Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Деятельность как условие выявления способностей и одаренности.
Многие психологи считают, что выявить способности можно только в процессе выполнения деятельности. Действительно, практика обучения показывает, что быстрота и качество овладения знаниями и умениями, а также конечный уровень достижений в избранном виде деятельности позволяют в определенной мере судить об имеющихся у человека способностях и одаренности. Однако успехи в любой деятельности зависят от многих социальных факторов (силы мотива (желания), условий деятельности, мастерства обучающих и т. д.), а не только от способностей, поэтому столь часты ошибки педагогов в определении таланта у своих учащихся. Например, отец Эдисона забрал его из школы как неспособного, Ч. Дарвин с той же формулировкой был исключен из Эдинбургского университета, а по успеваемости И. Ньютона в школе по физике и математике, Д. И. Менделеева — по химии и Лобачевского — по математике никак нельзя было предсказать, что они будут великими учеными именно в этих областях знаний. Н. В. Гоголя преподаватели начальной школы считали неспособным к изучению русского языка. Преподаватели Академии художеств оценили работы юного В. И. Сурикова, будущего великого русского художника, пытавшегося поступить в Академию, следующим образом: «За такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить!» Этот список можно продолжить: знаменитый биолог Линней, физики Франклин и П. Кюри, изобретатели Уатт и Морзе, философы Спен- сер, Герцен и Белинский, писатели и поэты Вальтер Скотт, Байрон, Эдгар По, Гоголь считались в школе самыми неспособными учениками. Шаляпина не взяли в хористы, но зато в их число попал Горький. Кроме того, диагностика способностей по уровню достигнутого (постфактум) чаще всего существенна для исторической оценки личности или для текущего момента, но не для будущего, т. е. прогноза. Известны случаи, когда выполнение деятельности не только не способствует обнаружению способностей, но даже мешает этому, маскирует способности. Не соответствующий природным данным стиль обучения, боязнь экзаменов могут приводить к не очень высокой успешности учебной деятельности, на основании чего делается вывод и о невысокой умственной одаренности учащегося. Поэтому правомерны поиски косвенных путей определения способностей без непосредственного выполнения конкретной деятельности, тем более что многие виды деятельности ребенку вообще не доступны вследствие его еще недостаточной физической и умственной развитости.
Тестирование. Тест (от англ. test — проверка) — это испытание, включающее одно или несколько заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного качества, умения, свойства личности. Написание учащимися контрольной работы — это тоже своеобразное тестирование, позволяющее узнать уровень подготовленности учащегося, уровень его знаний. Распространено мнение, что с помощью тестов выявляются способности и измеряется степень их выраженности. Однако это может быть весьма далеко от истины. Дело в том, что измеряется в тестах наличный уровень тех или иных возможностей человека, т. е. качества, которые могут определяться многими факторами: знаниями, умениями, особенностями задания и специфичностью условий его выполнения и т. п., а не только способностями, т. е. тем, что дала природа человеку. При более благоприятных социальных условиях способным и одаренным может показаться человек, таковым на самом деле не являющийся. Следовательно, тестирование должно сопровождаться изучением истории развития человека (анамнезом). Тестирование будет давать результаты определения способностей тем надежнее, чем менее развивалась определяемая способность в процессе его жизни. Поэтому целесообразно отделять понятие «способность» от понятия «функциональное качество», которое как раз и характеризует сплав врожденного и приобретенного. 112 Часть первая. Обшая психология ► Функциональное качество — это наличный уровень проявления какой-либо стороны возможностей человека, независимо от того, чем этот уровень обусловлен — природными особенностями, их развитием или знаниями и умениями. При этом в функциональные качества включаются не все приобретаемые человеком знания и умения, а только те, которые помогают проявлению той или иной стороны возможностей (быстроте, точности действий, выносливости и т. д.). Влияние опыта на превращение способностей в качества особенно заметно в так называемых профессионально важных качествах, знания «подсказывают», как лучше реализовать имеющуюся способность, умения же способствуют их реализации. В профессиональных качествах способности как бы подстраиваются под формируемый навык. И поскольку в каждой профессии существуют свои «секреты» и специфические умения, одно и то же по названию качество может иметь разную «огранку». Поэтому, например, ловкость жонглера не тождественна ловкости хирурга.
