Со стороны детей со стороны взрослых 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Со стороны детей со стороны взрослых




• Заниженная самооценка и притупленное чувство

самосохранения у ребенка

• Личностные характеристики учащегося (агрессивность, высокая импульсивность; сложности контроля

собственных эмоций и т.д.)

• Неумение выстраивать контакты с другими детьми, основанные на дружбе и сотрудничестве

(бывает, что при помощи постоянного проявления силы некоторые дети пытаются дружить с другими)

• Желание доминировать над другими, добиться определенного статуса

в группе и его поддерживать

• Опыт пребывания в ситуациях, когда близкие люди жестко демонстрируют собственную власть по отношению

к тем, кто слабее их по каким-то признакам (например, когда отец

в семье жестко контролирует мать, которая от него зависит финансово, та, в свою очередь, проявляет излишнюю жестокость в воспитании детей, кричит на них и т.д.)

• Предшествующий опыт поведения школьников, включающий

в себя проявления собственной агрессивности

• Прогулы и слабая успеваемость в школе


• Унижения ученика, который

не успевает/преуспевает в учебе или уязвим в других отношениях

• Неготовность преподавателей противостоять травле в школе и заниматься ее профилактикой

• В такой ситуации у учеников складывается представление

о том, что, с точки зрения взрослых, травля в школе — это нечто допустимое, потому что как минимум они не могут с ней справиться,

или же закрывают на нее глаза

• Внутрисемейные конфликты, гиперопека или равнодушие со стороны родителей

• Завышенные требования

к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям

и возможностям ребенка

• Отсутствие контроля со стороны сотрудников школы за поведением учащихся на переменах


ПРЯМОЙ буллинг может проявляться в виде:

 

1) ФИЗИЧЕСКОЙ АГРЕССИИ (удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений, щипание, запугивания, обзывательства, жестокие шутки, при- теснения через социальный статус, религию, расу, прикосновения сексуаль- ного характера);

2) ВЕРБАЛЬНОГО (СЛОВЕСНОГО) БУЛЛИНГА (издевательства или запугива- ния с помощью жестоких слов: постоянные оскорбления, угрозы и неува- жительные комментарии о внешнем виде, религии, этнической принадлеж- ности, инвалидности и т.д.).

3) СОЦИАЛЬНОГО БУЛЛИНГА/ИЗОЛЯЦИИ (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом, детским коллективом).

 

 

Гораздо сложнее выявить проявление КОСВЕННОГО буллинга, который включает в себя такое поведение, как распространение слухов и ложной ин- формации о жертве. Если прямое насилие можно объективно наблюдать, то косвенная агрессия распознается на этапе, когда жертва испытывает на себе серьезные психологические последствия травли или обращается за помощью к третьему лицу.

 

С распространением интернет-технологий и массовой мобильной связи увеличилась виртуальная активность детей в социальных сетях. Так появился новый вид буллинга с использованием современных технологий общения — КИБЕРБУЛЛИНГ — совокупность агрессивных действий в адрес конкретного человека через унижение с помощью мобильных телефонов, сети Интернет и иных электронных устройств.

 

Примерами КИБЕРБУЛЛИНГА могут служить отправка жертве оскорбитель- ных сообщений; передразнивания жертвы в режиме онлайн; размещение в пу- бличном доступе личной информации, направленной на причинение вреда или унижения другого ребенка; ведение блогов или форумов в социальных сетях,


целью которых является оскорбление и унижение жертвы, причинение ей пси- хологических переживаний и страданий. В последнее время именно этот вид буллинга становится доминирующей формой агрессии, часто сопровождается другими формами насилия.

 

КИБЕРБУЛЛИНГ — скрытый для окружающих процесс, но дети, которые подверглись травле в виртуальном пространстве, получают не менее серьезную психологическую травму различной степени тяжести. Поэтому от родителей требуется особо чуткое внимание к фактам его проявления.

 

По данным исследования Microsoft, проведенному в 2016 г., более 65% взрослых и подростков сталкивались с кибербуллингом в повседневной жизни. При этом чаще всего уязвимыми перед интернет-травлей оказываются под- ростки, нежели взрослое население. В Европе около 12% детей в возрасте 9-16 лет становятся жертвами кибербуллинга. В России проблеме кибербул- линга уделяют не так много внимания, как в Европе, хотя российские школьни- ки в среднем в 1,5-3 раза чаще своих сверстников из стран Северной Америки и Европы сталкиваются с травлей в Интернете. Россия оказалась на первом месте из 42 стран по кибербуллингу среди детей 11 лет: 11% девочек и 8% мальчиков получали сообщения с оскорблениями не менее 2-3 раз в месяц.

(Данные Всемирной организации здравоохранения, 2014 г.).

