Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Изучение и эволюция кочевой цивилизации.
Идеи, как и люди, имеют свою судьбу - парадоксальную и противоречивую. Они вспыхивают в определенном отрезке времени, иногда гаснут, потом неожиданно появляются вновь, напоминая о себе в умах ученых. Это относится и к проблеме кочевников. На протяжении многовековой истории человечества понятие «кочевник» и «кочевая культура» ассоциировалось с варварством и разрушением. Известный американский славист и тюрколог немецкого происхождения К.Г.Менгес, критически анализируя самые разнообразные источники по данному вопросу, заметил, что ни китайские, ни западные источники во все времена не делали ясного различия между разными кочевыми группами... а более всего предавались описанию их дикости, жестокости, коварства, кровожадности и нечистоплотности. Так, например, правители Поднебесной империи из династии Хань часто называли их собственным именем, которое было в те времена унизительным прозвищем. Поэтому они всем неханьским народам и странам давали свои китайские имена: кыргызов называли - гянь-гунь, уйгуров - хойху, тюрков- ту гю, Фергану - Давань, Кашгар - Сулэ и т.п. Евроцентристы (О. Шпенглер, А. Тойнби и др.) утверждали, что кочевники были «рабами степи», «вечными узниками климатического и вегетационного годового цикла», что они «утратили связь с миром», что «у них нет истории» Тойнби А.Дж. «Постижение истории»: «несмотря на нерегулярные набеги на осёдлые цивилизации, временно включающие кочевников в поле исторических событий, общество кочевников является обществом, у которого нет истории». Освальд Шпенглер (немецкий социолог) в работе «Закат Европы» провёл классификацию всех обществ, просуществовавших в истории и выделил 8 (восемь) цивилизаций: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, западно-европейская, майя. А о тюркской либо кочевой цивилизации здесь вовсе не упоминается. Дж.Неру в своём труде «Взгляд на всемирную историю» заявлял: «Взглянем, как следует на Европу и Азию. Открыв атлас, ты увидишь маленькую Европу, примыкающую к великому Азиатскому континенту. Она кажется лишь его небольшим продолжением. В течение длительных периодов, на протяжении значительных отрезков времени доминировала Азия. Её народы, наступая волна за волной, завоёвывали Европу. Они опустошали Европу – и они цивилизовали Европу. Арийцы, скифы, гунны, арабы, монголы, турки – все они, выйдя из какой-либо местности в Азии, расселялись по всей Азии и Европе. Европа долгое время была чем-то вроде колонии для Азии, многие народы современной Европы ведут своё происхождение от этих захватчиков из Азии. Мы хорошо знаем, что Европа, хотя это и самая малая часть света, сегодня является великой.
Но столь же глупо забывать о величии Азии. Мы несколько склонны увлекаться блеском Европы и забывать о прошлом. Следует помнить, что именно Азия дала великих идейных вождей, которые, возможно, оказали на мир большее влияние, чем кто-либо другой или что-либо другое, где бы то ни было. Азия дала великих основателей главных религий: Христос, Мухаммед, великие китайские философы Конфуций и Лао-цзы – можно было бы заполнить целые страницы именами великих мыслителей Азии». Л.Н.Гумилёв, сравнивая противоположные цивилизации, указывает на известные преимущества кочевых обществ: «Неверно представление о том, что в кочевом обществе невозможен технический прогресс. Кочевники вообще, а хунны и тюрки в частности, изобрели такие предметы, которые ныне вошли в обиход всего человечества как нечто неотъемлемое от человека. Такой вид одежды, как штаны, без которых современному европейцу невозможно представить себе мужской пол, изобретены кочевниками ещё в глубокой древности. А приглядитесь к памятнику Петру Первому в Ленинграде, представляющему собой подобие римской конной статуи – медный всадник вынужден растопырить ноги, так как стремена-то отсутствуют. Стремя впервые появилось в Центральной Азии между 200-ми и 400-ми годами. Первая кочевая повозка на деревянных обрубках сменилась сначала коляской на высоких колёсах, а потом вьюком, что позволило номадам преодолевать горные, поросшие лесом хребты. Кочевниками были изобретены изогнутая сабля, вытеснившая тяжёлый прямой меч, и усовершенствованный длинный составной лук, метавший стрелы на расстояние до 700 метров. Наконец круглая юрта в те времена считалась наиболее совершенным видом жилища. Да и не только в материальной, но и в духовной культуре кочевники не отставали от осёдлых соседей. Они довели до совершенства свои системы связи, календарь и символику, вобравшие в себя своеобразную философию, создали поражающие воображение эпосы, памятники изобразительного искусства». Л.Н. Гумилев в своих исследованиях однозначно пришел к выводу о существовании кочевой цивилизации народов Евразии, которая за 3000 лет прошла творческую эволюцию.
А.П.Окладников (академик АН СССР) открыл по материалам археологических раскопок цивилизацию тюркских народов Сибири. «Древняя тюркская Сибирь, – писал А.П. Окладников, – оказалась теснее связанной с Западом, чем с Востоком. Ее культура намного богаче и ярче, чем можно было полагать ранее М.Тажин «Народ в потоке истории»: «Неужели можно без критического анализа принимать в качестве истины в последней инстанции свидетельства о казахской истории, насквозь пропитанные европоцентризмом иностранных купцов, разведчиков, военных или географов. Мы должны серьезно переосмыслить все эти источники, понимая с высоты современной науки, что они часто не выдерживают никакой критики по стандартам сегодняшнего дня».
Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме: «Изучение и эволюция кочевой цивилизации».
Уровень «В» (общеобразовательный) Природно-климатические условия Казахстана определили характер и основные направления системы материального производства, структуру хозяйственных занятий, экономический потенциал кочевого общества казахов. Докажите объективный характер возникновения кочевого образа жизни в силу географических, экономических и других факторов. В научной литературе многие проблемы, связанные с кочевой цивилизацией стали предметом длительных и многочисленных дискуссий. Проанализируйте различные взгляды учёных начиная с «Истории» Геродота. Почему такие учёные, как Рацель, Гумплович, Торнвальд, Тойнби, считали, что кочевники не могут создать цивилизацию и не могут развиваться без помощи оседлого населения? Как это связано с будущей колониальной политикой? Опровергните мнение западных исследователей о том, что кочевые народы не в состоянии создать собственные культурные ценности. Как решался вопрос о выработке объективных критериев и оценок изучения кочевой цивилизации? Определите основные черты кочевой цивилизации. Раскройте особенности хозяйственной жизни кочевников, деятельность различных социальных и общественных групп.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.008 с.) |