Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности личности мальчиков и девочек
Половые различия в проявлении эмоциональности. Девочки эмоциональнее, чем мальчики, и это различие становится особо заметным после периода полового созревания. В частности, у девочек и девушек склонность к страху выражена значительно больше, чем у мальчиков и юношей (рис. 30.1). Рис. 30.1. Склонность к переживанию страха у лии мужского и женского пола И количество страхов (т. е. того, чего боятся) больше у девочек, чем у мальчиков (см. рис. 15.2). Личностная и ситуативная тревожность выше у девочек, чем у мальчиков. Различны у мальчиков и девочек и доминирующие причины тревожности (их называют видами тревожности). Школьная тревожность доминирует у девочек в возрасте 7-9 лет, а в 10 лет уступает место самооценочной тревожности. У девочек младших классов на фоне меньшего количества невротических реакций, чем у мальчиков, наиболее часто отмечается неустойчивость настроения, каприз- ность, плаксивость, грусть, тоска, застенчивость, боязливость, подверженность страхам, повышенная обидчивость. У мальчиков семи лет доминирует межличностная тревожность, школьная тревожность преобладает в восьми-девятилетнем возрасте. При этом уже в девять лет показатели самооценочной тревожности у мальчиков начинают выравниваться с показателями школьной тревожности. На фоне большего количества невротических реакций у м'альчиков младших классов наблюдается агрессивность, драчливость, гиперактивность. Волевые качества. С наступлением периода полового созревания все отчетливее становятся различия между мальчиками и девочками в проявлении таких волевых качеств, как смелость и решительность: у мальчиков они выше. Это можно связать с большей выраженностью у мальчиков склонности к риску. В то же время по терпеливости различия между мальчиками и девочками не обнаруживаются. Интересы. В центре внимания девочки, начиная с раннего возраста, находится человек и сфера его непосредственного бытия, у мальчиков же интересы направлены на относительно отдаленные предметы и явления, порой весьма далекие от того, что может входить в круг их прямых обязанностей. Это, полагают авторы, объясняет, во-первых, почему девочки лучше знают себя, почему они уделяют большее внимание своей внешности, особенностям внешности и поведения окружающих, проявляют больший интерес к внутреннему миру (неслучайно девочки в 3-4 раза чаще ведут дневники), обнаруживают большую чуткость; во-вторых, почему у представителей мужского пола более выражена склонность отвлекаться на посторонние дела, заниматься не тем, что непосредственно требуется.
Мальчики имеют преимущество в познании чего-то особенного, более редкого, специального, но уступают девочкам в знании более простых и распространенных предметов и явлений. В целом круг интересов мальчиков шире, чем девочек. Интересы в играх. Мальчики наиболее высоко оценивают активные, энергичные игры, связанные с борьбой или соревнованием, затем игры на ловкость, игры-приключения. Логические игры — наименее любимые. Девочки предпочитают игры, связанные со сферой семьи, игры на ловкость; логические игры, игры-приключения и связанные с борьбой и соревнованием они любят меньше всего. Мальчики дошкольного и младшего школьного возраста любят игры с передвижением транспортных средств, а девочки — создавать 528 Часть третья. Педагогическая психология домашнюю обстановку, «вести хозяйство». Следовательно, игры мальчиков более динамичны, а девочек — более статичны. В настоящее время значительное место в досуге детей занимают компьютерные игры. Показано, что мальчики чаще увлекаются этими играми, чем девочки, и тратят на них больше времени. Выбирая книги для чтения, мальчики отдают предпочтение приключениям, путешествиям и исследованиям, а девочки — любовным историям и романам о детях и семейной жизни. Различаются и предпочтения в выборе кинофильмов: мальчики предпочитают фильмы, богатые приключениями и действием, а девочкам нравятся фильмы, рассказывающие о любви, личной жизни и «личном обаянии». Мальчики уделяют телевизионным передачам несколько больше времени, чем девочки. Внеучебные занятия (кружковые, спортивные и др.) больше привлекают девочек, чем мальчиков (табл. 30.1). Таблица 30. 1 Количество мальчиков и девочек, занимающихся вне школы, % (по даннылл Л. И. Фельдштейна)
Интересы к деятельности. Большинству девочек нравится выполнять то, что хорошо знакомо, т. е. стереотипную деятельность, большинство мальчиков предпочитают деятельность исследовательского характера. Девочкам более интересны хозяйственно-бытовые занятия, шитье; мальчики же предпочитают работу с деревом, конструктивную деятельность.
