Организация внеурочной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация внеурочной деятельности



Большое значение в формировании ключевых компетенций, познавательного интереса к истории, развитии творческих способностей обучающихся имеет внеурочная деятельность.

В соответствии с ФГОС ООО и ФГОС СОО внеурочная деятельность является частью основной образовательной программы. Внеурочная деятельность позволяет учителю проявить профессиональную инициативу, креативность в организации работы с обучающимися на основе их интересов и социальных потребностей в формах, отличных от урочной деятельности.

Организация внеурочной деятельности предусматривает возможность использования каникулярного времени, гибкость в распределении нагрузки при подготовке воспитательных мероприятий и общих коллективных дел. Вариативность содержания внеурочной деятельности определяется профилями обучения (естественнонаучный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный).[12]

Рекомендовано познакомиться с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях Республики Крым в соответствии с требованиями ФГОС СОО», разработанными Чудовой Т.Н., методистом центра подготовки руководящих кадров, школоведения и аттестации       ГБОУ ДПО РК КРИППО. Данные рекомендации направлены на разъяснение ключевых вопросов, связанных с организацией внеурочной деятельности обучающихся 10–11-х классов. Автор акцентирует внимание на целях, условиях и формах организации внеурочной деятельности, знакомит с деловой документацией, раскрывает структуру плана внеурочной деятельности и пр. Режим доступа: https://www.krippo.ru/index.php/v-pomoshch-uchitelyu/v-pomosh-ychitelu.

 

Электронные образовательные ресурсы (в том числе возможность использования при организации дистанционного обучения)

Актуальность использования в преподавании учебных предметов (в т.ч. истории) электронных ресурсов и технологий дистанционного обучения возросла в связи с мерами, предпринятыми по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). На сайте ГБОУ ДПО РК КРИППО в разделе «ДИСТАНТ!!! РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ!!!» размещены «Методические рекомендации по реализации образовательных программ основного общего, среднего общего образования по истории с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в период распространения коронавирусной инфекции» (автор Крыжко Е.Е.). Режим доступа: https://www.krippo.ru/index.php/v-pomoshch-uchitelyu/distant-rabotaem-vmeste. В рекомендациях рассматриваются особенности преподавания учебного предмета «История» в условиях дистанционного обучения, основные подходы в организации дистанта, имеется перечень электронных образовательных ресурсов по истории, платформ, образовательных порталов и систем для проведения занятий в формате дистанционного обучения.

В Приложении к данному методическому письму представлена методическая разработка урока в формате дистанционного обучения (автор Кубанова В.Е., директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»  муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым).

Также в разделе «ДИСТАНТ!!! РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ!!!» размещены методические рекомендации методистов и преподавателей ГБОУ ДПО РК КРИППО по использованию электронных ресурсов и дистанционных образовательных технологий при изучении разных предметных областей, формированию читательской грамотности и ИКТ-компетенции. Материалы данного раздела сайта имеют большую практическую значимость и окажут педагогам методическую помощь в организации дистанционного обучения школьников.

 

Подготовка обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования

Результаты государственной итоговой аттестации обучающихся (далее – ГИА) являются основным критерием оценки качества образования. В условиях как очного, так и дистанционного обучения важна организация подготовки выпускника к ГИА, основными принципами которой являются: системность, деятельность, наглядность, сочетание теории с практикой, доступность.

Используя технологии дистанционного обучения пи изучении истории, следует составить индивидуальный план-график подготовки обучающегося к ГИА с учетом его уровня знаний и умений, организовать онлайн-консультации с обучающимися. Главной особенностью подготовки к ГИА в условиях дистанта является большая доля самостоятельности школьника при освоении необходимого учебного материала. Рекомендовано познакомить выпускника с учебным потенциалом электронных ресурсов, прежде всего, официальных. Учебные занятия должны проходить в форме практикумов и семинаров. Роль учителя также меняется – педагог становится наставником, тьютором, дает рекомендации, корректирует индивидуальный учебный маршрут обучающегося.

В целях качественного освоения обучающимися образовательных программ и эффективной подготовке выпускников к ГИА по истории рекомендуем.

1.  Использовать ресурсы и материалы, размещенные на сайте ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»:

- Демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов

- Открытые банки заданий ЕГЭ и ОГЭ по истории

- Тренировочные сборники для подготовки к ГИА-2020 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)

- Методическиерекомендации для учителей, подготовленные на основе типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года (и прошлых лет) по истории

- Видеоконсультации 2020 года (и прошлых лет).

Подробная характеристика вышеуказанных материалов дана в «Методических рекомендациях по реализации образовательных программ основного общего, среднего общего образования по истории с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в период распространения коронавирусной инфекции» (автор Крыжко Е.Е.), размещенных на сайте ГБОУ ДПОРК КРИППО в разделе «ДИСТАНТ! РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ!». Режим доступа: https://www.krippo.ru/index.php/v-pomoshch-uchitelyu/distant-rabotaem-vmeste.

