Тема 4с. Инструментальные жанры эпохи барокко (2л.,2 пр.) 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4с. Инструментальные жанры эпохи барокко (2л.,2 пр.)



Тема 4с. Инструментальные жанры эпохи барокко (2л.,2 пр.)

План

Роль и значение инструментальной музыки в искусстве барокко: церковные концерты.

Ведущие жанры инструментальной музыки барокко.

Национальные школы и традиции инструментальной музыки барокко.

Органная музыка:Италия,Нидерланды,Германия.

Клавирная музыка:Италия, Франция, Германия.

Скрипичная музыка.Италия.

Инструментальные жанры в творчестве И.С.Баха.

Глоссарий: Инструментальная музыка, орган, клависин, скрипка, оркестр, ансамбль.

Сюита, фуга, токатта, ричеркары, фантазии, трио-соната, сольная сона­та,  concerto grosso, сольный концерт.

Роль и значение инструментальной музыки в искусстве барокко: церковные концерты.

Жанровая система барокко разительно отличается от Возрождения. Инстру­ментальная музыка развивается очень бурно, сначала подражая вокальной, а за­тем формируя самостоятельные инструментальные жанры. Таким образом, му­зыкальные жанры эпохи барокко делятся на 2 группы:

1. вокально-инструментальные: опера, оратория, кантата, месса, страсти;

2. чисто инструментальные: соната (трио-соната и сольная скрипичная сона­та), сюита и концерт (concerto grosso и сольный концерт).

      Важным стимулом развития инструментальной музыки стала такая новая форма музицирования, как церковные концерты, в которых испол-нялась не только духовная, но и светская музыка. Концерты устраивались в помещении церквей и соборов по воскресным дням после службы.

Развитие инструментальной музыки начиналось с подражания вокальной -переложения для инструментов мотетов, мадригалов, канцон, даже отдельных частей месс.

Важнейшим завоеванием инструментализма в эпоху барокко было формирование собственно инструментального

Тематизма

Жанра

3. формирование инструментального цикла. Все нструментальные жанры являются циклическими (многочаст­ными).

Тип исполнительской традиции – кончертатто (concertatto)

Основными инструментами были клавишные:

орган (в церкви)

 клавесин (в салонах и концертных залах),

струнные и духовые:  

струнные: лютня, семейство виол, альты, виолончели и тд.

 скрипка, альт и виолончель.

Немецкая школа Органа.

Особенно ин­тенсивно органная музыка развивалась в протестантской Германии. Представи­тели немецкой органной школы - предшественники И.С.Баха:

И.С.Бах.(1685 – 1750)

 Органное творчество.

Органное творчество

Органная музыка в Германии ко времени Баха уже обладала давними традициями, сложившимися благодаря предшественникам Баха — Пахельбелю, Бёму, Букстехуде и другим композиторам, каждый из которых по-своему влиял на него. Со многими из них Бах был знаком лично.

При жизни Бах был больше всего известен как первоклассный органист, преподаватель и сочинитель органной музыки. Он работал как в традиционных для того времени «свободных» жанрах, таких как прелюдия, фантазия, токката, пассакалия, так и в более строгих формах — хоральной прелюдии и фуги. В своих произведениях для органа Бах умело соединял черты разных музыкальных стилей, с которыми он знакомился в течение жизни. На композитора оказала влияние как музыка северогерманских композиторов (Георг Бём, с которым Бах встретился в Люнебурге, и Дитрих Букстехуде в Любеке), так и музыка южногерманских композиторов. Помимо того, Бах копировал сочинения француз-ских и итальянских композиторов, чтобы лучше понять их технику; позже он переложил несколько скрипичных концертов Вивальди для органа. В течение наиболее плодотворного для органной музыки периода (1708—1714) Иоганн Себастьян не только написал много пар прелюдий, токкат и фуг, но и «Органную книжечку» («Orgelbüchlein») — сборник из 46 прелюдий, в котором демонстрировались различные методы и техники инструментальной обработки протестантских хоралов. После отъезда из Веймара Бах стал меньше писать для органа; тем не менее, после Веймара были написаны многие известные произведения, в том числе, 6 трио-сонат, третья часть сборника «Clavier-Übung» и 18 Лейпцигских хоралов. Всю жизнь Бах не только сочинял музыку для органа, но и занимался консультированием при постройке инструментов, проводил экспертизу новых органов и хорошо ориентировался в особенностях их настройки.

