Впр по русскому языку – осень 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Впр по русскому языку – осень



Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является эпитет.

 

1) Всем детям было категорически запрещено касаться его, а взрослые поливали его из шланга, когда он пытался войти в дом.

 2) Если бы не множество болячек, его, наверное, можно было бы назвать тёмно-серым полосатым котом со двора.

 3) Он коснулся головой ладони моей руки, его золотой глаз повернулся в мою сторону, и я услышал мурлыкание.

 4) Из своего окна я услышал его крики и тут же бросился на помощь.

 5) Впоследствии я много размышлял о том, как один несчастный кот-калека смог изменить мои представления о том, что такое истинная чистота духа, верная и беспредельная любовь.

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является эпитет.

 

 

 1) Мне хотелось попасть туда, потому что страна детства лежит в необыкновенно звонкой и тихой местности.

 2) И разве есть ему дело до таких тонкостей?!

 3) Он рассказал мне, что Шарик очень скучал после моего отъезда, всё искал меня, бегал на дорогу, выл по ночам…

 4) Мне было стыдно.

 5) Где бы я ни был, но никогда я не видел такого неба, таких прозрачных рассветов, когда проснёшься и вдруг замрёшь от боли, что ты проспал что-то очень важное, и хочется вскочить и бежать за зубчатые горы, узнать, что лежит за ними.

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является эпитет.

 

 

 1) Но на четвёртый день малыш уже стал привыкать к теплоте рук человека.

 2) А Бим калачиком ложится в ногах или, если сказано «на место», уйдёт на свой лежак в угол и будет ждать.

 3) Так тёплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать.

 4) В этом основа, соль дружбы.

 5) И всё же очень, очень интересно наблюдать, как свисают на лоб белые волосы, шевелятся добрые губы и как прикасаются к шёрстке тёплые, ласковые пальцы.

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является эпитет.

 

 

 1) – Да, тяжёлое ваше дело.

 2) Он летел стрелой.

 3) Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой!

 4) Девочка засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек.

 5) Палило солнце, искрилось море, и было тихо-тихо.

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является эпитет.

 

 

 1) На ступеньку вскакивает хлопчик лет пятнадцати.

 2) Может быть, тебе дать вот эту чёрную, яйцом, гранату?

 3) Я кладу ему в горячую руку обойму.

 4) Боясь, что ему не поверят, он вытягивает из-за пазухи завёрнутый в клеёнку комсомольский билет.

 5) Они с беспредельным уважением провожают уходящие на фронт эшелоны, с безграничной любовью встречают прибывающих с фронта раненых.

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является эпитет.

 

 

 1) А что ты понимаешь под дружбой? – полюбопытствовала Светлана Леонидовна.

 2) Сомнений нет, он: старый, потрёпанный, обложка местами покорёжена, а позолота вся облезла, но листы все на месте, книга ещё крепкая, а цена так просто приятная – всего-то три рубля.

 3) Как-то раз я попросила друзей купить мне этот том, если он им попадётся в букинистическом магазине.

 4) Хватит ли у вас привязанности друг к другу, чтобы хотя бы в самую тяжёлую минуту прийти на помощь, или вы будете успокаивать себя рассуждениями о собственной занятости?

 5) Проходит какое-то время, и меня навещает мой второй друг.

Сравнения

1.

1) Мальчишки веселились, пуляли в стену снежками, а белка перебиралась смелыми короткими рывками всё выше и выше, к самой крыше, цепляясь неизвестно за что.

 2) Снежные снаряды, словно пушечные ядра, с глухим фырканьем разрывались рядом с белкой, она вздрагивала всем маленьким телом, пушистый хвост прижимала к стене, как бы помогая себе даже им.

 3) В другой раз я бы сошёл с ума от этих неприятных слов, опять бы что-нибудь выкинул, может быть, а тут едва услышал.

 4) Мальчишки ненадолго опешили, потом я ощутил лицом колючий снег и стал задыхаться в сугробе.

 5) Газовый Баллон обернулся ко мне, глаза его, как у хитрой лисы, сощурились.

2.

 1) И я тоже решил стать самым сильным человеком во дворе.

 2) То у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. 

 3) Но это было неважно, потому что мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, как будто он уже заранее сдаётся.

 4) И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было тренироваться и развивать силу удара.

 5) И вдруг я вспомнил, как давным-давно я с этим мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и спать его укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал...

3.

