Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы и средства самовоспитания подростков и старших школьников
Самовоспитание подростков и старших школьников должно развиваться последовательно, проходя ряд этапов: ♦ выявление своих недостатков; ♦ разработка программы и личных правил самовоспитания; ♦ реализация программы с помощью приемов самостимуляции и са-мопринуждения; 516 Часть третья. Педагогическая психология Глава 29. Аспекты воспитания стремления к самосовершенствованию 517
♦ контроль результатов самовоспитания и коррекция программы самовоспитания. Выявление своих недостатков. В результате самооценки учащиеся выявляют у себя недостатки, которые они хотят преодолеть. Эти недостатки могут иметь разную природу. С одной стороны, учащийся может понимать свой недостаток как отставание от нормы развития положительного качества. С другой стороны, недостатком он может считать недостаточное развитие положительного качества по сравнению с имеющимся у него идеалом. В этом случае недостаток незаметен для окружающих, и поэтому собственная инициатива в его преодолении играет решающую роль. Возможны случаи, когда под недостатком учащиеся понимают наличие отрицательного качества. В отличие от предыдущих случаев, когда требуется в целях самовоспитания дальнейшее развитие положительного качества, здесь самовоспитание выражается в преодолении отрицательного качества, в перевоспитании. Перевоспитание состоит в ломке старых, отрицательных стереотипов, отсюда оно имеет конфликтный характер. Перевоспитание проходит несколько этапов. Подготовительный этап характеризуется образованием предпосылок для возникновения внутреннего конфликта. Путем воспитания у учащегося создаются новые формы поведения, которые вступают в противоречие со старыми наклонностями и привычками. На втором, конфликтном этапе отрицательные привычки, качества отвергаются школьниками, моральные — становятся личными. Третий этап перевоспитания характеризуется стремлением школьника к самовоспитанию в соответствии с усвоенными положительными идеалами вследствие недовольства своими недостатками. Разработка программы и личных правил самовоспитания. Самовоспитание, направленное на преодоление недостатков, осуществляется успешно только при наличии программы самовоспитания. Она состоит в обещании себе, в самообязательствах осуществить определенную деятельность по самовоспитанию. Многие выдающиеся люди оформляли свои самообязательства и личные правила самовоспитания письменно, что способствовало более четкому построению программы самовоспитания, лучшему сохранению в памяти, «узакони-ванию» правил и программы самовоспитания.
Вот правила самовоспитания, написанные К. Д. Ушинским для самого себя: 1. Спокойствие совершенное, по крайней мере внешнее. 2. Прямота в словах и поступках. 3. Обдуманность действия. 4. Решительность. 5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова. 6. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках. 7. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет (Ушинский К. Д. Собр. соч. М.; Л., 1952. С. 27). Программы самовоспитания могут быть краткосрочными и долгосрочными. Важно, чтобы последние не были перегружены многочисленными мелкими самообязательствами, так как, разбрасываясь, школьник не в состоянии будет полностью выполнить задуманное. А неосуществленность самообязательств приводит к потере интереса, к снижению целеустремленности. Оптимальная программа самовоспитания должна отвечать следующим требованиям: ♦ состоять из трех—пяти самообязательств; ♦ быть рассчитанной на определенный период, с точным обозначением времени достижения поэтапных и конечной целей самовоспитания; ♦ должны быть продуманы способы реализации намеченного; ♦ новые обязательства должны приниматься лишь после выполнения ранее взятых, а нереализованные задачи следует включить в новую программу самовоспитания, причем школьник должен добиться их обязательного выполнения. Реализация программы самовоспитания. Программа самовоспитания реализуется с помощью приемов, которые делят на две группы: самостимулирование и самопринуждение. Приемы самостимулирования включают в себя самоубеждение, самоободрение и самовнушение. Самоубеждение — это прием, используемый человеком, когда ему нужно утвердиться в правомерности своих поступков, обосновать правомерность принятия того или иного решения, утвердить себя в своих возможностях. Необходимость этого приема возникает из-за того, что на пути достижения цели человек встречается с трудностями, сомневается в правильности выбранного пути и успехе. В результате он может растеряться, поверить в бесцельность задуманного. В этом случае им должна использоваться дополнительная аргументация, доказывающая ему самому, что его растерянность и утрата веры в успех необоснованны. Помогает преодолевать внутренние разногласия личности прием сравнения доводов. Последовательное их сравнение от
518 Часть третья. Педагогическая психология Глава 29. Аспекты воспитания стремления к самосовершенствованию 519
