Тема 1. Организация бухгалтерского финансового учета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Организация бухгалтерского финансового учета



Тема 1. Организация бухгалтерского финансового учета

Системы и принципы ведения бухгалтерского учета

В соответствии с законом «О бухгалтерском учете в РФ» от №402-ФЗ от 06.12.2011г. применяется классическая система ведения бухгалтерского учета, принятая во многих странах.

Основными элементами данной системы являются: документирование; оценка; счета бухгалтерского учета и двойная запись; инвентаризация; баланс и отчетность.

 

Эти элементы представляют и методы бухучета.

При выборе способов ведения бухгалтерского учета на предприятии (формировании учетной политики) необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

1. Имущественная обособленность предприятия.

2. Непрерывность деятельности предприятия.

3. Последовательность применения учетной политики.

4. Временная определенность, т.е. факт хозяйственной деятельности относится к тому отчетному периоду и отражается в бухгалтерском учете, в котором он имел место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этим фактом.

Оценка.

Методы оценки:

1. фактическая (первоначальная) себестоимость – уплаченная или начисленная при приобретении или производстве объектов;

2. текущая (восстановительная) стоимость, которая должна быть уплачена в настоящее время в случае необходимости какого-либо объекта.

Счета бухгалтерского учета и двойная запись.

Счет представляет собой способ группировки и текущего отражения изменений, происходящих в имуществе и обязательствах предприятия. Отражение операций на счетах ведется в денежном измерителе, а в некоторых случаях – в натуральном и трудовом измерителе.

Графические счета – таблицы определенной формы, в которых делаются учетные записи.

Каждый счет имеет два поля: левая часть – дебет (он получил), правая – кредит (он верит).

Счета, предназначенные для отражения хозяйственных средств по их видам, называются активными, и открываются на основании статей актива баланса.

Счета, предназначенные для отражения источников хозяйственных средств по их видам, называются пассивными, и открываются на основании статей пассива баланса.

Сумма операций, записанная на бухгалтерских счетах за определенный период, называется оборотом.

Состояние средств или источников на определенную дату называется остаток (сальдо). Указание дебетуемого, кредитуемого счетов и суммы отражаемой операции называется бухгалтерской проводкой.

Взаимосвязь между счетами в результате двойной записи называется корреспонденцией, а счета, которые в ней участвуют, корреспондирующими.

Забалансовый счет — счет, предназначенный для обобщения информации о наличии и движении ценностей, не принадлежащих хозяйствующему субъекту, но временно находящихся в его пользовании или распоряжении, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями.

Тема 2. Учет денежных средств и расчетов

Учет кассовых операций

Все предприятия, действующие на территории России, должны хранить свои денежные средства в банках. Порядок ведения кассовых операций регламентируется Указанием ЦБ РФ от 11.03.2014г. №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».

Каждое предприятие (каждый ИП) для осуществления расчетов наличными деньгами и хранения денежных документов должно иметь кассу. Мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются юридическим лицом, ИП.

Предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с банком могут расходовать ее на оплату труда, командировочные и хозяйственные расходы. Наличные деньги, полученные из банка в кассу предприятия, расходуются только на те цели, на которые они были получены (выдача заработной платы, командировочные или хозяйственные расходы).

Предприятие может иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимита их остатка, установленного руководителем предприятия в соответствующем распорядительном документе. Хранение наличных денег сверх установленного лимита допускается в дни выплаты заработной платы и прочих выплат (не более пяти рабочих дней, включая день получения наличных в банке), а также, в выходные, нерабочие праздничные дни – в случае ведения в эти дни кассовых операций. Сверхлимитная кассовая наличность сдается в банк для зачисления на расчетный счет предприятия (ИП). Порядок и сроки проверок наличия денег в кассе также устанавливает руководитель компании.

Кассовые операции ведутся кассиром, назначенным на данную должность соответствующим образом.

Кассовые операции оформляются кассовыми документами:

1) приходный кассовый ордер (форма 0310001 – код по ОКУД Общероссийскому классификатору управленческой документации);

2) расходный кассовый ордер (форма 0310002).

