Обещанный Правитель из Вифлеема 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обещанный Правитель из Вифлеема



1 Ополчайся же, город полчищ:

нас взяли в осаду!

Палкою по щеке

будут бить правителя Исраила.

 

2 – Но ты, Вифлеем-Ефрафа,

пусть ты мал средь городов Иудеи,

из тебя Мне выйдет Тот,

Кто будет править Исраилом,

Чьё родословие ведётся издревле,

с давних времён 1.

 

3 Итак, Аллах оставит народ Исраила до поры,

пока роженица не родит Того Правителя;

тогда Его оставшиеся братья

вернутся к народу Исраила.

 

4 Он встанет и будет пасти Своё стадо

в силе Вечного,

в величии имени Вечного, Его Бога.

Они будут жить в безопасности,

ведь слава Его дойдёт до края земли.

5 Он дарует им мир.
 

Если явятся в нашу страну ассирийцы

и будут топтать наши крепости,

мы поднимем на них семерых правителей 2,

и даже восьмерых вождей.

6 Они будут править мечом в земле ассирийской,

обнажённым мечом – в земле Нимрода 3.

Правитель избавит нас от ассирийцев,

если те явятся в нашу страну

и будут нарушать её границы. 4

Спасение и гибель

7 И будут уцелевшие из потомков Якуба

среди многих народов

точно роса от Вечного,

словно ливень на зелени,

который ни от кого не зависит

и не подвластен смертным.

8 Уцелевшие из потомков Якуба будут между народами,

среди многих племён,

точно лев среди лесного зверья,

словно молодой лев меж овечьих отар,

что, подкравшись, набрасывается и разрывает на куски,

и никто не в силах избавить от него.

9 Твоя рука будет поднята против твоих неприятелей,

все твои враги будут истреблены.

 

 

10 – В тот день, – возвещает Вечный, –
 

Я погублю твоих коней

и сломаю твои колесницы.

11 Я погублю города на твоей земле

и разрушу все твои крепости.

12 Я погублю твоё чародейство,

и волхвов у тебя не станет.

13 Я погублю твои изваяния

и твои священные камни –

ты больше не будешь поклоняться

сделанному твоими руками.

14 Я искореню столбы Ашеры 5

и разрушу твои города.

15 В гневе и ярости Я отомщу народам,

которые Меня не послушались.

 

1 5:2 Или: «Чьё происхождение издревле, от дней вечных».

2 5:5 Букв.: «пастухов».

3 5:6 Или: «в земле Нимрода в самых воротах её». Земля Нимрода  – это либо Ассирия, либо Вавилония (см. Нач. 10:8-12), которая в дни Михея принадлежала Ассирии.

4 5:2-6 Эти слова служат пророчеством об Исе Масихе (см. Мат. 2:1-6; Ин. 7:42).

5 5:14 Столбы Ашеры  – культовые символы вавилонско-ханаанской богини Ашеры. Ашера считалась матерью богов и людей, владычицей моря и всего сущего.

Михей 6

Аллах обвиняет Исраил

 

1 Послушайте, что говорит Вечный:
 

– Поднимись, изложи своё дело перед горами;

пусть слышат холмы то, что ты говоришь.

2 Слушайте, горы, тяжбу Вечного,

и вы, прочные основания земли!

У Вечного тяжба с Его народом,

Он будет состязаться с Исраилом.

 

3 Народ Мой, что Я сделал тебе?

Чем измучил тебя? Ответь Мне.

4 Я вывел тебя из Египта,

выкупил из края неволи.

Я послал Мусу, Харуна и Марьям,

чтобы вести тебя.

5 Вспомни, народ Мой,

что задумал Валак, царь Моава,

и что ответил ему Валаам, сын Беора, 1

и что случилось по пути из Шиттима в Гилгал 2;

вспомни, чтобы постичь праведные дела Вечного.

 

6 С чем мне предстать перед Вечным,

с чем мне склониться перед Богом небесным?

Предстать ли со всесожжениями,

с телятами годовалыми?

7 Можно ли Вечному угодить тысячами баранов,

нескончаемыми реками масла?

Отдам ли первенца в жертву за грех мой,

плод тела – за грех моей души?

8 О человек, Вечный сказал тебе, что есть добро

и чего Он требует от тебя:

действовать справедливо, любить милосердие

и смиренно жить перед твоим Богом.

Вина и наказание Исраила

9 Голос Вечного взывает к городу

(и мудрость – бояться Его имени):

– Внимайте жезлу и Тому,

Кто его поставил.

10 Забуду ли, о дом злодеев, злодейством нажитое богатство

и меру уменьшенную, которая Мне ненавистна?

11 Потерплю ли неправильные весы

и обманные гири?

12 Богачи твои кровожадны,

твои обитатели лгут,

обман у них на устах.

13 За это Я начал губить тебя,

разорять дотла за твои грехи.