 

БУЛЛИНГ не проходит бесследно для каждого из его участников, даже если он пассивный наблюдатель, и оказывает влияние на эмоциональное и соци- альное развитие детей и подростков, формирует специфику школьной социа- лизации (адаптации детей к социуму), может иметь тяжелые психологические последствия, прежде всего, для активных его участников. Вне зависимости от формы проявления буллинга, дети, которые подверглись травле, получают тя- желую психологическую травму, которая может быть самой масштабной на этапе школьной жизни ребенка.

 

БУЛЛИНГ оказывает влияние абсолютно на всех участников агрессии. Без- условно, вся тяжесть последствий в первую очередь ложится на ребенка, ко-


торый оказался в роли жертвы. Жертвы буллинга испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью, в три раза чаще сверстников имеют симптомы тревожно-депрессивных расстройств, апатию, головные боли, по статистике, они чаще совершают попытки суицида.

Взрослые, которые были в детстве жертвами буллинга, проявляют более вы- сокий уровень депрессии и более низкий уровень самооценки, страдают от со- циальной тревожности, одиночества и беспокойства, часто страдают депрес- сиями в среднем возрасте и тяжелой депрессией в зрелом возрасте.

У школьных «агрессоров» буллинга во взрослом возрасте может воз- никать чувство вины, развивается высокий риск попасть в криминальные группировки.

 

 

При возникновении БУЛЛИНГА в классе выстраивается специфическая ие- рархия, или БУЛЛИНГ-СТРУКТУРА, которая представляет собой социальную систему с фиксированными типами (ролями) участников.

Выделяют несколько ролей в процессе травли в школе:

 

 

РЕБЕНОК-АГРЕССОР/БУЛЛИ

(лидирующий, нападающий в детском коллективе).

По данным норвежского психолога Дэна Ольвеуса, одного из первых масштаб- ных исследователей распространенности буллинга в школах и автора антибул- линговой программы, агрессорами чаще всего выступают дети, которые:

 

• уверенны в том, что добиться своих целей можно посредством господства и подчинения;

• не умеют сочувствовать своим жертвам;

• физически сильные дети: легко возбудимые и очень импульсивные;

• проявляют резкое и даже агрессивное поведение.

 

ДЕТИ, УЧАСТВУЮЩИЕ В ТРАВЛЕ

(следующие за поведением лидера, присоединившиеся к травле)


 

РЕБЕНОК-«ЖЕРТВА» (объект травли)

Практически любой ребенок может стать жертвой буллинга. Например, ребе- нок, который по каким-то причинам поменял школу/класс, или ребенок, отли- чающийся по любым признакам от других детей (внешность, хорошая успевае- мость, социально-экономическое положение и т.д.). Однако чаще всего насмешкам и издевательствам со стороны сверстников подвержены дети со слабой социали- зацией, низким эмоциональным интеллектом или находящиеся в конфликте с окру- жающим (внешним) миром. Такие дети не знают, как подавать себя в обществе и какой реакции от них ждут люди, а иногда они даже не осознают, что над ними смеются, так как не всегда способны отличить обычную шутку от злой.


СВИДЕТЕЛИ

(поддерживающие — дети, которые одобряют сторону нападающих, подба- дривают их; наблюдатели — дети, которые просто собираются вокруг и смо- трят и / или избегают ситуаций травли, не занимая ничью сторону; сочувству- ющие — которые хотят заступиться за жертву травли, но боятся, поскольку обидчик сильный или лидер). Наличие большого числа детей-свидетелей гово- рит о закреплении формы поведения на соответствующее поведение в анало- гичных ситуациях, что в последующем станет причиной появления в обществе равнодушных свидетелей агрессии.

 

 

ЗАЩИТНИКИ

(дети, которые занимают очевидную позицию против травли, либо активно противодействуют нападающим и предпринимают действия для прекращения издевательств, либо успокаивают и поддерживают жертву). Существует экс- периментальное исследование, показывающее позитивную роль в разрешении ситуации школьной травли защитников: при наличии защитников буллинг за- канчивается, не успев начаться. Если же никто не вступается за жертву, то это

«становится хорошей почвой для дальнейшей травли — дает обидчикам все основания покрасоваться, унижая другого ребенка»*.

 

* Быкова Е.А., Истомина С.В. Проблема профилактики буллинга в образовательной организации // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика, Психология. Социокинетика, 2016. Т. 22 № 3. с 75-78.


 


• Ребенок теряет интерес к школе, ищет причины не ходить в школу. Внезап- ное нежелание или увеличение нежелания ходить в школу является одним

из основных маркеров буллинга. Некоторые школьники подвергаются из- девательствам по пути в школу или из школы, следовательно, заслуживает внимание «задержка» ребенка из школы.

• Изменения в настроении и поведении. Ребенок кажется замкнутым, одино- ким, тревожным, мнительным и боязливым без явных на то причин. Подоб-

ную изменчивость не стоит путать с изменением социального и внутренне- го мира подростка, когда его повседневное поведение все больше зависит мнения сверстников.

