Типичные морфологические ошибки в речи детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типичные морфологические ошибки в речи детей



1. Неправильные окончания имён существительных:

а) родительный падеж, мн. число:

с окончанием – ей – карандашов, ежов, дверёв, этажов;

с нулевым окончаниемночёв, девочков, куклов, книгов, пуговицев;

б) родительный падеж, ед. число: у кукле, у сестре, у маме, без ложке;

в) дательный падежПети, Свети, Мити;

г) винительный падеж одушевлённых и неодушевлённых имён существительныхпапа подарил мне слонёночек; Серёжа поймал сом;

д) творительный падежмою руки вводом; мальчики ловят рыбу удочком; мама моет пол швабром;

е) предложный падежв лесе, в саде, в глазе, в носе.

2. Склонение несклоняемых существительных – на пальте, не пианине, кофий, в кине, в метре.

3. Образование мн. числа существительных, обозначающих детёнышей животных – ягнёнки, жеребёнки, котёнки, свинёнки.

  4. Изменение рода существительных – большой яблок, мой полотенец, колёсик, помидора, платья, лун.

  5. Образование глагольных форм.

       а) повелительное наклонениеискай (ищи), спей (спой), скакай (скачи), ехай (езжай), склади (сложи);

       б) изменение основы глагола – искать – искаю (ищу), плакать – плакаю (плачу), мочь – можу (могу);

       в) спряжение глаголовхотеть – хотишь, спать – сплют (спят), давать – дадишь (дашь).

  6. Неправильная форма причастий – сломатая, разорватая, сошитая.

  7. Образование сравнительной степени прилагательного – ярчее, хужее, плохее, чистее, голубее, сладкее.

  8. Окончания местоимений в косвенных падежах – у мене болят уши; в этим кармане; у тебе новая платья.

  9. Склонение числительных – двое домов; с двумями.

Синтаксические ошибки в речи детей.

       Синтаксические ошибки наблюдаются в нарушении порядка слов в предложении:

- на первое место ставится наиболее важное для ребёнка слово: «Куклу мама купила»;

- вопросительное предложение начинается с того, что для ребёнка важнее: «Заплакала Маша почему?»;

- дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос «почему?» отвечают: «Почему что …»

Неправильно иногда оформляется союзная связь:

- опускается союз или часть союза: «Вот ещё лопнул шар у дяди, потому … нажал сильно»;

- один союз заменяется другим «Как мы пришли домой, мы играли с мячом»; «Я надел тёплую шубу, почему что на улице холодно»;

- союз ставится не на том месте, где обычно употребляется: «Мы шли, вот, когда от тёти Тамары, смотрим – салют».

Ошибки в словообразовании.

а) часть какого-нибудь слова используется как целое слово: «прыг»;

б) к корню одного слова прибавляется окончание другого: «пургинки», «помогание», «страшности»;

в) одно слово составляется из двух: «ворунишка», «бананас».

Вопросы для актуализации опорных знаний

1. Дайте определение понятиям: грамматика, грамматический строй речи, морфология, синтаксис, словоизменение, словообразование.

2. Назовите основные периоды в формировании грамматического строя русского языка, отмеченные А.Н.Гвоздевым.

3. Перечислите направления в работе по формированию грамматического строя речи дошкольников, выделенные А.Г. Арушановой

Педагогические задачи

Определите грамматические ошибки в речи детей:

- На дереве много яблоков.

- Я мою руки мылом и водом.

- Где мой полотенец?

- Я рисоваю наш детский сад.

- Каким цветом этот кружок?

- Вова вышее, чем Юра.

- Мы хочим еще поиграть!

- Какая красивая бабочка прицветочилась!

- Сахар насыпают в сахарницу, а масло кладут в масленицу.

- У лисы лисенки такие маленькие.

- На улице зима, все заснежилось.

- На столе матрешек пять.

- Вова страшности нам рассказывал.

- Кашу мама вкусную сварила.

 

Задания для расширения и углубления знаний по теме

  1. Написать аннотацию на сб. С.Н. Цейтлин «Язык и ребёнок» (лингвистика детской речи). –М., 2000.

 

 

Тема: Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста

Задачи этого раздела можно рассматривать в трех направлениях:

1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).

2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.

3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.

Объем грамматических навыков обобщения можно представить следующим образом.

В морфологии

Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы. Самое большое место занимают существительные и глаголы.

Именами существительными обозначают предметы, вещи, людей, животных, отвлеченные свойства. Они имеют грамматические категории рода, числа, падежа и одушевленности-неодушевленности.

Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм (особенно в употреблении формы родительного падежа множественного числа: слив апельсинов, карандашей).