При диагностировании, следовательно, измеряются не способности, а качества. А поскольку разделить в качествах долю врожденного и приобретенного мы не можем, способности точно измерить нельзя. Способности можно лишь прогнозировать (предполагать их наличие) на основании того, какое количество задатков найдено у конкретного человека и в какой степени эти задатки выражены. Если у данного человека в отношении интересующей нас функции обнаружено несколько ярко выраженных задатков, то мы можем предполагать наличие у него соответствующей способности. Очевидно, самый реальный путь — прогнозирование способностей и одаренности по количеству и степени выраженности имеющихся у человека задатков. Задатки же не только выявляемы, но в определенной степени и измеряемы. Контрольные вопросы 1. Что такое способность? 2. Что такое задатки? Как они соотносятся со способностями? 3. Чем понятие «одаренность» отличается от понятия «способность»? 4. Что такое склонность? Какие могут быть соотношения между склонностью и способностями? 5. Что такое интеллект? 6. Что такое тестирование? Глава 7 ПСИХОМОТОРИКА, ИЛИ КАК В ДВИЖЕНИЯХ ОТРАЖАЕТСЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА Понятие «психомоторика» введено в научный обиход И. М. Сеченовым. Вводя его, он хотел подчеркнуть зависимость двигательных проявлений человека от психической регуляции. И. М. Сеченов полагал, что каждый рефлекторный и психический акт заканчивается движением или идеомоторным актом1. Так, он писал: Жизненные потребности родят хотения, и уже это ведет за собой действие; хотение будет тогда мотивом или целью, а движение — действием или средством достижения цели. Когда человек производит так называемое произвольное движение, оно появляется вслед за хотением в сознании этого самого движения. Без хотения, как мотива или импульса, движение вообще было бы бессмысленно. Соответственно такому взгляду на явления двигательные центры на поверхности головного мозга называют психомоторными (1952, с. 516). В этих словах отчетливо обозначена мысль, что произвольные движения человека суть психомоторные, так как они непременно связаны с таким психическим явлением, как мотив. Это значит, что сначала появляется мысль о необходимости движения и только потом само движение. И. М. Сеченов писал: Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на
1 Идеомоторный акт — это изменение мышечного напряжения при представлении двигательного действия, но без его реального осуществления. 114 Часть первая. Обшая психология Глава 7. Психомоторика 115
бумаге — везде окончательным фактом является мышечное движение (1953, с. 33). Роль двигательной (психомоторной) активности в развитии человека (в том числе и психического) и обеспечении его нормальной жизнедеятельности огромна. Ведь люди, как и животные, живут прежде всего потому, что дышат, а дыхание осуществляется благодаря расширению и сужению грудной клетки, которые невозможны без сокращения и расслабления грудных мышц. Потребление пищи тоже не обходится без участия не только жевательных мышц, но и мышц рук. Познавая окружающую среду, мы переводим взгляд с одного объекта на другой, а это становится возможным благодаря работе глазных мышц. Общаясь друг с другом, мы разговариваем, и появляющиеся при этом звуки обязаны сокращению мышц рта и голосовых связок. Большинство поведенческих актов человека реализуется в произвольных двигательных реакциях. И даже такой психологический феномен, как социальный статус в группе сверстников, казалось бы, весьма далекий от рассматриваемой проблемы, все же может зависеть от психомоторики, потому что физические качества и умения, хорошее владение своим телом представляют одну из трех наиболее престижных областей в среде сверстников, влияя на восприятие и социальный статус подростков, особенно мальчиков. Поэтому без преувеличения можно сказать, что психомоторика пронизывает всю психическую сферу человека. На это указывал еще