Признаки того, что ваш ребенок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признаки того, что ваш ребенок



ЧТО ДЕЛАТЬ,

ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ВОВЛЕЧЕН?

Под редакцией академика РАО А.А. РЕАНА

 

Москва 2019


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ЧТО ТАКОЕ БУЛЛИНГ? ПОЧЕМУ ЭТО ОПАСНО?................................... 6

ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК

ЯВЛЯЕТСЯ ЖЕРТВОЙ ТРАВЛИ............................................................. 14

ЧТО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК

ПОДВЕРГСЯ ТРАВЛЕ В ШКОЛЕ......................................................................... 16

КАК СПРАВИТЬСЯ СО СЛОВЕСНЫМИ

ДОМОГАТЕЛЬСТВАМИ И ИЗДЕВАТЕЛЬСТВАМИ............................................. 18

КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК ИНИЦИАТОР

ШКОЛЬНОЙ ТРАВЛИ?.......................................................................... 22

3.1 ЧТО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК БУЛЛИ................................................... 24

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК

СТАЛ СВИДЕТЕЛЕМ ТРАВЛИ?........................................................................................................... 26

НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ

В СИТУАЦИИ БУЛЛИНГА: ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕ СТОИТ............................................... 28

5. КАК ЭФФЕКТИВНО ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ СО ШКОЛОЙ?................. 30

6. ЭФФЕКТИВНЫЙ РАЗГОВОР С РЕБЕНКОМ — КАК?.............................. 34

7. КАК РАЗГОВАРИВАТЬ С РЕБЕНКОМ НА «ТРУДНЫЕ ТЕМЫ»:............... 38

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................ 42

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ................................................................... 48


НАШИ БЛАГОДАРНОСТИ

Председателю Наблюдательного совета Фонда поддержки и сохранения культурных инициатив «Собрание»

С.П. КОРОСТЕЛЕВУ

Первому заместителю председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы РФ

О.В. ОКУНЕВОЙ

Научному руководителю Института образования НИУ «Высшая школа экономики»

И.Д. ФРУМИНУ

За поддержку проекта

На разных этапах его реализации


Руководство представляет собой не просто краткий перечень действий, ко- торые может предпринять родитель, если его ребенок является агрессором или жертвой в ситуации школьной травли. В данном тексте представлено так- же описание самого буллинга, его видов и особенностей. Для современных родителей, которым важны открытость и доверие со стороны ребенка, будет полезно почитать главу о том, как говорить с подростком на «трудные темы». Также памятка может использоваться сотрудниками школы для налаживания просветительской деятельности среди родительского сообщества.


 

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

РЕАН АРТУР АЛЕКСАНДРОВИЧ — академик Российской академии образования (РАО), Заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор психологических наук, руково- дитель лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования НИУ

«Высшая школа экономики», председатель научно-координационного совета РАО по во- просам семьи и детства. Специалист по проблемам психологии личности, социальной, юри- дической и педагогической психологии. Центральными областями специализации являются вопросы психологии агрессии и асоциального поведения, а также вопросы психологии се- мьи и детства.

 

КОНОВАЛОВ ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ — психолог, аналитик лаборатории про- филактики асоциального поведения Института образования НИУ «Высшая школа эконо- мики». Имеет значительный опыт практической работы в системе образования в качестве тьютора и педагога-психолога. Сфера научных интересов включает в себя проблематику подростковой агрессии и буллинга, а также факторов риска асоциального поведения.

 

МОЛЧАНОВА ДАРЬЯ ВЛАДИМИРОВНА — аналитик Лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования НИУ «Высшая школа экономики». Сфера научных интересов: асоциальные подростки, буллинг, кибербуллинг, сиблинги.

 

НОВИКОВА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА — кандидат психологических наук, на- учный сотрудник лаборатории профилактики асоциального поведения Института образо- вания НИУ «Высшая школа экономики». Имеет значительный практический опыт работы в области семейного консультирования. Сфера научных интересов включает в себя диагно- стику, профилактику и коррекцию школьного насилия, агрессии и травли, а также широкого

спектра дисфункциональных поведенческих проявлений у детей и подростков.


