Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ( рсчс) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ( рсчс)



РСЧС строится по территориально-производственному принципу, включает в себя территориальные и функциональные подсистемы.

Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:

§ федеральный, охватывающий всю территорию РФ;

§ региональный — территорию нескольких субъектов РФ;

§ территориальный — территорию субъектов РФ;

§ местный — территорию района (города, населенного пункта);

§ объектовый — территорию объекта производственного или социального назначения.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (республиканские, краевые, областные, городские, районные и т.д.). Задачи, организация, состав силы средств, порядок функционирования территориальных подсистем определяется положениями об этих подсистемах, утверждаемыми руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ. Задачи, которые возлагаются на РСЧС в целом, звенья РСЧС выполняют с учетом особенностей своих территорий.

Функциональные подсистемы РСЧС (службы) создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях РФ (независимо от форм собственности), имеющих в своем составе органы управления, силы и средства для решения специальных задач по защите населения и территорий под ЧС в сфере их деятельности порученных им отраслях экономики.

Координирующим органом являются комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ.

  В субъектах РФ создано 87 территориальных подсистем которые состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

              Подсистемы РСЧС каждого уровня включают в себя:

§ координирующие органы;

§ органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС);

§ органы повседневного управления;

§ силы и средства;

§ резервы финансовых и материальных ресурсов;

системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

В целях решения комплекса специальных задач по защите населения и территорий от опасностей различного характера (в том числе от опасности, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий) федеральными органами исполнительной власти организуются соответствующие федеральные службы предупреждения и ликвидации ЧС:

- служба медицины катастроф (Росздрав);

- служба охраны общественного порядка (МВД России);

- противопожарная служба (МВД России);

- служба защиты сельскохозяйственных животных и растений (Минсельхозпрод России);

- государственная спасательная служба (МЧС России);

- служба надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой (Росздрав);

- служба мониторинга окружающей среды (Росгидрометр);

- служба экологической безопасности (Госкомэкология России);

- противопаводковая служба (Минприроды России);

- служба резерва материальных ресурсов (Госкомрезерв России);

- служба поиска и спасения на море (Минтранс России);

- транспортная служба (Минтранс России);

- служба защиты лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной растительности (Рослесхоз);

- служба мониторинга ЧС (МЧС России).

Аналогичные или подобные службы могут создаваться на территориальном, местном и объективном уровнях.

Силы и средства различных министерств и ведомств, предназначенные для решения аналогичных задач, могут объединяться в единую службу. Примером такого объединения является Всероссийская служба медицин катастроф (ВСМК). Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется правительством РФ. Непосредственное руководство функционированием РСЧС возлагается на министерство РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидаций последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Все уровни управления РСЧС имеют:

- постоянно действующие органы повседневного управления, специально уполномоченные на решение задач в области и защиты населения на территории от ЧС (далее: органы управлениям по делам ГОЧС);

- органы обеспечения оперативного управления (пункты управления);

- силы и средства;

- резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:

- на федеральном уровне – МЧС России;

- на территориальном уровне, охватывающим территорию субъекта РФ – органов управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов РФ;

- на местном уровне, охватывающим территорию района, города (района в городе), населенного пункта – органы управления по делам ГОЧС, создаваемого в составе или при органах местного самоуправления;

- на объектовом уровне (в организациях) – отделы, секторы (или специально назначенные лица) по делам ГОЧС;

Руководители постоянно действующих органов повседневного управления РСЧС по должности заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.

В целях обеспечения непрерывного управления РСЧС, сбора, обработки и передачи оперативной информации имеются дежурно диспетчерские службы, включающие:

- оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации, городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по ГО (центры управления в кризисных ситуациях, оперативно-дежурные службы, оперативные дежурные);

- дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти, организаций.

Органы обеспечения непрерывного оперативного управления размещаются на пунктах повседневного управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

В целях координации деятельности территориальных и функциональных подсистем на всех уровнях управления РСЧС создаются комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), которые являются коллегиальными (совещательными) органами:

- на федеральном уровне – Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные (межведомственные) КЧС в федеральных органах исполнительной власти;

- на территориальном уровне – КЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- на местном уровне – КЧС органов местного самоуправления;

- на объективном уровне (в организациях) – объективная КЧС, создаваемая в зависимости от объема решаемых задач.

Для руководства силами и средствами МЧС России, дислоцированными на территории нескольких субъектов Российской Федерации, а также координации деятельности соответствующих территориальных органов управления по делам ГОЧС, организации взаимодействия территориальных КЧС функционируют региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (далее – региональные центры).