Кассовые документы могут оформляться как на бумажном носителе, так и с применением технических средств. В последнем случае они должны распечатываться на бумажном носителе. Внесение исправлений в кассовые документы не допускается.

Кассовые документы оформляются:

- главным бухгалтером;

- бухгалтером или другим работником (в том числе кассиром), определенным руководителем по согласованию с главным бухгалтером путем издания распорядительного документа;

- руководителем (при отсутствии главного бухгалтера и бухгалтера).

С работником, который выполняет кассовые операции, заключается договор о полной материальной ответственности. В кассовых документах указывается основание для их оформления и перечисляются прилагаемые подтверждающие документы (расчетно-платежные ведомости, платежные ведомости, заявления, счета, другие документы).

Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассах организации, а также денежных документов, находящихся в кассе организации (почтовых марок, марок государственной пошлины, вексельных марок, оплаченных авиабилетов, оплаченных путевок в дома отдыха и санатории и др.) предназначен активный счет 50 «Касса».

К счету 50 открываются субсчета: 50-1 «Касса организации», 50-2 «Операционная касса», 50-3 «Денежные документы» и др.

Когда предприятие производит кассовые операции с инвалютой, то к счету 50 должны быть открыты соответствующие субсчета для обособленного учета движения каждой наличной инвалюты.

Пример

В кассу организации за день поступили следующие суммы: от покупателей товаров – 63000 руб., от подотчетного лица возврат неизрасходованного аванса – 2380 руб., снятие наличных с расчетного счета на командировочные расходы – 32000 руб.

За этот же день было выдано из кассы: подотчетному лицу на командировочные расходы – 32000 руб., подотчетному лицу на хозяйственные расходы – 14700 руб.

Проводки:

Д 50 К 62_63 000 руб. – выручка от покупателей за проданные товары;

Д 50 К 71_2 380 руб. – возврат неизрасходованного аванса;

Д 50 К 51_32 000 руб. – с расчетного счета;

Д 71 К 50_32 000 руб. – под отчет на командировочные расходы;

Д 71 К 50_14 700 руб. – под отчет на хозяйственные нужды.

Расчеты через кассу между юридическими лицами, между юридическими лицами и предпринимателями ограничены суммой 100 тысяч рублей в рамках одного договора (с 20.06.2007г.). Если предприятие осуществляет продажу продукции за наличный расчет (в том числе с использованием пластиковых карт), то оно использует контрольно-кассовые машины и ведет учет поступающей выручки в книге кассира-операциониста. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, не оприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 рублей; на юридических лиц – от 40000 до 50000 рублей (ст.15.1 КоАП РФ).

Пример

По расчетному счету предприятия 6 апреля были следующие поступления: 218 460 руб. – от покупателя за приобретенные товары; 140 000 руб. – первый транш по кредитной линии. В этот же день был списано: 64 728 руб. – уплата НДФЛ из зарплаты сотрудников; 42 500 руб. – за информационные услуги; 37200 руб. – за ремонтные работы.

Проводки:

Д 51 К 62_218 460 руб. – поступила оплата от покупателя;

Д 51 К 66_140 000 руб. – поступил кредит;

Д 68 К 51_64 728 руб. – списано уплата НДФЛ;

Д 60 К 51_42 500 руб. – списано  за информационные услуги;

Д 60 К 51_37 200 руб. – списано за ремонтные работы.

 

Пример

ООО «Альфа» на валютном счете имеет евро. Принято решение о продаже 7000 евро. Для продажи валюты организация оформила 8 апреля распоряжение на продажу части валютной выручки. В этот же день валюта списана с валютного счета. 9 апреля валюта продана по курсу 75 руб. Курс евро, установленный ЦБ РФ, составил: на 08.04 – 74,63 руб.; на 09.04 – 74,75 руб. Вырученный рублевый эквивалент зачислен на рублевый расчетный счет организации.

