Глава 1. Новые принципы пластического мышления XX века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Новые принципы пластического мышления XX века.



Содержание

Введение

Глава 1. Новые принципы пластического мышления XX века

Анализ конструктивных особенностей скульптуры рубежа XIX-XX веков

Новый пространственно-временной и пространственно-пластический образ скульптуры XX века

Глава 2. Творчество Э. Неизвестного

Биография. Основные этапы творчества скульптора

Творчество Э. Неизвестного как создание концепции новой интеллектуальной скульптуры

Заключение

Список литературы

 


Введение

Человек постоянно взаимодействует с окружающим миром. Его окружает материально сформированная действительность. У каждой эпохи свой идеал красоты и свое направление в искусстве. У любого времени свой способ художественного видения. Смена культурных и исторических эпох означает радикальное изменение в понимании функций искусства. Парадоксальный ХХ век потребовал поиска новых принципов скульптуры и выражения в скульптуре миропонимание и мироощущение данного времени. Стремление упорядочить мир и создать общую концепцию этого искусства не дали положительных результатов.

Если спросить любого человека, знает ли он, что такое скульптура, «конечно, да»,- ответит он. Но если спросить его, что он понимает под словом «скульптура», имена каких великих скульпторов ему известны, какими средствами скульптор выражает свой замысел - то на все эти вопросы не каждый ответит сразу. На такие простые вопросы ответит не каждый, а если задуматься, много ли мы знаем о скульптуре прошлого столетия? Искусство ваяния играет большую роль в нашей жизни. Отражая прекрасное в действительности, оно, в свою очередь, формирует наше сознание, наш вкус и наши представления о прекрасном. Именно поэтому, я в своей научной работе обратилась к анализу конструктивных особенностей скульптуры XX века, а затем и к творчеству выдающегося гения ХХ века, Эрнсту Неизвестному, через его творчество можно проникнуть в мир скульптуры и проникнуть в суть идей самого мастера. Его работы поражают своим великолепием, сложностью форм, всей полнотой чувств заложенных в этих творениях. Восхищает индивидуальность его произведений, они не похожи ни на что, своеобразны и интересны. Про этого мастера мало кто знает, но его работы заслуживают уважения, постепенно снимается завеса тайны с творчества этого Титана.

Актуальность темы исследования: Пробуждение интереса к проблемам морфологии формообразования «изображенного» пространства происходит в 1990-е годы, когда и художественное, и научное творчество могли развиваться, не основываясь и не руководствуясь идеологическими установками. В настоящее время опубликование ряда новых как зарубежных, так и отечественных научных исследований позволяет восстановить адекватную картину развития искусства скульптуры XX века. Однако в современном отечественном искусствознании, по сравнению с западноевропейским и американским, теоретическое осмысление особенностей развития и бытования искусства скульптуры в культуре XX века представлено значительно меньше. Кроме того, сегодняшнее российское искусствознание больше внимания уделяет другим видам художественного творчества, в результате чего искусство скульптуры остается на периферии исследовательских интересов.

Тенденции развития искусства скульптуры XX века, взятые в их соотнесенности, не получили должной теоретической интерпретации и не осмыслены в контексте научного знания, что затрудняет их исследования и анализ. Таким образом, актуальность данного исследования определяется необходимостью научного, культурологического осмысления пространственно-пластических и пространственно-временных аспектов в искусстве скульптуры XX века, что отвечает важнейшим идеям времени, отражает динамические процессы культуры в целом и в искусстве в частности.

Объектом исследования курсовой работы является скульптура ХХ века, как абсолютно новое явление, отражающее понимание и мировоззрение эпохи.

Предмет исследования: пространственно-пластические и пространственно-временные характеристики скульптуры прошлого века.

Цель работы: анализ трансформации пластического образа в XX веке.

Достижение основной цели исследования осуществляется по средствам постановки и решения следующих задач:

· Анализ конструктивных особенностей скульптуры прошлого столетия;

·   Теоретическое обоснование пространственно-пластических тенденций в скульптуре XX века;

·   Исследование творчества Эрнста Иосифовича Неизвестного;

·   Осмысление новой интеллектуальной концепции скульптуры Э. Неизвестного.

Основной проблемой рассматриваемой в исследовании является направленность творческого метода Э. Неизвестного на скульптуру будущего. Произведения Неизвестного - это прообраз скульптуры будущего.