14 Будешь есть, но не наешься;

желудок твой останется пустым.

Будешь копить, но не сбережёшь,

а то, что сбережёшь, Я предам мечу.

15 Будешь сеять, а жать не будешь;

будешь давить оливки, но не будешь умащаться маслом;

будешь топтать виноград, но вина пить не будешь.

16 Ты соблюдал злые уставы царя Омри

и сохранил все нечестивые обычаи дома царя Ахава; 3

всем их традициям следовал.

За это предам тебя разорению,

а твоих обитателей – позору;

ты будешь сносить глумление народов 4.

 

1 6:5 Валак  и Валаам  – см. Чис. 22–24.

2 6:5 См. Иеш. 3–4.

3 6:16 Омри  и Ахав  – см. 3 Цар. 16:21-34. Об этих царях говорится, что они делали больше зла, чем все их предшественники.

4 6:16 Или: «поругание Моего народа».

Михей 7

Испорченность народа Аллаха

1 Горе мне, горе!

Я словно тот, кто после сбора летних плодов,

после уборки винограда,

не находит ни грозди, чтобы поесть,

ни инжирины ранней зрелости,

которой мне хочется.

2 Исчезли верные на земле;

нет праведных среди людей.

Все сидят в засаде, чтобы пролить кровь;

все расставляют друг другу сети.

3 Руки их искусны творить зло;

правитель подарков требует,

судья принимает взятки,

и сильные волю свою диктуют –

так извращают они правосудие.

4 Лучший из них – что терновник,

самый праведный – хуже колючей изгороди.

Наступает день, который предсказывали пророки 1 Аллаха,

день, когда Он придёт для наказания;

ныне охватит их смятение.

5 Не полагайся на ближнего,

не доверяй другу.

Даже с той, что лежит в твоих объятьях,

будь осторожен в словах.

6 Сын позорит отца,

дочь восстаёт против матери,

и невестка – против свекрови;

врагами человека станут его домашние.

 

7 А что до меня, я буду взирать на Вечного,

ждать Бога спасения моего;

Бог мой меня услышит.

Возрождение Исраила

8 Не ликуй надо мной, неприятель!

Пусть упал я – встану опять.

Пусть во мраке сижу –

светом будет мне Вечный.

9 Я согрешил перед Ним,

потому я должен нести гнев Вечного,

пока Он не разрешит моё дело

и не оправдает меня.

Он меня выведет к свету;

я увижу Его праведность.

10 Увидит это неприятель

и бесчестием покроется,

тот, кто мне говорил:

«Где Вечный, твой Бог?»

Я своими глазами увижу его падение;

топтать его будут,

словно грязь на улицах.

 

11 Придёт день отстроить твои стены,

расширить твои границы.

12 В тот день к тебе явятся народы

от Ассирии и до Египта, 2

от Египта и до Евфрата,

от моря и до моря,

от горы и до горы.

13 Но земля подвергнется разорению

из-за её жителей и их злых дел.

Молитва

14 Паси Своим посохом народ Свой,

отару наследия Твоего,

что живёт одиноко в зарослях,

а вокруг плодородные пастбища 3.

Пусть пасутся в Башане и Галааде 4,

как в давно минувшие дни.

 

15 – Как в те дни, когда ты вышел из Египта,

Я покажу тебе Свои чудеса.

 

16 Народы увидят и устыдятся

при всей своей силе.

Рукой они прикроют себе рот,

уши их станут глухи.

17 Они будут лизать пыль, как змея,

как ползучие твари земные.

Они выйдут, дрожа, из своих крепостей;

они обратятся в страхе к Вечному, нашему Богу,

и будут Тебя бояться.

18 Есть ли Бог, подобный Тебе,

Кто отпускает грех и прощает беззаконие

уцелевшим из наследия Твоего?

Не вечно Ты гневаешься,

потому что миловать любишь.

19 Ты опять будешь к нам милосерден;

Ты растопчешь наши грехи

и все наши беззакония бросишь в морскую бездну.

20 Ты будешь верен и милостив к нам,

потомкам Ибрахима и Якуба,

как Ты и клялся нашим предкам

в дни минувшие.

 

1 7:4 Букв.: «стражи». Ср. Езек. 3:17.

2 7:12 Или: «из Ассирии и городов Египта».

3 7:14 Или: «посреди Кармила».

4 7:14 Кармил, Башан  и Галаад  – эти земли славились своим плодородием.

1 2 3

Наум

Введение

Наум пророчествовал о разрушении Ниневии, столицы Ассирии, где-то между 663 г. до н. э. (когда египетский город Фивы пал, о чём Наум говорит в прошедшем времени, см. 3:8) и 612 г. до н. э. (когда пала Ниневия, как он и предсказал). Он был современником пророка Иеремии и, возможно, пророков Аввакума и Софонии.