 1) Земля мгновенно раскисла и превратилась в суперклей.

 2) Неизвестно, сколько бы времени мы шли, как вдруг услышали гул и увидели свет.

 3) Порывы ветра раскачивали машину, и казалось, что она сейчас перевернётся и покатится вместе с нами, как перекати-поле!

4) Ветер валил с ног.

 5) Мы шли уже четыре часа, останавливались и стреляли в воздух, надеясь на чудо, но только свирепые льдинки, как зубы хищников, клацали у наших задубелых лиц.

 

4.

 1) Туман ещё не рассеялся; в нём гасли очертания огромного корабля, медленно повёртывающегося к устью реки.

 2) Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии.

 3) Не было никаких сомнений в звонкой душе Грэя – ни глухих ударов тревоги, ни шума мелких забот.

 4) Спокойно, как парус, рвался он к восхитительной цели, полный тех мыслей, которые опережают слова.

 5) Я делаю то, что существует, как старинное представление о прекрасном несбыточном, и что, по существу, так же возможно, как загородная прогулка.

5.

 1) Его хмурое, усталое лицо чуть-чуть посветлело...

 2) Вон, смотрите: белые облака совсем как стадо белых слонов.

 3) Пассажиры не отрываясь смотрели на тучу, которая надвигалась на самолёт, и беспокойно переговаривались между собой.

 4) Полный набор: красные, синие, лазурные и так далее.

 5) А вон облако словно кит.

6.

   1) Пока совсем не стемнело, Сергей видел знакомые очертания гор и не боялся сбиться с пути.

   2) Ветер, который летел с северо-запада, не смог победить эту плотную темноту, ослабел и лег спать в сухой траве.

   3) Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу.

   4) Он горел неподвижно, словно где-то далеко светилось окошко.

   5) Слышно лишь, как головки каких-то цветов щёлкают по голенищам сапог.

7.

   1) Это была обыкновенная школьная тетрадка для рисования, найденная мною в куче мусора.

   2) Дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчёркнутые галочки, виднелись в синем звёздном небе.

   3) Я перевёртывал хрупкую на морозе бумагу, заиндевелые яркие и холодные наивные листы.

   4) Железные нити казённого образца покрывали все заборы в детской тетрадке.

   5) Акварельные краски, похожие на женские пуговицы, лежали в белой жестяной коробке.

 

 8.

1) Вода в Истье была ласковой и смешливой.

 2) Река петляла, словно пыталась сбежать и спрятаться от кого-то.

 3) Это было прекрасно: уже нежаркий, пятичасовой, такой милый и лопоухий день, блики на воде, стремительное скольжение вперёд.

 4) Холод клокотал уже в груди.

 5) Я вцепился в этот огонёк глазами, как в поплавок.

9.

   1) Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.

   2) А она, всё ещё робея и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмерена её судьба.

   3) Где ты взял кусочек солнца?

   4) Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно.

   5) Ты будешь навещать меня, как сегодня, а я буду работать.

10.

 1) Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование.

 2) Она ходила в театры, и там почти в каждой опере, в каждом балете была жизненная драма.

 3) Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания.

 4) Музыка уже разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.

 5) Музыка словно разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.

 

 

11.

1) Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!

 2) Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы, похожие на пушистые шарики весеннего солнца.

 3) А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.

 4) – Здорóво, юный жених!

 5) Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные...

 

12. 1) Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете.

 2) Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною.

 3) Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая.

 4) Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с круглым лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса.

 5) Как кукла она была более необычной, поражающей воображение, чем я как человек.

 

13. 1) Загадочное существо тринадцати лет, невероятная красавица с улыбкою до ушей, с золотыми глазами, с тонюсенькой талией.

   2) Верочка наблюдает за ним сурово, как тренер.

   3) Верочка снисходительно наблюдает, как мальчишки возятся с ракетой, как бережно кладут её на ступеньки подъезда, а сами отправляются за рюкзаками.

   4) И Гоша теперь сердит и почти свысока разговаривает с Верочкой: «На, смотри, если хочется...»

   5) Наконец что-то зашипело, заскворчало, как масло на сковородке...

14. 1) В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм.

2) И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные условности.

3) А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками.

4) А вот совсем другое дело – кинотеатр «Арс», плохонький сарайчик на площади, как некое инородное тело среди больших строений.

5) От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана – «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда».

15. 1) – А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал, – сказал мальчик.

2) Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятённой душе Андрейки, словно вихрь.

3) Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз.

4) Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.

5) Но дед кратко сказал: «Не трусь!» – и поставил его рядом с собой.

16. 1) Она беспощадно экспериментировала на себе самой: то выдумывала причёску, которую вполне можно было выдвинуть на премию по разделу архитектурных сооружений, то изобретала юбку с таким количеством складок, что на ней хотелось сыграть, как на гармони.

 2) Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги.

 3) Разочарование, восторг, изумление – все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места неопределённости.

 4) Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля.

 5) Ляля восхищённых взоров не замечала, и они от этого становились ещё восхищённее.

 

17. 1) – Фантастика! – сказала однажды бабушка.

 2) Я не мог понять: восторгается она моими родителями или в чём-то их упрекает?

 3) Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет.

 4) По мнению родителей, мы с бабушкой поступали неразумно и были неправильными людьми, и это нас объединяло.

 5) Невысокая, сухонькая, с коротко подстриженными волосами, бабушка напоминала озорного мальчишку.

 

18. 1) Сама по себе природа вечна и почти неизменна.

 2) Река сначала была узкой, берега унылы, с лозняком и ольхой, с корягами на белом песке.

 3) Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной.

 4) И целый час все вместе пели они эту песню, по нескольку раз повторяя одни и те же строчки, а баржа катила себе вниз по Ветлуге, по лесной дикой реке.

 5) И так же, как сейчас, природа будет будить в человеке порывы творчества.

 

19. 1) Прославится сразу на весь лагерь!

 2) Она, наверное, думает, что она такая неотразимая, – хихикали девчонки, – выйдет на сцену и всех покорит своей красотой, словно королева!

 3) Бесхитростный радостный Герка преподнёс мне новость, как пирожное на блюдечке.

 4) Понятно, что от ребят мы помощи не дождёмся – они будут всячески ей вредить.

 5) Справлюсь и без них!

 

20. 1) Но мальчик был защищён от ругательств невидимой бронёй своего смятения.

 2) Когда работаешь на «скорой помощи», готов ко всему, но такого оборота дела он не ожидал.

 3) И, присев на задние колёса, как конь перед скачками, «скорая помощь» устремилась вперёд.

 4) А что, если эта почти крылатая машина с красным крестом промчится мимо?

 5) И обидные слова отскакивали от этой брони, как дробинки.

 

21. 1) Покупать такую ерунду он, конечно, не стал бы, но, с другой стороны, как не воспользоваться тем, что досталось даром.

 2) Ему казалось, что телефон дрожит в конвульсиях, словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога.

 3) Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь.

 4) Он вздохнул, вновь отключил телефон, положил его в карман и, чтобы отвлечься от дурных мыслей, стал методично складывать цифры в номерах проезжавших мимо машин.

 5) Телефон вновь зазвонил, и, сморщившись, как от боли, Лесневский нажал на клавишу, чтобы его совсем отключить.

 

22. 1) Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным.

 2) Черноволосый, взъерошенный, с проступающими рёбрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка, и его ввалившиеся глаза постоянно искали добычу.

 3) Коржи были пахучие, румяные. Они светились, как два маленьких посоленных солнца.

 4) А второй корж, румяный, целёхонький, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.

 5) Но через некоторое время он вернулся, взял со стола остывший корж, аккуратно завернул его в чистую тряпицу и положил в дедушкин сундук, где лежали старые сапоги, мешок с самосадом и штык, привезённый с прошлой войны.

 

23. 1) Казалось, дома́ тоже дышали, жадно и глубоко.

 2) Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица.

 3) На миг я ощутил полузабытый запах – такой свежий, холодящий, словно от сосульки, положенной на язык.

 4) Я представил себе тех, кто живёт на этой улице, и подумал: как удалось им сохранить черёмуху?

 5) Старая, раскидистая, она росла в конце тихой улочки, доставая третьи этажи. Можно было подумать, будто чистое летнее облако опустилось между домами.

 

Метафора 

 

1. 1) Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо, но собака пошла за ней, сначала неуверенно, потом решительно и безоглядно.

 2) Бездомная жизнь, без сомнения, была ей уже невмоготу, и она выбирала хозяина.

 3) Бедная собака порывалась идти то за одним, то за другим, даже делала несколько шагов вслед, но тут же возвращалась.

 4) Собака благоговейно смотрела на неё.

 5) Та взяла – просто из вежливости, чтобы не обидеть, чтобы не спугнуть своего счастья, и уже уверенней побежала за женщиной. Так они и скрылись за углом.

