Программа производственной практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа производственной практики



Программа производственной практики

Б2.О.03 (П) Педагогическая практика

Направление подготовки: 44.04.03. Специальное (дефектологическое) образование

Направленность (профиль): Логопедическое образование

Форма обучения – заочная

Курс – 2

Семестр – 4

Всего зачетных единиц – 6, часов – 216

 

Форма отчетности: зачет – 4 семестр

                      

 

Программу разработал

кандидат педагогических наук, доцент Якушева В.В.

 

 

Одобрена на заседании кафедры специальной педагогики и психологии

«» сентября 2020 г., протокол №1

 

Заведующий кафедрой ____________ Колодовская Е.А.

 

 

Смоленск

2020

Место практики в структуре ОП

Б2.О.03(П) «Педагогическая практика»    является обязательным видом учебной работы магистранта, входит в обязательную часть по направлению подготовки: 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» профиль: «Логопедическое образование».

            Учебной практике предшествует изучение следующих дисциплин и блоков дисциплин обязательной части («Инновационные технологии в образовании») и части, формируемой участниками образовательных отношений («Содержание и методы логопедической практики», «Современные логопедические технологии», «Модернизированные системы исследования речи и ее нарушений», «Современные методы диагностики и коррекции нарушения развития лиц с ОВЗ», «Системы логопедической помощи в учреждениях здравоохранения и социальной защиты»).

Прохождение учебной ознакомительной практики является необходимой основой для последующего изучения ряда дисциплин части, формируемой участниками образовательных отношений «Проектирование и реализация программ комплексной помощи детям со сложной структурой дефекта»,  «Проектирование образовательных программ», «Дифференциальная диагностика речевых нарушений и сходных состояний» и прохождения практик всех видов (учебной, производственной и научно-исследовательской).