Дт Кт Сумма Содержание операции

08.04

57 52 70000 евро/522 410 руб. (7000 х 74,63) Списаны с валютного счета средства для продажи

09.04

51 76 525 000 руб. (7000 х 75) Выручка от продажи валюты поступила на р/счет
76 91-1 525 000 руб. (7000 х 75) Выручка от продажи валюты включена в прочие доходы
91-2 57 7000 евро/523 250 руб. (7000 х 74,75) Списана проданная валюта
57 91-1 840 руб. (7000 х (74,75 – 74,63)) Отражена положительная курсовая разница

 

На специальных счетах в банках учитываются денежные средства, находящиеся в аккредитивах, чековых книжках, на текущих, особых и других счетах, денежные средства целевого финансирования и использования. Синтетический учет этих денежных средств ведется на активном счете 55 «Специальные счета в банках». В зависимости от форм расчетов, используемых организацией, к счету 55 могут быть открыты субсчета «Аккредитивы», «Чековые книжки» и др.

 

Пример

Организация заключила договор с поставщиком на приобретение материалов, стоимостью 600 000 руб., в том числе НДС – 100 000 руб. Перечислен аванс в сумме 420 000 руб.

6 апреля материалы были получены полностью, после перечислен остаток 180 000 руб.

Проводки:

Дт 60.02, субсчет «Авансы выданные» Кт 51 – 420 000 руб. – перечислен аванс 

Дт 10 Кт 60.01_500 000 руб. – получены материалы;

Дт 19 Кт 60.01_100 000 руб. – учтен НДС;

Дт 68 Кт 19_100 00 руб. – НДС к вычету;

Дт 60.01 Кт 60.02, субсчет «Авансы выданные» 420 000 руб. – зачтен аванс;

Дт 60.01 Кт51_180 000 руб. – произведен окончательный расчет с поставщиком;

 

Учет у лизингодателя:

1) Д 08 К 60 – приобретение лизингового имущества;

2) Д 03 «Доходные вложения в материальные ценности» К 08 – оприходование лизингового имущества;

3) Д 03 субсчет «Имущество для сдачи в аренду, переданное арендатору» К 03 субсчет «Имущество для сдачи в аренду – приобретенное» - передача имущества лизингополучателю, когда имущество учитывается на балансе лизингодателя

или

Д 91 К 03 – когда имущество учитывается у лизингополучателя;

4) Д 20 К 02 – начисление износа;

5) Д 62 К 91 – начисление лизинговых платежей, если имущество на балансе лизингодателя

или Д 76 К 91 – если имущество на балансе лизингополучателя.

Учет у лизингополучателя.

1-й вариант – имущество учитывается на балансе лизингодателя:

лизингополучатель отражает объект лизинга на забалансовом счете 001.

2-й вариант – имущество учитывается на балансе лизингополучателя:

1) Д 08 К 76 субсчет «Лизинговые обязательства» – получение объекта лизинга;

2) Д 19 К 76 субсчет «Лизинговые обязательства» – выделение суммы НДС. Ее возмещение из бюджета происходит в течение всего срока действия лизингового соглашения по мере уплаты лизингодателю НДС в составе лизинговых платежей;

3) Д 08 К10, 60, 69, 70 – приняты к учету затраты, связанные с приобретением лизингового имущества (на сумму без НДС);

4) Д 01 субсчет «Арендованное имущество» К 08 – ввод в эксплуатацию объекта лизинга;

5) Д 20, 25, 26, 44 К 02 – начисление амортизации;

6) Д 20, 23, 25, 26, 44 К60 – начислена задолженность лизингодателю по лизинговой плате (на сумму без НДС);

7) Д 19 К 60 – отражена сумма НДС, относящегося к начисленным затратам по лизинговой плате;

8) Д 60 К 51 – произведена оплата лизингодателю;

9) Д 68 К 19 – принята к вычету сумма «входного» НДС.

 

Пример

Компания заключила договор лизинга грузового автомобиля. ОС будет учитываться на балансе лизингополучателя.

Стоимость ОС 1 056 тыс. руб., в т.ч. НДС – 176 тыс. руб. Первоначальный взнос – 200 тыс. руб. Ежемесячные платежи – 55 тыс. руб.