 

Явление, которому посвящена данная памятка, называют по-разному:

«ТРАВЛЯ В ШКОЛЕ», «БУЛЛИНГ», «МОББИНГ»

Если в кабинке туалета регулярно запирают слабого мальчика и не выпуска- ют оттуда, распускают негативные слухи о ребенке-любимчике учителя — это проблема и педагогов, и детей, и непосредственно родителей. К сожалению, в России и во всем мире травля продолжает оставаться частью школьной жизни, поэтому необходимо узнать о ней как можно больше и уметь пра- вильно реагировать в случае обнаружения и для последующего прекращения. Принцип «не буду вмешиваться — сделаю только хуже» может оттянуть или усугубить ситуацию, но и не самые подходящие родительские советы, подоб- ные «дай сдачи» или «не обращай внимание», не помогут решить проблему. Таким образом, цель памятки заключается в предоставлении родителям ком- плексного понимания явления буллинга и практических рекомендаций по его обнаружению, профилактике и противодействию.

 

 

На сегодняшний день ТРАВЛЯ («БУЛЛИНГ») — одна из наиболее актуаль- ных и распространенных проблем в школах и в детских коллективах, которая порождает многочисленные деструктивные явления и последствия: увеличива- ет риск суицида среди подростков, приводит к распространению и усилению агрессии и насилия в группе и в школе, снижению успеваемости, эмоциональным проблемам — повышению риска тревожного и депрессивного расстройств.

 

 

ТРАВЛЯ/БУЛЛИНГ (ОТ АНГЛ. BULLYING) — это особый вид насилия, проявляющийся в виде агрессивного преследования одного из чле- нов коллектива со стороны остальных членов коллектива (или его части), отличающийся систематичностью и регулярностью.


Очень часто трудно отличить буллинг от конфликта или единичной драки, по- этому и происходит подмена понятий: родители принимают каждый синяк или царапину за буллинг или, наоборот, даже самые явные признаки оставляют без внимания и оставляют для саморазрешения детские стычки. Существуют основ- ные признаки буллинга, которые не позволят спутать его с другим видом агрес- сивного поведения и помогут его распознать. К ним относятся: намеренность, повторяемость и неравенство сил (дисбаланс власти в отношениях участников).

 

Во многом развитию буллинга в школьных коллективах способствует и се- мейное воспитание, и то, какой климат сложился в образовательном учрежде- нии. В силу незнания специфики явлений иногда взрослые или сами учащиеся могут непреднамеренно провоцировать травлю (см. Таблицу 1).

 

 

БУЛЛИНГ в школе является широко распространенным феноменом и встре- чается порой и со стороны школьников по отношению к учителям, а порой даже — и наоборот. Важной особенностью буллинга является вовлеченность всех участников коллектива. Даже если они не активные его участники (агрес- сор, жертва), они выступают в качестве наблюдателей и не в меньшей сте- пени несут ответственность за происходящее. Буллинг затрагивает различные сферы человеческой, и в частности, школьной жизни: чувство безопасности у школьников и учителей, физическое и психологическое здоровье, качество и эффективность деятельности, культуру школьной жизни. *

 

 

Выделяют следующие виды буллинга: ПРЯМОЙ и КОСВЕННЫЙ.

Прямая травля происходит в основном в младшей школе, а косвенная наи- более распространена в средней и старшей школе.

 

* Шапкина А.Н., Из опыта антибуллинговой работы в Германии // Известия АСОУ, научный ежегодник, 2015. Т.2 № 3. с 59-68.


РЕБЕНОК-АГРЕССОР/БУЛЛИ

(лидирующий, нападающий в детском коллективе).

По данным норвежского психолога Дэна Ольвеуса, одного из первых масштаб- ных исследователей распространенности буллинга в школах и автора антибул- линговой программы, агрессорами чаще всего выступают дети, которые:

 

• уверенны в том, что добиться своих целей можно посредством господства и подчинения;

• не умеют сочувствовать своим жертвам;

• физически сильные дети: легко возбудимые и очень импульсивные;

• проявляют резкое и даже агрессивное поведение.