Во времена служения Наума Иудея была подчинена Ассирии, которая доминировала на Ближнем Востоке более столетия. Она уже уничтожила Северное царство, Исраил, (в 722 г. до н. э.) и теперь представляла серьёзную угрозу для Иудеи. Ассирийское войско было известно своей жестокостью к противникам (3:1, 19). Несмотря на могущественную власть Ассирии, пророк Наум возвещал о гибели этой империи за её грехи, надменность и жестокость. Его послание должно было утешить народ Аллаха в столкновении с ужасной несправедливостью (1:7-8, 12-13). Пророчество Наума исполнилось в 612 г. до н. э., когда Мидия и Вавилон вместе со скифами завоевали Ниневию.

Главная тема этой книги – суд Аллаха над злом. Наум говорил о том, что Вечный не оставит нечестивых без наказания, но в конце концов установит справедливость (1:2-6). Он – убежище для всех, кто доверяет Ему (1:7); Он контролирует судьбы всех народов, и не только тех, которые поклоняются Ему.

Содержание

1. Суд над Ниневией и милость Аллаха к Своему народу (1:1-15)

2. Видение о падении Ниневии (2:1-13)

3. Грехи Ниневии и неизбежность суда (3:1-19)

Наум 1

 

1 Пророчество о Ниневии. Книга видений Наума из Елкоша.

Гнев Вечного против Ниневии

2 Вечный 1 – ревнивый и мстительный Бог;

Вечный мстительный и гневливый.

Вечный мстит Своим врагам

и помнит зло недругов Своих.

3 Вечный долготерпелив и велик в Своём могуществе;

Вечный не оставит виновных без наказания.

Его шествие – в буре и вихре,

облака – пыль от Его ног.

4 Он приказывает морю, и оно высыхает,

рекам – и они иссякают.

Богатые пастбища Башана и Кармила увядают,

блекнут цветы на Ливане. 2

5 Сотрясаются перед Ним горы,

и тают холмы.

Земля трепещет перед Его лицом,

трепещет мир и всё живущее в нём.

6 Кто устоит перед Его негодованием?

И кто сможет выдержать Его пылающий гнев?

Подобно огню разливается Его гнев,

скалы рассыпаются перед Ним.

 

7 Вечный благ,

Он – убежище в дни бедствий.

Он заботится о тех, кто Ему доверяет,

8 но всепотопляющим наводнением

Он разрушит Ниневию до основания;

мрак настигнет Его врагов.

 

9 Что бы они ни замышляли против Вечного, 3

Он истребит их до конца,

и бедствие уже не повторится.

10 Они запутаются в терновнике

и будут пьяны от вина;

они будут уничтожены, как сухое жнивьё.

11 Из тебя, Ниневия, вышел тот,

кто замышляет злое против Вечного,

кто советует беззаконное.

 

 

12 Так говорит Вечный:
 

– Хотя они сильны и многочисленны,

они будут уничтожены и исчезнут,

а тебя, Иудея, раньше Я отягощал,

но впредь уже не стану.

13 И теперь Я сокрушу их ярмо, что на твоей шее,

и разорву твои оковы.

 

 

14 Вечный дал следующее повеление о тебе, Ниневия:
 

– Не станет у тебя потомков,

носящих твоё имя.

Я разрушу твоих идолов и уничтожу истуканы,

что находятся в храмах твоих богов.

Я приготовлю тебе могилу,

потому что ты проклята.

 

15 Смотри, идёт по горам гонец, несущий радостную весть,

провозглашающий мир!

Отмечай свои праздники, Иудея,

исполняй свои обещания.

Не вторгнется больше беззаконный в твои владения,

потому что будет полностью уничтожен.

 

1 1:2 Вечный  – на языке оригинала: «Яхве». Под этим именем Всевышний открылся Мусе и народу Исраила (см. Исх. 3:13-15). См. пояснительный словарь.

2 1:4 Башан, Кармил, Ливан  – эти земли славились своим плодородием.

3 1:9 Или: «Что они замышляют против Вечного?»

Наум 2

Падение Ниневии

1 Ниневия, против тебя поднимается разрушитель.

Охраняй крепости,

стереги дорогу,

укрепляй себя,

собери все свои силы.

 

2 Вечный восстановит величие Якуба,

подобно величию Исраила,

хотя разрушители опустошили их

и погубили их виноградные лозы.

 

3 Щиты бойцов его красны,

его воины – в багряных одеждах.

Сверкает металл колесниц

в день, когда они приготовлены к бою,

колышется лес копий.

4 Проносятся по улицам колесницы,

мечутся по площадям.

Они подобны пылающим факелам,

как сверкающие молнии.

 

5 Царь созывает своих лучших воинов,

но они спотыкаются на ходу.

Они устремляются к городским стенам,

но против них уже возведены осадные сооружения.

6 Речные ворота распахнуты,

и враг разрушает царский дворец.

7 Решено: Ниневия будет обнажена и уведена в плен.