Планируемые результаты обучения

Компетенция Индикаторы достижения (в соответствии с разделом 7 общей характеристики ОП ВО)
ОПК-1 Способен осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики З нать: - приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации; - законы и иные нормативные и правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере образования и социальной реабилитации в Российской Федерации; - нормативные документы по вопросам обучения, воспитания психолого-педагогического сопровождения детей и молодежи с ОВЗ и инвалидов; - федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) общего образования обучающихся с ОВЗ; - законодательные документы о правах ребенка в РФ и о правах инвалидов; Уметь: - применять основные нормативные правовые акты в сфере образования лиц с ОВЗ; - соблюдать нормы профессиональной этики; Владеть: - умением применять нормативные правовые, этические нормы и требования профессиональной этики в процессе осуществления и оптимизации профессиональной деятельности.
ОПК-2 Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации   Знать: - содержание основных нормативных документов, необходимых для проектирования АООП; - особенности развития обучающихся, их образовательные потребности, теорию и практику психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации разных групп лиц с ОВЗ и инвалидов; - структуру АООП и требования к проектированию ее компонентов; - требования к научно-методическому обеспечению реализации АООП; Уметь:     - учитывать при проектировании АООП различные условия, в которых организован образовательный, коррекционно-развивающий и реабилитационные процессы; - методы оценки реабилитационного потенциала лиц с ОВЗ; - проектировать отдельные структурные компоненты АООП; - разрабатывать элементы научно-методического обеспечения реализации АООП; Владеть: - умением учитывать при проектировании АООП различные условия, в которых организованы образовательный, коррекционно-развивающий и реабилитационные процессы; - технологией разработки и реализации разных компонентов АООП; - технологией разработки элементов научно-методического обеспечения реализации АООП.
ОПК-3 Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями Знать: - особенности развития разных групп обучающихся с ОВЗ, их индивидуальные проявления; - содержание и методы организации учебной и воспитательной деятельности с обучающимися с ОВЗ; - специфику применения индивидуальных и групповых форм в обучении, воспитании и реабилитации обучающихся с ОВЗ с учетом их образовательных потребностей; Уметь: - проектировать вместе с другими специалистами психолого-медико-педагогического консилиума разные формы организации деятельности обучающихся с ОВЗ; - анализировать содержание и организацию учебно-воспитательного, коррекционно- образовательного и реабилитационного процессов; - планировать, оценивать и применять разные формы, методы и средства организации учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей и реабилитационной работы с обучающимися с ОВЗ с учетом индивидуальных и типологических особенностей их развития; Владеть: - способами анализа, планирования и организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности с обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их развития и реабилитационного потенциала.
ОПК-4 Способен создавать и реализовывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей Знать: - общие принципы и условия реализации процесса духовно-нравственного воспитания обучающихся с ОВЗ; - содержание методы и приемы формирования у обучающихся ценностных ориентаций, развития нравственных чувств (совести, долга, эмпатии, ответственности и др.), формирования нравственного облика (принятия, милосердия и др.), нравственной позиции (способности различать добро и зло, проявлять самоотверженность, готовности к преодолению жизненных испытаний) нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству) с учетом возраста и особенностей их развития; Уметь: - создавать воспитательные ситуации, содействующие становлению у обучающихся с ОВЗ нравственной позиции, духовности, ценностного отношения к человеку с учетом поставленных целей и задач, возрастных особенностей и особых образовательных потребностей; Владеть: - методами духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей с учетом особенностей развития.
ОПК-5 Способен разрабатывать программу мониторинга результатов образования обучающихся, разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении Знать: - методы и технологии мониторинга результатов образования обучающихся с ОВЗ; - специальные технологии и методы проведения коррекционно-развивающей и реабилитационной работы с обучающимися с ОВЗ; Уметь: - применять адекватный инструментарий и методы оценки образовательных результатов обучающихся с ОВЗ с учетом специфики из развития; - объективно оценивать индивидуальные трудности обучающихся в обучении, устанавливать их причины; - формулировать рекомендации и применять адекватные методы в процессе коррекционной и реабилитационной работы; Владеть: - методами осуществления мониторинга результатов образования обучающихся с ОВЗ; - умением использовать результаты мониторинга достижений обучающихся с ОВЗ для разработки и корректировки программы психолого-педагогического сопровождения.
ОПК-6 Способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в  профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями Знать: - возрастные и типологические особенности развития обучающихся с ОВЗ; - психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся с ОВЗ; - технологии обучения, развития и воспитания обучающихся с ОВЗ, осуществления коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов; Уметь: - использовать знания о возрастных, типологических, индивидуальных, особенностях развития обучающихся с ОВЗ для планирования учебно-воспитательной коррекционной и реабилитационной работы; - применять психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии для индивидуализации обучения и воспитания обучающихся; - использовать индивидуальные и групповые формы организации образовательного, коррекционно-развивающего и реабилитационного процесса. Владеть: - умением планировать и проводить индивидуальные мероприятия в рамках образовательного и коррекционно-развивающего процесса с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ; - технологиями осуществления индивидуализации обучения, развития, воспитания и реабилитации обучающихся с ОВЗ.
