Руководитель проекта: Иванов Александр Михайлович 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Руководитель проекта: Иванов Александр Михайлович



ЧПОУ «Смоленский юридический  колледж»

Номинация: Творчество в моей профессии

 

Интернет-зависимость, как одно из проявлений зависимости в общем смысле, приобретает сегодня черты социальной болезни. Большой поток новой информации, применение компьютерных технологий, широкое распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на современное общество.

Интернет представляет собой новое культурное пространство со своим особым языком, особым содержанием, которое зачастую невозможно контролировать. Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр И. Голдберг. По их мнению, Интернет-зависимость проявляется в патологическом влечении к использованию Сети, в навязчивом постоянном стремлении выйти в Интернет и потере субъективного контроля за его использованием. На данной стадии Интернет начинает замещать значимые сферы жизни.

 Интернет-зависимость в отличие от других зависимостей обладает качеством, содержанием которого выступает виртуальный мир, где можно реализовывать свои скрытые желания, владеть ситуацией, чувствовать себя героем, лидером, принимать быстрые решения, т.е. быть противоположностью самому себе, что особенно привлекает подростков, не удовлетворенных происходящим с ними в реальном мире.

Социальные сети уже стали чрезвычайно популярными у подростков. В этом пространстве они общаются, играют, размещают свои фотографии и видеоролики и смотрят чужие, ведут блоги, публикуют данные о себе.

Со временем подростки перестают замечать разницу между жизнью в реальном мире и в Интернете, эти границы размываются. Подростки настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности. У таких подростков, как правило, существуют проблемы осознанной саморегуляции своей деятельности. Обобщенная концептуальная модель процессов саморегуляциибыла создана О.А. Конопкиным.

В данной концепции говорится о том, что сформированная система саморегуляции состоит в умении строить и управлять своей целенаправленной активностью и проявляется в успешном овладении новыми видами деятельности, в продуктивной самостоятельности и настойчивости в достижении принятой цели. В данной концепции Г.С. Прыгиным были выделены типологические группы «автономных», «зависимых» и «смешанных» субъектов, характеризующихся иной степенью самостоятельности в выполнении деятельности.

«Автономные» работают целенаправленно, легко ориентируются в ситуации, точно и вовремя корректируют свои программы при изменении условий деятельности, применяют различные способы и приемы саморегуляции; «смешанные» менее точно учитывают значимые условия деятельности, труднее перестраивают свои планы по ходу изменения ситуации; «зависимые» - с трудом ориентируются по ходу выполнения деятельности, не умеют анализировать внешние и внутренние условия своей деятельности, не критичны в оценках результатов деятельности.

Исходя из вышеизложенного, исследование психологических особенностей общения Интернет - зависимых подростков в аспекте осознанной саморегуляции деятельности, представляется особенно актуальным в условиях интернетизации современного общества. В работе предполагается, что существуют различия в психологических аспектах общения подростков, склонных к Интернет-зависимости и независимых от Интернета подростков в аспекте саморегуляции деятельности.

На первом этапе исследования для решения задачи определения Интернет – зависимых и независимых подростков были использованы методики: краткий тест Доктора Янг и Тест на Интернет - зависимость С.А. Кулакова. В результате сопоставления данных по методикам были сформированы две группы испытуемых, составивших выборку нашего исследования:

1) группа подростков (13-15 лет), склонных к Интернет-зависимости (n=42), В данную группу вошли респонденты, имеющие психологические проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернет. Далее будем условно называть эту группу «Интернет-зависимые».

2) группа независимых пользователей Интернет (n=31), возраст испытуемых составил 13-15 лет. В эту группу вошли подростки, набравшие баллы, которые соответствуют уровню обычного пользователя Интернет. Назовем эту группу «Интернет-независимые».

На втором этапе исследования проведен диагностический срез, направленный на определение типа осознанной саморегуляции деятельности - Личностный опросник Г. С. Прыгина.

Данный опросник позволяет не только типологизировать испытуемых по принципу «автономностизависимости», но и осуществлять более детальную оценку испытуемых - ранжировать их по степени сформированности определенного комплекса деятельностных качеств.

Результаты исследования показывают, что, чем выше показатели по шкале «автономности-зависимости», тем меньше показатели по методикам, диагностирующим Интернет- зависимость.

Иными словами, подросток, который достигает значительных результатов в своей деятельности, благодаря своей «автономности» менее подвержен Интернет-зависимости, чем подросток с «зависимым» типом саморегуляции деятельности.

«Автономные» более эффективно используют поступающую информацию о достигаемых результатах и на этой основе более эффективно корректируют (если возникает необходимость) свою деятельность, чем «зависимые» школьники.