2. 1) Аниска сразу нахмурилась и стала похожа на ежа.

 2) Аниска стояла, не говоря ни слова, будто не о ней шла речь.

 3) Тут вся Танюшкина обида вырвалась на волю.

 4) Какое высокое и какое ясное сегодня небо!

 5) – А она же у нас косая, – объяснила Лиза, – у неё один глаз к носу забегает.

    3. 1) Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.

 2) Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...

 3) Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу?

 4) Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать.

 5) Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других – юность, у третьих – жизнь.

    4. 1) В воскресные дни в людных местах Белозерска появляется старик с выцветшими глазами.

 2) – Прошёл до Берлина… Пешком. И фамилия моя потому Пешеходов.

 3) А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.

 4) Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается.

 5) Так и не вернулись. Спят в могиле.

    5. 1) Да, скорее всего, он проснулся именно от этой нестерпимой, несправедливой обиды.

 2) Он уже забыл про свою гордость. Ему хотелось закричать.

 3) У мальчика по всему телу разлилась приятная теплота.

 4) – Придётся извиниться, – грустно сказал отец.

 5) Ему необходимо было разорвать своё одиночество, такое длинное и бесконечное одиночество, которым так гордился вчера.

    6. 1) Его нельзя было не заметить: у него были ярко-рыжие волосы.

 2) Под рыжим чубом у него был выпуклый лоб, а глаза были голубые и отчаянные.

 3) Передо мной стоял Княжин, но что-то незнакомое было в выражении его лица.

 4) Разлетелась в куски его первая мечта, и он страдал.

 5) – Могу? – он ухватился за мои слова с радостью.

7. 1) На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало, пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги, газетами и цветными карандашами, склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять корешок и обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало приклеить кусок чистой бумаги с красиво, печатными буквами, написанными названием и фамилией автора.

 2) А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филипок, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой, нарисованной на картинке.

 3) Или я представлял себя Гаврошем и свистел, издеваясь над солдатами, на самом верху баррикады.

 4) Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений.

 5) Сочиняя исправленные сюжеты, я замирал, глаза мои, наверное, останавливались, потому что, если фантазия накатывала на меня при свидетелях, я перехватывал их удивлённые взгляды, – одним словом, воображая, я не только оказывался в другой жизни, но ещё и уходил из этой.

    8. 1) И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина.

 2) Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом

в тысячу окон.

 3) Серая громада висла над переулочком, по утрам за́стила солнце,

а вечерами сверху летели звуки музыки.

 4) Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги,

а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами.

 5) И с этого, наверное, времени зародилась у Глебова та тяжесть на дне души…

    9. 1) Это был светлячок – маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь.

 2) А стоит только одному сказать, что он знаком с чудесным светлячком, который блестит, как бриллиант, то другой, конечно, решит во что бы то ни стало стать его другом, за ним третий, четвёртый и так далее, а зачем – никто не знает, просто так повелось.

 3) Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, годы; светлячок постарел, потускнел, друзей больше у него не было, в гости его не приглашали, им не восхищались.

 4) Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву.

 5) Раньше я просто не знал, что это такое, а теперь знаю.

10.    1) Страх охватывает его.

   2) Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.

   3) Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт: – Жучка!

 

   4) Таким образом, незаметно его голова высовывается наконец над верхним срубом колодца.

   5) Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул...

   

11. 1) Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню.

2) На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец.

3) Под светом фонарика по белому подводному песочку бегали светлые извилистые тени волн.

4) Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла.

5) Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк   

12. 1) Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси́. «Как в доме Ростовых! – поясняла Оленька. – Или Болконских».

2) Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки.

3) – А она обиделась... И на что?! Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит.

4) – Не нашла места в зале? – задумчиво произнесла я. – Если бы ты нашла его у себя в сердце...

5) Но чтили его и все остальные, поэтому в школьном зале разлилось целое море поклонников.     

13. 1) Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься.

2) Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

3) Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи.

4) Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.

5) А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.   

14. 1) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.

2) До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.

3) Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы.

4) Впереди было ещё почти два года блокады...

5) В каждый дом ворвалось горе.

15. 1) Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд.

2) Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель.

3) Первый раз Миху поколотили уже первого сентября – несильно и назидательно – на большой перемене.

4) Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.

