Деятельность как условие выявления способностей и одаренности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельность как условие выявления способностей и одаренности.



Многие психологи считают, что выявить способности можно только в процессе выполнения деятельности. Действительно, практика обу­чения показывает, что быстрота и качество овладения знаниями и умениями, а также конечный уровень достижений в избранном виде деятельности позволяют в определенной мере судить об имеющихся у человека способностях и одаренности. Однако успехи в любой дея­тельности зависят от многих социальных факторов (силы мотива (же­лания), условий деятельности, мастерства обучающих и т. д.), а не только от способностей, поэтому столь часты ошибки педагогов в опре­делении таланта у своих учащихся. Например, отец Эдисона забрал его из школы как неспособного, Ч. Дарвин с той же формулировкой был исключен из Эдинбургского университета, а по успеваемости И. Ньютона в школе по физике и математике, Д. И. Менделеева — по химии и Лобачевского — по математике никак нельзя было предска­зать, что они будут великими учеными именно в этих областях знаний. Н. В. Гоголя преподаватели начальной школы считали неспособным к изучению русского языка. Преподаватели Академии художеств оце­нили работы юного В. И. Сурикова, будущего великого русского ху­дожника, пытавшегося поступить в Академию, следующим образом: «За такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить!» Этот список можно продолжить: знаменитый биолог Линней, физи­ки Франклин и П. Кюри, изобретатели Уатт и Морзе, философы Спен-


сер, Герцен и Белинский, писатели и поэты Вальтер Скотт, Байрон, Эдгар По, Гоголь считались в школе самыми неспособными учени­ками. Шаляпина не взяли в хористы, но зато в их число попал Горь­кий.

Кроме того, диагностика способностей по уровню достигнутого (постфактум) чаще всего существенна для исторической оценки лич­ности или для текущего момента, но не для будущего, т. е. прогноза. Известны случаи, когда выполнение деятельности не только не способ­ствует обнаружению способностей, но даже мешает этому, маскирует способности. Не соответствующий природным данным стиль обуче­ния, боязнь экзаменов могут приводить к не очень высокой успешно­сти учебной деятельности, на основании чего делается вывод и о не­высокой умственной одаренности учащегося.

Поэтому правомерны поиски косвенных путей определения спо­собностей без непосредственного выполнения конкретной деятель­ности, тем более что многие виды деятельности ребенку вообще не доступны вследствие его еще недостаточной физической и умствен­ной развитости.

Тестирование. Тест (от англ. test — проверка) — это испытание, включающее одно или несколько заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного качества, умения, свойства лично­сти. Написание учащимися контрольной работы — это тоже своеоб­разное тестирование, позволяющее узнать уровень подготовленно­сти учащегося, уровень его знаний.

Распространено мнение, что с помощью тестов выявляются спо­собности и измеряется степень их выраженности. Однако это может быть весьма далеко от истины. Дело в том, что измеряется в тестах наличный уровень тех или иных возможностей человека, т. е. качества, которые могут определяться многими факторами: знаниями, умения­ми, особенностями задания и специфичностью условий его выполне­ния и т. п., а не только способностями, т. е. тем, что дала природа че­ловеку. При более благоприятных социальных условиях способным и одаренным может показаться человек, таковым на самом деле не являющийся. Следовательно, тестирование должно сопровождаться изучением истории развития человека (анамнезом). Тестирование бу­дет давать результаты определения способностей тем надежнее, чем менее развивалась определяемая способность в процессе его жизни. Поэтому целесообразно отделять понятие «способность» от понятия «функциональное качество», которое как раз и характеризует сплав врожденного и приобретенного.


112 Часть первая. Обшая психология


► Функциональное качество — это наличный уровень проявления ка­кой-либо стороны возможностей человека, независимо от того, чем этот уровень обусловлен — природными особенностями, их развити­ем или знаниями и умениями.

При этом в функциональные качества включаются не все приоб­ретаемые человеком знания и умения, а только те, которые помогают проявлению той или иной стороны возможностей (быстроте, точности действий, выносливости и т. д.). Влияние опыта на превращение спо­собностей в качества особенно заметно в так называемых профессио­нально важных качествах, знания «подсказывают», как лучше реализо­вать имеющуюся способность, умения же способствуют их реализации. В профессиональных качествах способности как бы подстраиваются под формируемый навык. И поскольку в каждой профессии сущест­вуют свои «секреты» и специфические умения, одно и то же по на­званию качество может иметь разную «огранку». Поэтому, напри­мер, ловкость жонглера не тождественна ловкости хирурга.