 

ДЕТИ, УЧАСТВУЮЩИЕ В ТРАВЛЕ

(следующие за поведением лидера, присоединившиеся к травле)


 

РЕБЕНОК-«ЖЕРТВА» (объект травли)

Практически любой ребенок может стать жертвой буллинга. Например, ребе- нок, который по каким-то причинам поменял школу/класс, или ребенок, отли- чающийся по любым признакам от других детей (внешность, хорошая успевае- мость, социально-экономическое положение и т.д.). Однако чаще всего насмешкам и издевательствам со стороны сверстников подвержены дети со слабой социали- зацией, низким эмоциональным интеллектом или находящиеся в конфликте с окру- жающим (внешним) миром. Такие дети не знают, как подавать себя в обществе и какой реакции от них ждут люди, а иногда они даже не осознают, что над ними смеются, так как не всегда способны отличить обычную шутку от злой.


СВИДЕТЕЛИ

(поддерживающие — дети, которые одобряют сторону нападающих, подба- дривают их; наблюдатели — дети, которые просто собираются вокруг и смо- трят и / или избегают ситуаций травли, не занимая ничью сторону; сочувству- ющие — которые хотят заступиться за жертву травли, но боятся, поскольку обидчик сильный или лидер). Наличие большого числа детей-свидетелей гово- рит о закреплении формы поведения на соответствующее поведение в анало- гичных ситуациях, что в последующем станет причиной появления в обществе равнодушных свидетелей агрессии.

 

 

ЗАЩИТНИКИ

(дети, которые занимают очевидную позицию против травли, либо активно противодействуют нападающим и предпринимают действия для прекращения издевательств, либо успокаивают и поддерживают жертву). Существует экс- периментальное исследование, показывающее позитивную роль в разрешении ситуации школьной травли защитников: при наличии защитников буллинг за- канчивается, не успев начаться. Если же никто не вступается за жертву, то это

«становится хорошей почвой для дальнейшей травли — дает обидчикам все основания покрасоваться, унижая другого ребенка»*.

 

* Быкова Е.А., Истомина С.В. Проблема профилактики буллинга в образовательной организации // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика, Психология. Социокинетика, 2016. Т. 22 № 3. с 75-78.


 


• Ребенок теряет интерес к школе, ищет причины не ходить в школу. Внезап- ное нежелание или увеличение нежелания ходить в школу является одним

из основных маркеров буллинга. Некоторые школьники подвергаются из- девательствам по пути в школу или из школы, следовательно, заслуживает внимание «задержка» ребенка из школы.

• Изменения в настроении и поведении. Ребенок кажется замкнутым, одино- ким, тревожным, мнительным и боязливым без явных на то причин. Подоб-

ную изменчивость не стоит путать с изменением социального и внутренне- го мира подростка, когда его повседневное поведение все больше зависит мнения сверстников.

• Часто болеет и жалуется на боли в животе, в груди, головную боль при от-

сутствии соответствующих симптоматике заболеваний, теряет аппетит.


 

 

Часты нарушения сна и ночные кошмары, что может проявляться в неже- лании ложиться спать по вечерам (в сочетании с нежеланием вставать по

утрам), общей бессонницей (указывающей на беспокойство).

• У ребенка есть следы насилия: синяки, порезы, царапины или рваная одеж- да, которые не объясняются естественным образом (т.е. не связаны с игрой,

случайным падением и т. п.)* Все это может свидетельствовать о физиче- ских издевательствах. Иногда же суть издевательств сводится к преднаме- ренному уничтожению или хищению имущества жертвы.

• У ребенка наблюдается повышенная раздражительность и утомляемость, ухудшается успеваемость в школе. Зарубежные исследователи относят

также внезапное «погружение» ребенка в повышение своей успеваемости к возможным признакам травли.

• Появляются запросы на дополнительные деньги.

Человек, который запугивает, может заставить жертву украсть (скажем, из

магазинов или даже домов) для него какие-либо предметы или вещи. Это дает агрессору не только деньги или имущество, которые были украдены, но и «психологическую власть» над человеком, которого он запугивает.

• Отдает предпочтение взрослой компании, имеет мало друзей или не имеет их совсем.

