Понятие и предмет трудового права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и предмет трудового права



С административным правом трудовое право соприкасается в регулировании труда государственных служащих, работников МВД, ФСБ, военнослужащих и работников, обучающихся без отрыва от производства.

Труд этих категорий работников регулируется нормами административного права, основа и метод которого – это власть одного субъекта правоотношения и подчинение ей другого субъекта данного правоотношения. К тому же в российском законодательстве нормативные акты об их труде – службе, несмотря на некоторое влияние трудового права, принято относить к административному праву.

Так, процесс назначения на должность и освобождения от государственной службы – это область административного права, а условия труда с определенными изъятиями и льготами по Федеральному закону «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» – это область трудового права. Труд военнослужащих, работников (офицеров) МВД и других силовых структур регулируют нормы не трудового, а административного права (воинские уставы, специальное законодательство о них). Труд работников, обучающихся без отрыва от производства, в том числе трудовые льготы по учебе, регулируют нормы трудового права, а их учебный труд в образовательном учреждении (заочном, вечернем) – нормы административного права.

Трудовое право имеет тесные связи и с правом социального обеспечения – сравнительно молодой отраслью современного российского законодательства. Долгое время прежний нормативный акт, регулирующий отношения в сфере труда – Кодекс законов о труде 1971 года в своей структуре содержал специальную главу «Государственное социальное страхование», которая предусматривала его распространение на всех работников и определяла виды их обеспечения пенсиями и пособиями по государственному социальному страхованию. Само же обеспечение, право на него, его размеры и условия устанавливались и устанавливаются нормами права социального обеспечения.

Эти две отрасли соприкасаются и в вопросах возмещения вреда в связи с несчастным случаем на производстве, а также в вопросах трудового стажа, который работник вырабатывает в процессе трудовой деятельности. В праве социального обеспечения общий и специальный стаж работника имеют большое значение при возникновении права на соответствующие виды пенсий, для их размеров, а непрерывный стаж – для размера пособия по временной нетрудоспособности от общего заболевания.

 

Источники трудового права

 

Источники трудового права представляют собой внешние формы выражения норм трудового права. Эти формы могут быть различными в зависимости от того, какой орган издает нормативный акт.

Источником трудового права может являться закон или иной нормативно-правовой акт, содержащий нормы этой отрасли права. Источник трудового права может быть результатом нормотворческой деятельности уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления и социальных партнеров. В то же время, он служит основой правоприменительной деятельности в сфере труда различных органов, должностных лиц и работодателей.

 

Источники принято подразделять на виды - в зависимости от органов, их принимающих, а следовательно, и от их юридической силы. В этой связи среди источников трудового права следует различать (по иерархии): международные акты (Конвенции и Рекомендации МОТ); Конституцию РФ, ТК РФ; иные федеральные законы; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; акты федеральных органов исполнительной власти; конституции (уставы), законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ; акты органов местного самоуправления; локальные нормативные акты.

По содержанию и целевой направленности - источники трудового права следует подразделять на нормативные акты: регулирующие общие вопросы трудового права (Конституция РФ, ТК РФ); регулирующие отдельные вопросы конкретных институтов, входящие в систему трудового права (например, Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 8-ФЗ «О Занятости населения в Российской Федерации»; регулирующие трудовые правоотношения специальных субъектов (например, Федеральный закон "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 г.)

По сфере действия - источники следует подразделять на: федеральные (акты органов РФ), региональные (акты субъектов РФ), территориальные (акты органов местного самоуправления) и локальные (акты конкретных организаций: коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда и т.д.).

 

 Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

■ трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права,

■ иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

■ указами Президента Российской Федерации;

■ постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

■ нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

■ нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ.

В случае противоречий между Трудовым кодексом РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового законодательства, применяется ТК РФ.

 

Весь комплекс источников трудового права называется трудовым законодательством, или законодательством о труде, которое непрерывно изменяется, совершенствуется в соответствии с изменениями, происходящими в сфере труда и во всем обществе, а также в международно-правовом регулировании труда.

 

Все источники в их системе находятся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости.

