли с помощью характеристик, которые выделил Т. Парсонс: президент, студент, принц, мать.

 

Социальные роли попытался систематизировать Толкотт Парсонс. Он считал, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик: 1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств. 2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами – например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о профессоре, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности. 3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни малыша. 4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, полицейский и водитель, судья и подсудимый. При исполнении других ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека. 5. Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами - его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды. Как считает Парсонс, любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик.  

 

10. Подумайте, каким должен быть оптимальный результат социализации для общества как системы. А для самой личности?

11. Какую роль в становлении личности играет биологическая наследственность, а какую – социальные условия и воспитание? Обоснуйте свое мнение.

12. Ниже описаны три жизненные ситуации. Укажите, какой тип ролевого конфликта представлен в каждой из них – меж-, внутри- или личностно-ролевой.

 А. Мастер заводского цеха воспринимается руководством цеха как представитель администрации. Рабочие считают мастера своим представителем перед администрацией.

Б. Женщина – научный сотрудник, увлеченная своими исследованиями и преподаванием в вузе, работает над докторской диссертацией. С другой стороны, имея семью, она также хочет быть хорошей, заботливой матерью и женой.

В. Выпускник финансового института, проводя свою первую ревизию, обнаружил серьезные злоупотребления. Как ревизор он должен требовать суда над определенными лицами, но, как человек исключительно мягкий и жалостливый, он никак не может решиться на это.

13. Проанализируйте накопленный опыт студенческой жизни и назовите несколько типичных внутри- и меж- ролевых конфликтов. Какие способы разрешения этих конфликтов оказываются наиболее успешными?

14. В одной из школ психолог с помощью тестов исследовал уровень развития интеллекта учеников. После завершения тестирования объявил ученикам и учителям имена «наиболее способных». Среди названных им имен был ряд учеников с весьма невысоким IQ, поскольку в действительности отбор был случайным. Итак, все «узнали», кто в классе самый перспективный. Эти знания сместили оценки поведения и учеников, и учителей. Через год, придя в ту же школу, психолог обнаружил, что все, кому он создал репутацию «наиболее умных», являются лучшими учениками класса. Как вы можете объяснить этот случай с позиции теории «зеркального Я»? Что не объясняет эта теория? Какие еще объяснения вы могли бы предложить?

15. Охарактеризуйте роль семьи в процессе социализации. Почему для успешной социализации нужна именно семья, а не коммуна или детский дом? Обоснуйте свой ответ.

Подумайте и ответьте.

1. В повседневном обиходе личностью принято считать далеко не каждого, но лишь человека, обладающего сильным характером, четкой жизненной позицией и т. д. Чем понимание личности в социологии отличается от обыденного?

2. К. Марксу принадлежит высказывание: «Бытие определяет сознание». Можно ли сказать, что социальная позиция индивида в обществе определяет его взгляд на мир? Приведите примеры.

3. В силу каких причин, по З. Фрейду, возникает внутренний конфликт личности? Каким образом можно разрешить его?

4. Проанализируйте понятия номинального и нормативного типа личности. Можно ли провести параллели между понятием номинального типа личности и понятием идеального типа у М. Вебера? Охарактеризуйте номинальный и нормативный тип личности для таких статусов, как «студент», «преподаватель», «продавец», «парикмахер», «политический деятель», «строитель» и др.

5. Каждый человек, рождаясь, не выбирает общество, в котором ему предстоит жить, он должен усвоить многочисленные правила и нормы, которые сложились задолго до появления этого индивида на свет. Возможна ли в таком случае индивидуальная свобода? Как можно ее определить?

6. Известно, что по сравнению с детьми, выросшими в семьях, воспитанники детских домов испытывают значительные трудности при дальнейшей социализации. Почему именно семья дает полноценную социализацию? В чем смысл интернатов семейного типа?

 

Практическое занятие № 6. 14 мая   Социальные институты и социальные процессы  

 

Подготовьте презентации

  1. Основные свойства и характеристики социальных институтов.
  2. Подходы к пониманию социальных институтов.
  3. Социальные институты и социальные практики. Типология и виды социальных институтов.
  4. Социально-исторические типы социальных институтов.
  5. Функционирование социальных институтов и институциональные изменения.
  6. Функции и дисфункции института.
  7. Основные социальные институты.
  8. Особенности становления и современного развития институтов российского общества.