При диагностировании, следовательно, измеряются не способно­сти, а качества. А поскольку разделить в качествах долю врожденного и приобретенного мы не можем, способности точно измерить нельзя. Способности можно лишь прогнозировать (предполагать их нали­чие) на основании того, какое количество задатков найдено у кон­кретного человека и в какой степени эти задатки выражены. Если у данного человека в отношении интересующей нас функции обнару­жено несколько ярко выраженных задатков, то мы можем предпола­гать наличие у него соответствующей способности.

Очевидно, самый реальный путь — прогнозирование способностей и одаренности по количеству и степени выраженности имеющихся у человека задатков. Задатки же не только выявляемы, но в определен­ной степени и измеряемы.

Контрольные вопросы

1. Что такое способность?

2. Что такое задатки? Как они соотносятся со способностями?

3. Чем понятие «одаренность» отличается от понятия «способность»?

4. Что такое склонность? Какие могут быть соотношения между склонностью и способностями?

5. Что такое интеллект?

6. Что такое тестирование?


Глава 7

ПСИХОМОТОРИКА, ИЛИ

КАК В ДВИЖЕНИЯХ ОТРАЖАЕТСЯ

ПСИХИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ЧЕЛОВЕКА

Понятие «психомоторика» введено в научный обиход И. М. Сечено­вым. Вводя его, он хотел подчеркнуть зависимость двигательных про­явлений человека от психической регуляции.

И. М. Сеченов полагал, что каждый рефлекторный и психический акт заканчивается движением или идеомоторным актом1. Так, он пи­сал:

Жизненные потребности родят хотения, и уже это ведет за собой дейст­вие; хотение будет тогда мотивом или целью, а движение — действием или средством достижения цели. Когда человек производит так называе­мое произвольное движение, оно появляется вслед за хотением в созна­нии этого самого движения. Без хотения, как мотива или импульса, дви­жение вообще было бы бессмысленно. Соответственно такому взгляду на явления двигательные центры на поверхности головного мозга называют психомоторными (1952, с. 516).

В этих словах отчетливо обозначена мысль, что произвольные дви­жения человека суть психомоторные, так как они непременно связа­ны с таким психическим явлением, как мотив. Это значит, что сначала появляется мысль о необходимости движения и только потом само движение.

И. М. Сеченов писал:

Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельно­сти сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному дви­жению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на

1 Идеомоторный акт — это изменение мышечного напряжения при представлении двигательного действия, но без его реального осуществления.


114 Часть первая. Обшая психология


Глава 7. Психомоторика 115


 


бумаге — везде окончательным фактом является мышечное движение (1953, с. 33).

Роль двигательной (психомоторной) активности в развитии че­ловека (в том числе и психического) и обеспечении его нормальной жизнедеятельности огромна. Ведь люди, как и животные, живут пре­жде всего потому, что дышат, а дыхание осуществляется благодаря расширению и сужению грудной клетки, которые невозможны без сокращения и расслабления грудных мышц. Потребление пищи тоже не обходится без участия не только жевательных мышц, но и мышц рук. Познавая окружающую среду, мы переводим взгляд с одного объекта на другой, а это становится возможным благодаря работе глазных мышц. Общаясь друг с другом, мы разговариваем, и появ­ляющиеся при этом звуки обязаны сокращению мышц рта и голосо­вых связок. Большинство поведенческих актов человека реализуется в произвольных двигательных реакциях. И даже такой психологиче­ский феномен, как социальный статус в группе сверстников, каза­лось бы, весьма далекий от рассматриваемой проблемы, все же мо­жет зависеть от психомоторики, потому что физические качества и умения, хорошее владение своим телом представляют одну из трех наиболее престижных областей в среде сверстников, влияя на воспри­ятие и социальный статус подростков, особенно мальчиков. Поэтому без преувеличения можно сказать, что психомоторика пронизывает всю психическую сферу человека. На это указывал еще И. М. Сече­нов, считавший, что в психомоторной организации человека объек­тивируются все формы психического отражения и двигательный ана­лизатор выступает как интегратор всех анализаторных систем чело­века.