Система источников трудового права предусматривает их внутреннее построение и последовательное расположение в соответствии с системой правовой отрасли и предметом правового регулирования. Вместе с тем, система отрасли и система источников не всегда совпадают. Так, новый ТК РФ содержит не все институты трудового права, выделенные в самостоятельные главы (например, вопросы занятости и трудоустройства не нашли своего отражения в отдельной главе ТК РФ). Между тем, в системе трудового права занятость и трудоустройство рассматриваются как самостоятельный институт.

 

Система источников трудового права имеет свои особенности, главными из которых являются следующие.

1. Соотношение единства и дифференциации в правовом регулировании отношений. Это означает, что, с одной стороны, правовое регулирование трудовых и тесно связанных с ними иных отношений происходит как посредством общего (единого) законодательства, так и посредством его сочетания со специальным (дифференцированным) законодательством. При этом факторами такой дифференциации являются специальные субъекты отношений:

- по полу (женщины, мужчины);

- отношению к семейным обязанностям (беременные женщины, матери (и лица, их заменяющие), имеющие ребенка до 3 лет, матери (отцы)-одиночки, матери (лица, их заменяющие), имеющие ребенка-инвалида до 18 лет, и др.);

- состоянию трудоспособности (труд несовершеннолетних, пенсионеров, инвалидов);

- отрасли экономики (например, энергетическая, химическая, нефтяная промышленность и т.д.);

- вредности и тяжести труда (так, Правительство РФ устанавливает специальные списки работ с особо опасными, вредными и тяжелыми условиями труда, которые дают право на дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и т.п.);

- природно-климатическим зонам (например, для работников Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним).

2. Наличие в системе большого числа международных актов, ратифицированных бывшим СССР и Российской Федерации. К их числу относятся акты ООН, конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ).

3. Определенное сочетание централизованного, регионального, территориального и локального регулирования. При этом норма более низкого иерархического уровня по своему содержанию не может ухудшать положение работника по сравнению с нормой более высокого уровня, в противном случае она признается недействительной. При наличии по одним и тем же вопросам одновременно нескольких нормативных актов разного уровня, регулирующих одни и те же вопросы по-разному, работник вправе применить более благоприятную для него норму.

4. Наличие большого числа специальных актов Минтруда РФ, а также актов Минздрава РФ.

 (например, постановлением Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. N 85 утвержден Перечень работ, при выполнении которых может вводиться полная материальная ответственность за недостачу вверенного работникам имущества).

5. Участие в формировании системы источников трудового права работников, профессиональных союзов и работодателей. Такое участие осуществляется через систему социального партнерства путем принятия соглашений и коллективных договоров, а также иных локальных актов организации.

 

Необходимо дать общую характеристику важнейших, на сегодняшний день, нормативно-правовых актов в данной сфере.

Конституция РФ - Основной закон Российской Федерации, закрепляющий наиболее важные положения, касающиеся регулирования вопросов общественной организации труда. Так, Статья 7 Конституции РФ указывает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

Статья 19 закрепляет равенство всех перед законом и судом. При этом гарантируется равенство всех прав (в том числе и трудовых) человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства. Статья 30 закрепляет право граждан на объединение, включая право создавать для защиты своих интересов профессиональные союзы. Статья 34 закрепляет также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Содержание ст. 37 Конституции РФ имеет прямое отношение к предмету трудового права, в ней указывается следующее.

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Каждый имеет право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет  право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 45 Основного закона РФ указывает, что права и свободы человека и гражданина (в том числе трудовые) гарантируются государством. Каждый имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными в законе. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46).

Трудовой кодекс РФ - принят 30 декабря 2001 г., вступил в действие с 1 февраля 2002 г. (это четвертый в отечественной истории трудового права кодифицированный акт о труде)

Раздел 1. Общие положения.

Раздел 2. Социальное партнерство в сфере труда.

Раздел 3. Трудовой договор.

Раздел 4. Рабочее время.

Раздел 5. Время отдыха.

Раздел 6. Оплата и нормирование труда.

Раздел 7. Гарантии и компенсации.