И. М. Сеченов, считавший, что в психомоторной организации человека объективируются все формы психического отражения и двигательный анализатор выступает как интегратор всех анализаторных систем человека. Роль психомоторики в процессах восприятия и познания Познание мира ребенком начинается с его двигательных действий: младенец берет предметы, манипулирует с ними, сосет их, зрительно обследует с помощью движений глаз. Затем в действие вступает ре-чедвигательный компонент моторики: произнося слова, он начинает воспринимать на слух собственную речь. Когда ребенок учится считать, он использует сначала предметы, перекладывая их, затем движения рук заменяются движениями глаз, и только затем он переходит к устному счету. Если запретить ребенку, умеющему считать только на
пальцах, двигать руками, то он не сможет произвести вычислительную операцию. «Сколько будет, если от десяти отнять семь?» — спрашивают 4-летнюю девочку. «Подожди, мама, я на пальчиках подумаю». Для них понимание и «делание» практически неразличимо. Отсюда ясна большая важность двигательной активности ребенка и мануальных движений в становлении второй сигнальной системы, включающей не только речь, но и мышление. Совмещение делания и мышления, присущее ребенку, остается даже у многих взрослых. Больше того, двигательная активность способствует творческому мышлению. Известный поэт А. Вознесенский признался, что свои стихи он «вышагивает», т. е. сочиняет стихи, когда ходит. «Я пишу стихи ногами», — говорит он. Почему во время различных прогулок у него возникает та или иная тема, он не знает. «Ноги знают», — говорит он. Велика роль артикуляции (проговаривания), т. е. участия рече-двигательного компонента в грамотном письме. В эксперименте одни школьники писали диктант с проговариванием, другие — зажав язык зубами, что исключало проговаривание, а третьи — сжав пальцы левой руки в кулак, что отвлекало внимание, хотя и делало возможным проговаривание. Результаты оказались следующими: во второй группе количество ошибок было в шесть раз больше, чем в первом, и существенно больше, чем в третьей группе. Таким образом, была показана необходимость кинестезических ощущений для грамотного письма. В исследованиях показана значимость активного движения и для развития осязательного восприятия. Сочетание работы кожно-механи-ческого и двигательного анализаторов обеспечивает получение информации о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов. Если человеку предложить определить форму невидимого предмета только с помощью пассивного осязания — водить предметом по его коже, то возникающий образ не будет адекватен форме предмета. Если же человек имеет возможность активно осязать предмет, проводить с ним различные манипуляции, то создается правильное отражение формы этого предмета. Особую роль осязание приобретает в случае утраты человеком зрения. Благодаря осязанию слепой человек может читать книги, напечатанные текстом Брайля (выпуклыми буквами и знаками). Установлены многочисленные связи между различными сторонами психического и моторного развития человека. Чем успешнее человеком выполняются действия, требующие тонкой зрительно-моторной координации, тем выше у него интеллектуальные показатели, осо- 116 Часть первая. Обшая психология Глава 7. Психомоторика 117
бенно невербальные (можно сказать и наоборот: чем выше интеллект, тем успешнее выполняются тонкие координации). Большое значение психомоторики в процессе восприятия пространства и времени показано еще И. М. Сеченовым: пространственное восприятие обеспечивается совместной деятельностью зрительного и кинестезического (двигательного) анализаторов. Последний анализирует сигналы, идущие с проприорецепторов1 движущихся звеньев тела, «меряющих» пространство, а также с проприорецепторов глазных мышц, осуществляющих движение глаз при пространственных измерениях. Больше того, и само зрительное восприятие невозможно без постоянных движений глазных яблок.
