Высшие уставные органы Содружества Независимых Государств и порядок их функционирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Высшие уставные органы Содружества Независимых Государств и порядок их функционирования.



Высшие уставные органы Содружества Независимых Государств и порядок их функционирования.

Сферы совместной деятельности государств-участников СНГ.

          

Вопрос.

Совет глав государств как высший орган Содружества обсуждает и решает любые принципиальные вопросы Содружества, связанные с общими интересами государств-участников, а также рассматривает любые вопросы в рамках заинтересованных государств-участников без ущерба интересам других членов Содружества

Совет глав государств Содружества на своих заседаниях принимает также решения, касающиеся:

 

внесения поправок в Устав СНГ;

создания новых или упразднения существующих органов Содружества;

оптимизации структуры СНГ, совершенствования деятельности органов Содружества;

заслушивания отчетов о деятельности органов СНГ;

назначения (утверждения) руководителей органов, отнесенных к его компетенции;

делегирования полномочий нижестоящим органам;

утверждения положений об органах СНГ, отнесенных к его компетенции.

 

Совет глав государств собирается на заседания два раза в год. Внеочередные его заседания могут созываться по инициативе одного из государств-членов.

 

Деятельность Совета глав государств и Совета глав правительств регулируется Соглашением о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, Уставом Содружества от 22 января 1993 года, документами, принятыми в их развитие, а также Правилами процедуры Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств, утвержденными Решением Совета глав государств от 17 мая 1996 года.

 

Решения Совета глав государств и Совета глав правительств принимаются с общего согласия - консенсусом. Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения.

 

Председательство в органах Содружества Независимых Государств осуществляется в соответствии с Решением Совета глав государств Содружества от 2 апреля 1999 года поочередно каждым государством-участником Содружества в лице его представителя на основе принципа ротации, на срок не более одного года.

С 1 января по 31 декабря 2020 года в соответствии с решением Ашхабадского саммита СНГ председательство в Содружестве переходит к Узбекистану.

 

Совет глав правительств

Совет глав правительств Содружества координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов.

Совет глав правительств Содружества решает вопросы:

реализации поручений Совета глав государств, данных Совету глав правительств;

реализации положений, зафиксированных в Договоре о создании Экономического союза, а также практического функционирования зоны свободной торговли;

принятия совместных программ развития промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики и их финансирования;

развития систем транспорта, связи, энергетических систем;

сотрудничества в вопросах тарифной, кредитно-финансовой и налоговой политики;

разработки механизмов, направленных на формирование научно-технологического пространства;

создания органов Содружества в рамках его компетенции;

назначения (утверждения) руководителей органов Содружества, отнесенные к его компетенции;

финансового обеспечения деятельности органов Содружества.

Совета глав правительств собирается на заседания четыре раза в год, внеочередные заседания могут созываться по инициативе правительства одного из государств-членов.

Совет командующих Пограничными войсками (СКПВ).

Создан Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года.

Является коллегиальным органом Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств по вопросам координации охраны внешних границ Содружества и экономических зон государств- участников СНГ

Членами Совета командующих являются командующие (начальники) Пограничными войсками (или другие полномочные представители) государств- участников СНГ (кроме Азербайджана, Молдовы и Украины), а также Председатель Координационной службы Совета командующих.

Координационная служба - постоянный рабочий орган СКПВ, обеспечивающий выполнение возложенных на Совет функций.

Заседания СКПВ проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Функции Совета командующих Пограничными войсками:

 

согласовывает усилия государств-участников СНГ по реализации решений Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества и собственных решений, а также положений Устава СНГ, касающихся пограничных вопросов;

координирует усилия Пограничных войск в области охраны внешних границ и экономических зон, а также по обеспечению стабильного положения на них;

развивает дружественные связи между Пограничными войсками государств- участников Содружества;

содействует развитию и укреплению Пограничных войск государств- участников Содружества путем сближения национального законодательства по вопросам границ и их охраны, взаимного обмена информацией, сотрудничества в области военно-технической политики и подготовки кадров.