Роль психомоторики в процессах восприятия и познания

Познание мира ребенком начинается с его двигательных действий: младенец берет предметы, манипулирует с ними, сосет их, зрительно обследует с помощью движений глаз. Затем в действие вступает ре-чедвигательный компонент моторики: произнося слова, он начинает воспринимать на слух собственную речь. Когда ребенок учится счи­тать, он использует сначала предметы, перекладывая их, затем движе­ния рук заменяются движениями глаз, и только затем он переходит к устному счету. Если запретить ребенку, умеющему считать только на


пальцах, двигать руками, то он не сможет произвести вычислитель­ную операцию. «Сколько будет, если от десяти отнять семь?» — спра­шивают 4-летнюю девочку. «Подожди, мама, я на пальчиках поду­маю». Для них понимание и «делание» практически неразличимо. Отсюда ясна большая важность двигательной активности ребенка и мануальных движений в становлении второй сигнальной системы, включающей не только речь, но и мышление.

Совмещение делания и мышления, присущее ребенку, остается даже у многих взрослых. Больше того, двигательная активность спо­собствует творческому мышлению. Известный поэт А. Вознесенский признался, что свои стихи он «вышагивает», т. е. сочиняет стихи, ко­гда ходит. «Я пишу стихи ногами», — говорит он. Почему во время различных прогулок у него возникает та или иная тема, он не знает. «Ноги знают», — говорит он.

Велика роль артикуляции (проговаривания), т. е. участия рече-двигательного компонента в грамотном письме. В эксперименте одни школьники писали диктант с проговариванием, другие — зажав язык зубами, что исключало проговаривание, а третьи — сжав пальцы ле­вой руки в кулак, что отвлекало внимание, хотя и делало возможным проговаривание. Результаты оказались следующими: во второй группе количество ошибок было в шесть раз больше, чем в первом, и суще­ственно больше, чем в третьей группе. Таким образом, была показана необходимость кинестезических ощущений для грамотного письма.

В исследованиях показана значимость активного движения и для развития осязательного восприятия. Сочетание работы кожно-механи-ческого и двигательного анализаторов обеспечивает получение инфор­мации о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов. Если человеку предложить определить форму невидимого предмета только с помощью пассивно­го осязания — водить предметом по его коже, то возникающий образ не будет адекватен форме предмета. Если же человек имеет возмож­ность активно осязать предмет, проводить с ним различные манипу­ляции, то создается правильное отражение формы этого предмета.

Особую роль осязание приобретает в случае утраты человеком зрения. Благодаря осязанию слепой человек может читать книги, на­печатанные текстом Брайля (выпуклыми буквами и знаками).

Установлены многочисленные связи между различными сторонами психического и моторного развития человека. Чем успешнее челове­ком выполняются действия, требующие тонкой зрительно-моторной координации, тем выше у него интеллектуальные показатели, осо-


116 Часть первая. Обшая психология


Глава 7. Психомоторика 117


 


бенно невербальные (можно сказать и наоборот: чем выше интел­лект, тем успешнее выполняются тонкие координации).

Большое значение психомоторики в процессе восприятия простран­ства и времени показано еще И. М. Сеченовым: пространственное восприятие обеспечивается совместной деятельностью зрительного и кинестезического (двигательного) анализаторов. Последний ана­лизирует сигналы, идущие с проприорецепторов1 движущихся звеньев тела, «меряющих» пространство, а также с проприорецепторов глаз­ных мышц, осуществляющих движение глаз при пространственных измерениях. Больше того, и само зрительное восприятие невозмож­но без постоянных движений глазных яблок.

Слуховое восприятие речи также осуществляется при участии движений. У слушающего человека можно обнаружить непроизволь­ные движения речевого аппарата с беззвучным повторением слушае­мой речи.

Двигательный аккомпанемент (движения головы, рук, туловища, голосового аппарата) играет важную роль при восприятии времени. Исследования показали, например, что при ограничении движений глаз восприятие времени осуществляется менее точно.

Психомоторика как средство обшения (речь, мимика, жесты)

Психомоторные акты участвуют в процессе вербального и невербаль­ного общения.