ОПК-7 Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений Знать: - педагогические основы построения взаимодействия с субъектами образовательных отношений; - требования к субъектам образовательных отношений; - особенности построения взаимодействия с различными участниками образовательных отношений с учетом особенностей образовательной среды учреждения; Уметь: - взаимодействовать с разными участниками образовательных отношений (обучающимися, родителями, педагогами); - отбирать и использовать адекватные методы, формы, средства и технологии взаимодействия с родителями с учетом воспитательного потенциала семьи обучающегося с ОВЗ; - планировать, отбирать методы и средства коммуникативного обеспечения коррекционно-образовательной и реабилитационной работы с обучающимися с учетом возраста, глубины и структуры нарушения. Владеть: - технологией планирования и организации взаимодействия участников образовательных отношений с учетом их роли в образовательном, коррекционно-развивающем и реабилитационном процессе.
ОПК-8 Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований Знать: - историко-философские, медико- биологические, психологические аспекты, сущность и особенности деятельности педагога-психолога в сфере образования и реабилитации лиц с ОВЗ; - теорию и практику, принципы, методы и технологии организации коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов; - результаты научных исследований в сфере психолого-педагогической деятельности в области образования и реабилитации лиц с ОВЗ; Уметь: - использовать современные специальные научные знания и результаты исследований в осуществлении психолого-педагогической деятельности в области образования и реабилитации лиц с ОВЗ; Владеть: - системой специальных научных знаний и результатов исследований как основы проектирования педагогической деятельности; - методами, формами и средствами педагогической деятельности в сфере образования и реабилитации лиц с ОВЗ.
ПК-2 Способен проектировать и реализовывать коррекционно-развивающий    и реабилитационный процессы в разных институциональных условиях с использованием специальных методик и современных технологий с учетом особенностей лиц с нарушениями речи нать:  - структуру и содержаниеАООП общего образования обучающихся с нарушениями речи, вариативные АООП; - основы теории и практики психологической, педагогической, социокультурной реабилитации; - содержание, формы, методы, приемы и средства организации образовательного, коррекционно-развивающего   и реабилитационного процессов, его специфику; - современные специальные методики и технологии психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи; Уметь: - отбирать необходимое содержание, методы, приемы и средства психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи; - составлять прогноз социально-психологической и социально-педагогической реабилитации  лиц с нарушениями речи совместно со       специалистами реабилитационной команды; Владеть: - умением осуществлять отбор содержания, методов и средств психоло-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи в соответствии с поставленными целями и задачами; - специальными методиками и коррекционно-реабилитационными технологиями с учетом особенностей развития лиц с нарушениями речи.
ПК-3 Способен планировать и проводить психолого-педагогическое обследование с целью выявления особенностей и динамики развития лиц с нарушениями речи, проектирования реабилитационного и коррекционно-развивающего процесса Знать: - характеристику возрастных этапов психического развитияпри       разных       видах дизонтогенеза; - принципы, содержание, методы и организацию психолого-педагогической диагностики обучающихся с нарушениями речи; - технологии оценки психосоциального статуса, результатов социально-психологической и социально-педагогической реабилитации, организации и осуществления индивидуального маршрута реабилитации лиц с нарушениями речи; Уметь: - разрабатывать программу психолого-педагогического обследования; - применять разные методы проведения обследования; - отбирать методы диагностики с учетом особенностей развития лиц с нарушениями речи; - интерпретировать результаты, делать выводы, формулировать рекомендации; - прогнозировать результаты реабилитации на основании оценки потребностей, личностных ресурсов реабилитанта, его жизненной ситуации, выявлять и оценивать ресурсы семьи, его значимого окружения; - определять перечень мероприятий социально-психологической, социально-педагогической, социокультурной реабилитации      лиц с нарушениями речи; - взаимодействовать с членами реабилитационной команды,       социальной, психологической  и медицинской и другими службами  по вопросам комплексной реабилитации в интересах реабилитанта; Владеть: - содержанием, методами, технологией проведения психолого-педагогического обследования; - методами диагностики и оценки реабилитационного потенциала лиц с нарушениями речи и инвалидов; - умением оформить характеристику обучающегося на основе результатов обследования; - умением сформулировать                  рекомендации к разработке программы коррекционной и реабилитационной работы с обучающимися с нарушениями речи с учетом результатов обследования; - навыками проведения семейного консультирования, направленного       на коррекцию взаимоотношений в семье обучающихся и реабилитантов, обучения членов семьи оптимальным способам организации их жизни, формирования продуктивных стереотипов взаимодействия в семье; - методами и технологиями  психолого-педагогического сопровождения, социально-психологической поддержки, и помощи лицам с нарушениями речи с учетом их ментальных, поведенческих, сенсорных, психомоторных и других особенностей; - техниками эффективной коммуникации с лицами с нарушениями речи.