Французская школа: Ж.Ф.Рамо

  Жан-Фили́пп Рамо́ (фр. Jean-Philippe Rameau; 25 сентября 1683, Дижон — 12 сентября 1764, Париж) — французский композитор и теоретик музыки эпохи барокко.

Пьесы для клавесина - творческая лаборатория Рамо-композитора, место проведения экспериментов в области гармонии, ритма, фактуры. Например, пьесы «Дикари» (Les sauvages) и «Циклопы» (Les Cyclopes) необычайно изобретательны с точки зрения развёртывания тонального лада, а пьеса «Энгармоническая» (L’Enharmonique) — один из первых в истории музыки примеров энгармонической модуляции. Рамо создал новый оперный стиль, представленный в его наиболее известных «музыкальных трагедиях» «Ипполит и Арисия» (1-я ред. 1733, 2-я ред. 1742, 3-я ред. 1757) и «Кастор и Поллукс» (1-я ред. 1737, 2-я ред. 1754) и в опере-балете «Галантные Индии» (Les Indes galantes)[3] (1-я и 2-я ред. 1735, 3-я ред. 1736). Среди других опер — «Дар­дан» (1-я ред. 1739; 2-я ред. 1744, 3-я ред. 1760), «Празд­не­ст­ва Ге­бы, или Лирические дарования» (1739), «Саид» («Заид», 1748), «Наида» (1749), «Зороастр» («Заратустра», 1-я ред. 1749, 2-я ред. 1756), «Бореады» (1763; 1-я сценическая постановка — Экс-ан-Прованский фестиваль, 1982), «лирические комедии» «Платея» (Версаль, 1745; 2-я ред. 1749) и «Паладины» (1760). Премьеры всех упомянутых опер (если не указано иное) прошли на сцене Па­риж­ской опе­ры.

Рамо принадлежат также семь (не опубликованных при жизни) кантат, в том числе «Фетида»и «Нетерпение» («L’Impatience»). Популярный у современных хористов «Гимн ночи» («Hymne à la nuit») в действительности - не сочинение Рамо, а выполненная Ж.Нуайоном (1888—1962) обработка для хора темы дуэта жриц («Rendons un éternel hommage», акт I, сцена 3) из оперы «Ипполит и Арисия».

Антонио Вивальди (1678 -1741)

итальянскийкомпозитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века[при жизни получил широкое признание во всей Европе. Мастер ансамблево-оркестрового концерта — кончерто гроссо, автор около 40 опер. Вивальди в основном известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Одними из наиболее известных его работ являются четыре скрипичных концерта «Времена года», входящие в состав цикла «Спор гармонии с изобретением (рус.)».

«Времена года» В 1723 первая поездка в Рим. 1724 — вторая поездка в Рим на премьеру оперы «Джустино». Аудиенция у папы Бенедикта XIII. 1711 публикация 12 концертов «L’estro armonico» («Гармоническое вдохновение») Op. 3.1725

В Амстердаме издан op. VIII "Il Cimento dell’Armonia e dell’Invenzione. В этот цикл «Искусство гармонии и инвенции» или («Спор Гармонии с Изобретением»), Op. 8 (приблизительно 1720), который уже тогда произвел неизгладимое впечатление на слушателей своей неистовой страстностью и новаторством, вошли ныне четыре всемирно известных концерта «Времена года».

Тема 4с. Инструментальные жанры эпохи барокко (2л.,2 пр.)

План



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.220 (0.005 с.)