Тематика практических занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематика практических занятий



Модуль 1. «Методологические основы исследования социально-экономических и политических процессов». (4 часа).

  Тема 1. Общетеоретические основания методологии исследования социально-экономических и политических процессов (2 часа).

1.Методология и методы исследования социально-экономических и политических предметов как предмет курса «Государство и общество: анализ социально-экономических и политических процессов». Цели, задачи и структура учебной дисциплины.

2. Государство и общество: анализ процессов взаимодействия;

3. Социальные системы. Виды систем – детеминированные, анимированные, социальные. Виды социальных систем: (1) референтные, (2) самореферентные.

4.Понятие социального процесса. Основные подходы к рассмотрению социального процесса: (1) акторно-структурный (позиционный); (2) нормативно-институциональный; (3) ситуационный; (4) коммуникативный (интеракционистский, реляционный).

5.Уровни субъектов социальных систем: (1) личность, (2) социальная группа (сообщество), (3) культура.

6. Динамика социальных систем: (1) линейные и нелинейные процессы; (2) эволюционные и бифуркационные процессы; (3) однофакторные и многофакторыне.

Форма проведения занятия – практическое занятие.

Дополнительное практическое задание:

1.Решение кейса. Разработка моделей развития социально-экономических и политических процессов в обществе.

2.Принципы профессионального управления социально-экономических и политических процессов в обществе: четкое определение целей, результатов и работ с учетом рисков; создание центра управления программой; формирование систем контроля.

3.Управление изменениями социально-экономических и политических процессов в обществе.

4.Проблемы и риски развития социально-экономических и политических процессов в обществе. Сложность координации совместных действий.

5. Организация действенной системы контроля в системе научного изучения социально-экономических и политических процессов в обществе. Сложность политического и административного окружения функционирования социально-экономических и политических процессов в обществе.

К основным образовательным технологиям, применяемым для реализации дисциплины относятся кейс-стади.

Большая часть практических занятий по дисциплине «Общество и Государство: Анализ социально-экономических и политических процессов» проводится с использованием метода кейс-стади.

Тема 2. Технологии разработки и реализации социальных исследований (2 часа).

1. Понятие социально-экономических и политических процессов. Функциональный принцип классификации. Основные отличия функционирования социально-экономических и политических процессов: (1, а) эквивалентные и (1, б) неэквивалентные отношения; (2, а) цикл «инновации-инвестиции» и (2, б) цикл «вызов-реакция», наличие целеполагающего вектора изменения социальных преобразований в рамках политического процесса.

2. Виды процессов: (1) контролируемые и неконтролируемые; (2) сложные и простые; (3) обратимые и необратимые; (4) инерционные и направленные; (5) краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

3. Свойства социально-экономических и политических процессов: (1) многомерность, (2) динамизм, (3) неравномерность, (4) многовекторность. Уровни научного знания (4 часа) 1. Структура эмпирического знания.

4. Структура научной теорий социально-экономических и политических процессов. Основные черты, структура: (1) основания теории, (2) законы, (3) узловые понятии, категориальный аппарат, (5) идеи: связка отражения объективной реальности и постановки практических задач.

5. Онтологии эмпирического и теоретического знания о социально-экономических и политических процессов в обществе.

Форма проведения занятия – практическое занятие.

 

Дополнительное практическое задание:

1.Решение кейса. Оценка социально-экономических и политических процессов в обществе.

2. Создание концепции развития социально-экономических и политических процессов в обществе.

4.Сценарии развития социально-экономических и политических процессов в обществе.

5.Целевые показатели развития социально-экономических и политических процессов в обществе.

 

К основным образовательным технологиям, применяемым для реализации дисциплины относятся кейс-стади.

Большая часть практических занятий по дисциплине «Государство и общество: анализ социально-экономических и политических процессов в обществе»проводится с использованием метода кейс-стади.

Модуль 2. Технологии разработки и реализации социально-экономических и политических процессов, их исследований (4 часа).

 Тема 3. Методология научных исследований в сфере социально-экономических и политических процессов (2 часа).