 

Межпарламентская Ассамблея.

Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств (МПА) была образована 27 марта 1992 года на основе Алма-Атинского соглашения, подписанного главами парламентов Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. Ассамблея была учреждена как консультативный институт для обсуждения вопросов и рассмотрения проектов документов, представляющих взаимный интерес.

В 1993 - 1995 годах членами Межпарламентской Ассамблеи стали парламенты Азербайджанской Республики, Грузии, Республики Молдова. В 1999 году к Алма-Атинскому соглашению присоединилась Украина.

Наибольшее значение в деятельности Межпарламентской Ассамблеи имеют вопросы, связанные со сближением и гармонизацией законодательных актов государств СНГ. Это направление осуществляется на основе принимаемых МПА модельных законодательных актов и рекомендаций.

Одной из важнейших задач Межпарламентской Ассамблеи является миротворческая деятельность. Она предусматривает миротворческие акции в “горячих точках” стран Содружества и разработку правовых основ для последовательного осуществления этой деятельности.

Одним из ответственных направлений деятельности МПА является установление и развитие контактов с другими международными парламентскими организациями.

 

Экономический Суд Содружества Независимых Государств образован в соответствии со статьей 5 Соглашения Совета глав государств Содружества Независимых Государств о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран-участниц Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года.

 

Основным документом, определяющим статус Экономического Суда, является Соглашение о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года, а также утвержденное данным Соглашением Положение об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств.

 

Суд создан и действует в целях обеспечения единообразного применения договоров, соглашений государств-участников Содружества и основанных на них экономических обязательств путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений.

Высшим коллегиальным органом Экономического Суда является Пленум Экономического Суда.

Секретарем Пленума является судья Экономического К ведению Экономического Суда относится разрешение межгосударственных экономических споров:

возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества и других его институтов;

о соответствии нормативных и других актов государств-участников Содружества по экономическим вопросам соглашениям и иным актам Содружества.

 

 

Вопрос.

Согласно Уставу СНГ к сферам совместной деятельности государств-участников Содружества, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты, относятся:

 

обеспечение прав и основных свобод человека;

координация внешнеполитической деятельности;

сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евроазиатского рынков, таможенной политики;

сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;

охрана здоровья и окружающей среды;

вопросы социальной и миграционной политики;

борьба с организованной преступностью;

сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

 

 

БИЛЕТ № 6

Устав СНГ.

 

 

Вопрос 1.

Совет глав государств (СГГ) как высший орган Содружества обсуждает и решает любые принципиальные вопросы Содружества, связанные с общими интересами государств-участников, а также рассматривает любые вопросы в рамках заинтересованных государств-участников.

Решения принимаются - консенсусом. Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения.

Председательство в органах СНГ осуществляется в соответствии с Решением Совета глав государств 1999 поочередно каждым государством-участником Содружества в лице его представителя на основе принципа ротации, на срок не более одного года.

В 2020 году председательствует Шавкат Миромонович Мирзиёев (Узбекистан)

Совет глав государств Содружества на своих заседаниях принимает также решения, касающиеся:

внесения поправок в Устав СНГ;

создания новых или упразднения существующих органов Содружества;

оптимизации структуры СНГ, совершенствования деятельности органов Содружества;

заслушивания отчетов о деятельности органов СНГ;

назначения (утверждения) руководителей органов, отнесенных к его компетенции;

делегирования полномочий нижестоящим органам;

утверждения положений об органах СНГ, отнесенных к его компетенции.

 

Вопрос 2

5 мая 1992 года на встрече глав государств Содружества в Ташкенте было принято Решение о подготовке Устава Содружества.

