Калькуляция себестоимости перевозок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Калькуляция себестоимости перевозок



 

Определение величины затрат, приходящихся на единицу тран-спортной продукции, называется калькуляцией себестоимости пере-возок. Себестоимость грузовых автомобильных перевозок калькули-руется на 10 т∙км, себестоимость пассажирских перевозок – на             10 пасс.∙км, таксомоторных перевозов – на 10 пл.∙км.

Расчет амортизационных отчислений на полное восстановление по автотранспортным средствам производится по формуле

- для автомобилей:

 

           , (8.1)

 

где НАМ – норма амортизации на полное восстановление, %;

 

         , (8.2)

 

где t П.И – срок полезного использования, лет.

Сроки полезного использования приведены в таблице 8.1;

 

- для прицепов и полуприцепов:

 

            . (8.3)

 

Общехозяйственные (накладные) расходы включают расходы по управлению предприятием, а также расходы, которые по своему характеру являются для автотранспортной организацией общими и не могут быть прямым путем отнесены на тот или иной вид перевозок, работ или услуг. Величина общехозяйственных расходов (РОБ.Х) планируется в абсолютной сумме и не зависит от объема перевозок, выполненных предприятием:

 

         , (8.4)

 

где НОБ.Х – величина общехозяйственных (накладных) расходов на один автомобиль в год, руб.; принимается НОБ.Х = 7…10 тыс. руб. в зависимости от типа подвижного состава.

Таблица 8.1 – Сроки полезного использования

 

№ группы Срок полезного использования
1 – инструмент (недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно)
2 2-3 года – инструмент
3 3-5 лет – автомобили легковые (с объёмом двигателя до 3,5 литров) – автомобили грузовые общего назначения грузоподъёмностью (q) до 0,5 тонны – автобусы особо малые и малые длиной до 7,5 м включительно
4 5-7 лет – автомобили специальные и оборудование навесное к машинам для уборки городов – оборудование гаражное (машины и оборудование для ремонта и обслуживание автомобиля) – автомобили грузовые: бортовые, фургоны, тягачи, самосвалы до 5 т – автобусы средние и большие длиной до 12 м включительно – автобусы прочие (длиной от 12 до 16,5 м) – автоцистерны – автомобили для лесозаготовок
5 7-10 лет – автомобили легковые большого класса (объём (V) двигателя свыше 3,5 литров) и высшего класса – автомобили грузовые общего назначения и специальные (грузоподъёмностью (q) свыше 5 т) – автомобили-тягачи седельные – автобусы особо большие длиной свыше 16,5 до 24 м – автомобили специальные, кроме включённых выше
  – прицепы и полуприцепы

 

Общая сумма расходов на перевозку грузов (пассажиров) подсчитывается суммированием затрат по отдельным статьям калькуляции.

Если статья затрат комплексная, то следует первоначально провести суммирование входящих в нее расходов.

В статью ТО и ТР включаются затраты на запасные части и материалы для ТО и ТР, а также фонд заработной платы ремонтных рабочих с отчислениями.

Результаты расчетов заносятся в таблицу 8.2.

 

Таблица 8.2 – Калькуляция себестоимости перевозок

 

Статьи затрат Сумма затрат, тыс. руб. Себестоимость 10 ед., руб. Структура себестоимости, %
Фонд заработной платы водителей с отчислениями      
Автомобильное топливо

 

   
Смазочные и прочие экспл. материалы

 

   
ТО и ТР      
Износ и ремонт шин

 

   
Амортизация подвижного состава      
Общехозяйственные расходы      
ИТОГО:     100

 

Расчет себестоимости 10 единиц транспортной работы по каждой статье производится делением суммы затрат по соответствующей статье на объем транспортной работы.

Себестоимость 10 единиц рассчитывается по формулам

          , (8.5)
            , (8.6)

где Сi – сумма затрат по соответствующей статье, тыс. руб.;

СОБЩ – общая сумма затрат на перевозки, тыс. руб., подсчитывается суммированием затрат по отдельным статьям калькуляции.

         , (8.7)

где СПОСТ – сумма постоянных затрат: амортизация и общехо-зяйственные расходы;

СПЕР – сумма переменных затрат: заработная плата водителей с отчислениями, автомобильное топливо, смазочные и прочие эксплу-атационные материалы, затраты на ТО и ТР, износ и ремонт шин.

ПЛАН ПО ДОХОДАМ, ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

 

Сумму доходов от перевозок ДПЕР определяют по отдельным видам перевозок и действующим видам тарифов.

По грузовым перевозкам доходы приблизительно можно определить исходя из сложившегося на предприятии уровня рентабельности перевозок (но не выше 35 %).