Рабыни её стонут, как голубки,

и бьют себя в грудь.

8 Ниневия – как убывающий водоём:

словно прорвавшаяся вода, бегут из неё люди.

«Стойте! Стойте!» – кричат им,

но никто не останавливается.

9 Расхищайте серебро!

Расхищайте золото!

Нет конца их запасам

и богатствам из сокровищниц.

10 Разграблен, опустошён и разорён город.

Сердца людей замирают от страха,

колени трясутся,

дрожат тела,

и у всех бледнеют лица.

 

11 Где же теперь Ниневия, что была как логово львов,

как место, где выкармливают своих львят,

по которому бродили лев, львица и львёнок,

и ничто их не пугало?

12 Лев растерзал достаточно добычи для своих детёнышей

и удавил жертву для своей львицы,

наполнил добычею свои пещеры

и жертвами – своё логово.

 

13 – Я против тебя! –

возвещает Вечный, Повелитель Сил. –

Я сожгу в дыму твои колесницы,

и меч истребит твоих молодых львов;

Я не оставлю на земле добычи для тебя.

И не будет больше слышен

голос твоих посланников.

Наум 3

Горе Ниневии

1 Горе кровавому городу,

полному лжи,

в котором не прекращаются

воровство и грабёж!

2 Слышны щёлканье кнута,

стук колёс,

топот лошадей

и грохот колесниц!

3 Несётся конница,

сверкают мечи,

блестят копья!

Множество поражённых,

целые груды трупов,

мёртвым телам нет числа,

люди спотыкаются об эти тела.

4 И всё это – за великое распутство блудницы Ниневии,

пленительной и искусной в чарах,

покоряющей народы своим распутством

и племена – своим колдовством.

 

5 – Я против тебя, – возвещает Вечный, Повелитель Сил, –

Я задеру твой подол тебе на лицо,

Я покажу народам твою наготу

и царствам – твои срамные места.

6 Я забросаю тебя грязью,

буду относиться к тебе с презрением

и выставлю тебя на всеобщее обозрение.

7 И будет так, что каждый, кто увидит тебя,

побежит от тебя и скажет:

«Ниневия в руинах, кто будет её оплакивать?»

Нет того, кто утешит тебя!

 

8 Разве ты лучше города Фивы 1,

расположенного на Ниле

и окружённого водой?

Река была его защитою,

и вода – его стеною.

9 Эфиопия и Египет были его безграничной силой,

Пут и Ливия были в числе его союзников.

10 Но он всё же был взят в плен

и отправлен в изгнание.

Его младенцы разбиты о камни

на перекрёстках всех улиц.

О его знатных людях бросали жребий,

и всех их заковали в цепи.

11 Так и ты – опьянеешь, скроешься

и будешь искать защиты от врага.

 

12 Твои крепости подобны инжиру

со спелыми плодами:

если тряхнуть их,

то они упадут прямо в рот тому, кто хочет есть.

13 Взгляни на свои войска –

они трусливы, как женщины!

Ворота твоей земли распахнуты настежь для твоих врагов,

а их засовы пожрал огонь.

 

14 Начерпай воды и запасись ею на время осады,

укрепи свою оборону.

Иди, намеси глины и сделай кирпичи,

чтобы укрепить ими свои стены.

15 Огонь поглотит тебя,

меч сразит тебя

и, как саранча, пожрёт тебя.

Размножайся, как кузнечик,

размножайся, как саранча!

16 Торговцев у тебя стало больше,

чем звёзд на небе,

но, подобно саранче,

они опустошат землю и улетят.

17 Твоя охрана, как саранча,

твои военачальники, как полчища саранчи,

которые располагаются на стенах в холодные дни,

но как пригреет солнце, разлетаются,

а куда – никто не знает.

 

18 Царь Ассирии, спят твои правители 2,

отдыхают твои приближённые.

Твои люди рассеяны по горам,

и некому их собрать.

19 Твоя рана неизлечима,

твоё ранение смертельно.

Все, кто услышит новость о твоём падении,

будут ей рукоплескать,

ведь кто не испытал на себе

твою бесконечную жестокость?!

 

1 3:8 Букв.: «Но-Амон». Ассирия завоевала Фивы в 663 г. до н. э.

2 3:18 Букв.: «пастухи».

1 2 3

Аввакум

Введение

Пророк Аввакум был современником пророка Иеремии и, возможно, пророков Наума и Софонии. Основываясь на том факте, что Аввакум говорит о мощи вавилонян в будущем времени (1:6), толкователи приходят к заключению, что он начал пророчествовать ещё до 605 г. до н. э. (когда Вавилон стал могущественнейшим государством, победив египтян) или, что менее вероятно, даже до 612 г. до н. э. (когда вавилоняне одержали победу над Ассирией – сильнейшей державой того времени). Аввакум застал период духовного упадка после смерти царя Иосии в 609 г. до н. э., предпринявшего масштабные религиозные преобразования. Аввакум был свидетелем увеличивающегося беззакония народов и крушения политической и экономической мощи Иудеи.