наиболее существенных к менее значимым, оценка весомости каждого довода позволяют человеку прийти к нужному выводу, превратив его в руководство к дальнейшим действиям при самовоспитании. Самоободрение используется для придания себе уверенности. Это один из способов оптимизации своего психического состояния, придания настроению мажорности. С этой целью при колебаниях человека полезно вспомнить других людей, которые в сходной ситуации выходили победителями над собой. Воодушевляет надежда, что «раз другие сумели преодолеть эту трудность, то и я тоже смогу». Еще больший эффект дает воспоминание случаев, когда сам человек справился с возникшей трудностью. Самовнушение — метод, используемый для укрепления веры человека в свои возможности и для регуляции своего эмоционального состояния. Самовнушение связано с концентрацией внимания на словесных формулах, с помощью которых человек внушает себе желаемое: должен — хочу — могу — есть (например; я должен быть выдержанным — я хочу быть выдержанным — я могу быть выдержанным — я выдержанный). При этом следует придерживаться ряда правил: формулы текста должны ясно и точно отражать цель самовнушения; произносимые фразы должны быть лаконичными; смысл этих фраз должен быть только утвердительным, никаких «не» использовать нельзя. Приемы самопринуждения, используемые в целях самовоспитания, выражаются в несколько иной форме, чем приемы самостимулирования. К ним относятся самоосуждение, самозапрещение (самоприказ) и самонаказание. Самоосуждение — это искреннее недовольство своими действиями, поведением, направленностью мышления. Критическое отношение к себе является показателем духовного здоровья личности. Оно стимулирует личность к самосовершенствованию, не дает учащимся самоуспокаиваться. Форма проявления этой внутренне осознанной неудовлетворенности собой может быть различной. Это может быть и самокритика, осуществляемая в виде внутреннего диалога, и укор собственной совести, и гневный монолог в свой адрес за проявленное малодушие, беспринципность. Однако какую бы форму ни приняло самоосуждение, оно приводит к положительным результатам в самосовершенствовании. Самозапрещение — это добровольный отказ от собственных намерений, при наличии сильного желания сделать что-то. Ограничительная функция этого приема служит сосредоточению усилий учащегося на конкретных пунктах самообязательства. Самозапрещение позволяет разрешать возникающие внутренние противоречия, предотвращая возможные конфликты с окружающими людьми. В борьбе желаний этот прием помогает реализовать в первую очередь те побуждения, которые содействуют индивидуальному развитию. Применяя самозапрещение, человек как бы накладывает вето на соблазны, уводящие его в сторону от намеченного пути самовоспитания.
Своеобразной формой самозапрещения является'самоприказ — решительная, категоричная форма запрещения: «Выполнять режим!», «Терпеть!» и т. п. Нередко к приемам самопринуждения относят самонаказание. Однако использование этого приема вызывает у ряда психологов и педагогов возражение. Самонаказание, в отличие от наказания, является не средством побуждения личности к раскаянию, к переживанию своей вины, а лишь их результатом. Важны же переживание школьником своей вины, недовольство собой. Самонаказание не усугубляет эти переживания, а, наоборот, облегчает их: школьник, отказавшийся от мороженого за то, что получил двойку, своим самонаказанием на самом деле лишь снимает с себя часть вины и ответственности за свой поступок. Поэтому самонаказание выступает, по сути дела, средством самоуспокоения. Сказанное относится, кстати, и к непременному требованию взрослых к детям, чтобы они извинились перед другим человеком, если они нагрубили ему; такое извинение «из-под палки», без переживания своей вины, без осознания безнравственности своего поступка, тоже является одним из вариантов «отпущения грехов», не только не несущим воспитательного эффекта, но скорее, наоборот, формирующим у школьника привычку к формальному соблюдению нравственных норм поведения. Следует учитывать и опасные последствия самонаказания, так как у подростков и юношей оно может принимать формы самобичевания. Контроль результатов самовоспитания и коррекция программы самовоспитания. Самовоспитание — это длительный и непрерывный процесс, который требует постоянного самоконтроля. Душевная лень, выражающаяся в отсутствии настойчивости, является серьезным препятствием для самовоспитания. Самоконтроль играет роль внутреннего регулятора в процессе самовоспитания, повышающего управляемость собственной деятельностью и поведением. Овладение самоконтролем и умелое его использование в повседневной жизни требует от человека интеллектуального и волевого напряжения, особенно в начальном периоде самосовер-
520 Часть третья. Педагогическаялпсихология Глава 29. Аспекты воспитания стремления к самосовершенствованию 521
шенствования. Поэтому он слабо развит у большинства детей и у некоторой части взрослых. С самоконтролем связано и самообладание, т. е. контролирование своих эмоциональных реакций. Благодаря самообладанию человек может погасить вспышку гнева, раздражительность, побороть боязнь, нерешительность. Развивая способность к самоконтролю, школьник сначала должен наметить главные события и установить небольшой срок контроля за собой (день, неделю). Затем продолжительность контролируемых периодов должна постепенно увеличиваться, а внимание должно переключаться на большее число объектов. В результате самоконтроль станет привычкой. Самоотчет — это отчет перед собой о прожитом отрезке времени, связанном с программой самовоспитания. Назначение самоотчета — повысить ответственность человека за точное и полное выполнение взятого обязательства. Периодическое использование этого приема играет роль стимулятора самосовершенствования. Самоотчеты могут быть промежуточными и итоговыми. Задача промежуточных самоотчетов — своевременно устранять изъяны в программе самосовершенствования и на этой основе изменять методику работы над собой. Цель итоговых самоотчетов — обобщение результатов проделанной работы за время действия взятого обязательства, с тем чтобы составить новую программу самовоспитания. Осуществление самоконтроля и самоотчета облегчается, если учащийся ведет дневник. В этом случае учащийся не может позабыть, что он должен был сделать сегодня, или за неделю, или за месяц по самовоспитанию. Кроме того, запись о сделанном позволяет подводить итоги, находить путем анализа просчеты в программе самовоспитания и вносить в нее исправления. Ряд авторов, отмечая положительную роль дневника, приходят к выводу, что дневник помогает человеку припомнить события и продумать их значение, приучает фиксировать события и раздумья над ними, содействует анализу деятельности и Поведения, составлению программы, контролю за ее выполнением и внесению в нее коррекций. Имеются, однако, и противники ведения дневников. Они считают, что дневники мешают активной, полнокровной деятельности, отвлекают людей от преобразующей их личность работы. Итак, самовоспитание — сложный процесс, включающий ряд компонентов и протекающий по определенным стадиям, с участием сознания и воли. Самовоспитание — это не мероприятие и не график, который висит на стене над твоей кроватью: сегодня после 10.00 я буду принципиальным и честным, завтра после 12.00 буду смелым и отважным, послезавтра после 14.00 — добрым и отзывчивым... Человек должен уяснить для себя по крайней мере две вещи: какой желанной цели посвятить себя и как этой цели достичь. С воплощения в жизнь этой программы, собственно, и начинается становление характера. Возрастные особенности самовоспитания
Особенности самовоспитания школьников обусловлены их возрастом. У школьников младших классов самовоспитание связано лишь с самоисправлением поступков. Это еще лишь зачатки самовоспитания. Школьник, совершая правильные поступки и отказываясь от неправильных, не стремится при этом изменить и качества личности, так как не осознает их, не связывает их с совершаемыми поступками. На самоисправление его направляют оценки взрослых, в соответствии с которыми он хочет стать «хорошим». Подростки хотят самовоспитывать в основном волевые качества («силу воли»): смелость, настойчивость, выдержку, дисциплинированность. Из других качеств называются чуткость, скромность. Самовоспитание у них связано с самоутверждением качеств личности через отдельные поступки. Противоречие между стремлением школьников максимально утвердить свою самостоятельность и имеющимися у них возможностями приводит к переживанию ими ограниченности своих сил. В связи с этим школьник начинает оценивать свои качества, понимать, какие у него имеются недостатки, видеть в них причину своей ограниченности. Это побуждает его заняться самовоспитанием. Но у подростка факт совершения поступка не отделяется от факта наличия или отсутствия определенного качества личности: он считает, что раз он совершил смелый поступок, значит, он смелый. Поэтому он и стремится совершать поступки, не отдавая, однако, себе отчета в том, что тем самым он развивает, воспитывает качества. Для него совершение поступка — это проявление уже имеющегося в его представлении качества. Отсюда возникает первая особенность самовоспитания подростка — низкий уровень осознанности самовоспитания. Вторая особенность состоит в узости набора воспитываемых качеств. Подростки обращают внимание лишь на те качества, которые наиболее актуальны для них в данное время или поразили их воображение. Способствует узости программы самовоспитания и то обстоятельство, что подростки обращают больше внимания на внешнюю 522 Часть третья. Педагогическая психология Глава 29. Аспекты воспитания стремления к самосовершенствованию 523
сторону поступков своих кумиров, мало задумываясь над мотивами этих поступков и переживаниями героев. Третья особенность самовоспитания подростков заключается в его ситуативности. Большая впечатлительность подростков и в связи с этим быстрая смена идеалов приводят к тому, что подростки оказываются не в состоянии сами управлять своей целеустремленностью, достигать путем самовоспитания однажды поставленной задачи. В юношеском возрасте самовоспитание школьников связано с выделением качеств личности как специального объекта самовоспитания. Приобретая опыт в самовоспитании, юноши начинают понимать, что те или иные поступки еще не гарантируют наличия этих качеств. Поэтому в юношеском возрасте происходит разрушение прямолинейных связей между конкретными поступками и качествами личности, последние начинают все больше абстрагироваться от конкретных поступков. Для юношей доказательством наличия какого-либо качества становится систематичность совершения тех или иных поступков. Юноша уже понимает, что такая систематичность приводит к развитию, закреплению того или иного качества. Тем самым самовоспитание переходит на новый качественный уровень — совершенствование качеств личности. Для достижения поставленных целей юноши создают программу самовоспитания, которая более содержательна, всестороння и реалистична, чем у подростков. Обогащению программы самовоспитания способствует самоопределение юношей, желание лучше подготовить себя к избранной деятельности, заслужить симпатии и уважение привлекательного для него представителя противоположного пола.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.018 с.) |