 

          , (9.1)

 

где RПЕР – рентабельность перевозок, %.

Тариф за перевозку 1 т груза, руб.:

 

           . (9.2)

 

Зная класс груза, тип подвижного состава по номенклатуре и классификации грузов, перевозимых автомобильным транспортом, выбирают 3 наименования грузов, которые преимущественно перевозит автотранспортная организация. Виды грузов представлены в приложении В. Данные о доходах предприятия приводятся в таб-  лице 9.1.

Таблица 9.1 – Доходы предприятия

 

Наименование груза Класс груза Объем перевозок, тыс. т l П, км Тариф за  1 т, руб. Доходы от перевозок, тыс. руб.
           
           
           
ИТОГО -   -    

 

Доходы по автобусным перевозкам в городе определяют путем умножения тарифа за одну поездку на количество перевезенных пассажиров в год.

На пригородных и междугородных перевозках доходы рассчи-тывают умножением тарифа за 1 пасс.-км на годовой пассажиро-оборот:

 

           , (9.3)
         , (9.4)

 

где   ТП – тариф за перевозку одного пассажира, руб.;

ТПАСС-КМ – тариф за 1 пассажиро-километр, руб.

 

При этом следует учесть группы населения, имеющие льготы на проезд. При расчете доходов в курсовом проекте этот фактор можно учесть коэффициентом k = 0,75.

Доходная ставка за 10 ед. транспортной работы (d10ЕД) исчисляется делением общего объема доходов от перевозок (ДПЕР) на годовой объем транспортной работы (Р), выраженный в зависимости от вида перевозок в тонно-километрах, пассажиро-километрах, платных километров:

 

     . (9.5)

 

Прибыль от перевозок:

 

         . (9.6)

 

Рентабельность перевозок:

 

      . (9.7)

 

Рентабельность общая:

 

      . (9.8)

 

По результатам расчетов на городских маршрутах автоперевозки могут быть убыточными. В этом случае расчет рентабельности производить не нужно.

На основе полученных данных о доходах и затратах строится график безубыточности (рисунок 9.1).

 

 

Рисунок 9.1 – График безубыточности:

ДПЕР – доходы, СОБЩ – общие затраты, СПЕР – переменные затраты, СПОСТ – постоянные затраты, Р – транспортная работа


10. РАСЧЁТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА
И ПРОИЗВОДСТВА

 

При оценке эффективности трудового процесса (труда) используется показатель производительности труда, выраженный в натуральных и стоимостных измерителях.

Производительность труда водителя:

- в натуральном выражении:

 

        , (10.1)
         . (10.2)

 

- в стоимостном выражении:

 

           . (10.3)

 

Производительность труда одного работника автотранспортного предприятия рассчитывается по аналогичным формулам,  но с учетом числа всех работающих в организации.

Эффективность использования основных производственных фондов оценивается прежде всего показателями фондоотдачи и рентабельности.

Фондоотдача основных производственных фондов:

 

          . (10.4)

 

Рентабельность основных производственных фондов:

 

         . (10.5)

 

При проектировании новых предприятий определяется срок окупаемости капитальных вложений (период возврата инвестиций):

 

    , (10.6)

 

где ПЧ – чистая прибыль предприятия, тыс. руб.:

 

       , (10.7)

 

где kПР – ставка налога на прибыль, составляет 20 %.

 

Эффективность использования оборотных средств автотранс-портного предприятия характеризуется показателями оборачива-емости и продолжительностью одного оборота.

Оборачиваемость (число оборотов) оборотных средств:

 

          . (10.8)

 

Продолжительность одного оборота:

 

        . (10.9)

 

 

Итоговая таблица основных технико-экономических и эксплуатационных показателей работы предприятия составляется по приведенной форме (таблица 10.1).


Таблица 10.1 – Технико-экономические показатели

Работы предприятия

 

Показатель Обозначение Значение показателя
Среднесписочное количество автомобилей, ед. АСП  
Грузоподъемность автомобиля, т qН  
Коэффициент выпуска a В  
Общий пробег за год, тыс. км LОБЩ  
Объем перевозок в год, тыс. т Q (Q П)  
Общий грузооборот в год, тыс. т∙км P (РП)  
Общая трудоемкость работ по ТО и ТР за год, тыс. чел.-ч TТО-ТР  
Численность работающих, чел., в том числе: - водители - ремонтные рабочие - специалисты и служащие NВ NР NСП + NСЛ  
Стоимость основных произв.фондов, тыс. руб. СОФ  
Себестоимость перевозок, руб./10 ед. S10ед  
Доходы от перевозок, тыс. руб. ДПЕР  
Прибыль от перевозок, тыс. руб. ППЕР  
Общая рентабельность, % RОБЩ  
Производительность труда водителя, т/чел. ПТВ  
Срок окупаемости, лет ТОК  
Фондоотдача ФО  

