Новый пространственно-временной и пространственно-пластический образ скульптуры XX века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новый пространственно-временной и пространственно-пластический образ скульптуры XX века



 

Художественная реальность XX века представлена рядом не имеющих аналогов новаций, утвердивших свободу эксперимента, открытое обращение к подсознательному, рационализм аналитического творчества, дополненные во второй половине столетия явлениями изменениями и обобщения. Результатом этих новаций стало создание в художественном творчестве новой пространственной концепции, выразившейся в изменении отношения к художественному пространству как равноправному средству художественно-образной выразительности наряду с пластическим объемом. Новая пространственная концепция в искусстве XX века стала адекватным ответом тем изменениям, которые происходили в художественной культуре. Культура прошлого столетия являет собой сложную и разноплановую систему, включающую многообразные художественные направления, течения, школы, объединения и формы художественного творчества. Одной из особенностей художественной культуры XX века, предопределившей ее своеобразие, стала динамика соотношения новационного и традиционного. Подустав от классических, однообразных форм, характерных скульптуре XIX века, творцы прошлого столетия - начали прибегать к новым нестандартным решениям в выборе нетрадиционного материала, пространства, движения. Скульптура обретает статус «нерукотворного», сверх и вне человеческого, не в смысле создания, а в смысле понимания ее человеком и отождествления с ним самим.

В отношении традиции в художественной культуре XX века принято выделять несколько составляющих. Во-первых, консерватизм (традиционализм), продолжающий и основополагающий практически без каких-либо существенных изменений традиции искусства прошлого. Во-вторых, авангард - экспериментальное движение в искусстве XX века, основными признаками которого выступает отказ от традиций, переосмысление основных категорий художественного творчества и установка на экспериментальное творчество. В-третьих, модернизм, как субъективно ориентированная художественно-эстетическая система XX века, основанная на принципиальных художественных поисках и приобретениях авангарда. В-четвертых, постмодернизм, как характеристика художественной культуры последней трети XX века. Постмодернизм основан на отказе от какой-либо тотальной схемы в искусстве, представление об истории искусства как о едином текстовом поле; направлен на стирание границ между историческими эпохами и национальными школами, формирование представления о едином времени и пространстве художественной культуры. Художественная практика постмодерна основана на свободном использование различных исторических стилей, принципов «цитирования», иронии, игры, применении современных технологий.

На первый взгляд, в кажущемся хаосе можно выделить два основных способа формирования инноваций в процессе художественного творчества: отмена прошлого в попытке создать нечто новое (модернизм, авангардизм) и новое соединение элементов прошлого (постмодернизм). Однако традиционная дихотомия не исчерпывала всего многообразия художественного экспериментирования XX века.

Указанные выше особенности художественного творчества XX столетия в полной мере нашли свое воплощение в искусстве скульптуры. Насколько скульптура конкретна и телесна, настолько же она обладает прямой, осязательной силой убеждения. Пространственная форма играет ведущую роль в формировании нового контекста скульптуры, она всегда стремится охватить форму и движение фигур с разных сторон, как бы одновременно с нескольких точек зрения. «Классическая» форма в парадоксальном XX веке становится «ненужной», выступает в качестве резонанса реальной и вымышленной среды. Природная форма определяет темп роста вместе с геометрической формой. Проблема взаимодействия скульптуры и окружающей природной среды, их целостного эстетического восприятия как художественно осознанного единства, обретает особое звучание и актуальность в искусстве пластики XX века. Это становится отправной точкой интенсивных поисков новых форм понимания и способов воплощения преобразований пластического постижения мира и человека. В монографии-исследовании истории изобразительного искусства и архитектуры XX века, В.М. Полевой, так характеризует этот противоречивый период, отмечая: - «старое и новое не располагаются… в элементарной последовательности, а действуют во взаимном пересечении, охватывающем глобальное пространство и обширное историческое время». Это обстоятельство во многом определило уникальное своеобразие творческих концепций и индивидуального языка пластики талантливых скульпторов-новаторов, послужило благодатной почвой для смелых поисков обновления средств художественной выразительности в искусстве скульптуры.