Ежемесячно начисляется амортизация в сумме 45 833,33 руб.

Проводки:

Д 08-4 К 76-7 «Арендные обязательства» 880 000 руб. – общая стоимость грузовика;

Д 19-1 К 76-7 176 000 руб. – НДС;

Д 01-3 «Арендованное имущество» К 08-4 880 000 руб. – ввод в действие ОС;

Д 76-7 К 51 200 000 руб. – уплачен первоначальный взнос.

 

Пример

Компания в январе заключила договор на поставку строительного крана стоимостью 1680 тыс. руб., в т.ч. НДС – 280 тыс. руб. В этом же месяце кран был доставлен транспортной организацией. Стоимость услуг по доставке составила 24 тыс. руб., в т.ч. НДС – 4 тыс. руб. Через день после доставки кран был введен в эксплуатацию.

Проводки:

Д 08-4 К 60_1 400 000 руб. – отражена стоимость полученного крана;

Д 19-1 К 60_280 000 руб. – выделен НДС из стоимости крана;

Д 08-4 К 60_20 000 руб. – отражена стоимость услуг по доставке крана;

Д 19-3 К 60_4 000 руб. – выделен НДС из стоимости доставки;

Д 60 К 51_1 680 000 руб. – оплата поставщику за кран;

Д 60 К 51_24 000 – оплата за доставку крана;

Д 01 К 08-4_1 420 000 руб. – оприходован кран по первоначальной стоимости;

Д 68 К 19-1_280 000 – НДС по крану предъявлен к вычету;

Д 68 К 19-_3 4 000 – НДС по доставке предъявлен к вычету.

 

Стоимость объектов основных средств погашается путем начисления амортизации. Начисление амортизации производится в течение срока полезного использования. Срок полезного использования – это период, в течение которого использование объекта основных средств призвано приносить доход или служить для выполнения целей деятельности предприятия. Линейный способ – это списание стоимости объекта равными суммами в течение срока его службы.  Учет амортизации основных средств ведется на пассивном счете 02 «Амортизация основных средств». Начисляется амортизация по кредиту счета 02 в дебет счетов 20, 23, 25, 26, 44, 91.

Пример

Первоначальная стоимость объекта 100 000 руб. при сроке службы 5 лет, годовая сумма амортизации равна 100 000/ 5=20 000 руб.

Пример

На балансе предприятия числился токарный станок, который по результатам инвентаризации был признан не подлежащим ремонту и восстановлению. Руководитель издал приказ о списании данного объекта с баланса. Первоначальная стоимость станка составляла 265 800 руб., начисленная за весь срок службы амортизация – 254 460 руб. Затраты на демонтаж и вывоз станка составили 8 320 руб. За сданный как лом станок предприятие получило доход в сумме 14 770 руб.

Проводки:

1) Д 01.в К 01_265 800 руб. – списана первоначальная стоимость станка;

2) Д 02 К 01.в_254 460 руб. – списана амортизация станка;

3) Д 91.2 К 01.в_11 340 руб. – списана остаточная стоимость станка;

4) Д 91.2 К 60_8 320 руб. – отражены расходы по выбытию станка;

5) Д 60 К 91.1_14 770 руб. – отражены доходы от выбытия;

6) Д 99 К 91.9_4 890 руб. – списан убыток от выбытия станка (14770 – 11340 – 8320).

 

 

Пример

Научно-исследовательское бюро разработало новый двигатель, провело успешные испытания, в Роспатент отправили заявку на получение патента. Затраты составили: зарплата работников – 30000 руб.; страховые взносы – 9000 руб.; материальные затраты – 10000 руб.; госпошлина – 2000 руб.; сбор за проведение экспертизы – 990 руб.

Патент получен на 5 лет.

Проводки:

Д 08 К 70 30000 руб. – начислена зарплата работникам;

Д 08 К 69 9000 руб. – начислены страховые взносы;

Д 08 К 10 10000 руб. – учтены материальные затраты;

Д 08 К 60 2000 руб. – учтена госпошлина;

Д 08 К 60 990 руб. – учтен сбор за проведение экспертизы;

Д 04 К 08 51990 – НМА принят к учету.