Слуховое восприятие речи также осуществляется при участии движений. У слушающего человека можно обнаружить непроизвольные движения речевого аппарата с беззвучным повторением слушаемой речи. Двигательный аккомпанемент (движения головы, рук, туловища, голосового аппарата) играет важную роль при восприятии времени. Исследования показали, например, что при ограничении движений глаз восприятие времени осуществляется менее точно. Психомоторика как средство обшения (речь, мимика, жесты) Психомоторные акты участвуют в процессе вербального и невербального общения. Речь является вербальным средством общения и с точки зрения психомоторики — это целая последовательность отдельных движений языка, губ и голосовых связок, объединенных общим смыслом (экспрессивная речь в отличие от сенсорной речи, связанной с пониманием чужой речи). От этих движений зависят произношение, интонация, высота голоса и другие акустические характеристики речи, т. е. артикуляция. Экспрессивная речь регулируется центром, названным по имени французского ученого П. Брока. Этот центр находится в задней трети нижней лобной извилины левого полушария. Подробно о речи и ее функциях говорится в главе 14 («Особенности волевых проявлений»). Проприорецептор — это нервные окончания, находящиеся в мышцах, суставных сумках, связках и сухожилиях и посылающие импульсы в нервные центры, сообщая о производимых движениях. К невербальным средствам общения относятся жесты, позы, мимика. Им уделяли большое внимание еще в Древней Греции. Например, большое значение придавалось осанке. Мужчине полагалось держать голову высоко поднятой, в противном случае его могли принять за гомосексуалиста. Жесты. Жест — это движение рукой или другое телодвижение, обозначающее что-либо или сопровождающее речь. В риторике, т. е. науке об ораторском искусстве, еще во времена Цицерона один из ее разделов посвящался внешнему выражению речи в поведении оратора. Во времена Эразма Роттердамского сидеть, положив ногу на ногу, означало не уважать собеседника. Руки в боки толковались как мужественный жест, допустимый в обществе военных. Гражданским же лицам этого жеста следовало избегать. На протяжении многих веков считалось, что если человек в чьем-то, присутствии чешет голову или теребит одежду, то тем самым он выказывает к собеседнику пренебрежение. j Даже случайное соприкосновение с собеседником могло быть истолкова-! но как грубое нарушение приличий. Неслучайно поэтому в XVII- 5 Особую значимость приобретает изучение жестов у различных народов, так как одни и те же жесты могут означать различное отношение к человеку. Например, прикосновение указательным пальцем к нижнему веку для флорентийца означает что-то лестное, а для жителя Саудовской Аравии этот жест оскорбителен. Девушка из Южной Америки воспримет его как ухаживание. Для русских движение головой вправо-влево означает отрицание, несогласие, а для болгар — согласие. В нашей стране постукивание пальцем по виску означает «Ты что, ненормальный?» В Дании же — это «комплимент» интеллекту. Соединенные указательный и большой пальцы показывают американцу, что все в порядке («о'кей»), француз понимает, что это «ноль», японец — «деньги», а житель Туниса — «Я тебя убью». Поти-рание мочки уха в средиземноморских странах имеет 5 различных значений. Например, для испанцев, греков, мальтийцев и итальян- 118 Часть первая. Обшая психология цев этот жест будет оскорбительным, а португалец окажется польщенным. Жест из указательного и среднего пальцев, обозначающий букву V — победа, в Европе воспринимается однозначно, но только не у англичан. У них имеет значение, какой стороной кисть повернута к собеседнику. Если этот жест сопровождается поворотом ладони к говорящему собеседнику, то он означает «заткнись». Китайцы привыкли выражать свое неудовольствие, широко раскрыв глаза, и подчас не могут понять, почему это европейцы все время сердиты. Говоря о себе, европеец показывает рукой на грудь, а японец — на нос. В результате исследования моторной невербальной коммуникации появилась новая научная дисциплина — кинесика, которая изучает поведение человека в его невербальных проявлениях, к которым относятся мимика (движение мышц лица), пантомимика (движения всего тела), «вокальная мимика» (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса), пространственный