Речь является вербальным средством общения и с точки зрения психомоторики — это целая последовательность отдельных движе­ний языка, губ и голосовых связок, объединенных общим смыслом (экспрессивная речь в отличие от сенсорной речи, связанной с пони­манием чужой речи). От этих движений зависят произношение, ин­тонация, высота голоса и другие акустические характеристики речи, т. е. артикуляция. Экспрессивная речь регулируется центром, назван­ным по имени французского ученого П. Брока. Этот центр находится в задней трети нижней лобной извилины левого полушария. Под­робно о речи и ее функциях говорится в главе 14 («Особенности во­левых проявлений»).

Проприорецептор — это нервные окончания, находящиеся в мышцах, суставных сумках, связках и сухожилиях и посылающие импульсы в нервные центры, сообщая о производимых движениях.


К невербальным средствам общения относятся жесты, позы, ми­мика. Им уделяли большое внимание еще в Древней Греции. Напри­мер, большое значение придавалось осанке. Мужчине полагалось дер­жать голову высоко поднятой, в противном случае его могли принять за гомосексуалиста.

Жесты. Жест — это движение рукой или другое телодвижение, обозначающее что-либо или сопровождающее речь. В риторике, т. е. науке об ораторском искусстве, еще во времена Цицерона один из ее разделов посвящался внешнему выражению речи в поведении оратора.

Во времена Эразма Роттердамского сидеть, положив ногу на ногу, означало не уважать собеседника. Руки в боки толковались как му­жественный жест, допустимый в обществе военных. Гражданским же лицам этого жеста следовало избегать.

На протяжении многих веков счи­талось, что если человек в чьем-то, присутствии чешет голову или тере­бит одежду, то тем самым он выказы­вает к собеседнику пренебрежение.   j Даже случайное соприкосновение с собеседником могло быть истолкова-! но как грубое нарушение приличий.

Неслучайно поэтому в XVII- 5
XVIII вв. в западных странах издава- >
лись книги, посвященные правилам
хорошего тона.                                  5

Особую значимость приобретает изучение жестов у различных наро­дов, так как одни и те же жесты могут означать различное отношение к человеку. Например, прикосновение указательным пальцем к ниж­нему веку для флорентийца означает что-то лестное, а для жителя Саудовской Аравии этот жест оскорбителен. Девушка из Южной Америки воспримет его как ухаживание. Для русских движение го­ловой вправо-влево означает отрицание, несогласие, а для болгар — согласие. В нашей стране постукивание пальцем по виску означает «Ты что, ненормальный?» В Дании же — это «комплимент» интел­лекту. Соединенные указательный и большой пальцы показывают американцу, что все в порядке («о'кей»), француз понимает, что это «ноль», японец — «деньги», а житель Туниса — «Я тебя убью». Поти-рание мочки уха в средиземноморских странах имеет 5 различных значений. Например, для испанцев, греков, мальтийцев и итальян-



118 Часть первая. Обшая психология

цев этот жест будет оскорбительным, а португалец окажется поль­щенным. Жест из указательного и среднего пальцев, обозначающий букву V — победа, в Европе воспринимается однозначно, но только не у англичан. У них имеет значение, какой стороной кисть поверну­та к собеседнику. Если этот жест сопровождается поворотом ладони к говорящему собеседнику, то он означает «заткнись». Китайцы при­выкли выражать свое неудовольствие, широко раскрыв глаза, и под­час не могут понять, почему это европейцы все время сердиты. Гово­ря о себе, европеец показывает рукой на грудь, а японец — на нос.

В результате исследования моторной невербальной коммуника­ции появилась новая научная дисциплина — кинесика, которая изу­чает поведение человека в его невербальных проявлениях, к которым относятся мимика (движение мышц лица), пантомимика (движения всего тела), «вокальная мимика» (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса), пространственный рисунок (выразительность, сила прояв­ления чувств, переживаний).

Разработанная система фиксации жестов и мимики полезна мно­гим профессионалам, так как позволяет регистрировать и анализи­ровать состояние другого человека, целесообразность использования определенных жестов и т. д. С помощью жестов1 общаются глухонемые, язык жестов служит средством общения между индусскими танцов­щиками и зрителями (язык «мудра», представляющий собой опреде­ленные комбинации и положения пальцев рук, означающие какое-либо слово, понятие, действия, человека и т. д., — рис. 7.1).

Язык жестов широко используется на биржах, что позволяет пе­редать информацию на значительное расстояние быстрее и надеж­нее, чем с помощью слов, особенно в условиях шума.

