Диагностика волевого потенциала личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика волевого потенциала личности



Инструкция. Прочитайте приведенные вопросы и постарайтесь ответить на них с максимальной объективностью. В случае согласия с содержанием вопроса ставьте «да»; при сомнении, неуверенности ‑ «не знаю» (или «бывает», «случается»); при несогласии ‑ «нет».

Опросник

 

1.В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, позволяют ли время и обстоятельства оторваться и потом снова вернуться к ней?

2.Преодолеете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?

3.Попадая в конфликтную ситуацию (в учебе или в быту), в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию со стороны, с максимальной объективностью?

4.Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны?

5.Найдете ли вы силы встать утром раньше обычного, как было запланировано вечером?

6.Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7.Быстро ли вы отвечаете на письма?

8.Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение стоматолога, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?

9.Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам настойчиво рекомендуют врачи?

10.Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот, иными словами, являетесь ли вы человеком слова?

11.Без колебаний ли вы отправляетесь в путешествие (деловую поездку) в незнакомый город?

12.Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?

13.Относитесь ли вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?

14.Отвлечет ли вас очень интересная телепередача от выполнения срочной работы?

15.Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова противной стороны?

Обработка результатов

 

Ответ «да» оценивается в 2 балла; «не знаю» ‑ 1 балл; «нет» ‑ 0; затем суммируются полученные баллы. Если вы набрали:

1-12 баллов ‑ с силой воли дела обстоят у вас неважно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, даже если это может повредить вам. К обязанностям нередко относитесь спустя рукава, что бывает причиной неприятностей. Ваша позиция выражается примерно так: «Что мне, больше всех нужно?». Любую просьбу, любую обязанность вы воспринимаете чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайтесь взглянуть на себя с учетом этой оценки, может быть, она поможет вам изменить свое отношение к окружающим и кое-что переделать в своем характере. Если удастся, от этого вы только выиграете.

13-21 балл ‑ сила воли у вас средняя. Если столкнетесь с препятствием, то начтете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, тут же воспользуетесь им. Не переусердствуете, но данное вами слово сдержите. Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете. Иногда это отрицательно сказывается на отношении к вам руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах окружающих. Если хотите достичь в жизни большего, тренируйте волю.

22-30 баллов ‑ с силой воли у вас все в порядке. На вас можно положиться ‑ вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда ваша твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли ‑ это хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.

3. Контрольные вопросы:

1. Чувства противопоставляются разуму, рациональности. Можно ли познать чувства?

2. Имеет ли какое-либо отношение динамика чувств к их видов?

3. Приведите примеры наследственных влияний на физиологию чувств.

4. Приведите примеры «наследственных» механизмов физиологии чувств.

5. «Сердце не прощает», «Сердцем чувствую», «Тоска в сердце» и т.п. Как вы объясните эти выражения с точки зрения современных ууявлень о чувствах?

6. К.С.Станиславский разработал метод «физических движений» как способ достижения актером чувство, что имеет выражение в этих движениях. Можно ли считать, что движение порождает чувства?

7. Признаком выражения чувств является плач, смех, слезы, дрожь и т.д. Известно, что у разных народов эти чувства выражаются по-разному. Значит ли это, что какие-то из них ложны в выражении своих чувств?

8. Настроение, как правило, не имеет очевидной причины. Можно ли уметь управлять своими настроениями?

9. Что такое воля, волевая регуляция, волевое действие?

10. Какие виды волевых действий вы знаете?

11. Назовите стадии волевого процесса.

12. Какие психофизиологические механизмы произвольного управления поведением и деятельностью вы знаете?

13. Какие волевые свойства человека вы знаете?

14. Что такое произвольное самоуправление? Назовите признаки произвольного самоуправления.

15. Какие средства развития воли вы знаете?

16.  Что такое безвольное поведение? Назовите ее виды.

17. Какие виды патологии воли вы знаете?

18. Приведите примеры волевых расстройств и классифицируйте их по группам.

 

4. Литература:

 

Базовая

1. Максименко С.Д. Общая психология / С.Д. Максименко. ‑ М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер». – 1999. – 528 с.

2. Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И.Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 448 с.

3. Общая психология: учебник для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1986. – 464 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер Ком, 1999 – 720 с.

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко, 4-е изд. – Ростов-н/Д: Феникс, 2001. – 672 с.

Дополнительная

1. Аверин В.А. Психология личности: учебное пособие / В.А.Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 89 с.

2. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы / Б.Б. Айсмонтас. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 288с.

3. Белинская Е.П. Социальная психология личности / Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М.: Аспект-Пресс, 2001.‑ 300 с.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. – М.: Просвещение, 1968. ‑ 464 с.

5. Братусь Б.С. Анатомия личности / Б.С.Братусь. – М.: Мысль, 1988. – 301 с.

6. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К.Вилюнас. ‑ М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 142 с.

7. Гальперин П.Я. Лекции по психологии / П.Я.Гальперин. – М.: Высшая школа, КДУ, 2002. – 400 с.

8. Додонов Б.И. Эмоция как ценность / Б.И.Додонов. ‑ М.: Политиздат, 1978. – 272 с.

9. Зиглер Д. Теории личности. (Основные положения, исследование и применение) / Д.Зиглер, Л. Хьелл. ‑ СПб.: Питер Пресс, 1997. ‑ 608 с.

10. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 142 с.

11. Изард К.Э. Психология эмоций; пер.с англ. / К.Э.Изард. ‑ СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 464 с.

12. Ильин Е.П.Эмоции и чувства / Е.П.Ильин. – СПб.: «Питер», 2001. – 752 с. (Серия «Мастера психологии»).

13. Ильин Е.П. Психология воли / Е.П.Ильин. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с. – (Серия «Мастера психологии»).

14. Ильин Е. П. К вопросу об объективности оценочных суждений о волевых качествах / Е.П. Ильин, Е.К. Фещенко // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л.А.Головей, Л.А.Коростылевой. ‑ Вып. 3. — СПб.: Изд-во С-Пб ун-та, 1999. С. 113-123.

15. Капрара Дж. Психология личности / Дж. Капрара, Д.Сервон. – СПб.: Питер, 2003. – 640с.

16. Копець Л.В. Психологія особистості: навч. посіб. для студ. вищ. навч. закл. / Л.В.Копець. – 2-ге вид. – К.: Вид. дім «Києво-Могилянська академія», 2008. – 458 с.

17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.

18. Мельник С.Н. Психология личности / С.Н.Мельник. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. – 96 с.

19. Немов Р.С. Психология: [учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений]: в 3 кн. / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1. Общие основы психологии. – 688 с.

20. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. Парадигмы, проекции, практики / А.Б.Орлов. – М.: Академия, 2002. – 272 с.

21. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В.Петровский. – М.: Педагогика, 1982. – 255 с.

22. Петровский А.В. Личность в психологии с позиций системного подхода / А.В.Петровский // Вопросы психологии.‑ 1981. ‑ № 1. – С. 50-66.

23. Психология личности: учебное пособие / Под ред. проф. П.Н.Ермакова, проф. В.А.Лабунской. – М.: Эксмо, 2007. – 462 с.

24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер Ком, 1999 – 720 с.

25. Сидоров П.И. Введение в клиническую психологию: ученик для студентов медицинских вузов / П.И.Сидоров, А.В.Парняков. – Т. 1. – М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 416 с.

26. Семиченко В.А. Психология эмоций / В.А.Семиченко. – Луганск: НПФ «Осирис», 1996. – 246 с.

27. Слотина Т.В. Психология личности: учебное пособие / Т.В.Слотина. – СПб.: Питер Пресс, 2008. – 304 с.

28. Шопергауэр А. Мир как воля и представление / А. Шопергауэр. ‑ В 5 т. – М.: Московский клуб, 1992. ‑ Т. 1. – 395 с.

29. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь / П.Экман. ‑ 2-е изд.; пер. с англ. – СПб.: «Питер», 2010. – 334 с. ‑ (Серия «Сам себе психолог»).

30. Ясперс К. Общая психопатология / К.Ясперс; пер. Л.О.Акопян. – М.: Практика, 1997. – 1053 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.013 с.)