• Избегает мест и предметов, напоминающих о болезненных для него событи- ях, касающихся школьной травли.

• Отказывается разговаривать на «неудобные темы», не желает объяснять, в чем причины его переменившегося настроения и поведения.

Помните, что издевательства часто окружены секретностью. Агрессор мо- жет угрожать усилением атаки и более суровым поведением в случае, если ребенок обратится за помощью к третьему лицу.

 

* Истомина С.В., Быкова Е.А. Материалы к проекту: «Скажем буллингу «Нет»!» — [Электронный ресурс]. — https://psy.su/psyche/projects/1813/ (дата обращения: 07.05.19).


 

Оказать психологическую и эмоциональную поддержку ребенку, дать по- нять ребенку, что вы на его стороне и приложите максимум усилий, чтобы

урегулировать сложившуюся ситуацию с травлей. Важно показать, что вы услышали ребенка. Что он больше не один на один со своей проблемой, что взрослый знает и обязательно поможет. Разумеется, может потребоваться быть более настойчивым и провести не одну беседу с ребенком, особенно если молодой человек находится в серьезной опасности.

• Не поддаваться паническим и агрессивным настроениям, сохранять спокой- ствие. Первоочередная задача — успокоиться самому и успокоить ребен-

ка, обеспечив ему ощущение защищенности и эмоционального комфорта. Ваша тревога только усугубит травму ребенка, а эмоции не позволят уста- новить доверительный контакт для преодоления травли.

• Внимательно выслушать ребенка. Разобраться в причине и последовательности событий, задавать вопросы и попытаться узнать его мнение по поводу причины

сложившейся ситуации. Прислушиваясь к ребенку, мы сообщаем ему о нашем признании, теплоте и заботе о них, а это также жизненно важно для укрепления чувства собственного достоинства ребенка-жертвы и повышения его самооцен- ки.Ребенок должен попытаться самостоятельно проанализировать свои действия и понять, могли ли его поступки послужить причиной травли. Это поможет ему разобраться, может ли он самостоятельно повлиять на ситуацию в дальнейшем и что, возможно, необходимо подкорректировать в собственном поведении, чтобы в новом социуме ситуация с травлей не повторилась. Ни в коем случае не критиковать и не обвинять ребенка в сложившейся ситуации. Важно донести до него мысль, что на месте «жертвы» может оказаться каждый.

• Уверить ребенка в том, что проблема не у того, кто является жертвой, а у того, кто выступает агрессором. Шаблон,который является общим для всех

моделей поведения агрессоров, заключается в том, что обидчик утверждается в своей самооценке «нездоровым» способом. Это является показателем неадек- ватного восприятия себя и окружающего мира. Иногда психологи называют это доминантным поведением, т.е. желанием получить власть над другими людьми.


 

Обучение навыкам преодоления трудностей. Понимая такую особенность буллинга, как дисбаланс власти, стоит объяснить ребенку, что агрессор тем

сильнее, чем сильнее расстраивается или злится жертва. Буллинг — игра вла- сти, в которой побеждает тот, кто не расстраивается и не злится. Наоборот, юмор, молчание или уверенный ответ, то есть неагрессивная защита себя, могут предотвратить дальнейшую атаку. Тогда агрессору перестанет нра- виться игра и, не получив желаемого, он отступит. По сути, родитель здесь выступает в роли «тренера» для своего ребенка.

 

 

 


 

МЕТОДЫ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ ОН СМОЖЕТ ИЗБЕГАТЬ, ОТКЛОНЯТЬ ИЛИ СПРАВЛЯТЬСЯ

РУКОВОДИТЕЛЮ (УЧИТЕЛЮ).

Вы, как родитель, можете попросить организовать встречу совместно с дирек- тором или завучем для системного под- хода к преодолению буллинга благодаря сотрудничеству «родитель-учитель-ад- министрация школы». Мероприятия по профилактике травли нужно проводить в масштабах всего класса и в индивиду- альном порядке. Этот вопрос не должен оставаться без внимания ни администра- ции учебного заведения, ни учителей.