В целях координации деятельности в области защиты населения и территорий от ЧС на территории нескольких субъектов Российской Федерации и организации взаимодействия между органами исполнительной власти нескольких субъектов Российской Федерации при региональных центрах могут создаваться региональные КЧС или другие координирующие органы.

Режимы функционирования РСЧС:

В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС природного и техногенного характера решением соответствующего руководителя органа исполнительной власти в пределах соответствующей конкретной территории устанавливаются следующие режимы функционирования РСЧС:

1. РЕЖИМ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствий эпидемий, эпизоотии, эпифитотий и пожаров.

Мероприятия:

- наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектов и на прилегающих к ним территориях;

- планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предотвращению ЧС природного и техногенного характера, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости и функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС природного и техногенного характера;

создание и поддержание в готовности сил и средств ликвидации последствий ЧС;

- совершенствование подготовки органов управления по делам ГОЧС, сил и средств к действиям в ЧС природного и техногенного характера, организация обучения населения способам защиты и действиям при этих ситуациях;

- создание и пополнение резервов финансовых и материально-технических ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера;

- осуществление целевых видов страхования;

- участие в проведении заблаговременных мероприятий по подготовке к ведению ГО;

    Управление осуществляется из пунктов постоянного расположения органов повседневного управления.

    2. РЕЖИМ ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ – при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.

Мероприятия:

- формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможной ЧС, выработка предложений по ее нормализации;

- усиление дежурно-диспетчерских служб;

- усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС природного и техногенного характера и их масштабов;

- принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивости функционирования промышленных объектов в ЧС;

- приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район действий.

Управление осуществляется из пунктов постоянного расположения органов повседневного управления и (при необходимости) из вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных).

3. РЕЖИМ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ – при возникновении и во время ликвидации ЧС природного и технического характера.

Мероприятия:

- выдвижение оперативных групп в район ЧС;

- разведка зоны ЧС

- уточнение решения по ликвидации ЧС;

- организация ликвидации ЧС, защиты населения и территорий, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, эвакуация населения;

- организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и промышленных объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения, оказанию экстренной медицинской помощи, проведению других неотложных мероприятий;

- непрерывный контроль за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.

Управление осуществляется из пунктов повседневного управления и вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных) в зависимости от развития ЧС.

                         Задачи и состав сил и средств РСЧС:

  К силам и средствам наблюдения и контроля относятся:

- службы (учреждения) и организация федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, а также за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ их воздействия на здоровье населения;

- формирования санитарно-эпидемиологического надзора Росздрава;

- ветеринарная служба Минсельхозпрода России;

- службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета российской Федерации по торговле и Минсельхозпрода России;

- геофизическая служба Российской академии наук;

- служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

- подразделения Министерства Российской Федерации по атомной энергетике;

- учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций включают:

- военизированные и не военизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;

- формирования и учреждения ВСМК;

- формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России;

- военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

- формирования ГО Российской Федерации территориального, местного и объектового уровней;

- специально подготовленные силы и средства войск ГО Российской Федерации, других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации ЧС;

- службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;

- восстановительные и пожарные поезда МГТС России;

- аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

  Все аварийно-спасательные формирования укомплектовываются с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток.

 Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС России

        Силы и средства постоянной готовности МЧС России:

- Центр управления в кризисных ситуациях (Москва);

- Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд – Центроспас (Жуковский);

- поисково-спасательные службы (ПСС);

- Центр специального назначения (Москва);

- авиация МЧС России;

- свободные мобильные отряды соединений и войсковых частей войск ГО Российской Федерации.

       Решениями руководителей организаций на базе служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в ЧС.

     Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд является основным подразделением экстренного реагирования на ЧС.

Задачи:

- оперативные выполнения первоочередных поисково-спасательных работ к в России, так и за рубежом;

- оказание пораженным медицинской помощи;

- эвакуации пострадавших из района ЧС;

- доставка гуманитарных грузов.

    Отряд располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием. На его оснащении имеются малогабаритные спасательные вертолеты БО-105, позволяющие оперативно добираться в труднодоступные районы и эвакуировать оттуда пораженных и больных в места «большой» авиации для дальнейшей их отправки на стационарное лечение. В составе отряда имеется свой госпиталь – аэромобильный, оперативно доставляемый в районы ЧС и развертываемый там для нуждающихся в немедленной помощи.

     В Центроспасе организованно круглосуточное дежурство спасателей и необходимых специалистов, что обеспечивает постоянную готовность отряда, его авиационных и автомобильных средств к экстренному выдвижению в район ЧС практически в любой точке Российской Федерации. Время готовности к вылету подразделений Ценртоспаса не превышает 30 минут с момента их оповещения.

