Приемы, техники и технологии рефлексии учебной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемы, техники и технологии рефлексии учебной деятельности



Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Рефлексия в обучении – это мыследеятельностный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом своей учебной деятельности.

Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения в дальнейшем ее эффективности. Осмысливая собственную образовательную деятельность, человек акцентирует внимание, как на продуктах деятельности, так и на структуре самой деятельности, которая привела к созданию данных продуктов. Рефлексивная деятельность позволяет осознать свою индивидуальность, уникальность, определить свои сильные и слабые стороны в деятельности, которые высвечиваются из анализа деятельности.

Рефлексивная техника "ПОПС-формула" (автор - профессор права Дэйвид Маккойд-Мэйсон из ЮАР)

Участникам предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:

П – позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С – следствие (или суждение)

Первое предложение (позиция) начинается со слов:
«Я считаю, что …».
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
«Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:
«Я могу это доказать это на примере …».
Четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Изменение содержания и методов обучения при осуществлении деятельностного подход меняет систему оценивания. В качестве основного результата важен как факт усвоения учащимися информации самой по себе, так и осознание и принятие им ценности как личночностно значимой. Принятая в школе пятибалльная система оценивания ориентирована на оценку знаний, умений и уровня подготовки учащихся. Данная установка предопределила следующие критерии оценивания:

1.Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

2.Умение анализировать и делать выводы

3.Иллюстрация своих мыслей

4.Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

5.Работа с ключевыми понятиями

6.Причинно-следственные связи

Очевидно, что критериальная шкала не позволяет перевести в отметку (а, значит, показать значимость достижения) наличие мнения и ценностных установок. Такая ситуация ведет к убеждению педагогов, учащихся, родителей, администрации школы (т.е. всех участников учебного процесса, заинтересованных в справедливом процессе оценивания) в неважности достижений учениками личностных результатов обучения. Мне кажется, что сложившаяся ситуация требует переосмысления подходов к оцениванию в школе. На сегодняшний день разработаны альтернативные варианты оценивания учебных достижений учащихся: «портфолио», рейтинговая оценка, зачетная система, нетрадиционная шкала оценивания (10 и 100 балльная), но широкого применения в практике школы пока не нашли (за исключением ЕГЭ).

Учитывая вышеизложенные замечания по проблеме оценивания личностных достижений учащихся, в практической деятельности попыталась разрешить имеющееся противоречие, исходя из следующих принципов:

· оценивание должно основываться на поставленных целях и показывать степень успешности их выполнения;

· следует стремиться к получению максимально объективной оценки.

Следовательно, необходимо определить критерии, которые позволяют оценить уровень достижения учащимися личностных результатов. В статье А.Н. Иоффе «Проблема оценивания в гражданском образовании», опубликованы критерии оценивания, где наряду с традиционными (ориентированными на оценку знаний, умений, навыков), выделяется критерий «Ценностные ориентиры», который подразумевает:

 - оценку и самооценку;

- занятие твердой аргументированной позиции;

- применение знаний на практике.

- умение видеть рациональное в альтернативных взглядах (критерий открытости мышления);

- восприимчивость к процессу обучения;

-умение слушать.

Учет данного критерия оценивания помогает ответить на вопрос: «Что должно обязательно оценивается на уроках историко-обществоведческого цикла?». А также разработать (совместно с учащимися) собственные критерии, позволяющие выявить отношение учащихся, их позицию и ценностные установки.

Критерии 1. На основе различных авторитетных точек зрения и понимания объективных закономерностей, давать собственную оценку событий, процессов, фактов и т.п. (Существует две модели развития новых индустриальных стран - Азиатская и Латиноамериканская - сформулируйте в чем их отличия и оцените с точки зрения перспектив развития России?)

Критерий 2. Умение предвидеть, прогнозировать то, как будут развиваться события (Как развивалась бы наша страна, если бы покушавшийся на премьер-министра Багров промахнулся, оставив в живых Петра Столыпина? (как вариант, убит был государь император Николай II)? Как изменилась бы политическая истории СССР, если в политической борьбе 20х гг. победу одержал Троцкий? Как изменились бы судьбы моих предков, не случись революция 1917-1922 гг.? (на примере истории своей семьи).

Альтернативный путь развития нашей страны, в случае прихода к власти после смерти И.В. Сталина Л.П. Берии, или Г.М. Маленкова.)

Критерий 3. Предлагать свои варианты действий. Например, итоговое занятие элективного курса «Азбука власти» проходит как урок-моделирование, на котором происходит вовлечение учеников в процесс принятия решений. Моделирование сконцентрировано на проблеме, отражающей реальную жизнь, что обеспечивает острую дискуссию, ребята высказывают и отстаивают выбранную позицию, учатся защищать собственные интересы и при этом находить компромиссное решение, устраивающее всех.

Роль "подводящий итоги"

Ученик участвует в управлении обучением, выполняя роль "подводящего итоги". Он скажет, какая мысль (вывод, результат...) на уроке была, по его мнению, главной.

8. Приемы и техники задавания домашнего задания

Обсуждаем д/з (домашнее задание)

Учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен?

При этом, естественно, изученный материал еще раз просматривается. Сильный учитель не даст манипулировать собой при таком обсуждении, но всегда учтет и мнение учеников. Прием при регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения д/з.

Прием особенно хорошо работает, когда способы и виды домашнего задания, которые обычно дает учитель, достаточно разнообразны.

Три уровня д/з

Учитель одновременно задает д/з двух или трех уровней.

Первый уровень - ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и ПОСИЛЬНО любому ученику, за обучение которого вы беретесь.

Второй уровень задания - ТРЕНИРОВОЧНЫЙ. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. По усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.

Третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это - ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой.

Интегративные задания

Отмечая, что домашняя подготовка учащихся выступает неотъемлемой частью обучения, В.И. Загвязинский относит ее к дополнительным внеурочным формам организации обучения, которые должны органически дополнять урок и составлять систему работы, предусмотренную тематическими и календарными планами.

Учитель информатики кадетской школы. Хабаровска Ядыменко Н.С. характер домашних заданий подбирает с учетом использования информационных способов, конструкторов создания моделей, проектов, смыслов (коллаж, графы, дерево понятий и т.д.). Например, используя интеграцию с предметом «география», предлагает ученикам в электронном виде создать кластер по теме: «Индия».

Все эти способы ученики применяют в качестве подготовки презентаций, оформления лабораторных работ, создания таблиц. По согласованию с учителями других предметов ученикам предлагаются интегрированные задания следующего вида:

1. Построить генеалогическое древо Рюриковичей

2. Создать таблицу по теме: «Фотосинтез», «Структура молекул ДНК, РНК»), построить сравнительную таблицу по теме «Идеологии Европы XIX века»

3. Построить график среднемесячной температуры в Хабаровске

4. Составить алгоритм вычисления площади треугольника

5. Подготовить презентацию по теме: «Youthproblems», «Япония», «Китай», «Анализаторы и органы чувств»

6. Сделать информационный буклет по теме: «Рекреационные ресурсы мира», «Спирты», «Электролиз» и т.д.

В результате, при подготовке к другим предметам, ребята активно пользуются знаниями, полученными на уроке информатики: редактируют и форматируют тексты, создают презентации, графики, диаграммы, выкладывают материалы на сайты, активно пользуются возможностями Интернета и т.д

Такой элемент интеграции является полезным не только учащимся, которые осознают связь информатики с другими предметами, развивают их логику, мышление, а также учителям-предметникам, которые уже будут знать, на что способны их ученики и какое очередное задание им можно предложить выполнить с использованием компьютера.      



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.011 с.)