Тип практики

Тип производственной практики – педагогическая. По способу проведения производственная практика является выездной и проводится дискретно на базе образовательных организаций; организаций социальной защиты; организаций здравоохранения. 

Место проведения практики

(Указывается перечень предприятий, учреждений и организаций, с которыми университет имеет заключенные договоры).

Базой проведения учебной практики являются организации, реализующие образовательную деятиельность:

– образовательные учреждения;

– учреждения социального обслуживания;

– учреждения здравоохранения;

– психолого-педагогические медико-социальные центры (ППМС центры).

 

Перечень организаций, предприятий, учреждений, с которыми университет имеет заключенные договоры:

СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования», г. Смоленск

ОГБОУ Центр образования и развития «Особый ребенок», г. Смоленск

 

СОГБОУ «Починковская школа-интернат» 

МБДОУ ДС № 2 № «Россияночка» г. Смоленска

МБДОУ "Детский сад № 1 «Смоляночка» города Смоленска

МБДОУ"Детский сад № 29 «Стриж» города Смоленска

МБДОУ "Детский сад № 51 «Росинка» города Смоленска

МБДОУ "Детский сад № 62 «Каравай» города Смоленска

МБДОУ "Детский сад № 64 «Солнечный зайчик» города Смоленска

МБДОУ"Детский сад № 67 «Виктория» города Смоленска

МБДОУ "Детский сад № 72 «Колокольчик» города Смоленска

МБОУ СШ № 16 г. Смоленска

МБОУ СШ №17 г. Смоленска

МБОУ СШ № 25 г. Смоленска

МБОУ СШ № 39 г. Смоленска

 

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

–наличие в образовательных учреждениях специалистов, обладающих высоким профессиональным уровнем;

– наличие и оснащение логопедического кабинета;

– уровень оснащенности учебной литературой;

–наличие технической инфраструктуры (технических средств обучения, компьютерной техники и средств телекоммуникации);

 

Производственная педагогическая практика проводится на 2 курсе в 4 семестре.

Этапы прохождения практики

№ п/п Этапы практики Содержание этапа
  Например, подготовительный этап, включающий инструктаж по технике безопасности, экспериментальный этап, обработка и анализ полученной информации, подготовка отчета. Например, инструктаж по технике безопасности, мероприятия по сбору, обработке и систематизации фактического материала, наблюдения, измерения и т.д.
1. Организационный этап Участие в установочной конференции и консультациях по практике. Проведение инструктажа по технике безопасности и охране здоровья детей.  Ознакомление с организацией, её структурой и особенностями функционирования. Знакомство с содержательными особенностями психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в образовательном учреждении. Изучение потребностей организации в соответствии с основными направлениями деятельности логопеда (16 час.)
2. Этап планирования Осуществляется планирование практической деятельности, которое должно учитывать содержание основных направлений работы логопеда в учреждении, определяться целями и задачами проводимого студентом исследования. Определение проблемы, объекта и предмета исследования, подбор диагностических методик. Составление графика мероприятий, их методическое обеспечение (40 час.)
3. Практический этап Самостоятельная разработка и проведение коррекционно-развивающих занятий с учащимися/воспитанникам по направлениям работы логопеда базового учреждения и на основании собственных разработок. Подбор и внедрение инновационных форм и технологий коррекционных коррекционно-педагогической работы. Самостоятельное проведение открытых занятий с детьми. Посещение родительских собраний, разработка рекомендаций и уголков для родителей. Консультирование лиц с нарушениями речи, членов их семей и заинтересованных взрослых, педагогов, в том числе образовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное обучение. Участие в работе методических объединений, семинаров, тренингов и т.п., проводимых на базе учреждения и/или в других учреждениях. Подготовка и проведение методического семинара (совещания, тренинга) на базе образовательного учреждения либо по научно-методической тематике ОУ, либо по тематике самостоятельного научного исследования студента (120 час.)
4. Аналитический этап 1. Проводится анализ результатов производственной практики, наиболее удавшихся форм работы; анализ собственной деятельности с указанием субъективных и объективных трудностей, возникших при выполнении основных видов деятельности. Анализ особенностей взаимодействия специалистов и семьи в процессе обучения, воспитания детей с нарушениями речи в базовом ОУ. 2. Разработка собственных предложений по совершенствованию форм взаимодействия Результаты производственной практики обобщаются и оформляются в виде отчета. Предполагается участие в заключительной конференции по итогам практики (40 час.)
  Итого 216 часов

Требования к содержанию портфолио практики

По окончании практики не позднее установленных сроков отчетная документация предоставляется для проверки руководителю практики на кафедру специальной педагогики и психологии. Пакет документов (портфолио)производственной практики должен быть подготовлен в печатном и электронном варианте на CD-R в бумажном конверте с наклейкой.