Именно в искусстве круглой скульптуры этот процесс предстает особенно явственно и полно, обнажая сокровенную сущность драматически напряженного столкновения - пересечения Мгновения и Вечности, глубоко личного, индивидуального эстетического, художественного переживания и неумолимой, жесткой логики законов внешнего мира. Прежде всего, происходит это потому, что задача скульптора не есть имитация действительности. Скульптор изображает формы не такими, каковы они есть, а какими должны быть. Задача скульптора не просто телесное изображение, но образ человека в таких формах, которые в максимальной степени концентрировали бы пластические ощущения зрителя, изолируя их от остальных ощущений. Данный процесс создания адекватной времени пластической лексики обретает масштаб и самодостаточность художественного бытия, наглядно демонстрируя тяготение к большим общечеловеческим идеям, разворачивающимся в грандиозных декорациях Пространства - Времени. Н.И. Полякова, справедливо писала: «Говоря о пространственном мире пластики 20 века, нельзя выделить и назвать какую-то единственную пространственную структуру так, как это можно было сделать, говоря о скульптуре прошлого. Пространство пластики 20 века - это не слой и не сфера, обволакивающая форму, это динамическая среда, вступающая с пластическим объемом в самые разные связи». Практически, ни один из мастеров монументальной скульптуры в искусстве Нового времени, не смог уклониться, в той или иной степени, от переосмысления путей и принципов организации художественно-образной структуры пластики через соотношение скульптурного объема и окружающего пространства. Из пассивного, весьма условного фона, окружающее пространство, в том числе, - природный ландшафт, превращается в непременную и активную составляющую скульптурного объема, его художественной образной системы. Наиболее значительные результаты были достигнуты в разработке объемно-пространственных отношений пленэрной круглой скульптуры. Первенство в теоретическом обосновании и воплощении в художественной практике этой задачи принадлежит французскому скульптору Огюсту Родену, оказавшему огромное влияние на современников и завершившему, подытожившему целую эпоху в искусстве пластики.

Пространственное искусство ХХ века наследует следующие свойства искусства: демократичность и плюрализм ценностей, переориентация с шедевра на среду, активное использование современных материалов и технологий. Скульптура тяготеет к большим формам и масштабам, освоению больших пространств. Наиболее смелые тенденции в пространственном искусстве психологически оправданы, во-первых, накопившейся усталостью человека от игры присущей постмодернизму с различными художественными стилями, смыслами, цитатами и, во-вторых, подготовленностью человека постигать чистую абстракцию и абстрактные формы. Это формирует современный ультрамодерновый дизайн и в частности архитектуру фантастических грандиозных пространственных форм, где доминируют минимализм и хай-тек. Современный человек готов постигать абсолютную красоту линий, плоскостей и пространственных форм, свободных от всякого мимезиса. Так, стандартная, утвердившаяся в стереотипном восприятии форма, представлялась мертвой и безжизненной. Деформирование пластического образа и отчужденность его от форм человеческого тела дало возможность новых поисков гармоничного единства, «оживило» пластику, а также «освободило» взгляд зрителя в множественности интерпретаций. Здесь недостаточными оказались возможности зрения: динамика нового искусства лишь постепенно потребовала участия всех форм восприятия. Окончательной целью стало достижение объекта «как он есть» во всей полноте, преодолевая феноменологическую видимость и обратившись к непостигаемой сущности. Динамика зрительского восприятия соразмерялась с динамикой пластической формы, которая в конечном итоге являлась бесконечно вариативной.