 


11. АНАЛИЗ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Эффективность внедрения организационно-технических меро-приятий по улучшению использования подвижного состава авто-транспорта характеризуется следующими показателями:

- повышением производительности труда;

- увеличением объема перевозок и транспортной работы или выполнения того же объема перевозок меньшим количеством подвижного состава;

- снижением себестоимости перевозок;

- увеличением прибыли от перевозок;

- повышением рентабельности перевозок.

 

 

11.1. ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

 

Увеличение объемов перевозок и грузооборота (Q ', P ') при увеличении того или иного технико-эксплутационного показателя в результате внедрения оргтехмероприятия можно определить по формулам раздела II. В данные формулы подставляем новое значение показателя со штрихом, оставляя значение других показателей неизменными - плановыми.

Например, при изменении коэффициента выпуска новое значение показателя a будет a ' и т.д.

В результате внедрения оргтехмероприятия прирост объема перевозок (DQ) и грузооборота (DP) составит:

 

, (11.1.1)
. (11.1.2)

 

 

11.2. ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ

 

При расчетах влияния изменения технико-эксплуатационных показателей в результате внедрения оргтехмероприятия на выпол-нение плана автобусных перевозок следует знать, что между эксплу-атационными показателями, объемом перевозок и пассажирооборотом существует прямо пропорциональная зависимость.

Поэтому при улучшении значения того или иного показателя объем перевозок пассажиров (Q'П) и пассажирооборот (P'П) после внедрения оргтехмероприятия можно определить по формулам

 

               . (11.2.1)

 

Прирост пассажирооборота:

 

              , (11.2.2)
            , (11.2.3)
         . (11.2.4)

 

 

11.3. УВЕЛИЧЕНИЕ ДОХОДОВ ОТ ПЕРЕВОЗОК

 

Доходы от перевозок после внедрения оргтехмероприятия рассчитываются по формуле:

 

              , (11.3.1)

 

где d 10 ЕД – доходная ставка за 10 т∙км (10 пасс-км, 10 пл.км) по плану, руб.

 

11.4. РАСЧЁТ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ 10 ЕДИНИЦ ТРАНСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ

 

При увеличении показателей b и g объем транспортной работы (грузооборот, пассажирооборот) увеличивается без увеличения пробега, то есть почти без увеличения переменных расходов.

Снижение себестоимости 10 т∙км (пасс-км) произойдет за счет перераспределения переменных (СПЕР) и постоянных (СПОСТ), то есть общехозяйственных расходов, на больший объем транспортной продукции.

В этом случае изменение себестоимости 10 ед. транспортной продукции (D S 10 ЕД ) руб., рассчитывается по формуле

. (11.4.1)

 

При увеличении a В, ТН, VЭ и сокращении tП-Р объем транспортной продукции увеличивается, но общий пробег и переменные расходы при этом тоже увеличиваются.

Снижение себестоимости по грузовым перевозкам будет идти только за счет перераспределения постоянных расходов на общий объем транспортной продукции (к постоянным расходам в проекте относятся амортизация и общехозяйственные расходы). Изменение себестоимости, руб., можно определить по формуле

 

           . (11.4.2)

 

При изменении VЭ снижение себестоимости по автобусным перевозкам будет идти за счет заработной платы и постоянных (СПОСТ), т.е. общехозяйственных расходов:

 

. (11.4.3)

 

Определяется себестоимость 10 ед. транспортной работы (S 10 ЕД ), руб., с учетом ее изменения:

 

             . (11.4.4)

 

 

11.5. УВЕЛИЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ ОТ ПЕРЕВОЗОК

 

Прирост прибыли, руб., в результате снижения себестоимости 10 ед. транспортной работы при проведении оргтехмероприятий:

 

          . (11.5.1)

Прирост прибыли, руб., за счет увеличения грузооборота (пассажирооборота, платного пробега):

 

             , (11.5.2)

 

где d 10 ЕД – доходная ставка за 10 т∙км (10 пасс-км, 10 пл.км) по плану, руб.;

S 10 ЕД – себестоимость 10 т∙км (10 пасс-км, 10 пл.км) до внедрения оргтехмероприятий, руб.

Тогда дополнительную прибыль, руб., от внедрения организа-ционно-технических мероприятий можно определить по формуле

 

            , (11.5.3)

 

где D ППЕР – прирост прибыли в результате внедрения оргтех-мероприятия, руб.

