Логико-смысловое моделирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логико-смысловое моделирование



Логико-смысловое моделирование – метод представления понятия в виде логико-смысловой модели.

Ценность технологии в том, что она не только повышает эффективность освоения учебного материала, но и является инструментом успешного формирования ключевых учебных компетентностей. В основе технологии лежит моделирование содержания – один из приемов проектной деятельности. Оно заключает в себе две тенденции: сначала разложение содержания на элементы (анализ), потом – объединение этих элементов (синтез). Создание модели привлекательно тем, что позволяет «свернуть», скомпоновать объемную информацию.

В основе технологии лежит моделирование содержания – один из приемов проектной деятельности. Оно заключает в себе две тенденции: сначала разложение содержания на элементы (анализ), потом – объединение этих элементов (синтез). Создание модели привлекательно тем, что позволяет «свернуть», скомпоновать объемную информацию.

ЛСМ – технология, объединяющая вербальную и визуальную подачу материала. В ЛСМ производится структурирование содержания, связывание элементов структуры. Модель позволяет одновременно увидеть всю тему одного занятия или даже цикла занятий и каждый ее элемент в отдельности. 

ЛСМ состоит из двух компонентов: смыслового (ключевые слова) и логического (порядок расположения смысловых единиц – это график – система координат, связывающий эти слова-понятия по смыслу).

Ниже представлены логико-смысловые модели, разработанные преподавателем математики агропромышленного техникума р.п. Хор Тешабаевой Г.В., 7 логико-смысловых моделей: «Арифметические действия», «Портрет стереометрии», «Симметрия», «Тригонометрия», «Формулы тригонометрии», «Синус угла», «Свойства sin , cos , tg , ctg ».

 

 

 

«Упаковка большого учебного материала в модели, активизируя практически все мыслительные процессы, позволяют обучающимся целостно увидеть и осознанно усвоить содержание тему. Модели впоследствии играют роль мини-справочника.

Прием «Кластер»

Алгоритм создания кластера:

· В центре чистого листа пишется ключевое слово, название рассматриваемой темы.

· Вокруг пишутся в «окошках» основные свойства, определения, понятия, характеристики, предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (Модель «Планета и ее спутники»).

· По мере записи появившиеся слова соединяются стрелками, показывающими связи с ключевым понятием, образом или чем-то еще. У каждого из «спутников» таким образом, появляются свои «спутники», устанавливаются логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста.

Иногда ключевое слово располагают вверху, и ветви «гроздья» опускаются вниз, как гроздья винограда. Такой вариант хорошо воспринимается обучающимися и представляется более логичным.

Кластерная схема не является строго логической и позволяет охватить избыточный объем информации. Поэтому в ходе работы над понятием необходимо следовать цели развития темы.

Вот пример кластера по электротехнике, который составили учащиеся преподаватель физики и электротехники агропромышленного техникума р.п. Хор Овчинниковой Е.А.

 

 

Метод «Дерево понятия»

Графическое построение дерева понятия

Чтобы строить и воспроизводить понятия правильно, нужно знать основные требования к логическому определению понятий. К ним относятся:

1. Определение понятия должно быть научным. Это означает, что определяя то или иное понятие, нельзя исказить его научный смысл.

2. Определение понятия должно содержать указание на ближайшее родовое понятие.

3. Определение понятия не должно быть тавтологией, т.е. повторяющейся в иной словесной форме ранее сказанное. Сущность такой ошибки заключается в том, что понятие определяется через само себя.

4. Определение понятия должно быть достаточным. Это означает, что в «дереве» понятия должны быть указаны все признаки, позволяющие однозначно выделить объекты определяемого понятия. Если же это требование нарушается, то под определение понятия можно подвести не только объекты определяемого понятия, но и другие объекты.

5. Определение понятия не должно быть избыточным, в нем не должно быть лишних, являющихся следствием других признаков определяемого понятия.

6. Для составления ДП можно использовать кроме учебника различные дополнительные источники информации: словари, справочники, энциклопедии и пр.

Примеры сконструированных «деревьев» понятий: 

 

ОКРУЖНОСТЬ

замкнутая плоская кривая

 

                     множество точек плоскости, равноудалённых от данной точки

 

 

 


множество точек внутри окружности                                           внешняя часть плоскости

 

 


центр   радиус    хорда      диаметр     касательная общая точка прямой                                                                                                                                                                        и окружности

 

середина расстояние прямая АВ    хорда,

от каждой точки              проходящая через центр

           окружности до центра

 

                                   соединяет 2 точки окружности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.77.195 (0.009 с.)