Для рассмотрения и исследования интересующей темы необходимо обращение к определенному кругу литературы, которая посвящена культуре и искусству XX века, основным стилям этого искусства. Особый круг научных исследований составляют искусствоведческие труды, посвященные осмыслению художественной культуры XX века в целом. Здесь необходимо отметить отечественные работы, направленные на критический анализ художественной теории и практики XX века (В.М. Полевой, Л.Я. Рейнгард, В.С. Турчин). Научное осмысление предпринимается в работах ученых разных областей гуманитарного знания. Осмыслению различных аспектов природы и сущности художественного пространства как категории бытия и познания посвящены работы М. Хайдеггера, 3. Гидиона. Отдельную группу исследований составляют научные труды, посвященные исследованию взаимодействия объема и пространства в скульптуре XX века, а также проблемам синтеза искусств. Наиболее интересными и плодотворными в этом аспекте представляются труды отечественных авторов - B.C. Турчина, Н.И. Поляковой. Биография художника и его воззрения на искусство XX века открывают книги А. Сечевого, А. Щуплова, статьи Л. Панфилова. Для полного понимания творческого метода Э. Неизвестного было необходимо непосредственное обращение к его статьям и трудам.


Заключение

Создание скульптуры - это активный интеллектуальный и трудовой процессы. Творчество скульптора - тяжелая физическая работа, борьба с материалом. Мастер как бы преодолевает безжизненность камня, покоряет материал, создает из него полный жизни художественный образ.

В скульптуре замысел мастера воплощается в вещественном реальном объеме. Подобно тому, как в живописи основное выразительное средство - изображение красками на плоскости холста, «язык» скульптуры - объемно-пластическая, трехмерная форма, обладающая реальной тяжестью. Именно через скульптурную форму раскрывается содержание скульптурного произведения, доносится до зрителя замысел скульптора. Выразительные возможности в реалистическом искусстве этой объемно-пластической формы поистине безграничны. Особенно важным качеством скульптуры является то, что она в наиболее обобщенных, аллегорических, монументальных образах может выражать идеалы своего времени. Благодаря этому качеству данного вида искусства, удалось проанализировать и исследовать скульптуру прошлого столетия, во всех ее сложностях, противоречиях и поисках.

Во-первых, анализ конструктивных особенностей скульптуры прошлого столетия позволил выявить общие тенденции в конструкциях, понять направленность дальнейшего развития скульптуры. Одной из существенных черт в развитии скульптуры XX века стало влияние новых концепций и тенденций формообразования на будущее виды художественного творчества. Трактовка определенного исторического периода как единой системы, в которой все составляющие взаимосвязаны, дает основание искать и обнаруживать внутренние соответствия между такими, казалось бы, совершенно непохожими друг на друга явлениями, как искусство, философия, религия, социальные и политические процессы. Здесь рассмотрен процесс смены пластических парадигм в рамках общего культурного контекста, где скульптура выступает в качестве «пластического эквивалента» мировоззренческих позиций эпохи. Тем самым, четко выявлена взаимосвязь социокультурных событий и скульптуры.

Во-вторых, на примере рассмотрения новых пространственно-временных и пространственно-пластических образов скульптуры XX века мы наблюдаем развитие пластических новаций, выраженных, прежде всего, сменой перцептивной (чувственной) парадигмы на концептуальную. Основным достижением скульптуры XX века, безусловно стали так называемые неизобразительные (нефигуративные формы - например, абстрактные, геометрические формы, лишённые изобразительного начала, стремящиеся к собственному идеальному содержанию (как идеальная, абсолютная, чистая форма), выражающая своё внутреннее онтологическое пространственно-временное содержание. Именно пространственно-временные аспекты становятся главным «изобразительным» языком, определяющие развитие пластических новаций скульптуры XX века. В результате художественной теории и практике XX века, скульптура утрачивает традиционные качества в системе «пространство-время». Подобная трансформация позволила автору обосновать предположение, что скульптура XX века является, не только пространственным искусством, сколько пространственно-временным, (временным), что само по себе является новацией. Это, в свою очередь, позволяет говорить о возникновении, наряду с тактильным и визуальным восприятием кинестетического типа восприятия.