   Поисково-спасательная служба (ПСС) объединяет несколько десятков региональных ПСС и поисково-спасательные отряды общей численностью около 2 тыс.чел. При возникновении крупномасштабных ЧС к ним могут присоединиться около 2 тыс.чел спасателей – общественников.

Задачи:

- проведение поисково-спасательных работ;

- оказание пораженным первой медицинской помощи;

- эвакуация пострадавших в лечебные учреждения;

- проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.

     Поисково-спасательные службы и отряды оснащены современным оборудованием: высокоэффективный гидравлический спасательный инструмент, легко режущий стальную арматуру; пневмодомкраты, способные поднимать железобетонные плиты весом до 20-50 т; акустические приборы для поиска живых людей в завалах и радиолокационные – для поиска в снежных лавинах; телевизионные системы поиска пострадавших и другое оснащение. С учетом опыта ликвидации ЧС и оснащения аналогичных служб развитых зарубежных стран проводится работа по созданию новейших, в том числе уникальных образцов техники для проведения спасательных работ.

    Создана и развивается кинологическая служба МЧС России.

    Формирования ПСС способны в сроки от 15мин до 2ч после получения сигнала о ЧС выдвинуться в район бедствия с необходимым инструментом и оборудованием, а по прибытии туда- немедленно приступить к работам.

    Дальнейшее развитие ПСС планируется осуществлять в направлении совершенствования структуры и увеличения общей штатной численности для обеспечения круглосуточного дежурства спасателей. Намечается совместно с администрацией субъектов Российской Федерации разработать и реализовать программу создания новых ПСС.

    Центр специального назначения (далее – Центр) создан и предназначен для работы в особых условиях, когда ЧС отличаются особой спецификой, а их ликвидация связана с работой в труднодоступной местности, в условиях, сопряженных повышенным риском для жизни спасателей, необходимостью выполнения пиротехнических работ и т.д.

Задачи:

- проведение первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ особой сложности в труднодоступной местности, с десантированием спасателей и грузов, обеспечивающих выживание населения;

- проведение первоочередных спасательных работ на воде и под водой с использованием легководолазного снаряжения;

- оказание пораженным медицинской помощи;

- выполнение подрывных и пиротехнических работ;

- осуществление мероприятий по защите людей, материальных и культурных ценностей, объектов экономики в районах ЧС;

- обеспечение сохранности грузов, перевозимых в качестве гуманитарной помощи, безопасности граждан, материальных и культурных ценностей при их эвакуации из районов ЧС.

  В состав Центра входят следующие подразделения:

- горноспасательных работ;

- аварийно-спасательных водолазных работ;

- специальных работ (подрывных и пиротехнических);

- десантников-спасателей;

- медико-спасательные;

- спасения и эвакуации населения;

- сопровождения грузов;

- проведение радиационной, химической и биологической разведки.

    Авиация МЧС России является одной из важнейших составляющих сил РСЧС, решающим образом влияющих на мобильность и эффективность действий ее структур при возникновении ЧС.

Задачи:

- проведение авиационно-спасательных операций: поиск и обнаружение пострадавших при возникновении ЧС; наведении наземных поисково-спасательных сил на объекты поиска; десантирование парашютным и посадочным способами спасательных групп; эвакуация пострадавших из зон бедствия на суше и водной поверхности;

- осуществление специальных авиационных работ: тушение пожаров; ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической и биологическими препаратами; монтажные и демонтажные работы;

- обеспечение управления и связи: управление силами и средствами с воздушных пунктов управления; ретрансляция связи между наземным пунктами управления и спасательными формированиями;

- осуществление воздушных перевозок: доставка в зоны ЧС сил и средств, необходимых для проведения поисковых, аварийно-спасательных работ, оказания медицинской помощи, оперативных групп специалистов министерств и ведомств, а также грузов гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов; эвакуация пострадавшего населения, вывоз уникального оборудования и ценностей из зон бедствия; доставка сил и средств Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования в назначенные районы.

     В настоящее время авиация МЧС России располагает разнообразной по своим возможностям и предназначению авиационной техникой: транспортные самолеты Ил – 76 ТД и Ан-74п; пассажирский самолет Ил-62м, оснащенный специальной связью; командный пункт управления на базе самолета Як-42; различные модификаций легких, средних и тяжелых вертолетов

   Войска гражданской обороны при угрозе и возникновении ЧС решают следующие задачи:

- ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;

- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 3489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.079 с.)