Устав Содружества Независимых Государств состоит из 40 статей. Уже в преамбуле Устава заявлено, что государства Содружества Независимых Государств действуют «в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права», стремятся «обеспечить общими усилиями экономический и социальный прогресс своих народ», готовы развивать сотрудничество в обеспечении мира и безопасности, межнационального согласия

В первом разделе Устава о целях и принципах Содружества отмечается, что оно основано на началах суверенного равенства всех его членов, что государства остаются самостоятельными и равноправными субъектами международного права, что Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями и служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества.

К сферам совместной деятельности государств, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты, Устав относит: обеспечение прав и основных свобод человека, координацию внешнеполитической деятельности, сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, таможенной политики, взаимодействие в развитии систем транспорта и связи, охране здоровья, окружающей чреды, проведении согласованной социальной и миграционной политики, борьбе с организованной преступностью, сотрудничество в оборонной области и охране внешних границ. В документе отмечено, что основной правовой базой межгосударственных отношений в Содружестве являются многосторонние и двусторонние соглашения, которые должны соответствовать целям и принципам Содружества, обязательствам по Уставу СНГ.

Раздел о членстве определяет статус государства - учредителя и государства - члена Содружества. К первым относятся те, кто подписал и ратифицировал Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года к моменту принятия Устава. Ко вторым - те государства - учредители, которые принимают на себя обязательства по Уставу в течение одного года после его принятия

Различий в правовом статусе между государствами - учредителями и государствами - членами, будь то в представительстве или в процессе принятия решений органами Содружества, Уставом не предусматривается.

Содружества Независимых Государств является объединением открытого типа. Полноправным членом Содружества может стать любое государство, разделяющее его цели и принципы, принимающее на себя содержащиеся в Уставе обязательства, путем присоединения к нему с согласия всех государств - членов.

Устав предоставляет другим государствам право участвовать в отдельных видах деятельности Содружества на условиях ассоциированного члена, а также возможность для их представителей присутствовать на заседаниях органов Содружества в качестве наблюдателей. Оба термина «ассоциированный член» и «наблюдатель» - использованы в Уставе без четкого определения прав и возможностей другого государства при предоставлении им такого статуса.

Отдельные разделы Устава посвящены проблемам обеспечения коллективной безопасности и организации военно-политического сотрудничества, предотвращению конфликтов и разрешению споров, сотрудничеству в экономической, социальной и правовых областях, межпарламентскому сотрудничеству. Документ содержит перечень основных органов Содружества, определяет их компетенцию и порядок формирования, регламентирует отдельные процедурные моменты.

 

Решения высших органов Содружества принимаются с общего согласия - консенсусом. При этом согласно статье 23 Устава и статье 3 Временного соглашения о Совете глав государств и Совете глав правительств СНГ любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться как препятствие для принятия решения [1]. Это приводит к тому, что нормативно-правовые акты Содружества принимаются различным числом голосов, при этом минимальное их количество не установлено.

 

БИЛЕТ № 7

Вопрос 1.

Совет глав правительств (СГП) координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. На его заседаниях обсуждаются важнейшие вопросы экономического, гуманитарного, социального, военного сотрудничества государств – участников, согласовываются проекты важнейших документов, которые вносятся на последующее рассмотрение Совета глав государств.

Решения принимаются – консенсусом

 

• реализации поручений Совета глав государств, данных Совету глав правительств;

 

• реализации положений, зафиксированных в Договоре о создании Экономического союза, а также практического функционирования зоны свободной торговли;

 

• принятия совместных программ развития промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики и их финансирования;

 

• развития систем транспорта, связи, энергетических систем;

 

• сотрудничества в вопросах тарифной, кредитно-финансовой и налоговой политики;

 

• разработки механизмов, направленных на формирование научно-технологического пространства;

 

• создания органов Содружества в рамках его компетенции;

назначения (утверждения) руководителей органов Содружества, отнесенные к его компетенции;

 

• финансового обеспечения деятельности органов Содружества;

 

• сотрудничества в вопросах социальной политики;

 

• контроля за деятельностью органов СНГ;

 

Совет глав правительств собирается на заседания два раза в год, внеочередные заседания могут созываться по инициативе правительства одного из государств-членов.