Можно утверждать, что такие подростки эффективны в деятельности, реализуют свои возможности и удовлетворены результатами своей деятельности. У них нет особых причин «сбегать» в виртуальный мир. В то время как подросток, испытывающий больше затруднений в регуляции своей деятельности, не столь успешный в реальной жизни и вследствие этого неудовлетворенный своим положением в обществе и жизнью в целом, более подтвержден Интернет-зависимости (в типологической группе «зависимых» подростков из 30 школьников 25 попали в группу Интернет-зависимых).

У индивидов с «зависимым» типом осуществления деятельности процессы саморегуляции характеризуются низкой эффективностью и функциональными дефектами, что отражается на успешности деятельности: школьники с трудом ориентируются по ходу выполнения деятельности, не умеют анализировать внешние и внутренние условия своей деятельности, им свойственно «зависать» в Интернет - пространстве. Они не умеют возвращаться к анализу своих действий, стараются найти не зависящие от них причины неудач, не могут гибко вносить коррекции в планы и программы своих действий.

Вследствие этого у «зависимых» школьников возникает множество проблемных ситуаций, и зачастую вместо того, чтобы решать их, они ищут способ повышения положительного эмоционального настроя путем создания себе нового «мира».

Такие подростки легко входят в виртуальное пространство, в котором забывают о том, что с ними происходит в реальности. В Интернете они находят себе друзей, намного легче делятся своими переживаниями, а также создают новое – «Я», более успешное, уверенное, противоположное действительному.

В типологической группе «смешанных» подростков в равной степени представлены Интернет-зависимые и Интернет-независимые школьники. «Смешанные» испытуемые значимо различаются по показателям сформированности умений моделирования, оценивания результатов и гибкости функционирования регуляторных процессов от «автономных» учащихся. Стиль саморегуляции данных подростков по сравнению с «автономными» характеризуется менее точным учетом значимых условий, неустойчивыми критериями успешности своей деятельности, менее разви- 150 тыми процессами самоконтроля и оценки результатов своей деятельности.

По сравнению с «зависимыми» школьниками данные подростки отличаются более сформированным регуляторным качеством гибкости, что позволяет им приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям выполнения деятельности. Им легче включаться в ситуацию и перестраиваться по ходу ее изменения, чем «зависимым» подросткам. Именно этим объясняется то, что «смешанные» испытуемые менее зависят от Интернет, чем «зависимые».

Следующий этап исследования состоял в том, чтобы выявить психологические характеристики общения в типологических группах, с этой целью были использован тест «Оценка самоконтроля в общении». Результаты статистического анализа диагностических данных (корреляция r-Пирсона 0,67 при р≤ 0,01) показывают, что, существует значимая прямая положительная взаимосвязь между типологическими особенностями школьников и уровнем самоконтроля в общении.

Подростки с «автономным» типом саморегуляции имеют более высокий коммуникативный контроль. То есть они легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации, хорошо чувствуют и могут предвидеть впечатление, которое производят на окружающих. Высокий уровень самоконтроля в общении позволяет «автономным» подросткам достигать поставленных целей, а значит, быть успешным в деятельности. С понижением показателей саморегуляции понижаются и показатели по коммуникативному контролю.

Средний уровень коммуникативного контроля свойственен «смешанным» подросткам, которые в общении искренни, но не сдержаны в своих эмоциональных проявлениях, часто они не считаются в своем поведении с окружающими людьми.

Подростки же с «зависимым» типом саморегуляции, которые получили более низкие показатели по уровню коммуникативного контроля, не считают нужным меняться в зависимости от ситуации, у них наблюдаются проблемы в общении, а значит, они не так эффективно встраивают взаимодействие и свою деятельность. Как правило, такие школьники не находят понимания у близких людей и ищут его в тех людях, с которыми они связаны посредством Интернет.

Скрываясь за вымышленными персонажами в новых или «подправленных» личностях в социальных сетях, проще начать общение, показывая себя таким, каким хочется видеть - новым и улучшенным.

Таким образом, уровень самоконтроля в общении связан с типологическими особенностями саморегуляции деятельности: «автономные» подростки проявляют высокий уровень самоконтроля в общении, умения саморегуляции позволяют данным подросткам быть более успешными в деятельности, и поэтому у них не возникает необходимости «сбегать» в виртуальное пространство от нерешенных проблем.  «Зависимые» школьники чаще, чем «смешанные» и «автономные» субъекты, становятся Интернет-зависимыми.

Им для изменения того, что происходит в реальности, требуются дополнительные усилия, трудная работа над собой для достижения положительных преобразований. Намного легче, не меняя ничего, изменить то, что тебя окружает, а именно, социальную среду, в которой происходит общение, что и предлагает Интернет.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.007 с.)