Пакет документов (портфолио) производственной практики должен содержать:

 

1. Отчет о производственной практике.

2. Оценочный лист.

3. Дневник производственной практики.

 

     

При оценке результатов практики используются

следующие методы:

1. Наблюдение за деятельностью студентом в процессе конкретной педагогической деятельности (обследование состояния речи детей, разработка и проведение логопедических занятий с детьми, участие в его анализе, проведение консультаций для воспитателей, учителей, родителей и т.д.).

2. Изучение характеристик педагогической деятельности, данной учителем-логопедом детского сада (школы).

3. Изучение отчетной документации студентов (портфолио практики, индивидуальных планов работы, конспектов занятий с детьми, отчета, изготовленных наглядных пособий и др.).

4. Анализ результатов научно-исследовательской работы, выполненной в период практики.

 

ПОРТФОЛИО

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Студент-заочник ___2__курса направления подготовки 44.04.03 – «Специальное (дефектологическое) образование» Профиль «Логопедическое образование»

Ф.И.О.____________________________________________________________________ Организация _______________________________________________________________

Руководитель практики от организации ________________________________________

Руководитель практики от университета _ Якушева Вероника Владимировна____ _____

Сроки практики ____________________________________________________________

 

 

 

 №

п/п

 

 

Дата

 

 

Вид работы

 

Присутствовали

 

Отметка о выполнении (оценка или зачтено)

 

 

Подпись

руководителей практики

Студенты Руководители практики
1 2 3 4 5 6 7
    Ознакомление с логопедическим кабинетом, документацией учителя-логопеда     Зачтено  
    Проведение логопедического обследования подгруппы детей и заполнение карт речевого развития     Зачтено  
    Разработка адаптированной образовательной программы на группу обучающихся с ТНР        
    Проведение открытого подгруппового логопедического занятия с использованием современных технологий Тема занятия:         
    Проведение открытого подгруппового логопедического занятия с использованием современных технологий Тема занятия:        
    Проведение открытого фронтального логопедического занятия с использованием современных технологий Тема занятия:        
    Проведение открытого фронтального логопедического занятия с использованием современных технологий        

 

1 2 3 4 5 6 7
    Тема занятия:        
    Разработка плана-конспекта родительского собрания Тема:        
    Выступления на семинаре (педсовете, конференции и пр.) Тема:        
    Разработка  консультаций для родителей детей («», «»...).          
    Разработка консультаций для педагогов, работающих в системе инклюзивного образования («», «»...).        
    Подготовка отчетной документации        

Отзыв о работе студента-практиканта

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 Оценка руководителя практики от организации ____Зачтено__________

 

 Дата ________________     Подпись ___________________

 

 

 Итоговая оценка руководителя практики от университета ______________

 

Дата ________________     Подпись ___________________

 

Требования к оформлению оценочного листа:

- должен соответствовать указанной форме;

- обязательно должна стоять печать организации;

- должен представлять собой двусторонний документ на листе формата А4;

- не должен содержать исправления и незаполненные графы, за исключением графы «Студенты» для студентов, проходящих практику по месту жительства индивидуально.

Отзыв руководителя о прохождении учебной практики

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Смоленский государственный университет»

 

кафедра специальной педагогики и психологии

Программное обеспечение

(Указать перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, необходимого для осуществления образовательного процесса).

 

1. Kaspersky Endpoint Security для бизнеса Стандартный АО «Лаборатория Касперского», лицензия 1FB6-161215-133553-1-6231.

2. Microsoft Open License, лицензия 49463448 в составе:

Microsoft Windows Professional 7 Russian;

Microsoft Office 2010 Russian.

 

Программа производственной практики



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.107 с.)