Интересы мальчиков больше выражены в таких видах деятельности, как техническая, практическая, научно-техническая и научно-теоретическая, спортивная, а интересы девочек относятся в большей мере к театрально-художественной, природоведческой, сельскохозяйственной, общественной видам деятельности (рис. 30.2). Ценности. Значимость «твердой воли», «рационализма», «самоконтроля», «честности» и «эффективности в делах» для юношей выше, чем для девушек; девушки же больше ценят «жизнерадостность», «ответственность», «смелость в отстаивании своего мнения», «чуткость», «широту взглядов», «терпимость». I II III IV V VI VII Виды деятельности Рис. 30.2. Показатели уровня развития интересов к разным видам деятельности у старших подростков в зависимости от пола (по данным И. П. Шаховой, 1986). Виды деятельности: I —техническая, II — научно-техническая, научно-теоретическая, III — спортивная, IV — театрально-художественная, V— природоведческая, сельскохозяйственная, VI — общественная, VII — историко-географическая Значимость таких ценностей, как здоровье, интересная работа, свобода, жизненная мудрость, творчество, познание, развитие, развлечения, продуктивная жизнь, также выше у юношей, а для девушек более значимы любовь, материально обеспеченная жизнь, друзья, счастливая семья, уверенность в себе. Мотив достижения. Половые различия в мотивах достижения необходимо рассматривать в соответствии с типом цели. Именно с большей ориентацией на учебу можно связать больший мотив достижения у учащихся-девочек и девушек по сравнению с учащимися-мальчиками и юношами. Экстернальность/интернальность. С возрастом у мальчиков возрастает интернальность, а у девочек — экстернальность. Это значит, что при принятии решения мальчики больше ориентируются на собственное мнение, а девочки — на чужое, ищут поддержку у других. Образ Я мальчиков по процентному соотношению включенных в него характеристик уступает образу Я девочек и сопоставим с таковым тех девочек, кто моложе мальчиков на 2 года. При описании реального образа Я девушки оценивают свои коммуникативные и нравственные качества выше, чем юноши. В то же время при описании идеального образа человека вообще большую значимость этим качествам приписывают юноши. Творческий потенциал достоверно выше в группе юношей, а духовный потенциал 18 Зак. 425 530 Часть третья. Педагогическая психология Глава 30. Учебно-воспитательная деятельность и пол учащихся 531
выше у девушек, причем это касается как описания образа Я, так и образа идеального человека вообще. Мальчики-подростки в качестве своих положительных характеристик отмечают деятельность, добросовестность, энергичность, отзывчивость, честность, а в качестве отрицательных — непривлекательность, молчаливость, замкнутость, нелюдимость.