 

 

СОВМЕСТНО С УЧИТЕЛЕМ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРЕДПРИНЯТЫ СЛЕДУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ:

A. Отличить буллинг от ДРУГИХ ФОРМ НАСИЛИЯ И АГРЕССИИ, чтобы определить специфику явления и вы- работать соответствующие методы предотвращения и профилактики.

 

B. Обозначить травлю не как индивиду- альную проблему, а КАК ПРОБЛЕМУ КОЛЛЕКТИВА. Ведь травля — это групповое явление, одна из форм поведения группы. Важно помнить,


что дети не выбирали свою принадлежность к определенной группе, по- этому именно взрослые отвечают за обстановку в группе, ее безопасность и благоприятную атмосферу.

 

C. Удостовериться, что в школе существуют ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ в классе (группе), обязательные для каждого члена коллектива.

Чтобы искоренить буллинг из любого коллектива необходимо понимать законы социума (наличие иерархии и социальных ролей) и создать физиче- ски и психологически безопасную среду для ребенка, которого травят. Для этого нужно работать не только с теми, кто травит, но и с тем, кого травят. Выработайте совместно с классным руководителем и другими родителями

«законы жизни класса»: у нас не смотрят спокойно, если происходит дра- ка — участников разнимают; у нас не оскорбляют друг друга; нужно уважи- тельно относиться к учителям и своим одноклассникам — так мы сделаем процесс обучения более успешным и комфортным и т.д. Правила жизни коллектива можно оформить в виде плаката и повесить в классе или разме- стить в дневнике каждого учащегося класса.

 

D. Поддерживать и поощрять ПОЗИТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ в классе.

Чаще говорить с детьми о ценности человеческих взаимоотношениях, о роли дружбы в жизни человека, коллектива. Родители и учитель могут чаще организовывать совместный детский досуг, для которого выбирать виды деятельности, транслирующие позитивный контент в различных фор- мах (походы на спектакль, выставку, в кино).

 

ЧТО ЕЩЕ НУЖНО СДЕЛАТЬ:

ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ К ШКОЛЬНОМУ ПСИХОЛОГУ

Иногда ситуация травли оказывается морально и эмоционально сложной не

только для ребенка, но и для родителя, поэтому не стоит пренебрегать по- мощью специалиста. К тому же, психолог имеет возможность работать над преодолением проблемы с одноклассниками ребенка и их родителями.


ЕСЛИ ТРАВЛЯ НЕ ПРЕКРАЩАЕТСЯ, ПРИ ПОСРЕДНИЧЕСТВЕ УЧИТЕЛЯ (НЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО) НУЖНО СВЯЗАТЬСЯ С РОДИТЕЛЯМИ

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Отправляясь на данное мероприятие, нужно понимать особенности его формата. Родительское собрание — это, в первую очередь, встреча на которой учитель может рассказать о каких-либо новостях школы, рассмотреть возмож- ные стратегии управления классом, обсудить с родителями возможные собы- тия из жизни класса, в реализации которых родители могут или принять участие или дать свое согласие на их проведение. Родительское собрание также может быть и должно быть платформой для обсуждения проблем класса. Однако от- метим, что на собрании должны обсуждаться проблемы класса как коллектива, а не проблемы отдельных детей.

Представление об «атмосфере в классе» — это важный аспект понимания того, что происходит с вашим ребенком. Данную информацию не стоит недо- оценивать. В связи с вышесказанным, отметим, что в рамках общего родитель- ского собрания неуместными являются вопросы о том, насколько успешен или неуспешен ваш ребенок в своей школьной деятельности. Отметим также, что, если педагог допускает возможным обсуждать проблемы конкретных детей в рамках общего собрания, допустимым является замечание о том, что подоб- ной дискуссии стоит избегать. В данном случае очень важно не забывать о том, что необходимо быть вежливым и тактичным, в случае, если вы решили сделать замечание подобного рода.


 

В целом, нужно помнить, что родительские собрания ни в коем случае нель- зя недооценивать — это крайне важная форма участия родителя в жизни клас- са и школы.