 

Пример

Производственная компания в июне приобрела базу данных стоимостью 60 тыс. руб. (без НДС). Срок полезного использования – 48 месяцев. С июля будет начисляться амортизация.

1. Линейный метод.

Ежемесячная сумма амортизационных отчислений – 1 250 руб. (60 000/ 48).

2. Способ уменьшаемого остатка. Коэффициент ускорения – 2.

В июле амортизация – 2 500 руб. (60 000 * 2/48).

В августе – 2 395,83 руб. ((60 000 – 2 500)* 2/48).

В сентябре – 2 296 руб. ((57 500 – 2 395,83)* 2/48).

В учете начисление амортизации отражается:

Д 26 К 05.

По объектам нематериальных активов организация может проводить переоценку не чаще, чем один раз в год (на начало отчетного года). Переоценка может быть произведена как специалистом оценщиком, так и собственными силами с помощью создания оценочной комиссии. Учет выбытия осуществляется аналогично учету выбытия основных средств. Все операции отражаются на счете 91.02.

 

 

Пример

Рабочий предприятия принес больничный лист на 10 календарных дней (с 14 по 23 апреля 2019 г. включительно). Общий страховой стаж рабочего составляет 12 лет и 7 месяцев, ему полагается пособие в размере 100% среднего заработка. Расчетный период – 2017-2018 гг. Сумма заработка за расчетный период равна 488 614 руб.

Среднедневной заработок:

488 614 / 730 = 669,33 руб.

Среднедневной заработок не превышает максимальный размер дневного пособия.

Среднедневной заработок исходя из МРОТ равен:

11 280 * 24/ 730 = 370,84 руб.

Так как среднедневной заработок работника выше этой величины, то пособие будет начислено исходя из среднего заработка рабочего:

- за счет средств предприятия: 669,33 * 3 = 2 008 руб.;

- за счет средств ФСС: 669,33 * 7 = 4 685,34 руб.

Итого начислено пособие в сумме 6 693,34 руб.

Сумма пособия включается в платежную ведомость за апрель 2019 года.

Проводки:

Д 20 К 70 2 008 руб. – начислена сумма пособия за счет работодателя;

Д 69 К 70 4 685,34 руб. – начислена сумма за счет ФСС.

Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20% заработка работника за минусом НДФЛ. Если такие удержания производятся одновременно с производством обязательных удержаний по исполнительным документам, то удерживаемые суммы не должны превышать 50%, а некоторых случаях – 70%.Так, организация может удержать 70% заработка работника: при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей; при возмещении вреда, причиненного здоровью; при возмещении вреда людям, которые понесли ущерб в результате смерти кормильца; при возмещении ущерба, причиненного преступлением.

Налог на доходы физических лиц удерживается в соответствии с главой 23 НК РФ. Исчисление этого налога производится по совокупному годовому доходу, полученному в календарном году от всех источников на территории РФ и вне, как в денежной, так и в натуральной форме. Совокупный доход в налогооблагаемом периоде по месту основной работы уменьшается на следующие стандартные вычеты: например,

 1400 руб. – на первого и второго ребенка за каждый месяц; 3000 руб. – на третьего ребенка и каждого последующего и др.

Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет. Налоговый вычет предоставляется за период обучения ребенка в образовательном учреждении или учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в период обучения.

Ставка НДФЛ – 13%. Если сумма налоговых вычетов окажется больше суммы доходов за этот же период, то налоговая база равна нулю. На следующий период разница между доходом и вычетами не переносится.

Удержания по исполнительным документам производятся по правилам: алименты на содержание детей удерживаются в следующих размерах и после удержания НДФЛ

- на 1 ребенка - 25%. - на 2 детей – 33%. - на трех и более детей - 50%

Проводки по удержаниям:

Д 70 К 68 – начислен и удержан НДФЛ;

Д 68 К 51 – НДФЛ перечислен в бюджет;

Д 70 К 76 – удержания по исполнительным документам (алименты и пр.);

Д 76 К 50,51 – выплата взыскателям.