5) Миха стоически принял свою дозу, открыл портфель, достал платок, чтобы стереть кровь, и тут из портфеля высунулся котёнок       

16. 1) Ни разу в моём присутствии её глаза не увлажнялись, ни разу она не пожаловалась мне на жизнь, на боль.    

2) Я встал из-за стола, не сказав «спасибо».

3) Я шумно ходил по комнате, грохотал стульями, а мама всё стояла у окна.

4) Во мне накопилось много слов. Они распирают мне грудь, стучат в висок. Они рвутся наружу, на свет, на бумагу. 

5) Он [кружок колбасы] растаял во рту.        

17. 1) Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.

2) И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.

3) – Это моего отца убили... – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.

4) Сердце мальчика было наполнено горем.

5) Он был рад, что мать не видит его слез.    

18. 1) Прежде чем увидеть Наилю, я услышал её голос.

2) Эти нежные струны то звучали порознь, то перемежались, то сливались и звучали вместе едва заметной дрожью.

3) Глаза её блестели, как от слёз, хотя она не плакала.    

4) Я хотел закричать от радости, совершить что-то немыслимое.

5) Этот голос полностью захватил власть надо мной!     

19. 1) Потом ягодка начнёт увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.

 2) Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел.

 3) Я потрогал одно яйцо пальцем – оно было тёплое, почти горячее.

 4) И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею.

 5) И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдаёт детям всё, иной раз даже жизнь свою.

        

20. 1) Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно, и слёзы, слёзы подкатывали.

 2) Сердце мальчика облилось жалостью и болью.

 3) Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, приказать, и бабушка перестанет плакать, и даже ногу поднял – топнуть.

 4) И когда, наконец, из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл.

 5) Раздумывая, Гриша шёл неторопливо, и в душе его что-то теплело и таяло, там что-то жгло и жгло.

21. 1) Но город взбурлил, имя Нины стало известно всем, а равнодушных не было.

 2) Всюду, куда ни приди, слышалось:

– Ну как там наша Нина? Спасут ли... Вот горе!

 3) Чуянов приехал. Воронин ещё издали заметил его.

 4) Тогда это качество было ещё живо, и оно не раз согревало людские души...

 5) – Ребята, – сказал им Чуянов, – как хотите, а деваху надо вытащить.

Олицетворение

1. 1) Мальчик искал скрипку.

   2) Скрипка плакала и смеялась, она летала по небу и устало брела по земле.

   3) Он поставил большой чёрный футляр на мокрый асфальт и прислонил его к стене дома.

   4) Она уводила его от нудного дождя, от недоступной скрипки, от холодной Дианы.

   5) И этот другой не имеет никакого отношения к неприступному зданию музыкального училища, к его таинственной жизни, к ярким окнам, у которых свои разные голоса.

2. 1) Часы были на тонком коричневом ремешке, формой напоминали кирпичик, у циферблата было торжественное выражение лица.

   2) Была первая весенняя жара, липы стояли в новой листве, как свежевыкрашенные.

   3) И слёзы наконец брызнули, как брызжут в цирке у клоунов, сильной струёй.

   4) Дина уткнулась носом в тощий дедов живот.

   5) Он засовывал ремешок в ушки целых часов.

3. 1) Старик кротко улыбнулся, погладил головку внука и посмотрел на него как на цветок, растущий на земле.

 2) Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу.

 3) Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь, он думал о том, как рождаются из сыпучего скучного песка голубые, красные, жёлтые счастливые цветы, поднявшие к небу свои добрые лица и дышащие чистым духом в белый свет.

 4) Он невидимо улыбнулся своему доброму внуку и пошёл спать в избу на печку.

 5) Цветок этот – самый святой труженик, он из смерти работает жизнь…

4. 1) Один, только один раз земля не уберегла меня...

 2) Меня мать приучала к земле, как птица приучает своего птенца к небу.

 3) Я сгорал от жажды.    

 4) И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама.

 5) Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.

5. 1) Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.

2) И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей.

3) Иногда ветер подымал их на приличную высоту и, думая о чём-то своём, уносил со двора.

4) Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя.

5) И я подумал: вот найдёт кто-нибудь, догадается, придёт ко мне...

6. 1) Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто дожди не пускали его на улицу.

   2) А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома.

   3) Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу...

   4) Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.

   5) Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму.     

7. 1) А Вовка от стыда готов был провалиться сквозь землю.

2) Одна из аллей будто нарочно приглашала путников в самый глухой угол парка.

3) Там стояла бывшая барская контора, которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами.