Значение жестов:

♦ они дают дополнительную к вербальной информацию о психиче­ском состоянии партнера по общению, о его отношении к участ­никам общения и обсуждаемому вопросу, о желаниях, выражае­мых без слов, или же о желаниях, остановленных самоконтролем (например, человек захотел встать, но только дернулся);

♦ как правило, выражают отношение не к любой, а к эмоционально значимой информации; ритмически согласованные с интонацией, ударениями и паузами, жесты помогают сосредоточить внимание слушающего на тех или иных «ударных» частях высказывания;

♦ могут провоцировать состояния и отношения партнеров по общению, так как могут оказывать на человека большее влияние, чем речь;


Рис. 7.1. Говорящие руки

♦ они молчаливы и могут быть использованы не только в тех случа­ях, где употребление речи неудобно или запрещено, но также па­раллельно с речевым общением;

♦ один жест может быть эквивалентен нескольким словам и требу­ет меньшего времени для своего планирования и выражения; он удобен для выражений, которые могут производиться мимоходом, походя;


120 Часть первая. Обшая психология


Глава 7. Психомоторика 121


 


♦ могут лучше восприниматься на расстоянии по сравнению с ре­чью, особенно в условиях сильного шума;

♦ не требуют ответа.

Не все жесты выполняют информативную функцию. Есть и жес­ты-сорняки, не несущие никакой смысловой нагрузки: заламывание рук, кистей, пальцев, одергивание одежды, непроизвольное раскачи­вание, притоптывание ногой и т. п.

Югославский лингвист Р. Волос на основе изучения около сотни рус­ских жестов предлагает такую их классификацию. К первой группе он относит так называемые «я-жесты», выражающие внутреннее состоя­ние человека. Это, например, жест, выражающий забывчивость, — лег­кий удар пальиами по лбу; недоумение или незнание — пожимание плечами; облизывание губ языком («облизнуться») — удовольствие или его предвосхищение. Ко второй группе отнесены «жесты-усилители». Это, к примеру, классическое потирание щепотью, пальиами, когда не хватает денег, не менее известное почесывание затылка или за ухом. Особую группу составляют «количественные» жесты, которые у нас усваиваются, когда дети играют в «каравай» — «вот такой вышины, вот такой ширины». Или всем известный жест, сопровождающий рассказы об успехах в рыбной ловле. Кстати, маленький аутоэксперимент: надо считать по пальиам — один, два, три... Можно быть уверенным, что все загибали пальцы внутрь, начиная с мизинца. Но если кто-то родил­ся и воспитывался в Западной*Европе, жест будет совсем иным — че­ловек разгибает пальцы из сжатого кулака. В особые группы выделены «жесты зашиты», «жесты-эпитеты», «жесты-выключатели словесной ре­чи» и т. д. (Коломинский Я. Л. Беседы о тайнах психики. М.: Молодая гвардия, 1976. С. 192-193).

В настоящее время появилось большое количество книг по пси­хологии, в которых рассматривается значение различных жестов как сигналов состояний, желаний, намерений, отношений человека к парт­неру по общению и его предложениям. Создаются словари жестов, в которых каждый жест связывается с каким-нибудь одним проявле­нием поведения человека, что представляется не очень продуктивным, так как часто одни и те же жесты могут означать абсолютно разное. На­пример, наклон головы вперед и взгляд исподлобья могут говорить как об осуждении со стороны партнера по общению, так и о его сму­щении; мелкие жесты пальцев могут отражать и беспокойство, и скуку; позиция прямо друг против друга, лицом к лицу — интимность или агрессию; касание или потирание носа, век, уха — отрицание или нетер­пеливость, желание что-то добавить; пускание курильщиком дыма


вверх — самодовольство или согласие. Поэтому для психолога важ­нее знать комплекс жестов, характеризующих разные состояния субъ­ектов. Именно по их сочетанию можно делать прогноз об этих со­стояниях, настроениях, намерениях людей.

И все же общие трактовки жестов для людей из близких культур, очевидно, имеются.