Пример

Предприятие приобретает на бирже через брокера акции на сумму 100 000 руб. Посредническое вознаграждение брокеру составляет 1 200 руб. Организация понесла затраты по перерегистрации акций в реестре акционеров в сумме 600 руб.

Проводки:

Д 76-5 К 51 101 800 руб. – перечислены средства в оплату ценных бумаг и услуг посредников;

Д 58-1 К 76-5 101 800 руб. – оприходованы ценные бумаги после получения документов о переходе права собственности на них по фактической стоимости.

 

Облигации могут быть приобретены по цене выше или ниже номинала.

Покупка облигации по цене ниже номинала Содержание операции Дебет Кредит
Оплата облигации 76 51
Принятие к учету 58 76
Доначислена разница до номинала 58 91
Начислен купонный доход 76 91
Получен купонный доход 51 76
Облигация списывается с баланса (или с использованием сч. 62) 91 58
Проданы облигации 51 76
Получены деньги за облигацию 76 91

 

Ценные бумаги могут быть получены:

1. в качестве вклада в уставный капитал по стоимости, оговоренной в учредительных документах: Д 58 К 75;

2. могут поступить безвозмездно: Д 58 К 91.

 

Погашение (выкуп) и продажа ценных бумаг отражаются записью: Д 91 К 58 (кроме организаций, которые отражают эти операции на счете 90).

Пример

Организация приобрела облигации за 109 000 руб. Срок погашения облигаций равен 3 годам. Номинальная стоимость облигаций – 100 000 руб. По облигациям ежегодно уплачивается процент по ставке 20% годовых. Организация приняла решение в учетной политике по долговым ценным бумагам отражать их по изменяющейся стоимости (доведение до номинальной стоимости путем корректировки учетной стоимости по мере получения дохода в течение срока обращения).

Проводки:

Д 58-2 К 76 109 000 руб. – отражена первоначальная стоимость облигаций в сумме фактических затрат;

Д 51 К 76 20 000 руб. (100 000 x 20%) – получен процентный доход по облигациям за первый год;

Д 76 К 58-2 3 000 руб. (9 000/ 3) – списана 1/3 часть разницы между первоначальной и номинальной стоимостью облигации за 1 год;

Д 76 К 91-1 15 000 руб. (20 000 – 5 000) – отражена сумма чистого дохода по облигациям за первый год.

В течение последующих лет до момента погашения облигаций организация повторяет три последние проводки. В результате в момент погашения облигаций их балансовая стоимость будет доведена до номинала – 100 000 руб.

 

По своей форме вклады разделяются на вклады денежными средствами и вклады имуществом, передаваемым участником (учредителем) в счет погашения своих обязательств по вкладу.

При осуществлении операций по вкладам в уставный (складочный) капитал других организаций в учете инвестора производятся следующие записи:

Д 58 субсчет «Паи и акции» К 50, 51, 52 – при передаче в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в сумме согласно учредительным документам;

Д 58-1 К 01, 04, 10, 20, 23, 41, 43 – при передаче в счет вклада в уставный (складочный) капитал имущества организации. При этом разница между оценкой вклада, отраженной по счету 58, и стоимостью переданного имущества отражается по кредиту 91 или дебету 91;

Д 76 субсчет «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам» К 91 – отражаются суммы доходов от участия в уставном капитале организации.

Фактическое получение причитающихся доходов отражается:

Д 50, 51, 52 К 76;

Д 50, 51,52, 01,04,10, 41 К 58 – отражены операции возврата участнику (учредителю) его вклада в уставный капитал организации при ее ликвидации или выходе организации-вкладчика из состава ее участников (учредителей) в виде денежных средств, основных средств, нематериальных активов, производственных запасов, товаров.

Предоставление займов другим организациям отражается проводкой:

Д 58-3 К 50, 51.

При возврате займов: Д 50, 51 К 58-3.

Проценты по займу зачисляются в доход организации-займодавца и отражаются в составе операционных доходов по счету 91.