 

11.6. РАСЧЁТ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПЕРЕВОЗОК

 

Рентабельность, %, перевозок после проведения оргтехме-роприятия рассчитывается по формуле

 

            , (11.6.1)

 

где П'ПЕР – прибыль от перевозок после внедрения оргтехмероприятия;

С'ОБЩ – расходы на перевозки после внедрения оргтехмероприятия.

 

Для расчета рентабельности перевозок после внедрения оргтехмероприятия необходимо рассчитать сумму затрат на перевозки после внедрения оргтехмероприятия по формуле

 

            , (11.6.2)

 

тогда как

 

            , (10.6.3)

 

где ППЕР – прибыль от перевозок до внедрения оргтехмероприятия.

 

11.7. ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА

 

Производительность труда водителей после внедрения оргтехмероприятия в рублях валового дохода рассчитывается по формуле

 

       , (11.7.1)

 

где Д'ПЕР – общая сумма дохода после внедрения оргтехмероприятия.

Полученные данные сводят в таблицу 10.1.

                                              

Таблица 11.1 – Эффективность внедрения организационно-технического мероприятия

 

Показатель

Обознач.

Ед. изм.

Величина показателей

Отклонение, %

до после
1 2 3 4 5 6
Наименование показателя, изменяющегося за счет внедрения мероприятия          
Объём перевозок Q (QП) тыс. т тыс. пасс      
Грузооборот (пассажирооборот, платный пробег) P (PП) т∙км пасс-км пл.км      
Доходы от перевозок ДПЕР руб.      
Расходы на перевозки СОБЩ руб.      
Прибыль от перевозок ППЕР руб.      

 


ПРИМЕР РАСЧЕТА АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (32 АВТОМОБИЛЯ МАРКИ МАЗ 5550В3)

12.1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТОВ

Таблица 12.1 – Исходные данные для расчетов

 

Показатели Условные обозначения Значение
Марка и модель автомобиля - МАЗ 5550В3-480-012
Среднесписочное количество подвижного состава, ед. АСП 32
Номинальная грузоподъемность, т qН 12
Число дней работы предприятия в году DРГ 253
Время в наряде, ч ТН 8
Коэффициент использования пробега b 0,5
Коэффициент использования грузоподъемности g 0,8
Техническая скорость, км/ч VТ 37
Категория условий эксплуатации - II
Пробег с начала эксплуатации, в долях от пробега до капитального ремонта ZН 0,25
Среднее расстояние перевозки (средняя дальность поездки пассажира), км lП 40
Район нахождения АТП

Ярославская область

Продолжительность зимнего периода времени, месяцы МЗ 5

 

 

12.2.  ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Расчет годовой производственной программы выполняется на основании технико-эксплуатационных показателей в следующем порядке:

 

Автомобиле-дни нахождения подвижного состава в хозяйстве:

,                            (12.2.1)

где  - число календарных дней в году.

.

Фактическое количество груза в тоннах, перевозимое за одну ездку единицей подвижного состава:

,                               (12.2.2)                

.

Для определения времени простоя под погрузкой и разгрузкой на ездку QФ округляют до целого большего.

Расчет ведется с учетом модификации подвижного состава.

Для автомобилей-самосвалов, не работающих в карьерах, время простоя под погрузкой и разгрузкой за ездку:

,                           (12.2.3)               

.

Среднесуточный пробег грузового автомобиля:

,                      (12.2.4)                 

где l ЕГ – пробег с грузом за ездку, км; принимаем, что l ЕГ = l Г.

км.

Коэффициент технической готовности парка:

,                  (12.2.5)           

где  – продолжительность простоя автомобиля в ТО и ТР, дн./1000 км;

 – коэффициент корректирования продолжительности простоя в ТО и ТР в зависимости от пробега с начала эксплуатации.

.

Коэффициент выпуска автомобилей определяют с учетом режима работы предприятия в году:

,                             (12.2.6)

.

Автомобиле-дни работы:

 ,                          (12.2.7)

.

Автомобиле-часы в наряде:

                          ,                              (12.2.8)                                                              (8)

.

Общий пробег всех автомобилей:

,                             (12.2.9)                 

км.

Пробег с грузом:

,                                  (12.2.10)                                                                 

км.

Число ездок с грузом:

,                      (12.2.11)

ед.

Общее число ездок с грузом:                                                                                                                             

,                            (12.2.12)

ед.

Общий объем перевозок грузов:

,                     (12.2.13)

т.

Общий грузооборот:

,                                (12.2.14)

 

т∙км.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.168 с.)