2. Использовать ресурс «Карта ГИА» инновационного проекта ГБОУ ДПО РК КРИППО (раздел «В помощь учителю»). Учителям, обучающимся и родителям предоставляется возможность познакомиться с результатами ЕГЭ в Республике Крым 2018, 2019,2020 гг. по всем учебным предметам, «Методическими рекомендациями по преодолению типичных ошибок при выполнении заданий с развернутым ответом по истории» (автор Крыжко Е.Е.), провести сравнительный анализ результатов ГИА в административно-территориальных единицах Республики Крым. Режим доступа: https://krippo.ru/index.php/v-pomoshch-uchitelyu/karta-gia-rk.

3. Использовать потенциал федерального портала «История. РФ», на котором размещены аудио- и видеолекции по истории от известных ученых и преподавателей (режим достпа: https://histrf.ru/lectorium), первая российская интернет-энциклопедия от профессиональных историков (режим доступа: https://w.histrf.ru/), снимки и анализ «ключевых документов» российской истории (фрагменты текстов этих документов используются в экзаменационных работах ЕГЭ по истории) (100 главных документов по истории России, режим доступа: http://doc.histrf.ru/).

 

Подготовка обучающихся к участию в междунардных мониторинговых исследованиях качества образования (PISA, TIMSS, PIRLS)

Цель международных мониторинговых исследований PISA, TIMSS, PIRLS,[13] – определение уровня функциональной грамотности обучающихся.

«Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».[14]

Актуальность формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся обусловлена задачей, которую поставил перед Правительством РФ Президент В.В. Путин в Указе от 7 мая 2018 года: обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Проект новой редакции ФГОС ООО определяет функциональную грамотность обучающихся как ключевую задачу. Министерство просвещения РФ разработало инновационный проект «Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности», направленный на формирование способности учащихся применять в различных жизненных ситуациях полученные в школе знания. (Руководитель - Ковалева Галина Сергеевна, кандидат педагогических наук, руководитель Центра оценки качества образования ФГБНУ «ИСРО РАО»). В основе исследований – задания формата PISA.

Определение функциональной грамотности висследовании PISAзаложено в основном вопросе, на который отвечает исследование: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»

Основными видами функциональной грамотности являются математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление.

В 2021 г. обучающимся 9-х классов РФ предстоит участвовать в мониторинговых исследованиях качества образования PISA (исследования проводятся каждые 3 года).

В 2022 г. школьники Республики Крым также участвуют в мониторинге Министерства просвещения (регионам РФ определены сроки проведения мониторинга по функциональной грамотности).

Учитывая вышеизложенное, педагоги Республики Крым должны организовать системную работу по формированию функциональной грамотности школьников. На сайте ГБОУ ДПО РК КРИППО в разделе «Организация УВП» на странице «История. Обществознание» размещены материалы вебинара «Актуальные вопросы реализации в Республике Крым инновационного проекта Министерства просвещения РФ «Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности». (Крыжко Е.Е.), в которых даются разъяснение понятия функциональной грамотности, характеристика видов функциональной грамотности и типов заданий формата PISA. Режим доступа: https://www.krippo.ru/index.php/istoriya.

Формирование читательской грамотности на основе обучения смысловому чтению (одному из важнейших метапредметных образовательных результатов основного общего образования) на уроках истории рассмотрено в «Методических рекомендациях по организации изучения/повторения сложных вопросов истории» (Крыжко Е.Е.), размещенных на сайте ГБОУ ДПО РК КРИППО в разделе «ДИСТАНТ! РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ!». Режим доступа: https://www.krippo.ru/index.php/v-pomoshch-uchitelyu/distant-rabotaem-vmeste.

Рекомендовано познакомиться с материалами раздела «Международные исследования TIMSS, PIRLS и PISA» на сайте ГБОУ ДПО РК КРИППО. Режим доступа: https://www.krippo.ru/index.php/v-pomoshch-uchitelyu/mezhdunarodnye-issledovaniya-timss-pirls-i-pisa. Данные материалы окажут методическую помощь педагогам в понимании теоретических и практических аспектов формирования и оценки читательской и финансовой грамотности, глобальных компетенций обучающихся.

Однако педагоги должны не только знать типы заданий формата PISA, но и иметь возможность провести самостоятельный мониторинг среди учащихся по формированию и оценке функциональной грамотности школьников. На сайте ФГБНУ «ИСРО РАО в разделе «Демонстрационные варианты» размещены демоверсии заданий для 5, 7 классов, характеристики заданий и система оценивания, основные подходы к оцениванию по каждому виду функциональной грамотности. Режим доступа: http://skiv.instrao.ru.

Формированию функциональной грамотности обучающихся способствуют организация учителями истории работы школьников с текстовыми историческими источниками, использование в урочной и внеурочной деятельности проектных технологий, а также технологий проблемного и развивающего обучения.

 

Заведующий отделом



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.43 (0.016 с.)