рисунок (выразительность, сила проявления чувств, переживаний). Разработанная система фиксации жестов и мимики полезна многим профессионалам, так как позволяет регистрировать и анализировать состояние другого человека, целесообразность использования определенных жестов и т. д. С помощью жестов1 общаются глухонемые, язык жестов служит средством общения между индусскими танцовщиками и зрителями (язык «мудра», представляющий собой определенные комбинации и положения пальцев рук, означающие какое-либо слово, понятие, действия, человека и т. д., — рис. 7.1). Язык жестов широко используется на биржах, что позволяет передать информацию на значительное расстояние быстрее и надежнее, чем с помощью слов, особенно в условиях шума. Значение жестов: ♦ они дают дополнительную к вербальной информацию о психическом состоянии партнера по общению, о его отношении к участникам общения и обсуждаемому вопросу, о желаниях, выражаемых без слов, или же о желаниях, остановленных самоконтролем (например, человек захотел встать, но только дернулся); ♦ как правило, выражают отношение не к любой, а к эмоционально значимой информации; ритмически согласованные с интонацией, ударениями и паузами, жесты помогают сосредоточить внимание слушающего на тех или иных «ударных» частях высказывания; ♦ могут провоцировать состояния и отношения партнеров по общению, так как могут оказывать на человека большее влияние, чем речь; Рис. 7.1. Говорящие руки ♦ они молчаливы и могут быть использованы не только в тех случаях, где употребление речи неудобно или запрещено, но также параллельно с речевым общением; ♦ один жест может быть эквивалентен нескольким словам и требует меньшего времени для своего планирования и выражения; он удобен для выражений, которые могут производиться мимоходом, походя; 120 Часть первая. Обшая психология Глава 7. Психомоторика 121
♦ могут лучше восприниматься на расстоянии по сравнению с речью, особенно в условиях сильного шума; ♦ не требуют ответа. Не все жесты выполняют информативную функцию. Есть и жесты-сорняки, не несущие никакой смысловой нагрузки: заламывание рук, кистей, пальцев, одергивание одежды, непроизвольное раскачивание, притоптывание ногой и т. п. Югославский лингвист Р. Волос на основе изучения около сотни русских жестов предлагает такую их классификацию. К первой группе он относит так называемые «я-жесты», выражающие внутреннее состояние человека. Это, например, жест, выражающий забывчивость, — легкий удар пальиами по лбу; недоумение или незнание — пожимание плечами; облизывание губ языком («облизнуться») — удовольствие или его предвосхищение. Ко второй группе отнесены «жесты-усилители». Это, к примеру, классическое потирание щепотью, пальиами, когда не хватает денег, не менее известное почесывание затылка или за ухом. Особую группу составляют «количественные» жесты, которые у нас усваиваются, когда дети играют в «каравай» — «вот такой вышины, вот такой ширины». Или всем известный жест, сопровождающий рассказы об успехах в рыбной ловле. Кстати, маленький аутоэксперимент: надо считать по пальиам — один, два, три... Можно быть уверенным, что все загибали пальцы внутрь, начиная с мизинца. Но если кто-то родился и воспитывался в Западной*Европе, жест будет совсем иным — человек разгибает пальцы из сжатого кулака. В особые группы выделены «жесты зашиты», «жесты-эпитеты», «жесты-выключатели словесной речи» и т. д. (Коломинский Я. Л. Беседы о тайнах психики. М.: Молодая гвардия, 1976. С. 192-193). В настоящее время появилось большое количество книг по психологии, в которых рассматривается значение различных жестов как сигналов состояний, желаний, намерений, отношений человека к партнеру по общению и его предложениям. Создаются словари жестов, в которых каждый жест связывается с каким-нибудь одним проявлением поведения человека, что представляется не очень продуктивным, так как часто одни и те же жесты могут означать абсолютно разное. Например, наклон головы вперед и взгляд исподлобья могут говорить как об осуждении со стороны партнера по общению, так и о его смущении; мелкие жесты пальцев могут отражать и беспокойство, и скуку; позиция прямо друг против друга, лицом к лицу — интимность или агрессию; касание или потирание носа, век, уха — отрицание или нетерпеливость, желание что-то добавить; пускание курильщиком