Раздел 8. Трудовой распорядок. Дисциплина труда.

Раздел 9. Квалификация работника, профессиональный стандарт, подготовка и дополнительное профессиональное образование работников

Раздел 10. Охрана труда.

Раздел 11. Материальная ответственность сторон трудового договора.

Раздел 12. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников.

Раздел 13. Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Раздел 14. Заключительные положения.

Принятие нового ТК РФ обусловлено вступлением Российской Федерации в рыночные отношения. Старый КЗоТ РФ, действовавший с 1971 г., не соответствовал реалиям рыночных отношений, поскольку был направлен (главным образом) на поддержание позиции работника в трудовых отношениях. В условиях появления предприятий с различными формами собственности потребовалось значительное расширение прав работодателя в трудовых отношениях. Трудовой кодекс РФ направлен на сближение равенства сторон трудового договора. Кроме того, Кодекс восполнил ряд пробелов старого КЗоТа, значительно расширил понятийный аппарат трудового законодательства.

В настоящее время ТК РФ подвергся кардинальным изменениям, в связи с принятием Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ. Указанные изменения коснулись практически всех институтов трудового права (в том числе трудовой договор, социальное партнерство, рабочее время, время отдыха, ответственности, охраны труда и др.).

Итак, перечислим важнейшие законы, регулирующие как прямо, так и косвенно трудовые и связанные с ними отношения:

Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от " от 12.01.1996 г. N 10-ФЗ - регулирует общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций. Устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями, другими объединениями, юридическими лицами, гражданами.

Закон РФ "О занятости населения" от 19 апреля 1991 г.  N 1032-1 (с изменениями и дополнениями) - определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, гарантии государства по реализации конституционных прав граждан на труд, социальной защите от безработицы.

Закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 г. N 4520-I (с изменениями и дополнениями) - устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним.

Кроме того, сюда можно отнести Федеральный закон "О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в РФ» от 02.05.2015г. N 122-ФЗ; Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ; Федеральный закон "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ; Федеральный закон "Об объединениях работодателей» от 27.11.2002 г. N 156-ФЗ; Федеральный закон "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 01.05.1999 г. N 92-ФЗ; Федеральный закон «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ; Федеральный закон "О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 г. N 426-Ф; Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ; Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ; Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ; Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ и др.

 

Нельзя недооценивать и значение постановлений высших судебных органов в применении норм трудового законодательства (судебная практика).

Высшие органы судебной системы - Конституционный суд РФ и Верховный суд РФ - имеют право принимать такие виды норм, как постановления Пленума (Верховный суд РФ) и заключения, определения (Конституционный суд РФ). Принимая указанные виды норм, эти органы не создают новых правовых источников. В компетенцию Конституционного суда входит лишь решение вопроса о конституционности того или иного нормативного акта о труде. Если Конституционный суд РФ придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции РФ, то он издает соответствующее заключение и в порядке законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ) может обратиться в Государственную думу о его изменении или дополнении.

Верховный Суд РФ уполномочен принимать постановления его Пленума, которые разъясняют и конкретизируют нормы трудового законодательства либо восполняют их пробелы. Постановления направлены на единообразное толкование и применение ими норм трудового законодательства при рассмотрении индивидуальных трудовых споров.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъясняет вопросы подведомственности и подсудности трудовых дел, устанавливает общие правила разрешения судами трудовых споров (об отказе в приеме на работу, переводах и увольнениях, расторжении трудового договора, заработной плате, ежегодных и дополнительных отпусках, забастовках). Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю" от 16 ноября 2006 г. разъясняет порядок и особенности рассмотрения споров о материальной ответственности работника в результате его виновных противоправных действий (бездействий).

 

Кроме того, говоря об источниках трудового права, важно отдельно остановиться на локальном регулировании труда.