1. Понятие методологии научного изучения социально-экономических и политических процессов. Виды и уровни методов. Теоретические и эмпирические методы. Алгоритмические и эвристические методы.

2. Общелогические методы научного исследования социально-экономических и политических процессов: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и т.д.

3. Философские методы научного исследования социально-экономических и политических процессов: (1) диалектика и метафизика, (2) рационализм и эмпиризм, (3) материализм и идеализм, (4) рационализм и иррационализм. Законы и принципы диалектики. Методологический характер философских принципов.

4. Общенаучные и конкретно-предметные методы социально-экономических и политических процессов. Общенаучные методы системного подхода: (1) системный анализ, (2) моделирование. Эмпирико-теоретические: (1) эксперимент, (2) измерение, (3) наблюдение и т.д. Разновидности конкретно-предметных методов.

5. Специфика методов социально-экономических и гуманитарных исследований. Позитивистский подход. Методологический кризис конца XIX – начала XX века («науки о духе»: В. Дильтей: проблема понимания; «науки о культуре»: В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Герменевтический подход (Х.- Г. Гадамер) и структурализм (К. Леви-Стросс, Р. Барт, У. Эко). 6. Специфика научного познания как специфика метода (классическая концепция науки, «второй позитивизм», К.Р. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд). 6.Социологические подходы к определению сути и способов функционирования научного знания социально-экономических и политических процессов.

Форма проведения занятия – практическое занятие.

 

Дополнительное практическое задание:

1.Решение кейса. Разработка программ (приоритетных проектов) развития социально-экономических и политических процессов в обществе.

2.Принципы профессионального управления социально-экономических и политических процессов в обществе: четкое определение целей, результатов и работ с учетом рисков; создание центра управления программой; формирование систем контроля.

3.Управление изменениями социально-экономических и политических процессов в обществе.

4.Проблемы и риски развития социально-экономических и политических процессов в обществе. Сложность координации совместных действий.

5. Организация действенной системы контроля в системе научного изучения социально-экономических и политических процессов в обществе. Сложность политического и административного окружения функционирования социально-экономических и политических процессов в обществе.

 

К основным образовательным технологиям, применяемым для реализации дисциплины относятся кейс-стади.

Большая часть практических занятий по дисциплине «Г. и О.: АСЭ иПП»проводится с использованием метода кейс-стади.

Тема 4. Общество и государство как объекты научного анализа  социально-экономических и политических процессов (2 часа).

1. Формирование классической теории социального знания о социально-экономических и политических процессов. Проблематизация общества («как возможно общество»). Эволюционный подход к изучению социально-экономических и политических процессов (О. Конт, Г. Спенсер).

2. Функционализм. Анализ общества как системы (Б. Малиновский, А.Р. Редклиф-Браун). Структурно-функциональный подход (Т. Парсонс, Р. Мертон).

3. Институционализм. «Первый институционализм» (Дж. Коммонс). Новая институциональная теория Р. Коуза и К. Поланьи. Теория игр.

4. Структурный подход (К. Леви-Строс, Л. Альтюссер). Структурносистемный подход Н. Лумана.

5. «Критическая теория» (М. Хокрхаймер, Т.В. Адорно) и «новая [левая] социология» (Ч. Миллс, А. Гоулднер). Рефлексивная социология – самоописание и саморефлексия, включение исследователя как объектсубъекта собственных исследований.

6. Метасоциологические теории – функции социального знания о социально-экономических и политических процессов в обществе.

Форма проведения занятия – практическое занятие.

 

Дополнительное практическое задание:

1.Решение кейса. Разработка программ (приоритетных проектов) развития социально-экономических и политических процессов в обществе.

2.Принципы профессионального управления социально-экономических и политических процессов в обществе: четкое определение целей, результатов и работ с учетом рисков; создание центра управления программой; формирование систем контроля.

3.Управление изменениями социально-экономических и политических процессов в обществе.

4.Проблемы и риски развития социально-экономических и политических процессов в обществе. Сложность координации совместных действий.

5. Организация действенной системы контроля в системе научного изучения социально-экономических и политических процессов в обществе. Сложность политического и административного окружения функционирования социально-экономических и политических процессов в обществе.