4) Вскарабкавшись на обрыв по узенькой тропе, они очутились на заброшенной вырубке.

5) Он глянул в самый тёмный угол – прямо на него смотрели жуткие золотые глаза. 

8. 1) Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.

2) В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.

3) Смычок – вот что он будет держать в руках всю жизнь!

4) «Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» – рассуждала бабушка.

5) Все этажерки и книжные полки в доме рассказывали гостям, что они были сделаны руками Олега.

                           Противопоставление

1. 1) Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.

2) Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина.

3) – Что же, я теперь памятник ему должна поставить? – ответила Сергеева.

4) – Нет, нет, – поспешно сказала Сергеева. – Это неудобно, потому что у меня совсем маленькая квартира.

5) А когда спасают, то долго не думают, а раз – и в холодную воду!        

59 из книги, 58 из файла

 

(1)В тот день на берегу моря Зыбин всё-таки достал краба. (2)Краб был страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть бугры и колючки, какие-то швы, зубчатые гребешки. (3)Если его засушить, получится, наверное, прекрасный сувенир!

(4)Краб неделю просидел под кроватью. (5)Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню. (6)На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец. (7)Тогда Зыбин ногой задвинул краба к самой стене – вот он там и сидел сначала, а потом лежал. (8)На пятый день его глаза подёрнулись белой плёнкой, но только Зыбин притронулся к нему, как он выбросил вперёд всё ту же страшную и беспомощную клешню.

(9)На панцире тоже появилось что-то вроде плесени.

(10)На седьмой день Зыбин утром сказал Лине:

– Всё, больше я не могу. (11) Вечером я его выпущу.

(12)Лина на минуту задумалась.

– (13)И я пойду с вами.

(14)Они договорились встретиться на набережной.

(15)Когда стемнело и она подошла к морю, он уже сидел и ждал её. (16)Краб был в его шляпе. (17)3ыбин с жалостью смотрел на него.

– (18)Вот уж не думал никогда, что во мне сидит такой скот! (19)Обречь кого-то на медленное и мучительное умирание! (20)Никогда бы не поверил, что способен на такое! (21) Я думал: посидит, заснёт, как рыба. (22)А боль я должен был понимать… (23)Этим нельзя пренебрегать…

– (24)Слушай, – прервала его Лина, наклоняясь над шляпой. – (25)Ещё бы день, и он был бы готов.

(26)Он закатал до колен брюки и вошёл в воду.

– (27)Да, – сказал он. – (28)Конечно! (29)Но больше я уже не могу. (30) У каждого скотства есть какой-то естественный предел. (31)А я перешёл его.

(32)Он наклонился над водой и опрокинул шляпу. (33)Под светом фонарика по белому подводному песочку бегали светлые извилистые тени волн. (34)Краб упал на спину да так и остался.

– (35)Мёртв, – сказала Лина, подняв на Зыбина обескураженный взгляд.

– (36)Да, – тяжело согласился он. – (37)Поздно. (38)Ещё вчера... (39)Смотри, смотри!

(40)Сперва заработали ноги. (41)Краб перевернулся, медленно, с трудом поднялся. (42) Встал, отдыхая и отходя. (43)Он стоял, большой, корявый, стоял и набирался сил. (44)И как-то сразу же пропали все белые пятна.

– (45)Будет жить, – сказал Зыбин твёрдо.

(46)Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла.

(47)Тогда краб двинулся. (48)Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк. (49)Шёл и слегка шатался. (50)Прошёл немного и остановился.

– (51)Будет жить, – повторил Зыбин. – (52)Будет жить!

(По Ю.О. Домбровскому*)

 

* Домбровский Юрий Осипович (1909–1978) – русский советский прозаик, поэт, литературный критик.

 

6. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Зыбин достал на берегу моря большого краба, хотел его засушить и сделать сувенир.

2) Краб прожил у Зыбина под кроватью почти девять дней, пока тот не решился выпустить беднягу на волю.

3) Подруга Зыбина Лина настояла на том, чтобы он отпустил краба в море.

4) Зыбин осознал, что обрекает краба на медленную и мучительную смерть, поэтому решил выпустить его в море.

5) Попав снова в море, краб сначала не шевелился, но потом ожил и стал медленно двигаться в воде.

 

7. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню.

2) На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец.

3) Под светом фонарика по белому подводному песочку бегали светлые извилистые тени волн.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.171.136 (0.244 с.)