 

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВСТРЕЧА

Поводов для проведения персональной встречи может быть достаточно много. При этом инициатива может исходить как от школы, так и от родите- лей. Рассмотрим различные варианты подобных встреч. В частности, поводом для встречи может послужить ваша инициатива — узнать, как обстоят дела вашего ребенка в школе, или же зачастую может складываться ситуация при которой ребенок постоянно жалуется дома на какого-либо учителя, инициация личной встречи может быть продиктована именно этим обстоятельством. Не- редко поводом выступает и обратная ситуация — классный руководитель или конкретный педагог инициирует встречу с родителем конкретного ребенка. Рассмотрим каждый из этих типов ситуаций.

 

Родитель — инициатор

В случае, если потребность в встрече есть у вас, стоит уведомить педагога об этом тем способом, который будет комфортен как вам, так и педагогу — это может быть система сообщений в электронном журнале, телефон, смс, элек- тронная почта или мессенджер.

Не лучшей идеей будет ожидать педагога перед или после уроков, не пред- упредив об этом заранее, педагог не обязан менять запланированный график, чтобы поговорить с вами.

Правильным шагом будет также уведомление педагога о той теме, которую вы хотите обсудить. В данном случае имеет смысл заявить только тему разгово- ра, например, «обсудить успеваемость ребенка» или «поговорить про общение ребенка с одноклассниками», а детали и подробности оставить непосредствен- но для разговора. Разумным также является и сообщение того, сколько време- ни вы хотели бы посвятить разговору.


Готовясь к разговору, подумайте о том, что конкретно вы хотели бы сооб- щить педагогу и какую проблему обсудить. Важным моментом также является и сообщение того, какие конкретные действия вы готовы предпринять для решения проблемы.

Задачей подобных разговоров может быть только одна цель — разработать совместную стратегию преодоления сложившейся ситуации. Не стоит ожидать от педагога, что именно он возьмет на себя всю работу. Индивидуальный под- ход — стратегия, которая может быть реализована только совместно школой и родителями. Может сложиться ситуация, когда педагог в ходе разговора мо- жет порекомендовать вам обратиться за помощью к другим специалистам (на- пример, в центр поддержки семьи или к психологу). Отметим, что появление подобной «рекомендации» говорит лишь о том, что педагог трезво оценивает свои возможности, и проблема вашего обращения, скорее всего, просто выхо- дит за пределы его компетенции. Неконструктивным шагом окажутся попытки убедить педагога в том, что именно он должен решить проблему ребенка.

Какую информацию уместно сообщить педагогу?

Если ваш ребенок учится в средней школе, вполне нормальной может быть ситуация, если его классный руководитель или педагоги не в курсе того, как проходила учеба в начальной школе — какие были проблемы и трудности или, наоборот, успехи. Принципиальным моментом является сообщение об осо- бенностях здоровья ребенка, если они есть в наличии.

Показателем того, что вы пришли к соглашению является выработка страте- гии, в которой каждая из сторон берет на себя ряд обязательств по улучшению сложившейся ситуации, а также проговорена система обмена информацией о ходе выполняемых действий.

 

Педагог — инициатор

В случае, если вас приглашают в школу на беседу, уместным будет зара- нее узнать ее цель и согласовать время встречи. Крайне важно сформировать представление о том, как видит сложившуюся ситуацию ребенок. Возможно, именно этот шаг станет наиболее важным для прояснения проблемной ситу- ации, т.к. подростки нередко замалчивают свои проблемы в школе, не зная, как правильно подступиться к ним. Вероятно, именно эти действия уже позволят


наметить ход решения проблемы и на встречу в школу вы придете уже имея план решения ситуации.

Если ситуация складывается так, что конфликтной ситуации избежать не удается, важно понимать, как стоит вести подобные переговоры.

Какими «принципами» стоит руководствоваться при выстраивании разгово- ра с педагогом?