В-третьих, исследование творчества Эрнста Неизвестного помогло сформировать представление о скульптуре будущего. Неизвестный стал «одним из монументалистов природы человека». Я считаю Эрнста Иосифовича, одним из великих художественных талантов ХХ века. От смешения двух своих миров, угнетение СССР и свободы Запада, Неизвестный появился как истинный голос такого противоречивого времени. Перед зрителями в своих работах он предстает и как «пророк будущего», который представляется «философской совестью» своего времени. Искусство Неизвестного - это поиски смысла жизни для современного общества. В скульптуре этого мастера заложены все необходимые ценностные, конструктивные, пространственно-пластические модели мироздания будущего. Вряд ли у кого из великих художников прошлого и настоящего весь жизненный путь был таким трагическим, как у Эрнста Неизвестного. Эрнст Иосифович является одним из немногих художников в истории, чье сердце, мудрость, силы, художественные способности, используются на благо всего человечества. Нам, новому поколению стоит только более глубоко «взглянуть» на его работы и постараться сохранить все это.


Список литературы

1. Адамович М., Русская Америка / Эрнст Неизвестный. Шесть монологов версии для печати/ «Новый Журнал» 2007, №249

. Алленов, М.М. Русское искусство X - начала XX века Архитектура. Скульптура. Живопись. Графика. М. Искусство 1998г., 479с

. Амлинский А. 600 строк о Неизвестном: московские встречи знаменитого скульптора - Комсомольская правда, 29 июня 1984г., № 4.

. Арнхейм Р., Искусство и визуальное восприятие, М. Прогресс 1974г.,392 с.

5. Борев Ю.Б., Введение в эстетику. - М., Советский художник, 2005 г.

.   Басин, Я.З. И творчество, и чудотворство О монументальной скульптуре, Минск, 1990г., 219с.

.   Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., Изобразительное искусство, 2005

.   Власов В.Г. «Стили в искусстве, словарь имён» Том 2, изд. Кольна, Санкт- Петербург.1996 г.

.   Герман М. Ю. Модернизм. Искусство первой половины XX века. - СПб.: Азбука-классика, 2003г. - 477 с.

.   Гидион 3. Пространство, время, архитектура / Сокр. пер. с нем. М.В. Леонене, И.Л. Черня. 3-е изд. - М.: Стройиздат, 1984г.

.   Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве. М, 1991г.

.   Елатомцева И.М. Станковая скульптура. М, «Высшая школа», 2005г.

.   История зарубежного искусства. М., Изобразительное искусство, 2004г.

.   История мирового искусства. БММ АО, М., 2008г.

.   Кентавр. Эрнст Неизвестный об искусстве, литературе и философии. М. Прогресс Литера 1992 г., 238 с.

.   Кирсанова, М. Спасенная коллекция / М. Кирсанова // Магнитогор. рабочий. - 2003 г. - 21 мая. О коллекции бронзовых скульптур Э. Неизвестного, составившей экспозицию выставки в Верхнеуральске.

17. Культурология в вопросах и ответах: учеб. для вузов / М.А. Андреева, Ю.С. Борцов, М.С. Бондаренко и др.; Науч. ред. Г.В. Драч. - Ростов-на-Дону, Феникс 1997г.

18. Мировая скульптура. /Сост. И.Г. Мосин. М.: ООО «Кристалл», 2003 г. - 96 с.

.   Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. - СПб.: Алетейя, 2000 г. - 347 с.

20. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. Изд. 4-е. Под ред. Ванслова В.В., Соколова М.Н. М.: Искусство, 1987 г.

21. Молева, Н.М. Скульптура очерки зарубежной скульптуры, М. Искусство 1975г

.   Неизвестный Э.И. Говорит Неизвестный. М., 1992 г.

.   Ниточкина А. Хорошего мифа вам, господа. - Огонек, 1992 г., №3, 18-21.

.   Олива А.Б. Искусство на исходе второго тысячелетия. - М.: Художественный журнал, 2003г. - 215 с.

.   Панфилова, Л. «Дорогие мои уральцы!…»: Скульптор Эрнст Неизвестный обрел зрителей, которых ждал 60 лет / Л. Панфилова // Челяб. рабочий. - 2003. - 16 мая. О выставке скульптурных работ Э. Неизвестного в Верхнеуральске.

.   Панфилова, Л. «Кентавр» вернется в Америку?: Коллекция работ Эрнста Неизвестного может стать культурным достоянием Челябинска. Но местные музейщики не проявили к ней интереса / Л. Панфилова // Челяб. рабочий. - 2002. - 11 дек.

.   Панфилова, Л. Южный Урал открывает Эрнста Неизвестного / Л. Панфилова // Челяб. рабочий. - 2003. - 24 сент.