дыма вверх — самодовольство или согласие. Поэтому для психолога важнее знать комплекс жестов, характеризующих разные состояния субъектов. Именно по их сочетанию можно делать прогноз об этих состояниях, настроениях, намерениях людей. И все же общие трактовки жестов для людей из близких культур, очевидно, имеются. Мимика — это сокращение различных мышц лица для выраже Например, если человек допустил ошибку, он может виновато улыбаться, как бы прося извинения. При заискивании у человека может проявляться чрезмерная улыбчивость. Улыбка может выражать дружелюбие, стремление войти в контакт, но она же отражает и лицемерное дружелюбие. Улыбка старшего может быть знаком одобрения поступка или действия ребенка. Мимика может иметь универсальный характер (например, опущенные уголки губ свидетельствуют об отрицательных эмоциях, переживаемых человеком: гневе, презрении, страдании) и специфичный (например, суженные глазные щели при презрении и страдании). С другой стороны, одно и то же состояние может выражаться разными неспецифическими мимическими средствами. Так, гнев и радость могут выражаться как суженными, так и широко раскрытыми глазами. В этом случае для правильного распознавания эмоции требуются дополнительные признаки. Простые мимические признаки входят в состав мимических симптомокомплексов, отражающих различные сочетания положения глаз, губ, век, бровей, подвижность лица и его частей (рис. 7.2). Опознание эмоций зависит от участия в их отражении многих лицевых мышц. По выражению лица можно предугадать намерения человека. Если человек в процессе общения занимает агрессивно-жесткую позицию, то он обычно смотрит собеседнику прямо в глаза, широко открыв свои, у него губы твердо сжаты, брови нахмурены, часто он при этом говорит сквозь зубы, почти не двигая губами. Если человек рас- 122 Часть первая. Обшая психология Глава 7. Психомоторика 123
положен к контактам, взаимодействию, то на его губах — легкая улыбка, брови миролюбиво изогнуты, он не морщит лоб, глядит из-под прикрытых век. «поставить человека на место». Длительный взгляд может означать осуждение, неодобрение (поведения, одежды, прически и т. п.). Выражению эмоций через мимику человек учится с детства. Если таковой возможности нет (как у слепых от рождения), то мимика может быть неадекватной переживаниям. Мимика слепых может не соответствовать общепринятым представлениям о внутренних состояниях, которые, как кажется наблюдателю, переживает слепой от рождения человек: алгоритм «распознавания» психического настроя по мимике здесь «не срабатывает». Автор имел возможность проверить это на собственном опыте во время чтения лекиий в Обществе слепых. Первое выступление, как ему казалось, полностью провалилось: слушатели сидели с явно недовольными лицами. Более того, неоднократно лектор замечал гримасы неудовольствия и даже страдания, которые он воспринимал как результат своих усилий... Тем более удивительными и, конечно, утешительными оказались словесные отзывы по окончании лекиий, из которых явствовало, что она понравилась слушателям и лектора просят приходить почаше (Коломинский Я. Л. Беседы о тайнах психики. М.: Молодая гвардия, 1976. С. 195).
Рис. 7.2. Мимические симптомокомплексы Из всех частей тела, которые используются для передачи информации, глаза — самые важные и наиболее приспособленные для передачи наиболее тонких нюансов. Они оказывают эмоциональное воздействие благодаря тому, что воспринимаются на фоне мимики. Глаза создают обманчивое представление о своих возможностях из-за того, что с помощью изменений в продолжительности взгляда, движения век, прищуривания и десятка других манипуляций, производимых кожей и глазами, можно передать почти неограниченное количество информации. Взгляд может быть мимолетным и упорным, настойчивым, скользящим по поверхности и острым, цепляющимся за каждый предмет, проникающим в душу, прямым и косым, взглядом украдкой, расчетливым или оценивающим, наблюдающим и спрятанным за прикрытыми ресницами. Быстрый взгляд и опущенный взор говорят: «Я тебе доверяю. Я тебя не боюсь» или «Мы уважаем уединение человека и не думаем "глазеть" на тебя». С другой стороны, длительный взгляд, дольше допустимого по нормам вежливости времени, используется, когда хотят
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.053 с.) |