• Часто болеет и жалуется на боли в животе, в груди, головную боль при от-

сутствии соответствующих симптоматике заболеваний, теряет аппетит.


 

 

Часты нарушения сна и ночные кошмары, что может проявляться в неже- лании ложиться спать по вечерам (в сочетании с нежеланием вставать по

утрам), общей бессонницей (указывающей на беспокойство).

• У ребенка есть следы насилия: синяки, порезы, царапины или рваная одеж- да, которые не объясняются естественным образом (т.е. не связаны с игрой,

случайным падением и т. п.)* Все это может свидетельствовать о физиче- ских издевательствах. Иногда же суть издевательств сводится к преднаме- ренному уничтожению или хищению имущества жертвы.

• У ребенка наблюдается повышенная раздражительность и утомляемость, ухудшается успеваемость в школе. Зарубежные исследователи относят

также внезапное «погружение» ребенка в повышение своей успеваемости к возможным признакам травли.

• Появляются запросы на дополнительные деньги.

Человек, который запугивает, может заставить жертву украсть (скажем, из

магазинов или даже домов) для него какие-либо предметы или вещи. Это дает агрессору не только деньги или имущество, которые были украдены, но и «психологическую власть» над человеком, которого он запугивает.

• Отдает предпочтение взрослой компании, имеет мало друзей или не имеет их совсем.

• Избегает мест и предметов, напоминающих о болезненных для него событи- ях, касающихся школьной травли.

• Отказывается разговаривать на «неудобные темы», не желает объяснять, в чем причины его переменившегося настроения и поведения.

Помните, что издевательства часто окружены секретностью. Агрессор мо- жет угрожать усилением атаки и более суровым поведением в случае, если ребенок обратится за помощью к третьему лицу.

 

* Истомина С.В., Быкова Е.А. Материалы к проекту: «Скажем буллингу «Нет»!» — [Электронный ресурс]. — https://psy.su/psyche/projects/1813/ (дата обращения: 07.05.19).


 

Оказать психологическую и эмоциональную поддержку ребенку, дать по- нять ребенку, что вы на его стороне и приложите максимум усилий, чтобы

урегулировать сложившуюся ситуацию с травлей. Важно показать, что вы услышали ребенка. Что он больше не один на один со своей проблемой, что взрослый знает и обязательно поможет. Разумеется, может потребоваться быть более настойчивым и провести не одну беседу с ребенком, особенно если молодой человек находится в серьезной опасности.

• Не поддаваться паническим и агрессивным настроениям, сохранять спокой- ствие. Первоочередная задача — успокоиться самому и успокоить ребен-

ка, обеспечив ему ощущение защищенности и эмоционального комфорта. Ваша тревога только усугубит травму ребенка, а эмоции не позволят уста- новить доверительный контакт для преодоления травли.

• Внимательно выслушать ребенка. Разобраться в причине и последовательности событий, задавать вопросы и попытаться узнать его мнение по поводу причины

сложившейся ситуации. Прислушиваясь к ребенку, мы сообщаем ему о нашем признании, теплоте и заботе о них, а это также жизненно важно для укрепления чувства собственного достоинства ребенка-жертвы и повышения его самооцен- ки.Ребенок должен попытаться самостоятельно проанализировать свои действия и понять, могли ли его поступки послужить причиной травли. Это поможет ему разобраться, может ли он самостоятельно повлиять на ситуацию в дальнейшем и что, возможно, необходимо подкорректировать в собственном поведении, чтобы в новом социуме ситуация с травлей не повторилась. Ни в коем случае не критиковать и не обвинять ребенка в сложившейся ситуации. Важно донести до него мысль, что на месте «жертвы» может оказаться каждый.

• Уверить ребенка в том, что проблема не у того, кто является жертвой, а у того, кто выступает агрессором. Шаблон,который является общим для всех

моделей поведения агрессоров, заключается в том, что обидчик утверждается в своей самооценке «нездоровым» способом. Это является показателем неадек- ватного восприятия себя и окружающего мира. Иногда психологи называют это доминантным поведением, т.е. желанием получить власть над другими людьми.


 

Обучение навыкам преодоления трудностей. Понимая такую особенность буллинга, как дисбаланс власти, стоит объяснить ребенку, что агрессор тем

сильнее, чем сильнее расстраивается или злится жертва. Буллинг — игра вла- сти, в которой побеждает тот, кто не расстраивается и не злится. Наоборот, юмор, молчание или уверенный ответ, то есть неагрессивная защита себя, могут предотвратить дальнейшую атаку. Тогда агрессору перестанет нра- виться игра и, не получив желаемого, он отступит. По сути, родитель здесь выступает в роли «тренера» для своего ребенка.

 

 

 


 

МЕТОДЫ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ ОН СМОЖЕТ ИЗБЕГАТЬ, ОТКЛОНЯТЬ ИЛИ СПРАВЛЯТЬСЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.031 с.)