Напряженный (осложненный) тип внутрисемейных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Напряженный (осложненный) тип внутрисемейных отношений



В основе деформации лежит дефицит ресурсного состояния, ранний конфликт между матерью и ребенком (полное неприятие ребенка или непринятие пола, возраста и т.д.). Области родительских запретов включают:

- запрет на существование,

- индивидуальность,

- действия.

Любое проявление или действие ребенка обесценивается. Это п риводит не только к негативной оценке «Я», но и обесцениванию внешнего мира. «Да, я плохой, а кто сегодня хорош?».

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста при осложненном типе внутрисемейных отношений характерны следующие клинические особенности:

- наличие разнообразных эмоциональных нарушений,
- сочетание сниженного настроения с тревожностью, капризностью, боязливостью,
- снижение аппетита, уменьшение в весе,
- нарушение школьных навыков или привычных действий,
- сочетание пассивности, заторможенности с раздражительностью и упрямством,
- проявление системных нарушений в виде энуреза, энкопреза.

Психотерапия в данном случае заключается в снятии напряжения, работе с обесцениванием, принятии самого себя и окружающего мира «здесь и сейчас».

Таким образом, существует прямая зависимость клинических нарушений и отношений в семье детей с родителями. От интенсивности и продолжительности поражения системы отношений зависит стадия течения невротических нарушений. Изучение клинических проявлений этих отношений помогли соединить в психотерапевтический комплекс причины обращения (внешнее недовольство родителей ребенком) с комплексом запретов и разрешений (внутренний конфликт), предъявленных к ребенку как в вербальном, так и невербальном варианте; с проблемами самих родителей (зонами запретов).

Многоосевая диагностика психических заболеваний у детей и подростков.

Перед специалистом в области психического здоровья детей всегда вста­ет вопрос: «Каков прогноз заболевания?» При равных причинах и при одинаковых отягчающих обстоятельствах не у всех детей возникают психичес­кие заболевания. Например, ребенок с неврозом навязчивых состояний име­ет больший шанс приобрести хроническое течение заболевания в случае ал­коголизма отца, семейной дисфункции, чем ребенок с аналогичной патологи­ ей, но в гармоничной семье.

Для обучения психологов и психотерапевтов навыкам концептуализации и планированию психотерапии адаптирована схема стратегической мо­дели D. N. Oudshoorn. При ее использовании любую проблему можно представить в виде «слоеного пирога» из 6 уровней. Каждый уровень отра ­ жает сооответствующие биопсихосоциальные теории, которые служат для выдвижения частных гипотез и подбора психотерапевтических вмешательств. Подход D.N. Oudshoorn является мультимодальным, соотносится с многоосевыми классификациями психических расстройств, при его применении пси­хоаналитические, поведенческие, когнитивные, коммуникативные и системные семейные теории не противоречат друг другу.

Повод к обращению (жалобы).

1. Жалобы, которые беспокоят пациента или родителя в момент беседы с врачом. Например, головные боли или манкирование учебой.

2. Жалобы, которые на момент беседы с врачом отсут­ствуют, но более или менее регулярно, периодически, возникают в течение дня, недели или месяца. Например, ночной энурез возникает 1 раз в месяц, сни­жение успеваемости в конце учебного года.

3. Жалобы, возникающие толь­ко в ответ на специфические внешние факторы (появление тиков после кри­тики матери, манкирование учебой при получении двойки).

Изучение общей картины проблем (симптомов) пациента, его отношения к ним — эго-дистонное или эго-синтонное.

Эго-синтонное расстройство означает, что симптомы слиты с личностью, не воспринимаются как чуждые, в то время как эго-дистонное расстройство воспринимается личностью как чуждое, мешающее. Например эго-дистонный энурез воспринимается ребенком как что-то чуждое, мешающее жить.

При планировании психотерапевтических мероприятий следует распреде­лить жалобы и данные клинико-психологического исследования на уровни.

Уровень 1. Проблемы с внешним социальным окружением. Этот уровень рассматривает проблемы членов семьи в контексте социальных связей. Он охватывает среди прочего учебу в школе или работу членов семьи, отноше­ния с дальними родственниками, друзьями, знакомыми, соседями, жилищные условия и доходы семьи. Гипотезы этого уровня объясняют возникновение психологической проблематики неблагоприятными факторами внешней сре­ды. Например, травля ребенка однокласссниками, отсутствие у родителей работы по специальности, низкая материальная обеспеченность семьи, наси­лие на улице и другие психотравмирующие ситуации.

Другие примеры отя­гощающих факторов микросоциального окружения:

- дискриминация одно­го из членов семьи,

- миграция или эмиграция семьи,

- хронические интерпер­сональные трудности коммуникации в школе или на работе,

- конфликтные отношения с одноклассниками,

- роль «козла отпущения».

При анализе де­мографической информации важно обращать внимание на расу, класс, куль­турный уровень семьи и сексуальную ориентацию. Особенно это касается тех семей, которые составляют недоминантную группу (например, член се­мьи — беженец из Средней Азии или член семьи — гомосексуалист). Сис­темное мышление предполагает изучение не только непосредственного семей­ного окружения, но и всей экосистемы клиента.

Уровень 2. Проблемы в семье. Рассматриваются проблемы семьи как естественной группы. Симптоматическое поведение «идентифицированного пациента» анализируется как следствие нарушений функционирования всей семьи или отдельных ее подсистем. Акцент делается не на индивидуальных характеристиках членов семьи, а на их взаимодействии и структурных осо­бенностях семейной организации. Придается большое значение:

- сбору семей­ного анамнеза,

- структуре семьи,

- иерархии,

- сплоченности,

- границам,

- коммуникации,

- треугольнику как единице оценки семьи,

- коалициям.

Рассматриваются стадии жизненного цикла, анализируется семейная история, горизонтальные и вертикальные стрессоры; определяются функции симптомов в семейной системе (морфостатическая функция, морфогенетическая функция), выясня­ются их «коммуникативные метафоры».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-25; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.214 (0.009 с.)