Особенности психологической интерпретации диадных и триадных отношений в психологическом портрете семьи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности психологической интерпретации диадных и триадных отношений в психологическом портрете семьи.



Термин "диадные (или диадические) отношения" несколько по-разному трактуется в различных областях психологии. Наиболее широко он понимается в социальной психологии, где диада рассматривается как группа из двух человек и дискутируется вопрос о том, считать ли диаду наименьшим вариантом малой группы1. Таким образом, диадические (диадные) взаимодействия описывают лишь количество участников, не уточняя характер отношений. Другое использование термина связано с психоаналитической традицией. Здесь диада — пара "ребенок — мать", причем в доэдиповом периоде, т.е. имеется в виду ребенок раннего возраста, не сепарировавшийся, существующий в неразрывной связи с матерью. Во многом под влиянием психоаналитической трактовки и теории объектных отношений традиционно в психодиагностике под диадными понимаются парные взаимодействия в семье: родителя и ребенка, а также супружеские отношения. Соответственно, такие методики чаще всего находят применение в семейном консультировании и психотерапии, причем родительско-детские и супружеские отношения будут тесно взаимосвязаны. Более того, диагностика различных аспектов семейных отношений оказывается востребована в случае практически любых вариантов индивидуального консультирования и психотерапии: в работе с детьми (например, это закономерно станет одним из этапов выяснения причин школьной дезадаптации) и в работе со взрослыми, состоящими в браке и (или) имеющими детей (например, терапевт обязательно заинтересуется удовлетворенностью браком, степенью доверительности и открытости отношений в паре, восприятием своей родительской роли клиентом и т.д.).

Опросник "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса. Рассчитан на родителей. Позволяет оценить тип семейного воспитания с точки зрения его нарушений и установить причины этих нарушений, оказывающих патологизирующее влияние на детей. Существует в двух версиях: для родителей подростков (от 11 лет до 21 года) и детей младшего возраста (от 3 до 10 лет).

Во всех случаях авторы ориентируются именно на нарушенные семейные взаимодействия. Шкалы составлены по возможным вариантам нарушения описанных параметров:

Методика стандартизована на 900 родителях детей от 5 до 18 лет. Есть сведения о проверке валидности и надежности.

Методика "Подростки о родителях" [3].

Сегодня все больше говорят о том, что проблемы личной и семейной жизни взрослого человека, как правило, родом из его детства и напрямую связаны с проблемами семьи, в которой он рос.

Хочется начать с того, что число «три» символично: третий путь содержит компромисс между двумя крайними вариантами и считается наиболее правильным («золотой серединой»), мы живем в трехмерном пространстве, и в основе развития личности также лежат триадные отношения в семье.

Почему наиболее комфортной для развития ребенка считается полная семья - отец, мать и ребенок? Потому что воспитание в полной семье позволяет ребенку наиболее адекватно вписаться в нашу реальность и в общество. Восприятие ребенком окружающего мира неизбежно будет несколько односторонне при воспитании его одним из родителей, и только полная семья дает ребенку адекватное восприятие реальности.

То есть, когда проблемы наблюдаются у ребенка, то это сигнал к тому, что должны перестроиться и родители. Дело в том, что в ребенке нет ничего такого, чего бы не было в окружающем его мире. Ребенок - продукт отношений в семье, слепок этих отношений.

Однако даже если родители и понимают, что проблемы их ребенка как-то связаны с ними самими, то что им делать, что изменить - они не знают, и чтобы разобраться в этом лучше, им поможет психолог-психоаналитик.

свою изоляцию, не знает, как быть связанным с окружающим миром, с окружающими людьми, а в дальнейшем - и как утвердиться в профессии.

Однако проблемы в каждой семье свои (еще Л. Н. Толстой писал, что каждая несчастливая семья несчастна по-своему), поэтому для лучшей корректировки проблем нужно обратиться к психоаналитику, который поможет открыть и преодолеть проблемы именно вашей семьи.

Ребенок может переживать и наслаждаться иллюзией, что он такой же большой и активный. Это состояние может еще больше усиливаться благодаря одновременному знанию, что на самом деле он маленький, но скоро будет такой же большой, как отец. Важно, конечно, чтобы игры происходили с обоюдной радостью и удовольствием.

Чрезвычайно важна роль отца для преодоления симбиоза матери и ребенка. Симбиоз очень нервирует молодых мам, которым ребенок может не позволять отъединиться даже для того, чтобы принять душ. Та же симбиотическая связь не дает возможность ребенку оторваться от матери и спокойно пойти в детский сад, стать самостоятельным.

Важно еще и то, что отношения с отцом позволяют развиться новому отношению к матери - не только как питающей и дающей (на потребительском уровне) - а на более высоком интегрирующем уровне.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 804; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.006 с.)