.   Полевой В.М. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. М.: Советский художник, 1989г.

.   Полевой, В.М. Малая история искусств Искусство XX века, 1901-1945. - М. Искусство 1991г.

.   Полякова Н.И. Скульптура и пространство. Проблема соотношения объема и пространственной среды. М.: Советский художник, 1992г.

.   Рапацкая Л.А. История художественной культуры России от древних времен до конца ХХ века, Москва Академия 2008г., 75 с.

32. Рейнгард Л.Я. Современное западное искусство: Борьба идей. - М.: Изобраз. искусство, 1993. 360 с.

33. Рычкова Ю.В. Энциклопедия модернизма. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002 г. - 224 с.

.   Самосознание европейской культуры ХХ века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе,- М. Политиздат 1991г.

35. Сечевой, А. Русский Роден в Верхнеуральске / А. Сечевой // Урал. обществ. ведомости (Челябинск). - 2003. - 16 мая.

36. Скворцова Е.М. Теория и история культуры: учеб. для вузов / Е.М. Скворцова. - М.: Юнити, 2000г. - 406 с.

37. Степанов Г.П. Композиционные проблемы синтеза искусств, Л. Художник РСФСР 1984г.

38. Сто великих скульпторов /Авт.-сост. С.А. Мусский. М.: Вече, 2002г. 480 с.

.   Турчин B.C. Авангардные течения в современном искусстве Запада. М.: Знание, 1988. - 46 с.

.   Турчин B.C. Границы художественного образа в скульптуре, Творчество. 1976. №11. С.10-15

.   Турчин B.C. Монументы и города. Взаимосвязь художественной формы монумента и городской среды. М.: Сов. Художник, 1982. - 159 с.

.   Турчин B.C. Образ двадцатого века в прошлом и настоящем. М.: изд. Прогресс-Традиция, 2003. - 648 с.

.   Туманов И.Н. Трансформация в искусстве: формы и проявления. Волгоград, 1999 г.

.   Тюнина Е. Скульптура как материализация мысли. Форма. Весна. 2001 г. С.56 -57.

.   Хайдеггер М. Искусство и пространство, «Бытие и время». Москва, издательство «Республика», 1993г.

46. Художественные модели мироздания Кн. 1 взаимодействие искусств в истории мировой культуры: [в 2 т.] И.А. Бондаренко, Н.А. Виноградова, Н.А. Володина [и др.]; под общ. ред. В.П. Толстого; отв. ред. 1-го т. В.П. Толстой, Д.О. Швидковский. - М. НИИ РАХ 1997г.

47. Чепоров Т. Старое и новое об Эрнсте Неизвестном. - Искусство, 1990 г., №3, 47-50.

48. Шмидт И.М. Беседы о скульптуре. М., Искусство, 2003 г.

49. Щуплов А., Неизвестный кентавр «Я был и человеком, и скотиной»,- говорит о себе знаменитый скульптор / «Российская газета» - Неделя №3319, 11.10.2003г.

.   Якимович А.К. Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира. От импрессионизма до классического авангарда, М. Искусство, 2003 г. 490 с.

51. Янсон X.В., Энтони Ф. Основы истории искусств, 1992 г.

Содержание

Введение

Глава 1. Новые принципы пластического мышления XX века

Анализ конструктивных особенностей скульптуры рубежа XIX-XX веков

Новый пространственно-временной и пространственно-пластический образ скульптуры XX века

Глава 2. Творчество Э. Неизвестного

Биография. Основные этапы творчества скульптора

Творчество Э. Неизвестного как создание концепции новой интеллектуальной скульптуры

Заключение

Список литературы

 


Введение

Человек постоянно взаимодействует с окружающим миром. Его окружает материально сформированная действительность. У каждой эпохи свой идеал красоты и свое направление в искусстве. У любого времени свой способ художественного видения. Смена культурных и исторических эпох означает радикальное изменение в понимании функций искусства. Парадоксальный ХХ век потребовал поиска новых принципов скульптуры и выражения в скульптуре миропонимание и мироощущение данного времени. Стремление упорядочить мир и создать общую концепцию этого искусства не дали положительных результатов.