При выбытии актива, принятого к бухгалтерскому учету в качестве финансовых вложений, по которому не определяется текущая рыночная стоимость, его стоимость определяется исходя из оценки, определяемой одним из следующих способов: по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений или по средней первоначальной стоимости.

Счет 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений» предназначен для обобщения информации о наличии и движении резервов под обесценение финансовых вложений организации.

На сумму создаваемых резервов делается запись: Д 91 «Прочие доходы и расходы» К 59. Аналогичная запись делается при увеличении величины указанных резервов.

При уменьшении величины созданных резервов, а также выбытии финансовых вложений, по которым ранее были созданы соответствующие резервы, производится запись:

Д 59 К 91. Аналитический учет по счету 59 ведется по каждому резерву.

 

 

Пример

Предприятие изготавливает утюги. Материальные расходы за месяц составили 180 000 руб., зарплата работников – 200 000 руб., отчисления на социальные нужды – 60 000 руб. Амортизация ОС – 90 000 руб. Общехозяйственные расходы – 50 000 руб. Продукция оприходована на склад готовой продукции по фактической себестоимости в количестве 1000 штук.

Себестоимость одного утюга будет равна:

(180000 + 200000 + 60000 + 90000 + 50000) / 1000 = 580 руб.

 

Дебет Кредит Сумма, руб. Название операции
20 10 180 000 Списаны материальные расходы
20 70 200 000 Списаны расходы на зарплату работникам
20 69 60 000 Списаны расходы на социальные нужды
20 02 90 000 Списана амортизация
20 26 50 000 Учтены прочие расходы
43 20 580 000 Списана себестоимость готовой продукции

 

По Д-ту 23 счета отражают:

- прямые затраты, обусловленные выполнением работ (К 02, 05,10, 23, 28, 97, 60, 68, 69, 70, 71,76);

- часть косвенных затрат по обслуживанию производства и управлению (К 25, 26).

По К-ту 23 счета отражают суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ:

- при отпуске основному производству (Д 20)

- при отпуске продукции обслуживающим производствам (Д 29);

- при продаже (Д 90).

Пример

За отчетный период текстильный комбинат ООО «Русский текстиль» реализовал изготовленных тканей на сумму 1 200 000 руб., в том числе НДС – 200 000 рублей. Себестоимость реализованных тканей составила 800 000 руб. Сумма расходов на продажу – 40 000 руб.

Корреспонденция

Сумма, руб.

Содержание операции

Дебет

Кредит

62

90-1

1 200 000

Отражена выручка от реализации готовой продукции
90-3

68

200 000

Начислен НДС
90-2

43

800 000

Списана себестоимость реализованной продукции
90-2

44

40 000

Списаны расходы на продажу по реализованной продукции
90-9

99

160 000

Отражена прибыль от реализации ткани
           

 

В процессе реализации продукции предприятие производит расходы по ее сбыту и доведению до потребителей, т.е. коммерческие расходы. Они включают расходы на тару и упаковку, на доставку продукции на станцию отправления, погрузку в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства, комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим предприятиям, на рекламу и другие.

Учет коммерческих расходов ведется на активном счете 44 «Расходы на продажу».

Коммерческие расходы, относящиеся к остатку не отгруженной продукции, остаются на счете 44 и при составлении баланса отражаются по статье «Прочие запасы и затраты».

По дебету 44 отражаются произведенные расходы (К 60, 69, 70, 71, 76).

По кредиту 44 списываются расходы, относящиеся к реализованной продукции (Д 90).

Процесс реализации товаров представляет собой совокупность хозяйственных операций, связанных с продажей товаров.

Оптовая торговля - это реализация товарно-материальных ценностей предприятиям, учреждениям, организациям (за исключением населения) для дальнейшего их использования в производстве и для перепродажи.

Розничная торговля – это продажа товаров населению (в обмен на его денежные средства), или недокументированных расход населению, как правило, с применением контрольно-кассовых машин. Целью отражения хозяйственных операций по реализации на счетах бухгалтерского учета является выявление финансового результата от реализации товаров.