Мимика — это сокращение различных мышц лица для выраже­
ния своих переживаний и отношения к чему- или кому-либо. Для
понимания состояния и намерений собеседника важно следить за его
мимикой. Мимика является одним из средств экспрессивного прояв­
ления эмоций. Особенно экспрессивны губы и глаза человека. Глаза,
например, могут характеризоваться широкой раскрытостью или су-
женностью, блеском или тусклостью (что зависит от количества слез­
ной жидкости, кровенаполнения сосудов слизистой оболочки), вели­
чиной зрачка. «Брови и рот по-разному изменяются при различных
причинах плача», — говорил Леонардо да Винчи.                 i

Например, если человек допустил ошибку, он может виновато улы­баться, как бы прося извинения. При заискивании у человека может проявляться чрезмерная улыбчивость. Улыбка может выражать дру­желюбие, стремление войти в контакт, но она же отражает и лице­мерное дружелюбие. Улыбка старшего может быть знаком одобре­ния поступка или действия ребенка.

Мимика может иметь универсальный характер (например, опу­щенные уголки губ свидетельствуют об отрицательных эмоциях, пе­реживаемых человеком: гневе, презрении, страдании) и специфичный (например, суженные глазные щели при презрении и страдании). С другой стороны, одно и то же состояние может выражаться разны­ми неспецифическими мимическими средствами. Так, гнев и радость могут выражаться как суженными, так и широко раскрытыми глаза­ми. В этом случае для правильного распознавания эмоции требуются дополнительные признаки. Простые мимические признаки входят в со­став мимических симптомокомплексов, отражающих различные со­четания положения глаз, губ, век, бровей, подвижность лица и его частей (рис. 7.2). Опознание эмоций зависит от участия в их отраже­нии многих лицевых мышц.

По выражению лица можно предугадать намерения человека. Ес­ли человек в процессе общения занимает агрессивно-жесткую пози­цию, то он обычно смотрит собеседнику прямо в глаза, широко от­крыв свои, у него губы твердо сжаты, брови нахмурены, часто он при этом говорит сквозь зубы, почти не двигая губами. Если человек рас-


122 Часть первая. Обшая психология


Глава 7. Психомоторика 123


 


положен к контактам, взаимодействию, то на его губах — легкая улыб­ка, брови миролюбиво изогнуты, он не морщит лоб, глядит из-под прикрытых век.


«поставить человека на место». Длительный взгляд может означать осуждение, неодобрение (поведения, одежды, прически и т. п.).

Выражению эмоций через мимику человек учится с детства. Если таковой возможности нет (как у слепых от рождения), то мимика мо­жет быть неадекватной переживаниям.

Мимика слепых может не соответствовать общепринятым представле­ниям о внутренних состояниях, которые, как кажется наблюдателю, переживает слепой от рождения человек: алгоритм «распознавания» психического настроя по мимике здесь «не срабатывает». Автор имел возможность проверить это на собственном опыте во вре­мя чтения лекиий в Обществе слепых. Первое выступление, как ему ка­залось, полностью провалилось: слушатели сидели с явно недовольными лицами. Более того, неоднократно лектор замечал гримасы неудоволь­ствия и даже страдания, которые он воспринимал как результат своих усилий... Тем более удивительными и, конечно, утешительными оказа­лись словесные отзывы по окончании лекиий, из которых явствовало, что она понравилась слушателям и лектора просят приходить почаше (Коломинский Я. Л. Беседы о тайнах психики. М.: Молодая гвардия, 1976. С. 195).


 


Рис. 7.2. Мимические симптомокомплексы

Из всех частей тела, которые используются для передачи инфор­мации, глаза — самые важные и наиболее приспособленные для пе­редачи наиболее тонких нюансов. Они оказывают эмоциональное воз­действие благодаря тому, что воспринимаются на фоне мимики. Глаза создают обманчивое представление о своих возможностях из-за того, что с помощью изменений в продолжительности взгляда, движения век, прищуривания и десятка других манипуляций, производимых кожей и глазами, можно передать почти неограниченное количество информации. Взгляд может быть мимолетным и упорным, настойчи­вым, скользящим по поверхности и острым, цепляющимся за каж­дый предмет, проникающим в душу, прямым и косым, взглядом украд­кой, расчетливым или оценивающим, наблюдающим и спрятанным за прикрытыми ресницами.

Быстрый взгляд и опущенный взор говорят: «Я тебе доверяю. Я те­бя не боюсь» или «Мы уважаем уединение человека и не думаем "гла­зеть" на тебя». С другой стороны, длительный взгляд, дольше допус­тимого по нормам вежливости времени, используется, когда хотят



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.053 с.)