Книга Аввакума состоит из двух диалогов между Аллахом и пророком и одной молитвы. Вопрос, волнующий Аввакума: почему Аллах оставляет нечестивых без наказания? В первом ответе Аллах обещает, что в своё время Он использует Вавилон для наказания нечестия Иудеи. На удивление Аввакума, что народ Аллаха будет наказан посредством ещё более грешных язычников, Бог отвечает, что накажет и вавилонян, когда они выполнят своё предназначение. Он пять раз предвещает вавилонянам горе за их грехи (2:4-20) и утверждает, что на самом деле вся земля должна быть безмолвной перед Аллахом из-за своих грехов (2:20).

Аввакум отличается от других пророков тем, что не Аллах давал ему пророчества, а он сам спрашивал Аллаха о судьбе своего народа, жалуясь на нечестие и жестокость в его среде. Этим он показал, что Аллах не отвергает искренние вопросы и жалобы, если только человек действительно ждёт от Него ответа (2:1).

Главная мысль второго ответа Аллаха Аввакуму заключается в том, что праведный будет жить верой в Аллаха (2:4). Это и есть ключевая тема всего Священного Писания от дней пророка Ибрахима (см. Нач. 15:6) до времён Паула, посланника Исы Масиха (см. Гал. 3:11).

Содержание

1. Диалог Аввакума с Аллахом (1:1–2:20)

1. Первая жалоба пророка: почему Иудея не наказана за грехи? (1:2-4)

2. Ответ Аллаха: Вавилон – орудие наказания для Иудеи (1:5-11)

3. Вторая жалоба пророка: почему праведный Бог использует неправедный Вавилон? (1:12–2:1)

4. Ответ Аллаха: Вавилон будет наказан, а праведные верой спасутся (2:2-20)

2. Молитва Аввакума (3:1-19)

Аввакум 1

 

1 Пророческое видение, которое было пророку Аввакуму.

Первая жалоба пророка

2 О Вечный 1, сколько же мне взывать о помощи,

пока Ты услышишь?

Сколько кричать Тебе о насилии,

пока Ты спасёшь?

3 Зачем Ты даёшь мне видеть беззаконие,

безучастно смотришь на беду?

Передо мной – разрушение и насилие,

поднимаются рознь и разлад.

4 Из-за этого закон утратил силу,

и нет больше справедливости.

Нечестивые взяли верх над праведными,

и порочным стал правый суд.

Ответ Аллаха

5 – Внимательно присмотритесь к народам,

и вы будете крайне изумлены,

потому что Я совершу в ваши дни такое,

чему бы вы никогда не поверили,

если бы вам рассказали об этом.

6 Я подниму вавилонян,

неистовый и свирепый народ,

который помчится по всей земле

отнимать чужие жилища.

7 Они грозны и ужасны;

они сами себе закон,

и возвеличивают себя, как хотят.

8 Их кони быстрее барсов,

злее волков во тьме.

Их конница мчится во весь опор,

их всадники скачут издалека.

Они летят, как орёл, что бросается на добычу,

9 приходят для грабежа.

Их полчища несутся, как знойный вихрь,

собирая пленников, как песок.

10 Смеются они над царями,

издеваются над повелителями.

Они потешаются над крепостями:

насыпают осадный вал и берут их.

11 Проносятся они, как вихрь,

этот преступный люд, чей бог – собственная сила.

Вторая жалоба пророка

12 О Вечный, мой Бог, мой Святой!

Разве не издревле Ты?

Мы не умрём!

Вечный, Ты велел им исполнить приговор;

Скала, Ты назначил им карать.

13 Слишком чисты Твои глаза, чтобы видеть зло;

Ты не можешь смотреть на беззаконие.

Почему же тогда Ты смотришь на вероломных,

молчишь, когда злые поглощают тех, кто праведнее их?

14 Ты уподобил людей рыбе в морях,

твари морской, у которой нет правителя.

15 Враг вытягивает их крюком,

ловит сетью,

сгоняет в невод,

веселится и торжествует.

16 Поэтому сетям своим приносит он жертвы

и благовония – своим неводам,

ведь благодаря им жирен его кусок

и роскошно его застолье.

17 Неужели и дальше опорожнять ему сеть,

без жалости истребляя народы?

 

 

1 1:2 Вечный  – на языке оригинала: «Яхве». Под этим именем Всевышний открылся Мусе и народу Исраила (см. Исх. 3:13-15). См. пояснительный словарь.

Аввакум 2

1 Я встану на стражу,

поднимусь на крепостные валы.

Буду ждать, что Он скажет,

как ответит на мою жалобу 1.