Девочки-подростки в качестве своих положительных характеристик называют обаятельность, разговорчивость, открытость, общительность, энергичность, а в качестве отрицательных — безответственность, эгоистичность, черствость. Описывая свой психологический портрет, девушки значительно чаще характеризуют эмоциональную сферу («вспыльчивая, отзывчивая, спокойная, веселая, жизнерадостная» и т. д.), в то время как в ответах юношей чаще встречаются характеристики интеллектуальной и волевой сферы («ответственный, волевой, целеустремленный, настойчивый» и т. д.). Юноши в качестве положительных черт личности называют чаще всего: «верен в дружбе», «не подвожу друзей», «помогаю в беде». У девушек на первом месте стоят чуткость к людям, правдивость, честность, общительность. Юноши несколько чаще, чем девушки, оценивают свою внешность выше, чем внешность сверстников, а девушки несколько чаще, чем юноши, оценивают свою внешности ниже, чем внешность сверстников. Юноши в целом больше удовлетворены своей внешностью, чем девушки. Самоуважение. У девочек 6-7 лет общая высокая самооценка встречается чаще, чем у мальчиков того же возраста. Однако позже эти соотношения могут меняться. Многие девочки выходят из отрочества с ущербным Я-образом, сравнительно низкими ожиданиями в жизни и гораздо меньшей уверенностью в себе и своих способностях, чем мальчики. Когда у девочек 15-16 лет возникают проблемы с учебой, они чаще склонны обвинять себя, тогда как мальчики объяснили бы неудачу «ненужностью» предмета. Такое снижение самоуважения, отмечаемое у трети девушек, имеется и у юношей, но оно выражено меньше. У юношей выше самооценки по шкалам «интегральное самоотношение», «самоуважение», «аутосимпатия». Адекватность самооценок. Мальчики дошкольного и младшего школьного возраста более критично оценивают результаты своей деятельности, у девочек же преобладает эмоциональная оценка своих результатов. Однако юноши 16-17 лет дают в большинстве случаев завышенные самооценки; девушки оценивают себя либо адекватно, либо обнаруживают неадекватно заниженную самооценку. Для девочки достаточно сознания того, что она действует так, как с нее спрашивают, лишь бы ей внушили, что в этом есть необходимость и смысл. Мальчики же обязательно должны сами понять смысл и значение мероприятия: если они этого смысла не обнаружат, тр, как бы их ни убеждали, что «это нужно», активности не проявляют (Колесов А. В., Сельверова Н. Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания, 1978, с. 27).
Проблемная озабоченность практически по всем аспектам жизни у девочек выражена больше, чем у мальчиков (табл. 30.2). Таблица 30.2 Проблемная озабоченность у школьников подросткового и юношеского возраста, баллы (по данным А. Греиова)
Для девочек проблемы с собственной личностью и будущим имеют большее значение, чем для мальчиков. Переживание школьниками депрессии средней и тяжелой степени чаще наблюдается у девочек, чем у мальчиков (табл. 30.3). Таблица 30.3
532 Часть третья. Педагогическая психология Глава 30. Учебно-воспитательная деятельность и пол учашихся 533
У мальчиков-подростков и юношей депрессия нередко сопровождается срывами, а у девочек и девушек — нарушениями пищевого поведения (анорексией и булимией). Общение. Парадоксально, но при меньшей экстравертированно-сти девочек их стремление к общению выражено больше, чем у мальчиков. Уже в младшем ясельном возрасте (1,5 года) дети различаются по эмоциональности и интересам, что влияет на общение мальчиков и девочек. Так, играя в детском саду, мальчики проявляют интерес к предметам, а девочки — к личностным взаимоотношениям. Девочки обнаруживают больше ответственности и «материнского поведения» по отношению к другим детям. В любом возрасте девочки чаще мальчиков бывают задействованы в «социальных» играх с участием других детей. Большая озабоченность девочек своей внешностью и манерами поведения является косвенным проявлением их интереса к мнению о себе окружающих. Девочки задают родителям больше вопросов о социальных отношениях. Вследствие этого девочки больше готовы к общению, чем мальчики. Юноши чаще, чем девушки, используют шаблонные типы взаимодействия, они в меньшей степени владеют приемами и способами общения. Девушки же более гибки и вариативны в общении. Если юноши в общении с представителями противоположного пола ориентируются в основном на сверстниц, то девушки — в основном на более старших представителей мужского пола. Так, по данным известного отечественного социолога И. С. Кона, на вопрос: «Какого возраста Друга вы бы предпочли?», — юноши в 80% отдали предпочтение сверстнику, в 20% — старшему и лишь в редких случаях — младшему. Девушки же отдают предпочтение старшим в 40-50% случаев и никого не выбирают моложе себя. Чаще всего выбирают для общения представителей противоположного пола не «звезды», а те ученики младших и средних классов, которые занимают неблагоприятное положение в системе личных взаимоотношений.
Среди подруг отношения более доверительные, чем среди друзей (мальчиков). Близкие дружеские отношения с противоположным полом у девочек завязываются раньше, чем у мальчиков. В младших классах сплоченность девочек выше, чем мальчиков, однако с 5-го класса мальчики становятся более сплоченными, чем девочки (табл. 30.4). Таблииа 30.4
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.190.102 (0.02 с.) |