 

 

Вопрос 2.

На основе соглашений государств – участников СНГ в рамках Содружества

действуют 66 Органов отраслевого сотрудничества. Из них 36 – в экономической сфере. (2017 г)

 

 

БИЛЕТ № 8

Вопрос 1

Межпарламентская Ассамблея (МПА) государств-участников СНГ создана в результате соглашения, подписанного в Алма-Ате 27 марта 1992 Председателями Верховных Советов государств-участников СНГ: Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Российской Федерации, Таджикистана и Узбекистана как консультативный институт для обсуждения вопросов и рассмотрения проектов документов, представляющих общий интерес. В 1993-1995 годах членами МПА стали парламенты Азербайджанской Республики, Грузии, Молдовы. В 1999 году к Алматинского договора присоединилась Украина. В мае 1995 года главы государств СНГ подписали Конвенцию о Межпарламентской Ассамблее, которая вступила в силу 16 января 1996. Согласно этой Конвенции, МПА получила официальный статус межгосударственного органа и заняла важное место в системе органов СНГ.

Пленарные заседания МПА происходят не реже двух раз в год (место работы МПА - Санкт-Петербург, Таврический дворец). В них принимают участие парламентские делегации, возглавляемые руководителями национальных парламентов, представители учредительных и отраслевых органов СНГ, наблюдатели международных и общественных организаций. По 1992-2001 годы проведено 18 пленарных заседаний. Наибольшее значение в деятельности МПА имеют вопросы, связанные с гармонизацией и сближением законодательств стран СНГ. Эта работа осуществляется путем принятия МПА модельных законодательных актов и рекомендаций, при создании которых учитывается опыт парламентов стран СНГ и международных парламентских организаций. За годы деятельности Ассамблеи было принято более 130 документов, обеспечивающих сближение национальных законодательств. Решение МПА и ее органов принимаются на основе консенсуса.

Принятые МПА модельные законодательные акты и рекомендации поступают в национальные парламенты для их использования при подготовке новых законов и внесения изменений в действующее законодательство. Ассамблея принимает активное участие в развитии интеграционных процессов на территории Содружества, направляя, в соответствии с Конвенцией о МПА СНГ, свои рекомендации и предложения Совету глав государств и Совету глав правительств. С целью демократизации общественной жизни Ассамблея посылает в государства СНГ своих наблюдателей на парламентские выборы и выборы глав государств.

 

Организационную деятельность МПА осуществляет Совет МПА, состоящая из глав парламентских делегаций. Несколько раз в год, собираясь на своих заседаниях, Совет обсуждает актуальные проблемы Содружества, рассматривает вопросы, связанные с подготовкой и проведением пленарных заседаний Ассамблеи, международных научно-практических конференций и семинаров, координирует миротворческую деятельность парламентариев.

 

Административный орган Совета - Секретариат. Он занимается вопросами аналитического и организационно-технического обеспечения деятельности Ассамблеи, Совета и постоянных комиссий, работает в тесном взаимодействии с учредительными, отраслевыми интеграционными органами, а также с Исполнительным комитетом СНГ.

 

Важную роль в разработке и подготовке модельных законодательных актов, других документов играют постоянные комиссии МПА: 1) по правовым вопросам; 2) по вопросам экономики и финансов; 3) по вопросам социальной политики и прав человека; 4) по вопросам аграрной политики, природных ресурсов и экологии; 5) по политическим вопросам и международному сотрудничеству; 6) по вопросам обороны и безопасности; 7) по вопросам науки и образования; 8) по вопросам культуры, информации, туризма и спорта; 9) по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления; 10) контрольно-бюджетная комиссия. Каждую из них возглавляет на основе ротации член парламента той или иной страны.

МПА формирует временные комиссии, другие органы для предварительного изучения вопросов, которые потом могут быть вынесены на обсуждение. К работе во временных комиссиях привлекаются представители различных парламентских организаций. Как показывает практика, руководителями этих комиссий назначаются представители Российской Федерации.