Ответ Аллаха

 

2 Тогда Вечный ответил:
 

– Запиши откровение,

выведи на табличках,

чтобы его повсюду прочитал вестник.

3 Ведь ещё не время ему исполниться;

оно говорит о конце

и не обманет.

Если покажется, что медлит – жди:

оно сбудется, не задержится.

 

4 Посмотри на этот надменный народ:

их дух не праведен,

а праведный верой 2 жив будет.

5 Вино 3 обманывает этих гордецов

и не даёт им покоя.

Они разверзают пасть, как мир мёртвых,

и, как смерть, они ненасытны.

Они покоряют себе все народы,

все племена подчиняют.

 

 

6 Но все их пленники будут насмехаться над ними и глумиться поговорками, говоря:
 

«Горе тому, кто копит чужое добро,

кто богатеет на взятом в долг 4!

Надолго ли это?»

7 Не поднимутся ли нежданно твои заимодавцы 5,

не проснутся ли те, кто тебя трепетать заставит?

Ты станешь для них добычей.

8 За то, что ограбил ты много народов,

те из них, что остались, тебя ограбят,

потому что ты проливал кровь,

совершал насилие на земле, в городах и над всеми их жителями.

 

9 Горе тому, кто наполняет свой дом неправедной поживой,

чтобы устроить своё гнездо на высоте

и избежать когтей несчастья!

10 Ты свой дом опозорил,

погубив многочисленные народы;

ты расплатишься за это жизнью.

11 Сами камни из стен будут кричать,

деревянные балки – им отвечать.

 

12 Горе тому, кто строит город на крови,

созидает город на преступлении!

13 Разве не Вечный, Повелитель Сил, решил,

что труды людей – лишь пища для огня,

что народы изнуряют себя напрасно?

14 Ведь земля исполнится познанием славы Вечного,

как вода наполняет море.

 

15 Горе тому, кто спаивает ближних,

наливая из бурдюков, пока те не опьянеют,

чтобы после смотреть на их наготу!

16 Ты бесчестием, не славой, сыт;

напейся теперь сам и покажи свою наготу 6!

Чаша из правой руки Вечного дойдёт и до тебя,

и позор затмит твою славу.

17 Ты заплатишь сполна за вырубку кедров на Ливане,

и ужас охватит тебя за истребление зверей, живущих там.

Ты проливал человеческую кровь,

совершал насилие на земле, в городах и над всеми их жителями.

 

18 Что за польза от идола, которого сделал ремесленник,

от литой статуи, что учит только лжи?

Верит мастер изделию своему,

а оно – лишь немой идол.

19 Горе тому, кто говорит дереву: «Оживи!» –

безмолвному камню: «Пробудись!»

Научит ли он?

И хотя он отделан золотом и серебром,

в нём нет дыхания.

20 А Вечный – в святом храме Своём;

пусть молчит вся земля перед Ним.

 

1 2:1 Или: «как отвечу, когда меня укорят»; или: «что мне отвечать по жалобе моей».

2 2:4 Или: «верностью».

3 2:5 Или: «богатство».

4 2:6 Или: «за счёт долгов».

5 2:7 Или: «должники».

6 2:16 Или: «шатайся».

Аввакум 3

Молитва Аввакума

 

1 Молитва пророка Аввакума, для пения 1.
 

2 Вечный, я услышал весть о Тебе,

и я устрашён Твоими делами.

Вечный, возобнови их в наши дни,

яви их и в наши времена

и в гневе будь милостив.

 

3 Аллах пришёл из Темана,

Святой – от горы Паран 2.  Пауза 3

Небеса покрылись Его величием,

и наполнилась земля Его славой.

4 Его сияние, как солнечный свет;

лучи исходят из Его рук,

где скрыта Его сила.

5 Болезнь идёт перед Ним,

смерть – по Его стопам.

6 Он стал и сотряс землю;

от Его взгляда затрепетали народы.

Рушились вечные горы,

исчезали древние холмы,

но пути Его вечны.

7 Я видел кушанские шатры в беде,

дома мадианитян в страданиях.

 

8 Разве Ты прогневался на реки, Вечный?

Разве Ты прогневался на потоки?

Разве Ты прогневался на море,

что воссел на Своих коней

и на Свои победоносные колесницы?

9 Ты обнажил Свой лук

и колчан наполнил стрелами.  Пауза

Ты рассёк землю реками;

10 горы видели Тебя и содрогались.

Обрушились потоки вод,

бездна морская взревела

и подняла свои волны ввысь.

 

11 Солнце и луна застыли в небесах,

когда увидели Твои сияющие стрелы

и блеск Твоих сверкающих копий.

12 Ты прошёл по земле в гневе,

и в ярости Ты уничтожил народы.

13 Ты пришёл, чтобы освободить Свой народ,

спасти Своих избранных.

Ты сразил вождя нечестивых,

обнажив его с головы до пят.  Пауза

14 Его собственным копьём Ты пронзил ему голову,

когда его воины, как вихрь, ринулись, чтобы разбить нас.