 

Рекомендуем использовать следующие приемы ведения беседы с педаго- гом [Безруких, 2010; Реан, 2013]:

• обращение по имени и отчеству, т.к. это помогает поддержать внимание собеседника;

• использовать в беседе ссылки на то, что собеседник говорил ранее: «Вы вы- сказывали такую точку зрения, как…», «На собрании вы говорили о…»

• уместно будет подчеркнуть свое уважение к собеседнику посредством ис- пользования следующих фраз: «Я понимаю вашу заинтересованность»,

«Я уважаю ваше мнение…»

• очень важно в рамках разговора всячески подчеркивать, что вы настроены именно на конструктивное разрешение ситуации и поиск алгоритма со-

вместных действий: «Давайте попробуем решить эту проблему совместны- ми усилиями…», «Мы (семья) могли бы взять на себя …, а вы (школа) …»

 

Вполне вероятно, что вы окажитесь в ситуации, когда вам придется отстаивать свою точку зрения. В этом случае необходимо твердо отстаивать свою точку зре- ния, оставаясь при этом крайне вежливым. Если вы понимаете, что стоите с педа- гогом на разных позициях, уместным будет задавать уточняющие вопросы, кото- рые могли бы помочь найти точки соприкосновения для выработки совместной стратегии: «Если я вас правильно понял(а), вы считаете…» Обсуждая какую-либо конкретную ситуацию, уместным будет разделить обсуждение тех конкретных со- бытий, которые произошли, и мнения о них, их трактовку.

 

ПОМНИТЕ — эффективное взаимодействие не предполагает убеждения оппонента любыми средствами, а нацелено на выстраивание общего плана действий и поиска общих задач.


 

Существует ряд ситуаций, в которых общение ребенка с родителями мо- жет вызывать дискомфорт как у одной, так и у другой стороны. Рассмотрим наиболее типичные ситуации: ребенок или подросток находится «в чувствах» и никак не может выйти из этого состояния, вы совместно с ребенком посто- янно сталкиваетесь с одной и той же проблемой дома, а также ситуации, когда ребенок нарушает границы дозволенного.

Рассмотрим алгоритмы на каждую из этих ситуаций [Фабер, Мазлиш, 2010].

 

КАК РОДИТЕЛЬ, ВЫ НЕ МОЖЕТЕ ТРЕБОВАТЬ, ЧТОБЫ ВАШ РЕБЕНОК БЫЛ ПОПУЛЯРЕН В СВОЕМ КЛАССЕ, НО ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО ПРЕДПОЛАГАТЬ, ЧТО, КОГДА ВАШ РЕБЕНОК ОТНОСИТСЯ К ДРУГИМ С УВАЖЕНИЕМ, К НЕМУ ОТНОСЯТСЯ С УВАЖЕНИЕМ В ОТВЕТ

Вы также имеете право требовать, чтобы школьный персонал сотрудничал

с родителями для обеспечения безопасности, и вы можете попросить их проконтролировать, чтобы дети относились ко всем уважительно.


ЧТО ВЫ ДОЛЖНЫ СДЕЛАТЬ?

Если вы заметили признаки в поведении ребенка, по которым можно пред- положить, что он стал жертвой буллинга (уходы из школы, страх школы, от- сутствие друзей, гнев против всех и вся, признаки физического насилия и т. д.)

 

ЧТО ВЫ ДОЛЖНЫ СДЕЛАТЬ?

Если вы заметили тревожные признаки в поведении ребенка и можете предположить, что он ведет себя по отношению к другим детям как хули- ган (отправляет унижающие других сообщения, часто выражает презрение к однокласснику, говорит злобные вещи про конкретного ребенка и т. д.)

 

ЧТО ДЕЛ АТЬ,

ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ВОВЛЕЧЕН?

Под редакцией академика РАО А.А. Реана

Корректор Н. Долгова Дизайн и верстка: М. Ларичева

Подписано в печать 09.09.2019 Формат 84×108/16.

Тираж 5000 экз.

 

 

Отпечатано в России

ЧТО ДЕЛАТЬ,

ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ВОВЛЕЧЕН?

Под редакцией академика РАО А.А. РЕАНА

 

Москва 2019


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ЧТО ТАКОЕ БУЛЛИНГ? ПОЧЕМУ ЭТО ОПАСНО?................................... 6

ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК

ЯВЛЯЕТСЯ ЖЕРТВОЙ ТРАВЛИ............................................................. 14



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.132 с.)