Формирование грамматических навыков в практике речевого общения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование грамматических навыков в практике речевого общения.



Повседневная жизнь дает возможность незаметно, в естественной обстановке упражнять детей в употреблении нужных грамматических форм, фиксировать типичные ошибки, давать образец правильной речи. Во время сборов на прогулку, организации дежурства по столовой, во время умывания и др., воспитатель незаметно для детей упражняет их в употреблении глаголов, существительных в разных формах, в согласовании существительных с прилагательными и числительными и т.п.

Исправление грамматических ошибок.

Методика исправления ошибок в достаточной степени разработана О.И.Соловьевой, А.М.Бородич. Основные ее положения можно сформулировать следующим образом.

* Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно.

* Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.

* Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно, дать образец правильной речи и предложить повторить его.

* Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. допустимо исправление, отсроченное во времени.

* С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в основном в том, что воспитатель, исправляя ошибку, по другому формулирует фразу или словосочетание. Например, ребенок сказал: «Мы поставили на стол тарелку и много ложков и чашков», - «Правильно, вы поставили много чашек», - подтверждает воспитатель.

* Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их.

* В качестве образца используется пример правильной речи одного из детей.

* При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстановку, быть внимательным и чутким собеседником. Например,

- ребенок чем-то огорчен, он жалуется воспитателю, хочет от него помощи, совета, но допускает речевую ошибку;

- ребенок играет, он возбужден, что-то говорит и делает ошибки;

- ребенок впервые решился прочитать стихотворение наизусть. Он вышел на середину комнаты, начал декламировать, но стал допускать грамматические ошибки.

В такие моменты не следует поправлять ребенка. важно отметить ошибку, чтобы позднее исправить ее в подходящий момент.

Вопросы для актуализации опорных знаний

1. Почему забота о совершенствовании своей речи является профессиональной обязанностью каждого педагога?

2. Какие требования следует предъявлять к речи взрослых?

3. Как в процессе организованной образовательной деятельности решаются задачи по формированию грамматически правильной речи у дошкольников?

4. Какая работа по использованию нужных грамматических форм может проводиться в повседневном общении с детьми?

5. Как следует исправлять грамматические ошибки, встречающиеся в речи детей?

Педагогические задачи.

1. В использовании каких грамматических навыков упражнял воспитатель детей в следующей ситуации:

Дежурные помогают сервировать стол к обеду.

- Какая посуда нужна для обеда?

- Сколько ребят сидят за этим столом? (Шесть). Значит, сколько надо поставить тарелок? (Шесть тарелок). Мелких или глубоких? (Шесть мелких и шесть глубоких). А сколько надо положить ложек? (Шесть ложек). Сколько вы поставите чашек? (Шесть чашек).

2. Оцените действия педагога.

Ребенок утром вошел в группу и радостно сообщил воспитателю: «Я сегодня в новом пальте! Хочите его посмотреть? У пальта есть карманы, меховой воротник. Оно теплое и красивое». Воспитатель, глядя на ребенка, отвечает ему: «Кто так говорит: в пальте, у пальта, хочите? Только незнайки. Ты – незнайка». Ребенок огорченно отошел от воспитателя.

3. Дети должны ответить на вопросы педагога. Определите задачу упражнения:

- Читаю что?

- Мою что?

- Жду кого?

- Слушаю что?

- Сажаю что?

- Поливаю что?

- Завязываю что?

- Покупаю что?

- Догоняю кого?

- Люблю кого?

Задания для расширения и углубления знаний по теме.

1. Конспект ст. Кониной М.М. Некоторые вопросы обучения детей 3-5 лет грамматически правильной речи. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М., 1999, с. 283-290.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.006 с.)