Двадцатый век был веком глубоких потрясений и немалую роль в возникновении такого пространственного искусства играет желание современного человека сбросить тяжесть пережитого за последние времена. Устремиться в будущее и создать совсем новую пространственную среду, без намёков о тяжёлых наследиях прошлого, с которым ассоциируются предшествующие стили. Дизайн и особенно скульптура лучше всего подходят для этих целей. Скульптура конца XX века осуществляет дерзкие проекты, ассоциирующиеся у современного человека с мечтами о светлом будущем, одновременно и высокотехнологичном. Необходимо отметить, что характерной особенностью скульптуры, является - полное или почти полное отсутствие прикладных и утилитарных функций искусства, второстепенность его функциональных качеств. Часть ее, поэтому, заигрывает с пространственным, пытаясь не отставать от времени, и беря на вооружение отдельные его приёмы. А другая, большая часть, тяготеет к возвращению на позиции модернизма и реализма, в чём нет ничего удивительного, потому что искусство ХХ века не дало искусству ничего нового, в плане выразительности и духовности. Оно только смешало все, ввело в заблуждение. Постмодернистские художественные свойства, такие как неопределённость, фрагментарность, цитатность, недобрая ирония, пародийность, эстетизация безобразного, по инерции ещё существуют в искусстве, в качестве сложившихся стилей и индивидуальностей определённых художников, но они уступают свои позиции, уходя всё дальше в прошлое.

В XX веке, искусство, не желая угождать зрителю, шло на открытый конфликт с ним. Конечно, это был скрытый протест. Но благодаря этому протесту, искусство обрело вновь востребованность и свою традиционную направленность к человеку, для человека. Перспективы развития скульптуры прослеживаются в передаче авторских решений пластических сторон искусства, эстетизация культуры, как неким смыслосодержащим жестом. В развития человека и цивилизации наблюдается период освобождения от иллюзии, содержание которой в том, что торжество науки и технологий, будет всецело определять будущее человечества. Не то чтобы люди уже не надеяться на эти две важные сферы деятельности, но в большинстве своём понимают, что важнее то, что не подвластно человеческому разуму, то, что свыше. Именно поэтому, смыслополагающая способность скульптуры пытается уйти от разумной мысли, взывая к бессознательному в человеке.

Различные художники, изолированные друг от друга, работали над созданием новой пространственно-пластической и пространственно-временной концепции. Не связанные более с фигуративностью, они пытались выразить новые пространственно-пластические и временные представления, отвлечённые от изобразительности предмета. Нефигуративные формы в скульптуре появились позже, чем в живописи - как непосредственное применение принципов, зародившихся в ней. Корни абстракционизма в скульптуре лежат, как и живописи, в кубизме и футуризме. Он возник из поисков деформированного изображения человеческого тела путём применения простых геометрических объёмных форм для изображения человеческой фигуры. Идя этим путем, скульптор все более отрывался от натуры, весь подчиняясь лишь «пластическим требованиям». Введение в скульптуру новых материалов - железа, алюминия, целлулоида (оргстекла) и других (именно как лист - плоскость) - определили новое направление пластических исканий. Художники создают композиции из верёвок, кусков дерева и листов железа. Именно с этих пор плоскость (листа металла) становится составной выразительной частью наравне с «выпуклостями» традиционно построенного объёма скульптуры. Признав за пространством активные пластические возможности, скульпторы стали включать пространственные паузы в структуру композиций в качестве формообразующего элемента. Так возник пространственный объём как «антиформа» - интервал между материальными объёмами. В результате этого содержание скульптурного произведения простирается дальше своего материального субстрата. Окружающее пространство, вместо того, чтобы пассивно отступать под натиском статуи, действует активно, вторгается в скульптуру и овладевает контурными поверхностями частей. Моделированная пустота становится основой пластического языка и главной отличительной чертой скульптуры.

«Нефигуративное» первой половины XX века - это ещё «традиционная» скульптура, это организация, или конструирование пространства, образование места, обращенное к разграничению, обозначению его, продолжение подражанию естественной среде. Оно отходит от прямой изобразительности, но сохраняет принцип пластического искусства. Неправильным будет отождествлять «фигуративное» только с изображением человека; фигуративизм в скульптуре скорее воплощается как органические формы, как метафоры тела. Объёмно - пространственный образ не связан с пластическим способом создания произведения, он может быть сконструирован, скомпонован из различных материалов, как специально созданных для данного произведения, так и использования предметов никак не связанных с предметом скульптуры, будь то промышленное изделие, или природный материал в своём естестве.