 

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Каковы основные свойства и характеристики социальных институтов?
  2. Какова роль социальных институтов в обществе?
  3. Назовите виды социальных институтов.
  4. В чем сущность формальных и неформальных институтов?
  5. В чем сущность функциональных социальных институтов?
  6. Охарактеризуйте институт семьи и брака.
  7. Охарактеризуйте экономический институт.
  8. Охарактеризуйте традиционные и современные институты.
  9. Дайте характеристику политическому институту.
  10. Обозначьте взаимосвязь между общественным мнением и прессой.
  11. Назовите типы семьи.
  12. Охарактеризуйте современное состояние науки.
  13. Охарактеризуйте роль в обществе института религии.
  14. Что представляют собой институциональные инновации?
  15. Охарактеризуйте институциональные трансформации в российском обществе 1990–х гг. – начале XXI в.

 

Задания для самостоятельной работы:

Подготовить сообщения на темы:

  1. Основные свойства и характеристики социальных институтов.
  2. Подходы к пониманию социальных институтов.
  3. Социальные институты и социальные практики. Типология и виды социальных институтов.
  4. Социально-исторические типы социальных институтов.
  5. Функционирование социальных институтов и институциональные изменения.
  6. Функции и дисфункции института.
  7. Семья и брак как социальный институт.
  8. Экономические институты, их типология и функции.
  9. Институциональная организация в сфере политики и власти.
  10. Религия как социокультурный институт.
  11. Образование как социальный институт общества.
  12. Общественное мнение как институт гражданского общества.
  13. Теории «институциональных матриц» С. Кирдиной, «цивилизационных матриц» О. Бессоновой.
  14. Исторические особенности становления и современного развития институтов в социальной реальности российского общества.
  15. Институциональные трансформации в российском обществе 1990–х гг. – начале XXI в.: направления, области, содержание, характер, акторы, противоречия и конфликты.

Задание 1. Социальные институты и организации

 

1. К социальным институтам, действующим в духовной сфере, не относится …

a. Наука

b. массовая коммуникация

c. семья

d. общественное мнение

 

2. К средствам массовой информации в современном мире относятся …

a. блокбастеры

b. бестселлеры

c. Интернет

d.  периодическая печать

 

3. Две функции, присущие СМИ как социальному институту – это …

a. социальная стратификация

b. просвещение

c. социальный контроль

d. социальная дифференциация

 

4. «Городское социальное движение» - это …

a. движение, обусловленное кризисом удовлетворения потребностей в семье, в услугах образования и здравоохранения

b. профсоюзное движение

c. движение, в котором не участвуют сельские жители

d. студенческое протестное движение

 

5. Эффективными элементами социального контроля являются…

a. похвала и стимулирование

b. осуждение и порицание

c. вознаграждение и наказание

d. экспертная оценка и отбор

 

6. Элементы, которые включает в себя социальный контроль – это …

a. нормы и санкции

b. честь и совесть

c. аппарат принуждения и законы

d. общественное мнение и СМИ

 

7.Элементом социального института не являются …

a. ценности

b. роли

c. знания

d. нормы

 

8. Брак между одной женщиной и несколькими мужчинами называется …

a. единобрачие

b. многомужество

c. безбрачие

d. многоженство

9. Если социальный институт неэффективен и его престиж в обществе падает, то говорят о … социального института

a. дисфункции

b. реорганизации

c. ликвидации

d. перестройке

 

10. К примерам социальных институтов не относятся …

a. авторитет

b. семья

c. религия

d. образование

 

11. Потребность в решении духовных проблем, поиска смысла жизни удовлетворяет социальный институт …

a.
религии

b. образования

c. семьи

d. науки

 

12. Виды социальных ролей

a. институциональные

b. неинституциональные

c. добровольные

 

13. К стихийным массовым формам социального конфликта относится …

Мятеж

ссора

размолвка

драка

 

14 Ролевым конфликтом в социологии называют …

a. отсутствие выполняемых человеком социальных функций

b. противоречия, возникающие между функциями, выполняемыми одним человеком

c. явления социальной маргинальности

d. явление большого количества социальных функций у одного человека

 

15. Переход конфликта из фазы неразрешимого противоречия в фазу взаимовыгодного сотрудничества – это …

a. изменение конфликта

b. разрешение конфликта

c. утрирование конфликта

d. смягчение конфликта

 

16. Наиболее общими причинами конфликта являются …

a. социально-политические

b. социально-психологические

c. экономические

d. социально-демографические

e. индивидуально-психологические

f. все ответы верны

17. Предупреждение конфликта представляет собой …

a. управление конфликтом с целью его легитимации

b. вид деятельности, направленный на ограничение конфликта

c. превентивную форму управления конфликтом

 

18. Конфликты по социальным последствиям бывают …

a. конструктивными

b. предметными

c. деструктивными

d. затяжными

19. Критерием оценки социальной напряженности не является …

a. степень недовольства

b. влияние средств массовой информации

c. мобилизация общества

d. влияние криминальных структур

e. степень консолидации оппозиции

 

20. Основн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 778; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.267 с.)