Тема:  Изучение и эволюция кочевой цивилизации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема:  Изучение и эволюция кочевой цивилизации.



Идеи, как и люди, имеют свою судьбу - парадоксальную и противоречивую. Они вспыхивают в определенном отрезке времени, иногда гаснут, потом неожиданно появляются вновь, напоминая о себе в умах ученых. Это относится и к проблеме кочевников. На протяжении многовековой истории человечества понятие «кочевник» и «кочевая культура» ассоциировалось с варварством и разрушением. Известный американский славист и тюрколог немецкого происхождения К.Г.Менгес, критически анализируя самые разнообразные источники по данному вопросу, заметил, что ни китайские, ни западные источники во все времена не делали ясного различия между разными кочевыми группами... а более всего предавались описанию их дикости, жестокости, коварства, кровожадности и нечистоплотности. Так, например, правители Поднебесной империи из династии Хань часто называли их собственным именем, которое было в те времена унизительным прозвищем. Поэтому они всем неханьским народам и странам давали свои китайские имена: кыргызов называли - гянь-гунь, уйгуров - хойху, тюрков- ту гю, Фергану - Давань, Кашгар - Сулэ и т.п.

Евроцентристы (О. Шпенглер, А. Тойнби и др.) утверждали, что кочевники были «рабами степи», «вечными узниками климатического и вегетационного годового цикла», что они «утратили связь с миром», что «у них нет истории»

           Тойнби А.Дж. «Постижение истории»: «несмотря на нерегулярные набеги на осёдлые цивилизации, временно включающие кочевников в поле исторических событий, общество кочевников является обществом, у которого нет истории».

Освальд Шпенглер (немецкий социолог) в работе «Закат Европы» провёл классификацию всех обществ, просуществовавших в истории и выделил 8 (восемь) цивилизаций: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, западно-европейская, майя. А о тюркской либо кочевой цивилизации здесь вовсе не упоминается.

         Дж.Неру в своём труде «Взгляд на всемирную историю» заявлял: «Взглянем, как следует на Европу и Азию. Открыв атлас, ты увидишь маленькую Европу, примыкающую к великому Азиатскому континенту. Она кажется лишь его небольшим продолжением. В течение длительных периодов, на протяжении значительных отрезков времени доминировала Азия. Её народы, наступая волна за волной, завоёвывали Европу. Они опустошали Европу – и они цивилизовали Европу. Арийцы, скифы, гунны, арабы, монголы, турки – все они, выйдя из какой-либо местности в Азии, расселялись по всей Азии и Европе. Европа долгое время была чем-то вроде колонии для Азии, многие народы современной Европы ведут своё происхождение от этих захватчиков из Азии. Мы хорошо знаем, что Европа, хотя это и самая малая часть света, сегодня является великой.

Но столь же глупо забывать о величии Азии. Мы несколько склонны увлекаться блеском Европы и забывать о прошлом. Следует помнить, что именно Азия дала великих идейных вождей, которые, возможно, оказали на мир большее влияние, чем кто-либо другой или что-либо другое, где бы то ни было. Азия дала великих основателей главных религий: Христос, Мухаммед, великие китайские философы Конфуций и Лао-цзы – можно было бы заполнить целые страницы именами великих мыслителей Азии».

Л.Н.Гумилёв, сравнивая противоположные цивилизации, указывает на известные преимущества кочевых обществ: «Неверно представление о том, что в кочевом обществе невозможен технический прогресс. Кочевники вообще, а хунны и тюрки в частности, изобрели такие предметы, которые ныне вошли в обиход всего человечества как нечто неотъемлемое от человека. Такой вид одежды, как штаны, без которых современному европейцу невозможно представить себе мужской пол, изобретены кочевниками ещё в глубокой древности. А приглядитесь к памятнику Петру Первому в Ленинграде, представляющему собой подобие римской конной статуи – медный всадник вынужден растопырить ноги, так как стремена-то отсутствуют. Стремя впервые появилось в Центральной Азии между 200-ми и 400-ми годами. Первая кочевая повозка на деревянных обрубках сменилась сначала коляской на высоких колёсах, а потом вьюком, что позволило номадам преодолевать горные, поросшие лесом хребты. Кочевниками были изобретены изогнутая сабля, вытеснившая тяжёлый прямой меч, и усовершенствованный длинный составной лук, метавший стрелы на расстояние до 700 метров. Наконец круглая юрта в те времена считалась наиболее совершенным видом жилища. Да и не только в материальной, но и в духовной культуре кочевники не отставали от осёдлых соседей. Они довели до совершенства свои системы связи, календарь и символику, вобравшие в себя своеобразную философию, создали поражающие воображение эпосы, памятники изобразительного искусства». Л.Н. Гумилев в своих исследованиях однозначно пришел к выводу о существовании кочевой цивилизации народов Евразии, которая за 3000 лет прошла творческую эволюцию.

А.П.Окладников (академик АН СССР) открыл по материалам археологических раскопок цивилизацию тюркских народов Сибири. «Древняя тюркская Сибирь, – писал А.П. Окладников, – оказалась теснее связанной с Западом, чем с Востоком. Ее культура намного богаче и ярче, чем можно было полагать ранее

М.Тажин «Народ в потоке истории»: «Неужели можно без критического анализа принимать в качестве истины в последней инстанции свидетельства о казахской истории, насквозь пропитанные европоцентризмом иностранных купцов, разведчиков, военных или географов. Мы должны серьезно переосмыслить все эти источники, понимая с высоты современной науки, что они часто не выдерживают никакой критики по стандартам сегодняшнего дня».

 

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

 «Изучение и эволюция кочевой цивилизации».

 

Уровень «В» (общеобразовательный)

Природно-климатические условия Казахстана определили характер и основные направления системы материального производства, структуру хозяйственных занятий, экономический потенциал кочевого общества казахов. Докажите объективный характер возникновения кочевого образа жизни в силу географических, экономических и других факторов. В научной литературе многие проблемы, связанные с кочевой цивилизацией стали предметом длительных и многочисленных дискуссий. Проанализируйте различные взгляды учёных начиная с «Истории» Геродота. Почему такие учёные, как Рацель, Гумплович, Торнвальд, Тойнби, считали, что кочевники не могут создать цивилизацию и не могут развиваться без помощи оседлого населения? Как это связано с будущей колониальной политикой? Опровергните мнение западных исследователей о том, что кочевые народы не в состоянии создать собственные культурные ценности.

Как решался вопрос о выработке объективных критериев и оценок изучения кочевой цивилизации? Определите основные черты кочевой цивилизации. Раскройте особенности хозяйственной жизни кочевников, деятельность различных социальных и общественных групп.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.008 с.)