 

 

Вопрос 2.

С момента создания СНГ борьба с преступностью, а особенно с преступностью в сфере экономики, была отнесена к области совместной деятельности государств, и это нашло законодательное закрепление в Уставе Содружества. Уже 12 марта 1993 г. в Москве Совет глав правительств СНГ утвердил первую Программу совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников СНГ. В Программе отмечалось, что правовой основой для сотрудничества и взаимодействия органов внутренних дел государств — участников Содружества должно послужить подписание в Минске 22 января 1993 г. главами государств Содружества Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Межпарламентская Ассамблея государств -- участников СНГ разработала и приняла модельный уголовный, уголовно - процессуальный и уголовно - исполнительный кодексы, модельные законодательные акты о борьбе с терроризмом, коррупцией, организованной преступностью, о борьбе с незаконным оборотом оружия, наркотических средств, о противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем.

 

Ежегодно в рамках Межгосударственной программы правоохранительными органами государств -- участников Содружества проводятся согласованные на двусторонней и многосторонней основе оперативно - профилактические мероприятия и специальные операции.

 

Осуществляется работа по формированию специализированных банков данных и обмену информацией по линии министерств внутренних дел, пограничных служб, органов безопасности и спецслужб государств -- участников Содружества.

 

Решением Совета глав государств СНГ от 2 апреля 1999 г. была одобрена Концепция взаимодействия государств -- участников СНГ в борьбе с преступностью.

Заключены многосторонние договоры с 12 государствами -- участниками СНГ. Реализация двусторонних и многосторонних договоров о сотрудничестве спецслужб государств -- участников СНГ позволяет решать следующие задачи, связанные с обеспечением экономической безопасности сотрудничающих государств.

 

1. Осуществление совместной деятельности с целью наиболее эффективного и взаимовыгодного использования оперативных и других возможностей в интересах обеспечения безопасности сторон.

 

2. Информирование о выявленных разведывательных устремлениях спецслужб и враждебных проявлениях организаций государств, не являющихся участниками Содружества, в отношении сторон.

 

3. Совместное осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений, отнесенных внутренним законодательством к компетенции сторон, в частности по защите экономических интересов, борьбе с контрабандой, незаконным вывозом культурных ценностей, коррупцией и организованной преступностью межгосударственного и межрегионального характера, терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

 

4. Осуществление в интересах друг друга оперативно - розыскных мероприятий и следственных действий на территории своих государств.

 

5. Осуществление взаимодействия в вопросах обеспечения безопасности находящихся на территории своих стран объектов оборонной промышленности, атомной энергетики, специальных и воинских перевозок.

 

6. Обмен оперативными данными. Оперативное информирование о возможных экстремальных и чрезвычайных ситуациях, затрагивающих суверенитет, территориальную целостность, обороноспособность, экономическую и экологическую безопасность.

 

7. Оказание помощи в решении вопросов технического и информационно-аналитического обеспечения оперативно - технической и криминалистической деятельности, совместное осуществление разработок, изготовление, поставка, внедрение специальных технических средств.

 

8. Взаимодействие в области подготовки и переподготовки кадров.

 

 Работа в названных восьми направлениях координируется Советом руководителей органов безопасности и специальных служб государств -- участников СНГ. Совет на своих ежегодных совещаниях определяет стратегию сотрудничества, принимает нормативные акты, регулирующие его конкретные направления. Были приняты соглашения:

 

об обеспечении безопасности гражданского воздушного сообщения;

 

о предотвращении въезда на территорию государств -- участников СНГ лиц, не имеющих на то законных оснований;

 

об обеспечении экономической безопасности;

 

о борьбе с терроризмом.

 

Основной рабочий орган взаимодействия органов безопасности стран СНГ -- Антитеррористический центр государств -- участников СНГ, созданный на основании решения Совета глав государств СНГ от 21 июня 2000 г.