Они торжествовали, словно те,

кто тайком обкрадывает бедняка.

15 Ты со Своими конями проложил путь через море,

вспенивая великие воды.

 

16 Я услышал это, и сердце моё дрогнуло,

мои губы задрожали от Твоего голоса,

я почувствовал слабость во всех своих членах,

и мои ноги подкосились.

Однако я буду терпеливо ждать дня расплаты,

когда наши завоеватели получат по заслугам.

17 Даже если инжир не расцветёт,

и не будет винограда на лозе,

если оливы не принесут плода,

и поля не дадут урожая,

если не останется овец в загоне

и волов – в стойлах,

18 я всё равно буду радоваться Вечному

и ликовать об Аллахе, моём Спасителе.

 

19 Владыка Вечный – моя сила;

Он делает ноги мои сильными, как у оленя,

и возводит меня на высоты.

 

Дирижёру хора. На струнных инструментах.

 

1 3:1 Букв.: «по шигионоту». Точное значение этого термина (вероятно, музыкального) сегодня неизвестно. Он, равно как и встречающийся ниже термин «села» (см. ст. 3 со сноской), показывает, что эта молитва использовалась во время богослужения.

2 3:3 Теман  и Паран  – места, которые ассоциируются с заключением священного соглашения исраильского народа с Аллахом и получением Закона (см. Исх. 19:18; Втор. 33:2).

3 3:3 Букв.: «села». Точное значение этого термина (вероятно, музыкального) сегодня неизвестно. Он может быть знаком паузы, интерлюдии или повтора строки, а также призывом вступить определённому инструменту или призывом к собранию склониться на молитву. Также в ст. 9 и 13.

1 2 3

Софония

Введение

Софония пророчествовал во времена иудейского царя Иосии, правившего в 640–609 гг. до н. э., возможно, в ранний период его царствования, ещё до того, как его преобразования возымели действие. Софония был современником пророка Иеремии и, возможно, пророков Наума и Аввакума.

Иосия взошёл на трон после нечестивых иудейских царей Манассы и Амона (правивших в 697–640 гг. до н. э.). В то время Иудея была подчинена Ассирии и погрязла в грехах. Но когда против Ассирии на востоке восстал Вавилон, у Иосии появилась возможность провести радикальные реформы и восстановить поклонение Вечному (см. 4 Цар. 22:3–23:25).

Главная тема пророчеств Софонии – это великий день Вечного, когда свершится суд над всей землёй (1:2-3, 14-18), сначала над Иудеей (1:4-13), а затем и над другими окружающими её народами (гл. 2). Орудием этих судов могли быть скифы, которые в то время совершали свои набеги на землю Ханаана.

Посреди всего этого мрака пророк видит луч надежды для народа Аллаха (2:6-7, 9, 11). Книга завершается обещанием Аллаха очистить, спасти и восстановить остаток Исраила (3:6-20).

Содержание

1. Страшный суд в день Вечного (1:1–2:3)

2. Суд над народами и над Иерусалимом (2:4–3:8)

3. Обещание восстановления после суда (3:9-20)

Софония 1

 

1 Слово Вечного 1, которое было к Софонии, сыну Куши, сына Гедалии, сына Амарии, сына Езекии, во время правления иудейского царя Иосии, сына Амона 2.

Суд над землёй

2 – Я погублю всё, что есть на земле, –

возвещает Вечный. –

3 Погублю и людей, и скот;

погублю и птиц в небесах,

и рыбу в морях.

Я повергну нечестивцев в прах

и сотру их с лица земли, –

возвещает Вечный.

Суд над Иудеей

4 – Я воздену руку над Иудеей

и над жителями Иерусалима

и сотру там последний след Баала 3,

имена его жрецов и неверных священнослужителей:

5 и тех, кто поклоняется на крышах небесным светилам,

и тех, кто поклоняется и клянётся в верности как Вечному, так и Молоху 4,

6 и тех, кто отвернулся от Вечного

и не ищет и не просит Его благословений.

 

7 Иудея, умолкни перед Владыкой Вечным,

так как близок день Вечного.

Он приготовил тебя в жертву

и уже созвал гостей.

 

8 – В день жертвы Я накажу вождей, и сыновей царя,

и всех, кто наряжается в чужеземное платье 5.

9 Я накажу в тот день всех,

кто прыгает через порог 6,

кто наполняет храм своего бога 7

жестокостью и обманом.

 

10 В тот день, – возвещает Вечный, –

поднимется крик от Рыбных ворот,

плач из новой части города 8

и страшный грохот с холмов.

11 Плачьте, жители торгового района,

потому что погибнут купцы

и будут истреблены торгующие за серебро.

12 Тогда Я обойду Иерусалим со светильниками

в поисках самодовольных 9 и накажу их –

тех, кто думает: «Вечный не сделает нам ничего:

ни плохого, ни хорошего».