Счет 41 «Товары» предназначен для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи,

При учете товаров по покупным ценам оприходование прибывших на склад товаров и тары отражается:

Д 41 К 60 и Д 19 К 60 (на сумму НДС).

При учете товаров по продажным ценам разница между покупной стоимостью и стоимостью по продажным ценам (скидки, накидки) отражается обособленно на счете 42 «Торговая наценка».

Пример

Приобретены товары у поставщика стоимостью 2 000 руб., в т.ч. НДС (20%) – 40 000 руб. Торговая наценка 30%.

В учете торговой организации производятся записи:

Д41 К60 240 00 руб. – оприходование товаров;

Д41 К42 72 000 руб. (240 000 * 30%) – начислена торговая наценка.

Продажная стоимость товаров составляет 312 000 руб.

 

Пример 4.

Предприятие по результатам закупок предъявило к вычету из бюджета 80000 руб. уплаченного поставщикам «входящего» НДС. А по результатам продаж продукции предприятие начислило 200 000 руб. «исходящего» НДС. Предприятие перечислило соответствующие денежные средства в бюджет.

Проводки:

Дебет 68 субсчет «НДС» Кредит 19 80 000 руб. – на сумму «входящего» НДС, предъявленного к вычету из бюджета.

Дебет 90 субсчет 90-3 «НДС» Кредит 68 субсчет «НДС» 200 000 руб. – на сумму «исходящего» НДС.

Дебет 68 субсчет «НДС» Кредит 51 120 000 руб. (200000 – 80000) – на сумму НДС, уплаченного в бюджет.

 

 

Виды забалансовых счетов

Существуют следующие забалансовые счета, предусмотренные Планом счетов.

001 "Арендованные основные средства". По этому счету отражаются арендованные основные средства в оценке, указанной в договоре;

002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение". Если товарно-материальные ценности поступают в компанию, но по условиям договора право собственности на них переходит к организации после соблюдения определенных условий (например, после перечисления 100% оплаты), то такие ТМЦ компания отражает на забалансовом счете 002;

003 "Материалы, принятые в переработку". По этому счету отражается сырье и материалы заказчика, принятые в переработку (давальческое сырье), которые не оплачиваются изготовителем;

004 "Материалы, принятые на комиссию" По этому счету отражаются товары, принятые комиссионером на продажу;

005 "Оборудование, принятое для монтажа". По этому счету отражается оборудование, полученное подрядчиком от заказчика для монтажа.

006 "Бланки строгой отчетности". По этому счету отражаются бланки строгой отчетности - квитанционные книжки, бланки удостоверений, дипломов, различные абонементы, талоны, билеты, бланки товарно-сопроводительных документов;

007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов". По этому счету отражается задолженность неплатежеспособных дебиторов, учитываемая за балансом в течение пяти лет после списания на случай изменения имущественного положения должников.

008 "Обеспечения обязательств и платежей полученные" - информация о наличии и движении полученных гарантий в обеспечение выполнения обязательств и платежей, а также обеспечений, полученных под товары, переданные другим организациям (лицам);

0009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные" предназначен для обобщения информации о наличии и движении выданных гарантий в обеспечение выполнения обязательств и платежей. В случае если в гарантии не указана сумма, то для бухгалтерского учета она определяется исходя из условий договора.

При этом Организация может заводить и забалансовые счета, не предусмотренные Планом счетов. Забалансовые счета также, как и обычные счета бухгалтерского учета, представляют собой двухстороннюю таблицу: дебет и кредит.

Учет на забалансовых счетах ведется по простой системе.

Двойная запись на забалансовых счетах не используется, то есть при составлении проводок на забалансовых счетах не нужно отражать одну и ту же сумму по дебету одного счета и кредиту другого счета.

По дебету забалансовых счетов отражаются получение имущества, получение и выдача обеспечений, а по кредиту - выбытие имущества и прекращение обеспечений.

Сальдо на начало месяца отражает наличие вида средств, учитываемого на счете.

Тема 1. Организация бухгалтерского финансового учета



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.176 с.)