Локальные нормативно-правовые акты относятся к категории подзаконных источников права, стоящих на низшем уровне юридической иерархии. Они имеют ограниченную сферу действия и не должны противоречить законам и подзаконным актам. Эта разновидность источников трудового права связана, как правило, с социально-партнерской нормотворческой деятельностью, осуществляемой непосредственно в организациях между работодателем (администрацией предприятия, предпринимателем) и наемными работниками. С переходом на рыночные экономические отношения коллективный договор, соглашения по охране труда и другие акты совместного нормотворчества постепенно приобретают ведущее значение в количественном и качественном (содержательном) отношениях. К локальным нормативным актам относятся также приказы работодателя и администрации организаций, принятые в пределах их компетенции.

Работодатели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 Трудового кодекса РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

 

И, наконец, говоря о разграничении полномочий в сфере трудовых и связанных с ними отношений, стоит упомянуть следующее.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ, трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории России федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

1) основные направления государственной политики в сфере трудовых и связанных с ними отношений;

2) основы правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений;

3) обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

4) порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

5) основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

6) порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

7) принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих надзор и контроль;

8) порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

9) систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

10) порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе и порядок возмещения вреда жизни и здоровью, причиняемых ему в связи с выполнением трудовых обязанностей;

11) виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

12) систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

13) особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

По вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта РФ по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ должен быть приведен в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ.

Работодатель вправе принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции, закрепленной в уставе предприятия, организации, учреждения (например, вводить правила трудового распорядка). Действие локальных нормативных актов о труде (коллективного договора, соглашения об охране труда, положения о премировании и т.д.) распространяется только на работников конкретного предприятия, организации, учреждения. Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, либо принятые без учета мнения представительного органа работников, являются недействительными.

Большое значение в правовом регулировании труда имеют и международные договоры, ратифицированные РФ. Когда международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила, установленные международным договором. Таким образом, ч. 4. ст. 15 Конституции РФ и ст. 10 ТК РФ устанавливается приоритет международно-правового регулирования над внутригосударственным правовым регулированием отношений в сфере труда.

 

Субьекты трудового права

 

Субъекты трудового права – это участники трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Субъекты трудового права являются сторонами трудовых правоотношений и как таковые – носителями трудовых прав и соответствующих им трудовых обязанностей..

В связи с этим необходимо знать не только объективное, т.е. заключенное в нормах законодательства, но и субъективное трудовое право каждого субъекта этой отрасли права. Для субъективной стороны трудового права необходимо четко определить: кто его субъекты, каковы их виды и правовой статус (правовое положение) каждого субъекта.

Так как субъекты трудового права имеют на основании законодательства трудовые права и обязанности, то для их обладания и реализации они должны иметь трудовую правосубъектность.

Трудовая правосубъектность– это признаваемая трудовым законодательством способность данного лица (физического или юридического) быть субъектом трудовых и непосредственно с ними связанных правоотношений, иметь и реализовывать трудовые права и обязанности и отвечать за трудовые правонарушения. В трудовом праве, в отличии, например, от гражданского права, правосубъектность включает в себя три элемента:

1) трудовую правоспособность – признаваемую законом способность иметь трудовые права и обязанности;

2) трудовую дееспособность – способность в соответствии с трудовым законодательством осуществлять лично своими действиями трудовые права и обязанности;

3) трудовую деликтоспособность – признаваемую трудовым законодательством способность отвечать за трудовые правонарушения.

В трудовом праве эти три правовые способности неразделимы и возникают у субъекта права одновременно – с момента начала трудовой деятельности (в гражданском праве, например, возникновение правоспособности и полной дееспособности имеют разрыв во времени), поэтому мы говорим о единой в трудовом праве трудовой праводеликтоспособности, т.е. правосубъектности.

Виды субъектов трудового права следует определять в соответствии с составом общественных отношений, являющихся предметом трудового права. В связи с этим один и тот же субъект, например работодатель или работник, может быть субъектом не одного, а одновременно нескольких отношений трудового права (например, отношения по повышению квалификации и переобучению, отношения по рассмотрению трудовых споров, трудового отношения).