Для пластики второй половины XX века наиболее плодотворным вариантом оказываются не попытки синтеза с городской средой, а синтез скульптуры и природного пространства. Во второй половине столетия происходит логический переход к новому этапу, когда всё большее значение приобретает использование в скульптуре традиционных, неоклассических форм, наиболее отвечавших идейно-художественным задачам того периода. Происходит постепенный отход от конструктивизма и функционализма, в борьбе с которыми шли поиски синтеза искусств. Это было время, когда резко возрос интерес к монументальному искусству во всех его видах: круглой скульптуре, рельефу, стенной росписи. Взамен отходившему конструктивизму, при котором приветствовалась простота форм, нужно было дать что-то новое: интеллектуальное и характерное для того времени. Поэтому понимание скульптуры стало трактоваться, как телесное воплощение истины бытия в ее созидающем места произведении. Уже один внимательный взгляд на собственное содержание этого искусства заставил человека догадываться, что истина как непотаенность бытия не обязательно привязана к телесному воплощению, а телесность или фигуративность это тот необходимый «инструмент», который подталкивает на постижение смыслов.

В XX веке развитие скульптуры принимает противоречивый характер. Скульптура передовых художников пропагандирует прогрессивные идеи современности, с особой широтой, эпичностью и экспрессией воссоздаёт в материальных формах красноречивые образы. В чем непреходящее значение таких образов? На этот вопрос трудно ответить конкретно, так как всякая конкретизация при объяснении явлений искусства ведет к сужению содержания и даже к его потере. Но, очевидно, следует принимать во внимание, что в истории человечества есть такие ценности и ориентиры, которые проходят сквозь века. Это, прежде всего, самосознание своего единства с природой, а через нее - с мирозданием. Данное видение, опосредованное символами, воплощает художественное значение, состоящее в формулировании представления эмоций средствами пространственной, символической проекции. Конечно, в каждом периоде это самосознание проявлялось в определенных исторических рамках. В архаической Греции это была простодушная радость от познания соразмерности и пластичности человеческого тела. В раннем средневековье это была радость от духовного пробуждения фигуры. Наконец, в новое время интерес к монументально-синтетическим образам скульптуры знаменует тягу к гармоническому слиянию человека с вновь познанными закономерностями вселенной, закономерностями, подвластными только обобщающей и аналитической способности человеческого ума

В скульптуре прошлого веке все более интенсивно разворачивались поиски новых изобразительных средств, способов типизации, повышенной экспрессии, универсальных символов, сжатых пластических формул. С одной стороны, это направлено на отображение внутреннего мира человека - его эмоциональных, психологических состояний, с другой - на усиление телесной, материальной информативности, на обновление видения предметного мира. Скульптуры прошлого столетия характеризуются угловатостью, абстрактными формами, резкими чертами и отдельными деталями, создающими образ современного человека и стремительный бег времени. Сегодня главная миссия на сохранение и развитие культуры возлагается на творческую личность. В происходящих социокультурных изменениях важнейшую роль играет сам человек, как субъект исторического действия. Будучи создателем культуры и ее конкретных форм осуществления, он в то же время является не только её носителем, но и преобразователем, обеспечивающим «снятие» отживших её форм и моделей. Поэтому так необходим поиск эффективных моделей, отвечающих стремительно меняющейся реальности. Нужно отметить, что развитие скульптуры XX века следует подчеркнуть изживание официозного академического направления, пришедшего в полный упадок, и расцвет демократической скульптуры, обогащение ее реалистических традиций. Очень важно, что, ставя перед собой актуальные общественные задачи, мастера-новаторы были мастерами-художниками, для которых проблемы идейности и художественности, проблемы формы и содержания решались в неразрывном единстве. Они заложили основание новым традициям искусства ваяния.

В последние годы прошлого столетия, в скульптуре происходили дальнейшие расширение содержания и обогащение формы. Разнообразие манер и жанров, богатство творческих индивидуальностей, обилие талантов - характерные черты скульптуры будущего. Возможно, данное творчество еще сложно как-либо характеризовать и систематизировать, но оно создано художниками, для того чтобы общество смогло оценить значимость этого искусства.

конструктивный интеллектуальный скульптура неизвестный



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-25; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.009 с.)