13 Их богатства будут расхищены,

и дома придут в запустение.

Они построят дома,

а жить в них не будут;

посадят они виноградники,

но вина пить не будут.

День Вечного

14 Близок великий день Вечного,

близок и очень спешит.

Страшный шум поднимется в день Вечного,

даже храбрые воины будут кричать.

15 Тот день будет днём гнева,

днём скорби и муки,

днём гибели и разрушения,

днём мглы и мрака,

днём туч и тьмы,

16 днём трубного зова и клича к битве

против укреплённых городов и высоких башен.

 

17 Вечный пошлёт на людей такую беду,

что они станут бродить, как слепые,

за то, что согрешили перед Ним.

Их кровь прольётся, как вода,

и плоть их будет выброшена, как навоз.

18 Ни серебро, ни золото

не смогут спасти их

в день гнева Вечного.

Вся земля сгорит в пламени Его ревности;

внезапный конец положит Он всем, кто живёт на земле.

 

1 1:1 Вечный  – на языке оригинала: «Яхве». Под этим именем Всевышний открылся Мусе и народу Исраила (см. Исх. 3:13-15). См. пояснительный словарь.

2 1:1 О правлении царя Иосии см. 4 Цар. 22:1–23:30; 2 Лет. 34–35.

3 1:4 Баал  – ханаанский бог плодородия и бог-громовержец.

4 1:5 Или: «своим царём». Молох  – аммонитский бог, в жертву которому приносились дети. По Закону за поклонение Молоху исраильтянам грозила смертная казнь (см. Лев. 18:21; 20:2-5).

5 1:8 Увлечение всем чужеземным здесь осуждается, так как оно часто влекло за собой и заимствование чуждых исраильтянам духовных ценностей, включая поклонение языческим богам.

6 1:9 Вероятно, иудеи подражали религиозному обычаю филистимлян, происхождение которого описано в 1 Цар. 5:1-5.

7 1:9 Или: «дом своего господина».

8 1:10 Рыбные ворота и новый район города находились в северной части Иерусалима. И именно с севера должен был прийти враг.

9 1:12 Букв.: «сидящих на дрожжах». Образное сравнение с долго бродившим вином, которое, если не убрать образовавшийся осадок, со временем густеет и приобретает неприятный вкус. Это похоже на людей, которые, примирившись со своими грехами, стали самодовольными и безразличными к добру и злу.

Софония 2

Призыв к покаянию

1 Собирайся, собирайся,

народ бесстыжий,

2 пока не исполнилось определённое Вечным,

и не пролетели благоприятные дни,

как гонимая ветром мякина,

пока не опалил вас пылающий гнев Вечного,

пока не пришёл к вам день Его ярости.

3 Ищите Вечного, все смиренные на земле,

творящие Его волю.

Ищите праведности, ищите кротости –

может быть, вам удастся укрыться

в день Его гнева.

Суд над филистимлянами

4 Будет покинута Газа,

и Ашкелон превратится в руины.

Опустеет в полдень Ашдод,

и с корнем будет исторгнут Экрон.

5 Горе вам, жители побережья,

народ с Крита 1;

Вечный оглашает тебе приговор,

Ханаан, земля филистимлян:

– Я погублю тебя –

и не останется уцелевших.

 

6 Станет пастбищем ваше побережье,

с пастушьими хижинами

и загонами для овец.

7 Достанется побережье уцелевшим из Иудеи;

там они будут пасти свои стада

и будут ложиться спать

в домах Ашкелона.

Вечный, их Бог, позаботится о них

и вернёт им благополучие.

Суд над Моавом и Аммоном

8 – Я услышал брань Моава

и насмешки аммонитян –

как они ругали народ Мой

и угрожали его земле.

9 Поэтому верно, как и то, что Я живу, –

возвещает Вечный, Повелитель Сил, Бог Исраила, –

с Моавом будет то же, что и с Содомом,

с аммонитским народом – что и с Гоморрой 2 –

станут царством крапивы, соляной ямой

и мёртвой пустошью навеки.

Оставшиеся из Моего народа разграбят их,

уцелевшие из Моего народа унаследуют их землю.

 

10 Вот что они получат за свою кичливость,

за то, что они издевались и заносились

над народом Вечного, Повелителя Сил.

11 Страшен будет для них Вечный,

когда истребит всех богов земли.

Народы всех побережий поклонятся Ему,

каждый в своём краю.

Суд над Эфиопией

12 – И вы, эфиопы,

от Моего меча падёте.

Суд над Ассирией

13 Он протянет Свою руку на север

и погубит Ассирию,

сделает Ниневию пустошью мёртвой,

сухой, как пустыня.

14 Там будут ложиться на отдых стада

и разные дикие звери.

Пустынная сова и ёж будут ночевать



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.97.219 (0.501 с.)