 

К основным образовательным технологиям, применяемым для реализации дисциплины относятся кейс-стади.

Большая часть практических занятий по дисциплине «Г. и О.: АСЭ иПП»проводится с использованием метода кейс-стади.

Модуль 3. Социальные методы в практике исследования социально-экономических и политических процессов (4 часа).

Тема 5. Технологии проектирования социально-экономических и политических систем: принципы научного конструирования (2 часа).

1. Понятие и основные задачи системного подхода к социально-экономическим и политическим систем и процессам. Основные этапы развития системного подхода социально-экономических и политических систем и процессов.

2. Виды социально-экономических и политических систем и процессов: (1, а) открытые и (1, б) закрытые, (2, а) простые и (2, б) сложные, (3, а) жесткие, (3, б) мягкие, (4, а) демократические, (4, б) тоталитарные, (4, в) авторитарные и др.

3. Методологические основы системного подхода в работе со сложными социальными системами: структуризация или декомпозиция целей, задач. Методика построения «древа целей» (У. Черчмен).

Форма проведения занятия – практическое занятие.

Дополнительное практическое задание:

1.Решение кейса. Разработка программ развития социально-экономических и политических процессов в обществе.

2.Принципы профессионального управления социально-экономических и политических процессов в обществе: четкое определение целей, результатов и работ с учетом рисков; создание центра управления программой; формирование систем контроля.

3.Управление изменениями социально-экономических и политических процессов в обществе.

4.Проблемы и риски развития социально-экономических и политических процессов в обществе. Сложность координации совместных действий.

5. Организация действенной системы контроля в системе научного изучения социально-экономических и политических процессов в обществе. Сложность политического и административного окружения функционирования социально-экономических и политических процессов в обществе.

 

К основным образовательным технологиям, применяемым для реализации дисциплины относятся кейс-стади.

Большая часть практических занятий по дисциплине «Г. и О.: АСЭ и ПП»проводится с использованием метода кейс-стади.

Тема 6. Методы эмпирического исследования соц и ально - экономических и политических процессов (2 часа).

1.Организация и проведение эмпирических исследований социально-экономических и политических процессов. Постановка проблемы. Цели и задачи исследования. Место и роль программы в социальном исследовании.

2.Проблемная социальная, экономическая, политическая ситуация и научная проблема; научная и практическая проблема.

3. Определение объекта и предмета исследования социально-экономических и политических процессов. Объект исследования и единица наблюдения. Системный анализ объекта исследования.

4. Интерпретация и операционализация понятий. Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий. Границы операциональных определений. Концептуальная модель. Иерархия показателей социального развития.

5. Выдвижение и проверка гипотез развития социально-экономических и политических процессов. Понятие гипотезы. Основные и выводные гипотезы.

6. Организационно-методологический план исследования социально-экономических и политических процессов. Стратегический план исследования. Методический план исследования социально-экономических и политических процессов.

7. Рабочий план исследования и подготовка исполнителей. Понятие рабочего плана исследования, сетевой график проведения исследования социально-экономических и политических процессов.

Форма проведения занятия – практическое занятие.

 

Дополнительное практическое задание:

1.Решение кейса. Разработка моделей развития социально-экономических и политических процессов в обществе.

2.Принципы профессионального управления социально-экономических и политических процессов в обществе: четкое определение целей, результатов и работ с учетом рисков; создание центра управления программой; формирование систем контроля.

3.Управление изменениями социально-экономических и политических процессов в обществе.

4.Проблемы и риски развития социально-экономических и политических процессов в обществе. Сложность координации совместных действий.

5. Организация действенной системы контроля в системе научного изучения социально-экономических и политических процессов в обществе. Сложность политического и административного окружения функционирования социально-экономических и политических процессов в обществе.

 

К основным образовательным технологиям, применяемым для реализации дисциплины относятся кейс-стади.

Большая часть практических занятий по дисциплине «Г. и О.: АСЭ и ПП»проводится с использованием метода кейс-стади.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.107.181 (0.041 с.)