В предложении существительное является одним из важнейших компонентов, оно согласуется с прилагательными в роде, числе и падеже, координируется с глаголом. Детям надо показать разнообразные способы согласования существительного с прилагательными и глаголами.

Глагол обозначает действие или состояние предмета. Глаголы различаются по виду (совершенный и несовершенный), изменяются по лицам, числам, временам, родам и наклонениям.

Дети должны правильно употреблять глаголы в форме 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа (я хочу, ты хочешь, вы хотите, мы хотим, они хотят).

Дошкольники должны правильно употреблять категорию рода, соотнося действие и предмет женского рода, мужского или среднего рода с глаголами прошедшего времени (девочка сказала; мальчик читал; солнце сияло).

Изъяснительное наклонение глагола выражается в форме настоящего, прошедшего и будущего времени (он играет, играл, будет играть). Детей подводят к образованию повелительного наклонения глагола (действие, к которому кто-либо кого-либо побуждает: иди, беги, идем, бежим, пусть бежит, идемте) и к образованию сослагательного наклонения (возможное или предполагаемое действие: играл бы, читал бы).

Владение разными категориями и формами глаголов необходимо детям для построения разного типа предложений.

Имя прилагательное обозначает признак предмета и выражает это значение в грамматических категориях рода, числа и падежа.

Детей знакомят с согласованием существительного и прилагательного в роде, числе, падеже, с полными и краткими прилагательными (веселый, весел, веселы), со степенями сравнения прилагательных (добр – добрее, тихий – тише).

В процессе обучения дети овладевают умениями употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, союзы, предлоги.

В словообразовании

Детей подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т.е. из которого оно выводится по смыслу и по форме. Образование слов осуществляется с помощью аффиксов (окончания, приставки, суффиксы).

Способы словообразования в русском языке многообразны: суффиксальный (учить – учитель), префиксальный (писать – переписывать), смешанный (застольный, разбежаться).

Дети могут, отталкиваясь от исходного слова, подбирать словообразовательное гнездо (снег – снежинка, снежный, снеговик, снегурочка, подснежник).

Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, масленка), направления движения (ехал, поехал – выехал).

В синтаксисе

Детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов – простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Особая эмоциональная окрашенность, выражающаяся специальной интонацией, может сделать любое предложение восклицательным.

Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения.

Особое внимание при обучении детей построению предложений необходимо уделять упражнениям на употребление правильного порядка слов, предупреждая неправильное согласование слов. Важно следить, чтобы дети не повторяли однотипные конструкции.

Важно сформировать у детей элементарное представление о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов. Для этого дети должны овладеть разными способами сочетания слов в предложении, освоить некоторые смысловые и грамматические связи между словами, уметь интонационно оформлять предложение.

Вопросы для актуализации опорных знаний

1. Назовите задачи работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста.

2. Каково содержание работы по формированию морфологических навыков у детей?

3. Какими словообразовательными умениями должны овладеть дошкольники?

4. Содержание работы воспитателя по ознакомлению детей с синтаксисом русского языка.

Педагогические задачи

Определить задачи дидактической игры и возраст детей, с которыми она может быть проведена:

 

«Снежный ком»

Воспитатель называет предложение из двух слов: «Девочка рисует». Участники игры по очереди добавляют по одному слову, распространяя предложение: «Девочка рисует солнышко», «Девочка рисует солнышко карандашом», «Девочка рисует солнышко желтым карандашом».

 

«Что из чего сделано?»

Материал: разные предметы в коробке.

Ребенок достает предмет из коробки и говорит по образцу воспитателя: «Это шарф из шерсти, он шерстяной; это ложка из дерева –деревянная ложка и т.п.».

 

«Поручение»

Ребенок должен попросить водящего выполнить конкретное поручение. Например, хлопнуть в ладоши, сесть на стул и др. Водящий выполняет просьбу только тогда, если она правильно высказана.

 

«Кто у кого?»

Воспитатель показывает детям картинки с изображением животных и их детенышей и прелагает разложить картинки попарно (родитель – ребенок), сопровождая действия словами: «Это корова, у нее – теленок».

 

«Волшебный мешочек»

Дети достают из мешочка предмет, игрушку, называют ее и отвечают на вопрос какой (какая? какой? какое)? Например: зайчик белый, пушистый, длинноухий; яблоко круглое, красное, сладкое; кукла маленькая, резиновая, красивая.

 

«Ответь на вопросы»

Почему птицы осенью улетают на юг?

Когда можно переходить улицу?

Для чего нужен пылесос?

Зачем Миша пошёл в библиотеку?

Задания для расширения и углубления знаний по теме

1. Выписать из Программы задачи работы по формированию у детей навыков грамматически правильной речи в младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группах. Выделить усложнение в задачах для детей разного возраста.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 1714; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.20 (0.021 с.)