Если спросить любого человека, знает ли он, что такое скульптура, «конечно, да»,- ответит он. Но если спросить его, что он понимает под словом «скульптура», имена каких великих скульпторов ему известны, какими средствами скульптор выражает свой замысел - то на все эти вопросы не каждый ответит сразу. На такие простые вопросы ответит не каждый, а если задуматься, много ли мы знаем о скульптуре прошлого столетия? Искусство ваяния играет большую роль в нашей жизни. Отражая прекрасное в действительности, оно, в свою очередь, формирует наше сознание, наш вкус и наши представления о прекрасном. Именно поэтому, я в своей научной работе обратилась к анализу конструктивных особенностей скульптуры XX века, а затем и к творчеству выдающегося гения ХХ века, Эрнсту Неизвестному, через его творчество можно проникнуть в мир скульптуры и проникнуть в суть идей самого мастера. Его работы поражают своим великолепием, сложностью форм, всей полнотой чувств заложенных в этих творениях. Восхищает индивидуальность его произведений, они не похожи ни на что, своеобразны и интересны. Про этого мастера мало кто знает, но его работы заслуживают уважения, постепенно снимается завеса тайны с творчества этого Титана.

Актуальность темы исследования: Пробуждение интереса к проблемам морфологии формообразования «изображенного» пространства происходит в 1990-е годы, когда и художественное, и научное творчество могли развиваться, не основываясь и не руководствуясь идеологическими установками. В настоящее время опубликование ряда новых как зарубежных, так и отечественных научных исследований позволяет восстановить адекватную картину развития искусства скульптуры XX века. Однако в современном отечественном искусствознании, по сравнению с западноевропейским и американским, теоретическое осмысление особенностей развития и бытования искусства скульптуры в культуре XX века представлено значительно меньше. Кроме того, сегодняшнее российское искусствознание больше внимания уделяет другим видам художественного творчества, в результате чего искусство скульптуры остается на периферии исследовательских интересов.

Тенденции развития искусства скульптуры XX века, взятые в их соотнесенности, не получили должной теоретической интерпретации и не осмыслены в контексте научного знания, что затрудняет их исследования и анализ. Таким образом, актуальность данного исследования определяется необходимостью научного, культурологического осмысления пространственно-пластических и пространственно-временных аспектов в искусстве скульптуры XX века, что отвечает важнейшим идеям времени, отражает динамические процессы культуры в целом и в искусстве в частности.

Объектом исследования курсовой работы является скульптура ХХ века, как абсолютно новое явление, отражающее понимание и мировоззрение эпохи.

Предмет исследования: пространственно-пластические и пространственно-временные характеристики скульптуры прошлого века.

Цель работы: анализ трансформации пластического образа в XX веке.

Достижение основной цели исследования осуществляется по средствам постановки и решения следующих задач:

· Анализ конструктивных особенностей скульптуры прошлого столетия;

·   Теоретическое обоснование пространственно-пластических тенденций в скульптуре XX века;

·   Исследование творчества Эрнста Иосифовича Неизвестного;

·   Осмысление новой интеллектуальной концепции скульптуры Э. Неизвестного.

Основной проблемой рассматриваемой в исследовании является направленность творческого метода Э. Неизвестного на скульптуру будущего. Произведения Неизвестного - это прообраз скульптуры будущего.

Для рассмотрения и исследования интересующей темы необходимо обращение к определенному кругу литературы, которая посвящена культуре и искусству XX века, основным стилям этого искусства. Особый круг научных исследований составляют искусствоведческие труды, посвященные осмыслению художественной культуры XX века в целом. Здесь необходимо отметить отечественные работы, направленные на критический анализ художественной теории и практики XX века (В.М. Полевой, Л.Я. Рейнгард, В.С. Турчин). Научное осмысление предпринимается в работах ученых разных областей гуманитарного знания. Осмыслению различных аспектов природы и сущности художественного пространства как категории бытия и познания посвящены работы М. Хайдеггера, 3. Гидиона. Отдельную группу исследований составляют научные труды, посвященные исследованию взаимодействия объема и пространства в скульптуре XX века, а также проблемам синтеза искусств. Наиболее интересными и плодотворными в этом аспекте представляются труды отечественных авторов - B.C. Турчина, Н.И. Поляковой. Биография художника и его воззрения на искусство XX века открывают книги А. Сечевого, А. Щуплова, статьи Л. Панфилова. Для полного понимания творческого метода Э. Неизвестного было необходимо непосредственное обращение к его статьям и трудам.


Глава 1. Новые принципы пластического мышления XX века.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-25; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.201 (0.065 с.)