 

 

Практически все страны СНГ оформили свое участие в базовых антитеррористических конвенциях (протоколах) ООН, а также в универсальных международных соглашениях, направленных против транснациональной организованной преступности и незаконного оборота наркотических средств.

 

ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ И ИНЫМИ НАСИЛЬСТВЕННЫМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ ЭКСТРЕМИЗМА НА 2020-2022 ГОДЫ

 

БИЛЕТ № 9

Вопрос 1

Совет министров иностранных дел Содружества Независимых Государств (СМИД) создан Решением Совета глав государств Содружества от 4 сентября 1993 года для осуществления координации внешнеполитической деятельности.

 

В целях повышения роли СМИД в общей структуре Содружества Решением Совета глав государств от 2 апреля 1999 года была принята новая редакция Положения о СМИД, где последний определен как основной исполнительный орган, который обеспечивает сотрудничество во внешнеполитической деятельности государств – участников СНГ по вопросам, представляющим взаимный интерес, в период между заседаниями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества и по их поручению принимает решения.

 

СМИД в своей деятельности руководствуется целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, основополагающими документами Содружества Независимых Государств, соглашениями, заключенными в рамках Содружества, решениями Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ, а также настоящим Положением.

 

Основными задачами СМИД являются:

 

организация выполнения решений Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества;

содействие развитию сотрудничества государств – участников Содружества во внешнеполитической сфере, включая взаимодействие их дипломатических служб;

содействие развитию гуманитарного и правового сотрудничества государств – участников Содружества;

поиски путей мирного урегулирования споров и конфликтов и создания обстановки мира, согласия и стабильности в Содружестве;

содействие укреплению дружбы, добрососедства и взаимовыгодного международного сотрудничества.

СМИД осуществляет следующие функции:

 

разрабатывает и вносит предложения и рекомендации для Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества;

рассматривает ход исполнения решений Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества и заключенных в рамках СНГ международных договоров и соглашений;

дает свое заключение о проектах повесток дня заседаний Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества;

проводит консультации в области внешней политики государств – участников Содружества по вопросам, представляющим взаимный интерес;

содействует обмену опытом и информацией о внешнеполитических вопросах;

рассматривает вопросы организации взаимодействия заинтересованных государств – участников Содружества Независимых Государств в Организации Объединенных Наций и на других международных форумах, включая возможность выдвижения совместных инициатив;

осуществляет меры для совершенствования информационного обеспечения внешнеполитической деятельности государств – участников Содружества, для работы с архивами, подготовки и повышения квалификации дипломатических кадров;

рассматривает и решает другие вопросы по поручениям Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества;

в рамках своей компетенции:

создает органы Содружества;lavrov

назначает (утверждает) и освобождает руководителей органов Содружества;

принимает совместные программы сотрудничества государств во внешнеполитической, правовой и других сферах;

сотрудничает с международными организациями.

Большое внимание Совет министров иностранных дел уделяет вопросам миротворческой деятельности. Совместно с Советом министров обороны были разработаны Положение о Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств и Концепция предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств – участников СНГ и ряд других документов.

 

СМИД как один из высших органов Содружества является инстанцией, рекомендующей Совету глав государств и Совету глав правительств СНГ принятие тех или иных решений.

 

Председатель Совета министров иностранных дел – Лавров Сергей Викторович, Министр иностранных дел Российской Федерации.