Таким образом, можно выделить следующие виды субъектов трудового права:

ü работники;

ü  работодатели (организации любой формы собственности);

ü  представители работников и работодателей;

ü  профсоюзные или иные, уполномоченные работниками выборные на производстве органы;

ü  социальные партнеры в лице их представителей на федеральном, отраслевом, региональном, территориальном и профессиональном уровнях;

ü  органы службы занятости и трудоустройства;

ü органы по рассмотрению трудовых споров;

ü  органы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, охраны труда.

Субъекты трудового права подразделяются на основные (субъекты собственно трудовых отношений - работники работодатель) и неосновные (все остальные субъекты производных от трудовых отношений).

Каждый из указанных субъектов имеет свой правовой статус в соответствии с трудовым законодательством.

Правовой статус субъекта трудового права представляет собой установленное в трудовом законодательстве его правовое положение.

Правовой статус субъекта трудового права состоит из следующих элементов:

1) его трудовая правосубъектность (трудовая праводееспособность и деликтоспособность);

2) статутные (основные) трудовые права и обязанности;

3) основные юридические гарантии (общие и специальные) статутных трудовых прав и обязанностей;

4) предусмотренная законодательством и договором ответственность за нарушение им трудовых обязанностей.

Правовой статус каждого из видов субъектов трудового права по содержанию отличен от статуса других его субъектов.

 

Говоря о работнике, как субъекте трудового права, следует отличать правовой статус непосредственно гражданина как субъекта трудового права от правового статуса работника конкретного предприятия, организации, учреждения. Правовой статус гражданина состоит из общих по составу для всех граждан основных конституционных трудовых прав в соответствии со ст. 37 Конституции РФ. Правовой статус работника предусматривает не только наличие общих прав и обязанностей работника, закрепленных в ст. 21 Трудового кодекса РФ, но и наличие специальных гарантий (например, трудовые льготы для некоторых категорий работников: несовершеннолетние, инвалиды, женщины и т.д.). С возникновением трудовых правоотношений гражданин приобретает правовой статус работника.

Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (ст.20 ТК РФ).

Трудовая правоспособность и дееспособность гражданина наступают одновременно (в отличие от общегражданской правоспособности и дееспособности).

Трудовое законодательство устанавливает начало общей трудовой правосубъектности (праводееспособности) гражданина – начиная с 16 лет.

Для приема на некоторые виды работ (например, вредные, тяжелые и опасные) устанавливается более высокий предел - 18 лет (ст.265 ТК РФ) или даже 21 год.

Лица, получившие общее образование и достигшие возраста пятнадцати лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. Лица, достигшие возраста 15 лет и в соответствии с федеральным законом оставившие общеобразовательную организацию до получения основного общего образования или отчисленные из указанной организации и продолжающие получать общее образование в иной форме обучения, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.

С письменного согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, получившим общее образование и достигшим возраста 14 лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, либо с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы. (ст. 63 ТК РФ). В перечисленных случаях трудовая правосубъектность возникает соответственно с 15 и 14 лет.

В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа.

Кроме того, всегда необходимо учитывать и состояние волевой способности гражданина. Лицо, не обладающее ею (психически больные), не может быть субъектом трудового права. При приеме на конкретные специальности, например грузчиком, летчиком, водителем, на вредные, опасные виды работ - учитывается не только общая, но и специальная трудоспособность гражданина. Специальную трудоспособность, определяемую состоянием здоровья, надо отличать от специальной правоспособности гражданина, определяемой наличием соответствующего образования по данной профессии, специальности, квалификацией (юриста, менеджера, инженера, врача, сварщика и т.д.).

Правовой статус работника – это его правовое положение по отношению к работодателю, принявшему его на работу в данную организацию, предприятие, учреждение.

Основные статутные трудовые права и обязанности работника Как субъекта трудового права закреплены в ст. 21 Трудового кодекса РФ. Они установлены в соответствии с Декларацией прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года, требованиями соответствующих конвенций Международной организации труда (МОТ) (например, «О принудительном и обязательном труде», 1930 г.; «О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю», 1935 г.; «Об охране заработной платы», 1949 г., и т.д.), а также в соответствии с Конституцией РФ.

Согласно ст. 21 ТК РФ, работник имеет право:

• на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством;

• на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;

• на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;

• на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.093 с.)