 

Вопрос 2

Сегодня Азербайджан является членом СНГ. Но вступил он в эту организацию не сразу. В октябре 1992 года - парламент Азербайджана отказался ратифицировать документы о вступлении страны в СНГ

В то время президентом был лидер народного фронта Азербайджана Абульфаз Эльчибей, который считал, что необходимо сворачивать, вплоть до полного прекращения, все отношения с Россией. Эльчибей полагал, что вступление страны в СНГ будет препятствовать установлению и развитию связей с Турцией и странами Запада. А именно на них он делал ставку в вопросах внешней политики и обеспечения безопасности страны. Это имело свою подоплеку и весьма весомые аргументы. Во время войны Нагорного Карабаха за независимость имели место факты участия российских военнослужащих в боях на стороне армян. Были даже пленные российские военные. Шестеро из них были приговорены к смертной казни. И вопрос по ним был решен лишь на самом высоком уровне. Кроме этого Азербайджан обвинял российскую армию в лице солдат и офицеров 366-го танкового полка ВС России в участии в нападении на Ходжалы на стороне армян Карабаха. Эти заявления вызвали мощный всплеск антироссийских настроений в Азербайджане и тоже сказались на решении парламента по СНГ. Россия открыто называлась "врагом азербайджанского народа".

Протурецкие, националистические и антироссийские настроения преобладали и в политике тогдашнего президента Эльчибея, и в Милли Меджлисе (парламенте) Азербайджана, что и привело к его отказу ратифицировать документы о вступлении Азербайджана в СНГ в тот момент. Был взят курс на сворачивание любых отношений с Россией, а она доминировала в СНГ. Несмотря на понимание наносимого тем самым вреда самому Азербайджану.

 

Однако жизнь от этого не наладилась, а наоборот, Азербайджан терпел все новые и новые поражения в войне с Арменией. Многих деятелей Народного фронта обвиняли в коррупции и некомпетентности. В экономике царил хаос, жизненный уровень жителей страны катастрофически падал. В итоге уже через год Эльчибей бежал из столицы в Нахичевань. Милли меджлис возложил функции главы государства на бывшего главу Советского Азербайджана Гейдара Алиева. В октябре он победил на всенародных выборах, став президентом страны, и тогда же Милли меджлис вернул Азербайджан в состав СНГ.

С момента вступления АР в Содружество независимых государств, эта международная организация на постсоветском пространстве заняла важное место во внешнеполитической деятельности страны. Наибольший интерес АР проявляет к работе СНГ на гуманитарном, экономическом и антитеррористическом направлениях. Азербайджан – участник межгосударственной Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (7 октября 2002 г. подписана ее новая редакция), Договора о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 г. и других многосторонних программ сотрудничества государств – членов Содружества (в борьбе с оргпреступностью, незаконным оборотом наркотиков, международным терроризмом).

Представители Баку принимали активное участие в обсуждении темы реформирования органов СНГ, считают важным продолжить работу по оптимизации Содружества, сосредоточив усилия на приоритетных, прежде всего экономических, направлениях многостороннего взаимодействия государств-участников. Для Азербайджана – страны с динамично развивающейся экономикой (по данным Всемирного банка Doing Business-2009, республика признана лидером в области реформ в экономике, серьезно продвинулась в рейтинге стран по приемлемости бизнес-климата) весьма важной представляется экономическая составляющая СНГ. Поэтому в Баку с интересом рассматривают идею создания зоны свободной торговли на пространстве СНГ, отслеживают процесс формирования Единого экономического пространства и других объединений экономической направленности на поле Содружества.

Несмотря на то что в апреле 1999 года Азербайджан вышел из Договора о коллективной безопасности (ДКБ), его представители в качестве наблюдателей продолжают присутствовать на заседаниях Советов министров обороны и командующих пограничными войсками СНГ.

Вместе с тем Баку не все устраивает в Содружестве, и это понятно, поскольку СНГ – организм сложный, набирающий опыт, в том числе и на миротворческом направлении, в чем Азербайджан весьма заинтересован. 15-летие вступления АР в СНГ совпало с кризисными проявлениями в жизни Содружества, вызванными «пятидневной войной» в Грузии, что нашло свое отражение в заявлениях и действиях некоторых стран-участников по выходу из СНГ. На этом фоне Азербайджан выделяется уравновешенным подходом к возникающим и существующим проблемам, готовностью к дальнейшему сотрудничеству в рамках СНГ.

 

БИЛЕТ № 10

Вопрос 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.179 с.)